Меню

Дачи в петровском парке

Нарышкинская церковь в Петровском парке

Продолжение Часть 2

После завершения строительства Петровского путевого дворца, знать стала приобретать земельные участки под строительство дач в окружавшем путевой дворец Петровском парке. Среди знатных жителей Москвы стало модным строить дачи в Петровском парке.

Дачи в Петровском парке были аналогом современной Рублевки.

Началась раздача земель вокруг Петровского путевого дворца. Если приобретался участок, было правило — строить дом фасадом к Тверскому тракту. Цветовая гамма и архитектура строений утверждалась особой комиссией. В Петровском парке кипела культурная жизнь города. В парке был выстроен театр. Он находился на месте современного стадиона Динамо. В Петровском парке да сих пор есть аллея, название которой – Театральная. Было построено еще одно знаменитое здание – воксал, т.е. танцевальный зал на английский манер. В нем часто выступали цыгане, устраивались танцы и званые вечера. Было модно посещать вокзал.

В парке был зверинец.

В дальнейшем, в Петровском парке стали строить дачи люди попроще – купцы и люди других сословий среднего достатка. Правительством Москвы выдавалась ссуда на строительство дач до 5000 рублей.

Одной из достопримечательностей парка является церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот храм еще носит название церкви Нарышкиных, по имени Анны Дмитриевны Нарышкиной, на деньги которой стоилась эта церковь. Фото этого храма размещено в начале статьи. Единственная дочь Анны Дмитриевны графиня Мария Булгари, умерла в довольно молодом возрасте, а спустя несколько лет на даче в Петровском парке умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. После таких тяжелых потерь Анна Дмитриевна и решила выстроить храм в Петровском парке. Она подала прошение на имя императора Николая I и святителя Филарета Московского о том, чтобы ей разрешили начать строительство храма . Строительство осуществлялось на земле Дворцового ведомства, и на все его этапы требовалась виза императора. Этим храмом в Петровском парке мы любуемся до сих пор, хотя он много раз перестраивался.

В парке вы можете полюбоваться виллой «Черный лебедь», принадлежащей знаменитому меценату Николаю Рябушинскому. Отцу Николая, Михаилу Яковлевичу Рябушинскому, принадлежал ряд мануфактур. После его смерти его восьмерым сыновьям досталось колоссальное наследство – более 2 млн рублей, что по тем временам было баснословно огромной суммой. Но в отличие от братьев, Николай не интересовался ни промышленностью, ни торговлей, ни банковским делом. В семье его считали шалопаем и транжирой. У него даже было прозвище «Шалый». Николай Рябушинский искал и собирал молодые художественные таланты и старался дать им путевку в жизнь. Он организовал литературное общество «Золотое руно», в которое входил Андрей Белый, Гиппиус, Бальмонт, Волошин, Сологуб. Он устраивал и художественные выставки, в частности, вошедшая в историю русского искусства серебряного века выставка «Голубая роза» . “Шалый» заказал для себя виллу в Петровском парке. Ее построил Архитектор Адамович. Денег на постройку виллы «Шалый» не жалел. Была заказана изысканная мебель. На ней, на посуде, столовом серебре – везде была эмблема – черный овал с лебедем. Во дворе были посажены экзотические деревья. В парке гуляли павлины, а в собачьей будке жил леопард. На вилле был зверинец и львятник. В последствии,эту виллу Николай Рябушинский проиграл в карты Леону Манташеву. На здании и сегодня имеется вензель Леона Манташева — ЛМ.

После революции здание занимала чрезвычайная комиссия. Во дворе бывшей виллы расстреливали священников. Сам «Шалый» эмигрировал во Францию. После смерти его похоронили на кладбище в Ницце.

Дом -музей А.М. Горького

Кстати, один из братьев Николая, Степан, имел особняк, построенный Шехтелем на Большой Никитской улице. Это здание, по тем временам, было очень комфортабельным, с лифтом. Шедевр Шехтеля выполнен в стиле модерн. Особняк украшают мозаики. После революции особняк был подарен советскому классику Максиму Горькому. Сейчас в этом особняке расположен музей — квартира Горького. Советую каждому, кто любит прекрасное, посетить этот музей. Он поражает роскошью, гармонией и необычностью. Конечно, в советское время здесь многое переделано и изменено, и не в лучшую сторону, но впечатление от детища Шехтеля очень сильное.

Но вернемся к Петровскому парку. В парке было несколько ресторанов. Один из них –ресторан «Эльдорадо». Ресторан «Эльдорадо» был филиалом знаменитого «Яра».

В нем выступали цыгане. Купечество бросало состояния к ногам цыганок. В зале был аквариум с осетрами. Гость выбирал рыбу, ее ловили сачком, делали на плавниках метку, готовили и подавали блюдо с рыбой, а украшением был плавник с меткой. В советское время в здании бывшего «Эльдорадо» располагался Дом Офицеров академии им.Жуковского, которая тогда располагалась в Петровском путевом дворце.

Другой ресторан — «Аполло» . Сейчас в нем – музей Космонавтики.

Памятник собаке Лайке

Еще на территории парка располагались ресторан и гостиница «Мавритания». Это здание описано в романе Толстого «Воскресение», в этой гостинице умер купец Смельков, в гибели которого была обвинена Катюша Маслова. Само здание имеет весьма неинтересный вид. В советское время и сейчас в нем располагается Научно-исследовательский испытательный центр Авиционно-космической медицины. В нем готовили собак к полету в космос. Перед зданием стоит памятник собаке Лайке, которая была первой собакой, отправленной и космос. Лайка не должна была вернуться на Землю. Спутник с ней должен был сгореть на орбите. На памятнике – стихи, посвященные Лайке. Стихи не блещут художественной ценностью, но очень трогательные.

После Великой октябрьской революции Петровский парк постигла еще более горькая участь, чем Петровский дворец. Нет больше «Рублевки» 19- начала 20 веков. Исследователи приводят страшные данные о расстрелах, производившихся в парке в 1917-1919 годах.
Окончательно парк исчез в 1928 году, когда на его территории развернулось строительство стадиона «Динамо». Дачи были снесены, пруды засыпаны. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть парка рядом с Петровским дворцом.

moscow_gothica

Готическая архитектура Москвы

У Викулы Елисеевича Морозова, внука основателя знаменитой русской купеческой династии Саввы Васильевича, было 12 детей. Их них — 5 сыновей, старший из которых, Алексей Викулович, унаследовал дело отца, скончавшегося в 1894 году. Тремя годами спустя А. В. Морозов с братьями учредил «Товарищество Саввинской мануфактуры В. Морозова, сыновей, Ивана Полякова и Ко» близ с. Саввина Богородского уезда. Но в 1900 году Алексей отошел от дел — он увлекся коллекционированием. Собственником Товарищества стал его младший брат — Иван Викулович.

В ноябре 1908 г. пайщики предприятия обратились с заявлением о целесообразности объединения «Товарищества Саввинской мануфактуры» с Товариществом мануфактуры «Викулы Морозова с сыновьями» в местечке Никольском. Данное предложение объяснялось тем, что Саввинская фабрика производила пряжу и товары для Никольской мануфактуры и являлась как бы отделением последней. При Иване Викуловиче Морозове Никольская мануфактура В.Морозова приобрела особую славу. Число рабочих на ней возросло до 13 тысяч, а основной капитал увеличился в 1914 году до 10 миллионов рублей. Фирма закупала хлопок в Америке, Египте, Персии и Средней Азии. Оптовые склады ее находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе, Ташкенте, Омске, на Нижегородской ярмарке. За высокое качество выпускаемой продукции Товарищество трижды было награждено правом пользоваться изображением Государственного герба. Для рабочих И. В. Морозов построил в Никольском новые казармы, больницу, училище, два стадиона. На свои средства он содержал в Орехово-Зуево знаменитую футбольную команду «Клуб-Спорт «Морозовцы»», слава которой гремела на всю Россию.

Все Морозовские мануфактуры производили товар высокого качества. Знаменитый промышленник П. Рябушинский так писал об этом: «Морозовский товар можно брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли». Морозовы открыли магазины розничной и оптовой торговли в Иране, Монголии и Китае. Торговали бархатом, вельветом, ситцами. Еще при Викуле Морозове были открыты и постоянно торговали лавки на Харьковской и Полтавской ярмарках, а также на Нижегородской, самой крупной в России, работали склады в Ирбите.

Смотрите так же:  Пицца парк культуры доставка

В 1895 году в Петровском парке для Ивана Викуловича Морозова была построена загородная дача. Автором проекта был Федор Осипович Шехтель, который уже не первый раз сотрудничал с Морозовыми — достаточно вспомнить такие его впечатляющие работы, как особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке или роскошные интерьеры, выполненные в особняке старшего брата Ивана Викуловича, Алексея. Формат дачного дома был тогда еще в новинку — аристократия и купечество предпочитали особняки и большие усадебные дома. Но дачная архитектура, отличительной чертой которой была легкость, уже активно развивалась, и Шехтель создал для Ивана Викуловича талантливый синтез готики и горного шато, почти до предела романтизировав общий стиль — эти воздушные домики как будто сошли со страниц сказок братьев Гримм. Увы, но это прекрасное произведение было почти полностью разрушено в советское время, лишь от здания конюшни сохранился небольшой фрагмент.

Призовые конюшни и манеж И. В. Морозова во дворе владения.

Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской,
Тютчевской и других международных литературных премий

«…Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой…»
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Наполеон пробыл в Кремле недолго. Москва уже горела, Кремль был объят пожаром, продовольствие подвозить туда было невозможно. Император принял решение переехать в путевой или «подъездной» Петровский дворец. Он сохранился с тех пор в первозданном виде.

Однако есть серьезное препятствие для того, чтобы попасть в сам дворец. В нем сейчас расположен дорогой отель. Но экскурсии внутрь все-таки проводятся отдельными туристическими фирмами, которые можно найти в Интернете.
А вот в Петровский парк, расположенный вокруг дворца и не менее исторически ценный, попасть можно легко. Дворец и парк расположены на Ленинградском шоссе, круглое здание, построенное из красного кирпича с белым орнаментом, выделяется в зеленом убранстве парка.
Издавна дорога на Тверь была важнейшим путем, связывавшим Москву с Волгой. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и этим все сказано — дорога, связывающая две столицы России — это, думается, первая по значимости дорога страны, во всяком случае трасса особого статуса.
Подмосковные земли в этой части издавна принадлежали ямщикам Тверской-Ямской слободы, здесь были пахотные поля и несколько небольших сел. Село Петровское-Зыково принадлежало Высокопетровскому монастырю, основанному по преданию еще при Иване Калите в 1326 году. Первое упоминание об этом монастырском владении относится к 1498 году, когда в межевой грамоте определены границы владения и прилежащих сел.
В 1682 году на территории монастыря были захоронены братья царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, Иван и Афанасий, убитые во время стрелецкого бунта. И поэтому, когда Петр I стал царем, царица-мать начинает в полную силу помогать монастырю. В это время появляется первое известие о сельце Петровском. В переписной книге 1704 году читаем, что оно появилось после 1678 года, и в нем числятся «двор монастырский, в нем мирских людей жителей никого нет; двор скотной, а в нем живут служебники для работы в трех избах», а за «двором» еще четыре двора служебников (работников, которые служили за жалование). Всего в селе проживало тридцать два человека. В 1764 году земли и крестьяне перешли в государственное владение, но монастырский двор остался за прежними владельцами. Крестьяне работали извозчиками, платя оброк.
В 1774 году после народных гуляний, которые устроила Екатерина II по случаю Кючук-Кайнарджийского мира, она заказала архитектору Михаилу Казакову строительство каменного дворца у села Петровское-Зыково на землях Высоко-Петровского монастыря.
Почему историю создания Петровского дворца предваряет упоминание о Кючук-Кайнарджийском мирном договоре? Этот договор явился завершением второй (1768—1774) из шести русско-турецких войн XVIII—XIX веков, которые Россия вела за выход к Черному морю и обладание Крымом. Договор не только принес России выход к Черному морю и протекторат над Крымом. России переходили города Керчь, Еникале, Кинбурн, Кабарда. Кроме того, она получила право строительства военно-морского флота на Черном море, и ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы. Этой славной победе русского оружия и были посвящены гуляния на Ходынском поле или, как его тогда называли, Ходынском лугу.
Для проведения празднеств Екатерина заказала придворному архитектору Василию Баженову построить на Ходынском поле город-театр. Само поле представляло собой аллегорию Черного моря, павильоны носили имена крепостей — мест военных сражений, увеселительные сооружения изображали отвоеванные города.
Поскольку Екатерине очень понравилось все, что она увидела на празднике, включая сооружения, Петровский дворец по ее повелению был спроектирован в «турецком стиле», как и павильоны торжеств на Ходынском поле. Есть также предположение, что прообразом дворца был взят Храм Святой Софии в Константинополе, но в XVIII веке это уже Стамбул — столица Османской империи.
В 1777 году было закончено сооружение стен главного корпуса, а через год в нем уже шли отделочные работы, завершившиеся в основном к 1783 году. Двери второго этажа и все шестнадцать дверей нижнего Круглого зала были украшены медальонами. Внутренние и наружные украшения дворца выполнил мастер Иоганн Юст. Центральный трехэтажный корпус дворца, увенчанный куполом, окружали флигеля в виде крепостных стен с башнями, напоминавшие турецкие минареты. Фасад с главным входом был обращен к Санкт-Петербургской дороге, второй вход — к парку.
Но внутренняя планировка походной императорской резиденции была выдержана в классическом стиле.
В барабане высокого купола центрального Круглого зала были устроены стрельчатые окна. Свет, проникавший через них, придавал воздушность и легкость всему помещению. Были предусмотрены четыре зала для проведения церемониалов. Построена парадная внутренняя лестница с позолоченной лепниной и портретами царей.
Но Екатерина II остановилась во дворце лишь однажды в 1787 году, когда она решила, что любящий ее народ не составляет опасности и отослала всю охрану и свиту, чтобы побыть одной. На подступах к дворцу образовалась давка, напугавшая ее.
В 1797 году на въезде в старую столицу, где короновались и венчались все царские особы, перед своей коронацией остановился император Павел I. С тех пор традиция остановки перед коронованием в Путевом дворце прижилась среди Романовых.
4 сентября 1812 года Наполеон со своими придворными и штабом выдвинулся из Кремля, да собственно и из Москвы в Петровский дворец. Известно, что сначала проводник специально завел их в Арбатские переулки, которые пылали. Солдаты французской армии вывели Наполеона к Дорогомиловскому мосту, откуда штаб добрался до села Хорошево и до Петровского дворца. Наполеон писал в своих воспоминаниях, что сила московского пожара была такова, что со стороны Москвы стены дворца были раскалены.
«…Этот ужасный пожар все разорил, — заключил Бонапарт. — Я был готов ко всему, кроме этого. Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу?»
Как и многое другое в Москве, Наполеон «сдал» дворец в нетронутом виде, а вот русские мародеры потом разграбили его до основания. Он был сожжен и на долгие годы погрузился в забвение.
Поскольку эти места были близки к Москве, среди рощ и полян высились дачи, небольшие кафе. И лишь спустя пятнадцать лет после войны с французами эти места было решено благоустроить и превратить в ландшафтный парк. Тогда-то и стали здесь строится новые аристократы. Строительство парка и планировку возглавил генерал и сенатор А. А. Башилов, в честь которого названы теперь улицы в этих местах.
Так, с 30-х годов XIX века Петровский парк стал популярен среди москвичей, которые любили выезжать сюда на прогулки, концерты и в летние театры. Здесь были построены ресторации, зверинец, деревянное здание с галереей для концертов, единственное в своем роде, так называемый воксал по образу воксалов Грога в Нескучном саду и Медокса в Таганской части. Здесь под раскаты полковой и цыганской музыки устраивались танцы, званые ужины, коммерческие игры. Рядом с воксалом разбили детскую площадку с аттракционами.
В этом месте дебютировал в десятилетнем возрасте на своем первом публичном концерте Антон Рубинштейн — виртуозный пианист, композитор с мировым именем, основатель Петербургской консерватории, ее первый директор. В парке были вырыты пруд и специальная канава для подачи воды из «бутырского болота», возведены две плотины, высажены первые деревья (дубы, лиственницы, клены, липы). У пруда сделали мостики, к которым подвели пешеходные дорожки. Для инвалидов Отечественной войны 1812 года построили специальные павильоны в готическом стиле.
Стараниями Башилова была проложена дорога к Камер-Коллежскому валу, отремонтировано Петербургское шоссе. Здесь, во дворце, на квартире у своего приятеля Д. Розена останавливался Михаил Лермонтов. Вот как он писал в письме об этом пребывании в Путевом дворце: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело.… от здешнего воздуха потолстел в два дни…»
В 1836 году земли вокруг дворца стали раздавать желающим построить здесь дачи, но с условием, что они будут достойной архитектуры и с фасадом в сторону шоссе. Разрешалось строить и двухэтажные особняки, но под контролем власти.
На землях парка разрешалось открывать кофейные домики и овощные лавки; строительство трактиров и постоялых дворов запрещалось. Осип Бове — гениальный архитектор — избрал для своей дачи эти места.
В Петровском парке в мае 1827 году московские друзья прощались с уезжавшим в Петербург Пушкиным. Здесь у В. П. Боткина в 1855 гостил Н. А. Некрасов. А в 1858 у своего парижского знакомого Д. П. Нарышкина жил приехавший в Россию А. Дюма-отец.
В 1842 году построена и Благовещенская церковь в самом парке на Нарышкинской Аллее. Она была построена на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной после смерти ее дочери и внучки. Мне подумалось, какая это замечательная традиция у русских состоятельных людей того времени — увековечить память о близких в зданиях и памятниках, которые служили бы всему обществу, тем самым делая смерть близкого человека ненапрасной.
Разрешение на строительство церкви дали не сразу, поскольку тогда уменьшились бы доходы другого существовавшего неподалеку прихода. Но Анна Дмитриевна обратилась напрямую к царю.
Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер.
Анна Дмитриевна Нарышкина пожертвовала 200 000 рублей на строительство и 25 000 рублей на обеспечение церковного причта. В церкви есть приделы Симеона и Анны, Ксенофонта и Марии, освященные в память дочери Марии и внучки Анны.
В советское время церковь закрыли и передали Военно-Воздушной Инженерной Академии им. Н. Е. Жуковского. Здание использовалось как склад. Сейчас Благовещенская церковь в Петровском парке отреставрирована и возвращена верующим.
Мемуаристка пишет: «Когда после первой холеры в 1832 и 1833 годах стали разводить парк в том виде, как он теперь, там были дачи Настасьи Николаевны Хитровой, княгини Натальи Сергеевны Трубецкой. Стали раздавать от казны земли, кто желал, и по 5 000 рублей на отстройку.
Тогда сестра Анна Николаевна Неклюдова взяла себе участок на самом шоссе, Озеров Семен Николаевич, Иван Александрович Нарышкин и очень многие; и сделалось модным иметь дачу в Петровском». Тем не менее дачная застройка приобретала все более стихийный характер, количество ресторанов, цыганских деревянных дач разрасталось, и уже в 1900 году городские власти стали тревожиться о потере внешнего вида парка. Но началась Первая мировая война и дворец был передан под госпиталь.
Для подвозки раненых сюда подвели трамвайные пути. При Временном правительстве он продолжал находиться в ведении Московского дворцового управления.
В марте 1917 года в нем размещались лазарет, Петровский районный комитет, милиция, частные лица (графиня Келлер), служители (27 человек) во главе со смотрителем. Уже тогда интерьеры стали постепенно разрушаться. В июле 1917 году было решено передать дворец в ведение городских властей, но после принятия декрета Совнаркома «О конфискации имущества сверженного российского императора. » в июле 1918 года он стал государственной собственностью.
5 сентября 1918 года в рамках осуществления красного террора, то есть в качестве показательной акции, в Петровском парке московская ЧК провела публичный расстрел около 80-ти заложников из представителей высшего чиновничества Российской империи.
С 1919 года дворец был под контролем и управлением отдела по делам музеев Наркомпроса. В июле 1920 года отдел передал дворцовое здание в пользование Главному управлению военно-воздушного флота.
А сам дворец в 1923 году отошел Военно-воздушной Инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского. Тогда же, в 1923 году, здание дворца было переименовано в «Дворец Красной авиации». В память об академии здесь установлены бюсты Жуковскому, основоположнику аэродинамики, и Циолковскому, основоположнику космонавтики.
В 1941 году дворец использовался под штабы авиации дальнего действия и войск ПВО. В послевоенные годы в нем снова разместились учебные аудитории академии, выезжавшей в эвакуацию.
После войны там учился, кстати, и мой дед. Это он обратил мое внимание на этот дворец, когда я маленькой девочкой проезжала с ним как-то мимо мрачноватого в те годы, но все-таки ажурного и необычного здания на Ленинградке. В свою очередь, большая территория парка была отведена под строительство стадиона «Динамо». Дачи были снесены, а пруды засыпаны.
Храм Благовещения был закрыт. В нем был устроен склад Военно-воздушной академии. Вся обстановка, иконы и утварь бесследно исчезли. Почти полностью была утрачена роспись стен и сводов, по композиции «Благовещение» прошла электропроводка. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.
25 сентября 1991 года после долгих переговоров Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его РПЦ. Церковь была отреставрирована. В 1997 году Петровский дворец перешел в ведение московской власти, началась реставрация.
В 2009 году Петровский Дворец был открыт вновь. В главном корпусе заработал музей, в котором разместились залы геральдики, императоров, а также зал истории Петровского Путевого Дворца.
Сейчас во Дворце, как мы говорили в начале, расположены гостиницы и дом приемов Мэрии. Но экскурсии все-таки проводятся, а в парке можно посмотреть, как отдыхала здесь аристократия, как «ходило по всем церквам» московское купечество, Благовещенскую церковь, здания ресторанов «Эльдорадо» и «Аполло», виллу Николая Рябушинского «Черный лебедь».

Смотрите так же:  Картинки галилео парк

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

Две недели тому назад выдался солнечный денёчек, и вот теперь настал тот момент, когда приятно вспомнить эту прогулку в Петровском парке.

1. Петровский парк — сравнительно небольшой кусочек земли, расположенный вокруг Петровского дворца, а 170 лет назад это было самое модное дачное место в старой Москве, нечто вроде современного Рублево-Успенского шоссе. Здесь находились дачи писателя М. Загоскина, актера Михаила Щепкина, дачи князей Щербатовых, Трубецких, Апраксиных, Барятинских, Голицыных, Волконских, Оболенских, Толстых, Талызиных и Нарышкиных.
Дачники Петровского парка хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.

2. И это желание осуществилось по обету одной из владелиц дач. Анна Дмитриевна Нарышкина, действительная камергерша и подруга Екатерины Великой, основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия.

6. На даче в Петровском парке умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари.

7. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки. И в 1842 году она подала соответствующее прошение святителю Филарету, митрополиту Московскому, и государю Николаю I.

8. Первым архитектором был назначен знаменитый Евграф Тюрин, архитектор Богоявленского собора в Елохове и Татьянинской церкви Московского университета. Его проект предполагал возведение храма-копии Петровского дворца, что не понравилось императору. И архитектором Благовещенского храма стал Федор Рихтер, директор Московского Дворцового архитектурного училища, участвовавший в строительстве Большого Кремлевского дворца.

9. Однако первый проект Рихтера император тоже отклонил. Архитектор составил его по мотивам древнемосковского храма Иоанна Предтечи в Дьякове около Коломенского. В следующем проекте, который был утвержден в Петербурге, купол сделан шатровым, а главка самого храма — традиционной московской луковкой.

Смотрите так же:  Парк юрского периода 2019г

10. Прихожанами храма стали и дворовые люди владельцев дач в Петровском парке, и солдаты из военных лагерей Ходынского поля.

11. Храм был торжественно заложен на праздник Благовещения в 1844 году. Освятили его уже в 1847 году. Устроен он был великолепно, щедро, с серебром, позолотой, финифтью, бархатом, и не имел недостатка ни в утвари, ни в богослужебных книгах.

12. А после очередного поновления храма в начале ХХ века, на его колокольне появились уникальные замечательные колокола.

13. Здание перестраивали в 1904 году по проекту В.П. Гаврилова – к нижнему храму была сделана пристройка, в которой 29 ноября 1904 года освятили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Вновь расписали храм только к 1917 году, тогда и сложился окончательно его интерьер. Над росписью трудился Александр Дмитриевич Бороздин, главный художник иконописной мастерской Его Императорского Величества.

14. В 1910 г. по проекту архитектора А.П. Евланова при храме был выстроен каменный двухэтажный дом-причта, в нижнем этаже которого располагалась богадельня.

16. Сейчас идёт частичная реставрация храма, основные работы ведутся на колокольне.

22. На территории храма есть чудесная детская площадка.

23. На одной территории с храмом Благовещения находится и церковь Новомучеников и Исповедников Российских, построенная в 2000-2002 годах (архитектор С.Я. Кузнецов).

25. Благовещенский храм был закрыт предположительно в 1934 году . Его здание передали академии им. Жуковского и устроили в нем склад, полностью уничтожив интерьер. Варварское разрушение Благовещенского храма продолжилось и после войны . Только в 1991 году Военно-воздушная академия освободила здание. А затем последовала долгая, кропотливая реставрация росписи и глав.

27. Только в 1997 году, когда отмечалось 150-летие храма (со дня подачи прошения Нарышкиной), патриарх Алексий II освятил возрожденный храм полным архиерейским чином.

28. Прихожане храма с воодушевлением показывают образ, появившийся недавно на старом дереве рядом с храмом.

МОСКОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ

Московский Благовещенский храм в Петровском парке. Фото 28 ноября 2019 г.

Московский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Московской епархии

  • Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы (верхний главный), правв. Симеона и Анны (придельный), Боголюбской иконы Божией Матери (центральный придельный), прпп. Ксенофонта и Марии со чадами (придельный)
  • Адрес: Россия, 125167, г. Москва, ул. Красноармейская, д. 2, стр. 2г
  • Официальный сайт: http://blagpb.orthodoxy.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.

    В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь — графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.

    Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.

    7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.

    В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

    Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.

    25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.

    Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина — изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.

    13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

    Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2019 года [1].