Меню

Что означает свеча в церкви

Что означает свеча в церкви

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

Свечи, которые верующие покупают в храме , чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений .

Пламя свечи символически обозначает горение нашей души перед Богом.

Поскольку свеча покупается, она есть знак нашей добровольной жертвы Богу и храму Божию .

Свеча выражает теплоту и пламень нашей любви к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых мы ставим свою свечу.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский так объясняет значение свечи: чистый воск означает чистоту и искренность, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают «наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни, воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа, воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами»; огонь свечи «означает обожение наше (то есть естество наше, очищаемое Божественным огнём)».

Поэтому нужно помнить о том, что ставить свечу надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой — пусть даже простой, изложенной самыми обычными словами.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться.

Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники.

Подойдя к святыне, следует 2 раза перекреститься и поклониться, приложиться к святыне — благоговейно поцеловать её, затем ещё раз перекреститься и поклониться. После этого надо зажечь свечу от других свечей (или, если ваша свеча первая, — от лампады на подсвечнике) и поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом — церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).

Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому, которых мы почитаем возжжением свечи. Поставив свечку перед избранным угодником Божиим, следует мысленно произнести: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя человека, за которого молимся)». Надо помнить: чтобы молитвы ваши дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.

Возжигание свечей в храме — это часть службы , это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Чтобы благоговейно и не нарушая благочиния поставить свечи, желательно приходить до начала службы. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием.

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать и вести себя тихо и благоговейно.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности , в соответствии со Священным Писанием, где сказано: «. на подсвечнике чистом должны… ставить светильник пред Господом всегда» (Исх. 27, 20-21; Лев. 24, 1 — 4). Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных «Моисею Господом (Ис.25,31-37).

Смотрите так же:  Церковь салтыкова-щедрина

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (2 Цар. 22, 29). » Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей», — говорит он в другом месте (Пс. 118, 105).

Возжигали свечи и святые Апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались для проповеди слова Божия, молитвы и «преломления хлеба», т.е. таинства Евхаристии. Об этом сказано в книге Деяний св. Апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян.20,8).

С тех пор христиане при Богослужении всегда возжигали свечи.

Это было обусловлено не только необходимостью освящать помещения (и дома и тем более катакомбы) ночью, когда по большей части и происходили молитвенные собрания первых христиан. В этом был глубокий духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан , — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

В Иерусалимской Церкви перед выносом Евангелия всегда несли горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигали все свечи, в знак того, что свет Христов просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады и перед иконами святых, в знак благоговения перед святыней.

Блаженный Иероним пишет: «во всех Церквах Востока, когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный. Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, — говорит святой Софроний , Патриарх Иерусалимский.

Догмат VII Вселенского Собора определяет, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей:

« изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается , яковый и у древних благочестный обычай был».

В послании Германа, патриарха Константинопольского, служившем одним из обоснований решений 7 Вселенского Собора, говорится:

«Пусть не соблазняет кого-либо и то, что пред иконами святых мы делаем освещение и благовонное курение. Совершать это в честь святых придумано в символическом смысле, потому что они упокоение свое имеют во Христе, и честь, оказываемая им, относится к Нему. Чувственные огни суть символ невещественного и Божественного светодаяния, а ароматическое курение — символ чистейшего всецелого вдохновения и преисполнения Духа Святого».

Блаженный Симеон Солунский пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире. «

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о смысле возжигания свечей перед святынями:

«Огонь горящих. свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного».

Зачем в Церкви свечи?

А что такое древний город? Это плотное скопление домов, с узкими улочками, тесными помещениями, плохо развитой канализацией. Естественное освещение, особенно в бедных кварталах, было слабым, и поэтому жители часто пользовались искусственными источниками света – лампадами, факелами, лучинами. Понятное дело, их употребляли и христиане – как в повседневной жизни, так и во время богослужения.

Светильник с самого начала стал играть важную роль в церковном обиходе, потому что евхаристические собрания в основном проходили ночью, а местом их проведения были либо потайные комнаты на какой-нибудь окраинной квартире, либо подземные катакомбы, куда тоже дневной свет не проникал. Открыто собираться на молитву последователи Христа не могли целых три века по причине обрушившихся на них гонений.

В IV веке, когда преследования прекратились, необходимость в светильниках постепенно отпала – христиане стали собираться в просторных храмах-базиликах, и многие службы переместились с ночи на утро или обед. Но, несмотря на это, дневные процессии по-прежнему продолжали освещаться факелами, а в самих храмах даже в светлое время суток горело большое количество лампад.

Было это потому, что понятие «свет» христиане наделяют глубоким символизмом. Вообще, большинство религий мира в той или иной степени считают огонь священным. Он дарит тепло, свет и пищу, но вместе с тем он плавит, разрушает и убивает. Огонь в одночасье и друг, и враг. Его нужно уважать. Так считали язычники. Христиане были знакомы с этими воззрениями. Они, конечно, не поклонялись пламени, но огонь тоже служил им очень важным напоминанием.

В Евангелии Христос называет себя Светом, кроме того в Священном Писании встречаются и другие образы, связанные с огнем. Достаточно вспомнить несгораемый куст, в котором Бог явился Моисею, или же белые одежды Христа, которые буквально сияли, кода Он преобразился перед учениками на Фаворе. Все это и символизировал собою светильник, и христиане стали воспринимать его как видимый знак той иной реальности, причастниками которой они становились во время Евхаристии.

Примерно со времен Средневековья наряду с лампадами в храмах активно стали использоваться свечи. Как и к остальным видам искусственного освещения, к ним сначала было чисто утилитарное отношение. Но постепенно свеча получила ту смысловую нагрузку, которую имеет сейчас – она стала одной из форм жертвоприношения Богу.

Гилберт Честертон однажды написал: «Религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог».

Благодарность играет очень важную роль и в человеческих взаимоотношениях, и в отношениях людей с Богом.

Фото Владимира Ештокина, foma.ru

Внешним знаком благодарности всегда был, есть и будет подарок, который на языке религии называется жертвой.

А какой подарок наиболее ценный? Почти все помнят, как в детстве на уроках рукоделия или рисования делали подарки родителям к 23 февраля или 8 марта. Как приятно было вручить родным маме или папе порой неуклюже сделанную поделку! И пусть она была далеко не шедевром искусства, но для многих родителей и детей эти подарки – самые дорогие. Примерно аналогичное отношение к жертве сформировалось и у христиан – они всегда стремились принести в дар Богу плоды своего труда, самое лучшее и самое дорогое.

Смотрите так же:  Почему церковь была заинтересована в продаже этих грамот

До эпохи Средневековья население было тесно связано с натуральным производством, и поэтому наличные деньги жертвовались редко. В основном приносили готовые плоды своего труда – вино и муку для Евхаристии, воск и сало для светильников, пищу для нищих. Даже богатые люди стремились не просто опустить деньги в ящик, а пожертвовать готовый ценный предмет. Дело в том, что любая жертва должна найти в храме свое применение. БЕЗ ЦЕЛИ жертва не может быть принесена.

И вот, возникает ситуация. Приходит в храм столяр и, например, учитель. Если столяр может принести в храм свое изделие и отдать его на полезное служение (скажем, смастерить красивый шатер над алтарем), то учитель ничего вообще не производит. Его труд – умственный, он дает людям знание. Конечно, можно просто прийти, сказать Богу «Спасибо». Но при этом внутренняя человеческая потребность во внешнем выражении благодарности так и не будет им удовлетворена. Можно опустить деньги в ящик – это наиболее логичный поступок, но все-таки, как показывает опыт,

деньги не способны разогреть душу человека и дать почувствовать сердцем, что он благодарит Бога.

Похожая ситуация возникает, когда даришь деньги на день рождения – вроде бы и подарок, но есть в этом что-то не то.

Появление свечи как жертвы эту проблему отчасти решило. Горящая свеча согревает душу и настраивает на нужный молитвенный лад. По сути, было найдено оптимальное решение, а с течением времени, когда натуральная жертва стала характерна лишь для сельских приходов, свеча стала универсальным средством эмоционального настроя молящегося человека. Так свеча дожила до XX века, пережила революции и до сих пор наиболее часто верующие жертвуют на храм, именно покупая свечи.

Правда, не обходится без искаженного понимания жертвы.

Когда человек благодарит искренне – это одно. Но часто бывает так, что подсознательно за нашим «спасибо» – особенно если оно адресовано более могущественной персоне – кроется банальный принцип «ты – мне, я – тебе». И благодарящий ожидает новых благодеяний от того, кого он благодарит. То же самое иногда приходит людям на ум и в отношении свеч. Многие прихожане верят, что свечами можно манипулировать, и от их количества напрямую зависит размер ниспосылаемой Богом милости. Более того, доходит до откровенно языческой практики, когда некоторые считают, что свечу нужно ставить только правой рукой, зажигать только от лампады и делать это только лично. Иначе, по мнению таких людей, жертву Бог не примет.

И действительно, жертва может быть напрасной. Но именно тогда, когда к жертве (в частности – к свече) проявляется своеобразное магическое отношение. Такая жертва – и вправду бессмысленна, потому что ее цель христианство видит не в «задабривании» Бога, а в очищении нашего сердца. Любая жертва призвана изменить душу человека, помочь ей научиться любви и благодарности.

Именно в ключе жертвы нужно рассматривать и такой непростой момент, как торговля свечами в храме. Обычно светские люди обвиняют Церковь в том, что она продает свечи втридорога и таким неблаговидным способом наживается на прихожанах. Но тем, кто соприкасался с реальной церковной бухгалтерией, хорошо известно, что вовсе не жажда наживы заставляет приход вывешивать ценники на свечную продукцию, а суровая необходимость выжить. Ведь Церковь содержат сами верующие, и, покупая свечу в лавке, мы не батюшке кладем эти деньги в карман, а помогаем приходу, который должен платить за коммунальные услуги, содержать штат священников и служащих, проводить текущий и капитальный ремонт церковных строений, помогать нищим. Купленная нами свечка – это наш скромный взнос в этот многоцелевой фонд.

Свеча, родившись как предмет чисто утилитарный, со временем стала заменой денег и вообще любой натуральной жертвы. И, зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом.

Фото анонса Юлии Маковейчук

Свеча? церко?вная – свеча, предназначенная для особого использования в храме или часовне; горение свечи символизирует молитву верующего, служит выражением его веры, являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери, другим святым, к своим ближним, напоминает о присутствии Божьем; выражает стремление христианина к духовному преображению (подобно тому как воск претворяется в огонь); покупка свечи в храме — пожертвование на содержание и функционирование храма.

Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

В храме свеча пред образом ставится, по обычаю, следующим образом: подойдя к иконе, следует совершить два поясных поклона с молитвой и крестным знамением, поставить свечу, приложится к иконе (т.е. поцеловать ее) и, отступив, сотворить еще один поклон.

Свечи перед иконами в храме следует ставить до начала богослужения, чтобы потом, во время службы, не создавать хождением по храму и передачей свечей неуместной суеты и толчеи, нарушающей молитвенное внимание предстоящих.

За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами).

О домашней свече обычно говорят зажечь, и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить.

Существует хорошая поговорка для тех, чья духовная жизнь сводится к свечам: «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа».

Существует обычай совершать особый чин освящения свечей в праздник Сретения Господня (15 февраля).

Во время келейного (домашнего) молитвенного правила свеча может выполнять роль часов. Затепляем свечу и молимся, пока она горит.

Каков смысл в горящей свече: почему мы затепляем её?

Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Сербский (Велимирович) (+1956):
Во-первых, наша вера – свет. «Аз есмь свет миру», – говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.
Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.
В-третьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», – говорит Спаситель.
В-четвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь.
В-пятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.
В-шестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы.
В-седьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения – это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь.

Смотрите так же:  Можно ли здороваться в церкви

Можно ли ставить свечи о собственном здравии?

Да, конечно можно помолиться о собственном здравии и поставить свечу.

Когда принято на службе всем верующим стоять со свечами?

  • Во время чтения Великого Покаянного канона свт. Андрея Критского (первые четыре дня 1-ой седмицы Великого Поста);
  • вечером Великого Четверга при чтении 12-ти Страстных Евангелий;
  • во время отпеваний, панихид;
  • на крестном ходе на Пасху.

Можно ли ставить свечу для прощения собственных грехов?

Для прощения грехов Спасителем установлено Таинство Покаяния.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 )

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
Тертуллиан

«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».
свт. Софроний Иерусалимский

На глубинном уровне восприятия свеча – это и символ нашей жизни. Человек загорается огнем веры и горит молитвой и добрыми делами, принося всю свою жизнь в жертву Богу и служа светильником для окружающих.
священник Сергий Бегиян

Свеча – это человек. Воск — это тело человеческое, а фитиль — это душа. Если мы свечу не зажигаем, то что идет от свечи? Ничего. Так и душа наша бывает мертвой, когда она не загорается от благодати Святаго Духа.
епископ Городецкий и Ветлужский Августин

Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долг.
преподобный Серафим Вырицкий

О церковных свечах и их значении в Православной Церкви

Зажигание свечей и подсвечников имеет особенное символичное значение в Св. Православной Церкви.

Чистый воск символизирует чистоту и не скверность людей, зажигающие свечи, а мягкость и податливость воска показывает готовность к послушанию христиан к Богу. Горящая свеча символизирует обожание православного христианина, его превращение и очищение огнем Божественной любви.

Зажженная свеча перед иконой является знаком нашей веры и надежды в благодатной Божией помощи, которая всегда дается всем тем, кто с верой и молитвой приходят к Господу и Его святых. Ни одно богослужение не может быть совершено без использования свечей.

Зажигание свечей перед иконами не должно совершаться с холодным сердцем и формально. Это действие сопровождается молитвой – пусть она будет самой обыкновенной, сказанная своими словами.

Порядок зажжения свечей следующая: после того, как купим себе свечи и выбираем куда их поставить, идем к выбранному нами месту (к Распятию Христа, иконам или мощевику со Св. мощами), осеняем себя два раза крестным знамением и соответственно делаем поклон после того как дважды перекрестимся После того, как мы помолимся, снова осеняем себя крестным и делаем третий поясной поклон. Обыкновенно это поясные поклоны. Целуем икону, перед которой зажигаем свечку; отправляем наши молитвы к тому, перед иконой которого мы стоим – Господа Иисуса Христа, Св. Богородицы, Св. Троицы или какого-нибудь святого.

После того, мы зажигаем свечу от зажженных свечей на подсвечнике или от горящей лампады, которая находится над подсвечником. Чтобы стабильнее стояла зажженная свечка, мы немного растапливаем конец свечи над пламенем какой-нибудь горящей свечи и ставим ее в свободное отверстие подсвечника.

Если во время больших церковных праздников, например, на Рождество Христово, Воскресение Христово, Успение Пресвятой Богородицы и др., когда в храме есть много людей, и трудно пройти, чтобы зажечь свечу, мы можем попросить впереди стоящих богомольцев поставить нашу свечку.

В Св. Православной Церкви нет конкретных правил о том, сколько свечей необходимо купить и где именно надо их ставить. Потому что, как уже упоминалось выше, покупая свечу в церкви, мы подносим свою маленькую жертву Богу. Эта жертва всегда должно быть добровольной и необремененной. Эта жертва должна быть чистой и поднесена от всего сердца. В противном случае, даже самая большая и самая дорогая свеча не будет угодна Богу.

Тем не менее, те верующие, которые регулярно посещают храм, знакомы со следующей утвердившейся церковной практикой зажжения свечей: из купленных свечей, первая ставится перед праздничной иконой, которая обыкновенно находится в середине храма. Другие свечи зажигаются перед иконами Спасителя и Святой Богородицы; перед иконой из самого почитаемого нами святого и для наших усопших близких. Особенно хорошо это сделать в день Родительской субботы, то есть в день, когда священники молятся об усопших. Уместно поставить свечку и перед самой почитаемой иконе в храме.

К сожалению, существует очень много распространенных суеверий, связанные с зажжением в храме свечей. Они не имеют никакого христианского смысла, а являются бессмыслицей, распространяемые духовно неграмотными людьми.

Из них мы можем «узнать», что необходимо зажигать свечку только правой рукой; что если зажженная нами свеча вдруг потушится, то нас, постигнут беды; если немного растопим нижний край свечи, чтобы она стабильнее стояла на подсвечнике, то мы совершаем большой смертный грех; что если потушат свечу, прежде чем она сгорит до конца, то наша молитва и жертва к Богу, не будут приняты и так далее. Повторяю, что это только человеческие вымыслы. Господь примет нашу жертву, даже если мы поставим самую маленькую свечку, и независимо от того догорит ли она до конца или нет. Важно, что она поднесена с чистым сердцем, с чистыми мыслями, с искренней и глубокой молитвой.

Сегодня свечи везде продаются – на улице, в магазинах, на рынках и других местах. Здесь, необходимо пояснить, что мы должны приобретать свечи только в Божьих домах, потому что, покупая от торговцев вне храма, мы облагодетельствуем их, и данная нами лепта может быть использована для нечестивых целей. Кроме того, свечи, купленные не в церкви, сделаны из некачественного материала, превращается в дым, а в не жертву. Разумеется, что покупая церковную свечку, мы не только возносим жертву Богу, но также оказываем поддержку и самому храм. Особенно, если она куплена в небольшой городской или сельской церкви, которая содержится в основном от продажи свечей, икон и духовных книг.

Статья опубликована в великотырновской газете («Борба») «Борьба» 25 сентября и 3 октября 2008 года и в личном блоге Кины Златевой 10 апреля 2012 года.

1. Колесникова, В. „Краткая энциклопедия православия. Путь к храму” „Центрполиграф”, Москва, 2001 г.

2. Николай, д-р, кандидат наук, епископ Мариополский Серафим, «Вяра. Надежда. Любов», издательство «Духовно възрождение», г. Враца, 1991 г.

3. Чифлянов Благой. «Литургика», УИ «Св. Климент Охридски», София, 1997 г.