Меню

Чернигов екатерининская церковь

Екатерининская церковь в Чернигове – костел, мечеть или языческое капище? (фото)

Церковь Св.вмч.Екатерины по праву считается «визитной карточкой» Чернигова. И не только потому, что ее золотые купола первыми встречают гостей нашего древнего города. Само место, где стоит церковь, обладает какой-то особенной энергетикой, неизменно привлекавшей наших предков – за более чем 1000 лет на нем сменили друг друга как минимум 4 храма! Как говорится, свято место пусто не бывает!

Где в Чернигове было капище Макоши?

Часто от туристов приходится слышать вопрос – почему «визитная карточка» Чернигова посвящена Святой великомученице Екатерине?

Одна из версий происхождения названия церкви связана с тем, что еще до постройки нынешнего храма в начале ХVIII столетия, на ее месте стояла деревянная церковь с тем же названием. А уже ее предшественником была еще одна каменная Екатерининская церковь, возведенная во времена Киевской Руси и разрушенная монголо-татарами в 1239 г. То есть получается, что каждый последующий храм на этом месте назывался также, как и предыдущий, согласно традиции «преемственности» новопостроенного храма к уже не существующему старому. Но почему же тогда Святой великомученице Екатерине был посвящен первоначальный, древнерусский храм?

На этот счет есть интересное предположение, согласно которому на месте Екатерининской церкви в дохристианские времена находилось языческое капище, посвященное женскому славянскому божеству – Макоши (или Мокоши). Действительно, возвышенное и открытое со всех сторон место, ныне занимаемое церковью, идеально подходило для устройства на нем святилища.

Макошь — единственная богиня древнерусского языческого пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с «мужскими» статуями Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Семаргла. Макошь в восточнославянской мифологии считалась покровительницей женского начала, плодородия, прядения и ткачества. Христианские же храмы впоследствии стали ставить именно на месте бывших языческих капищ и святилищ.

Поэтому, после разрушения капища Макоши, на его месте была возведена церковь, посвященная также «женской» святой – великомученице Екатерине. Такая преемственность христианского храма по отношению к языческому святилищу нужна была в первую очередь для того, чтобы «вчерашние» язычники побыстрее приспосабливались к новому культу. Привыкшие приходить на капище, чтобы принести жертву Макоши, они теперь с большей легкостью принимали новую для них религию, и приходили на то же место уже в христианский храм Св.Екатерины.

Естественно, что в народном религиозном мировоззрении, которое принято называть «двоеверием», Св. вмч. Екатерина начала выполнять ту же роль, что до нее играла Макошь – она стала покровительницей женской доли.А поскольку днем Макоши была пятница, многие черты Макоши вобрал в себя также образ всенародно почитавшейся святой Параскевы-Пятницы (Параскева по-гречески — «пятница»). Параскеву называли «бабьей святой», она покровительствовала матерям и незамужним девушкам. Может, тогда и на месте черниговской Пятницкой церкви в было капище Макоши?

Были ли наши предки католиками?

Итак, после принятия Русью христианства языческое капище Макоши сменил древнерусский храм. Догадки о его существовании впервые появились еще в конце ХІХ столетия. Тогда знаменитый археолог Дмитрий Самоквасов – тот самый, что раскопал Чорную могилу, курганы Гульбище и Безымянный на Болдиных горах, обнаружил рядом с нынешней Екатерининской церковью несколько десятков захоронений древнерусского (домонгольского) периода. Это недвузначно указывало на существование здесь в древности храма эпохи Киевской Руси, поскольку кладбища тогда устраивались обычно возле церквей.

Подтверждение этому пришло более чем полвека спустя, во время археологических исследований, проводившихся возле Екатерининской церкви в 1947-1948 гг.. Тогда рядом с храмом был обнаружен культурный слой домонгольского периода – среди прочего были найдены фрагменты строительных материалов – плинфы (плоского древнерусского кирпича), фресок, керамики. Все это позволило предположить существование на этом месте в ХІІ веке каменного храма, неизвестного летописям.

Следующие раскопки проводились здесь в начале 80-х годов прошлого века. Екатерининскую церковь тогда как раз приспосабливали под музей – проводили коммуникации. Ряд сделанных тогда находок позволил предположить, что древнерусский храм, находившийся здесь, был построен по западноевропейскому образцу, и, возможно, был даже не православным, а католическим! В частности, археологами были обнаружены остатки цветного витражного стекла, а ведь витражи считались неотъемлемым атрибутом именно католических костелов!

В связи с этим появилась и новая предполагаемая дата строительства церкви – ХІІІ век. Как считают исследователи, «древнерусский» Екатерининский храм мог быть построен выходцами из Чехии – членами одной из католических сект, которые в начале ХІІІ века подверглись гонениям и преследованиям у себя на родине и бежали на Русь. И это вполне вероятно, ведь существовали же иноверческие «варяжские божницы» в Киеве и Великом Новгороде! С момента церковного раскола христианства на католичество и православие (1054 г.) прошло не так уж много времени, и наши предки еще не воспринимали западноевропейский вариант христианства, как совсем уж чуждый и враждебный.

В то же время большое количество фрагментов цветного витражного стекла было найдено и при исследованиях Успенского собора Елецкого монастыря. Но это же не значит, что он был католическим! Скорее всего, использование витражей было связано с традиционным влиянием европейской архитектуры на черниговское зодчество.

Поэтому, скорее всего, древнерусский храм, сменивший капище Макоши, был православным, но только построили его выходцы из Центральной или Западной Европы.

Чем «украинское» пятиглавие отличается от «московского»?

Этот древний храм, стоявший на месте нынешней Екатерининской церкви, был разрушен монголо-татарскими ордами в 1239 г. Через какое-то время на его месте появляется новая, но уже деревянная церковь, так как каменные храмы в Чернигове после монголо-татарского нашествия строить было уже некому, да и не за что. Скорее всего, внешний вид этого деревянного храма не очень сильно отличался от того, к какому привыкли мы, любуясь ныне существующей каменной постройкой, так как архитектура Екатерининской церкви начала ХVIII столетия во многом наследовала архитектуру именно деревянных украинских храмов.

Вероятно, после того, как старая деревянная церковь Св. вмч. Екатерины к концу ХVII века обветшала и пришла в запустение, она была разобрана, а на ее месте возвели новый, каменный храм, но в тех же архитектурных формах и пропорциях.

Екатерининская церковь – один из лучших образцов пятикамерных крестовых в плане каменных церквей. За образец при строительстве таких храмов принимались пятисрубные деревянные церкви, в которых восьмигранные срубы, поставленные в плане в виде креста, образовывали очень живописную композицию. Церковь Св.вмч.Екатерины, подобно украинским деревянным храмам, также состоит как бы из 5 отдельных башен – «срубов», образующих центр и ветви креста, между которыми находятся еще небольшие помещения. Каждый из пяти основных «срубов» церкви завершается куполом на восьмигранном барабане, причем центральный «сруб» – высоким двухъярусным куполом. Все это создает образ центрической, почти симметричной со всех сторон башнеобразной постройки. В перекрытиях барабанов куполов применена конструкция «заломов», которая была разработана в деревянной архитектуре. Окна в форме креста над входами в церковь – также элемент деревянной храмовой архитектуры.

Подобные деревянные храмы строились по всей Левобережной Украине, были они и на Черниговщине – в Пакуле, Коропе, Бобровице. Но, к огромному сожалению, ни одна из этих пятисрубных пятикупольных церквей не дожила до нашего времени. Зато, слава Богу, сохранились каменные храмы, построенные по их образцу! Помимо Екатерининской церкви Чернигова, это такие шедевры зодчества, как Николаевский собор в Нежине, Троицкий собор и Петропавловская церковь в Густынском монастыре под Прилуками, Спасо-Преображенский собор в Прилуках, Успенский собор в Новгороде-Северском, Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской Лавры, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве. Особенно близки черниговской Екатерининской церкви два последних храма, что делает возможным предположение, что их автором был один архитектор.

В подобных деревянных и каменных храмах сформировалась самобытная «украинская»система расположения глав церкви. Украинское пятиглавие отличается тем, что 4 боковых главы размещены вокруг центральной главы не по углам основного объема храма, как в соборах Киевской и Московской Руси, а по сторонам света. То есть все выше перечисленные храмы, включая нашу Екатеринку, являются своеобразными «компасами», по которым без труда можно определить направление сторон света!

Татары возвели в Чернигове… мечеть?

Однако есть во внешнем облике Екатерининской церкви одна, на первый взгляд, малозаметная деталь, которая не очень вяжется с видом православного храма. Имеются в виду барочные порталы входов в церковь.

Казалось бы, именно в оформлении этих порталов наиболее ярко проявился роскошный стиль барокко, настолько они изящны и грациозны. Изысканной витиеватой формы дверной проем продолжают сверху, уже на стене храма, тонкие пилястры подобной же криволинейной формы. Обрамляют эту композицию по две полуколонки с каждой стороны портала и венчающий ее сверху треугольный «разорванный» фронтон, опирающийся на антамблемент. Нетрудно заметить, что и причудливая форма дверного проема, и окружающие его затейливые узоры пилястр имеют ярко-выраженный восточный характер.

Смотрите так же:  Церковь в радужном киров

Невероятно, но за этими вполне традиционными деталями барочного декора возможно скрывается… мусульманский михраб – ниша для молящихся в мечети! Михраб указывал направление Мекки и был непременным атрибутом мусульманского храма. Старинные мечети с михрабами, например, можно увидеть в Крыму – Феодосии, Судаке, Старом Крыму, Евпатории, Бахчисарае. Но откуда михраб взялся в Чернигове, в православном храме?

Ответом на этот вопрос может быть сама история постройки Екатерининской церкви. Храм был возведен на средства братьев Семена и Якова Лизогубов по завещанию их отца – черниговского полковника Юхима Лизогуба в честь подвига казаков Черниговского полка, которые во главе с наказным гетманом – черниговским полковником Яковом Кондратьевичем Лизогубом оличились при взятии турецкой крепости Азов в июле 1696 г. Во время решающего штурма украинские казаки захватили турецкий бастион и повернули пушки, которые были на нем, против турок. Благодаря этому подвигу в кампании наступил перелом, и вскоре гарнизону турецкой крепости пришлось капитулировать.

Поэтому Екатерининская церковь, построенная в честь героизма казаков – это не просто церковь, а храм-памятник, храм-стелла, храм-мемориал. Отсюда центрическая вертикальная композиция церкви, которая к тому же абсолютно симметрична – храм предназначен для восприятия со всех сторон, при этом отовсюду выглядит одинаково. А аналогия порталов входов в храм с мусульманским михрабом должна была напоминать о том, что церковь построена в честь победы над мусульманами-турками.

В такой символической форме была воплощена идея присоединения к христианскому царству новых территорий – в мемориальный православный храм включались архитектурные элементы, характерные для зодчества завоеванной земли. В связи с этим можно вспомнить еще один храм-мемориал – знаменитый Покровский собор (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Его пестрая «восточная» цветовая гамма, необычной формы купола, оригинальность всей композиции должны были увековечить память о взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г. и присоединении всей «Татарии» к Московскому государству.

Однако, не только победа над турками могла быть причиной появления в Екатерининской церкви михраба. В такой способ строители храма — казацкие старшины Лизогубы могли увековечить память… о своих предках! Хотя этническое происхождение Кобызевичей (именно так первоначально именовались Лизогубы) достоверно неизвестно, некоторые историки указывают на их татарские корни…

Интересно, что именно из Екатерининской церкви, из «михраба» выходил ректор семинарии в фильме «Вий» по Н.Гоголю – в начальной сцене, перед тем, как отпустить бурсаков на вакации.

***
Уже в наше время церковь Св.вмч.Екатерины стала «яблоком раздора» между различными православными конфессиями. Хотя, как показывает история храма, его роль должна быть прямо противоположной – примирять и объединять верующих разных религий!

Иван Коцюра

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

бомжатник МП на фоні церкви «радує око» городян і туристів — новітня візитівка міста

витренчиха forever. неиначе причиной сему перевернутая проэкция крестов на внутреннем куполе.. заштукатурьте линзу!

Иван, твоя статья, как всегда, познавательна. Никогда не обращал внимания на эти михрабы. Да и об отличии украинских пятикупольных церквей от российских никогда не задумывался. Запомню.

Спасибо за статью. Постарался. Мне понравилось. Зимние фото отличные.

християне забрали у нас нашу веру и святые капища

Гой еси! Много ещё знаешь о капищах черниговских?

там говорили вроде поп повесился из за этого там и не правят

чтобы убрали палатку, надо чтобы в ней тоже поп повесился?

капище Перуна было гдето на болдиной горе

Чернигов. Церковь Святой Екатерины

В 1696 году царь Петр пошел очередной войной на турок. Ну типа, как в песне «Ногу Свело»: «. и снова идут на войну Петербург и Стамбул . ». На этот раз будущий император решил захватить османскую приазовскую крепость с простенькой названием Азов. Ну и пусть, это его дело, но он в этот раз и запорожских казаков за собой потянул. И те били турка не щадя живота своего, и ппарздновали победу. Руководил казацким войском черниговский полковник Яков Лизогуб. В честь этой победы он решил поставить в Чернигове казацкую церковь.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Через два года полковник умер, так и не начав строительство, но завещал сделать это своему сыну Ефим. Но и тот не начал строительство, ведь после очередного похода с царем Петром заболел и умер. Произошло это в 1704 году. Но успел завещать строительство церкви своим сыновьям — Якову и Семену, которые и построили храм в честь Святой Екатерины. Освящение состоялось в 1715 году.

Екатерининскую церковь построили на высоком холме, который был отделенным от Детинца глубоким оврагом. Это место называлось Третьяк, в древнерусские времена здесь уже стояла церковь.

По своим формам церковь повторяет типичный казацкий деревянный храм. Стиль церкви — барокко. Она является одним из эталонов украинского (казацкого) барокко. Пять восьмериков здесь объединены в единое целое и завершаются пятеркой куполов.

Катеринка після пожежі 1941 року (фото із особистого архіву сім’ї Ягодовських)

Екатерининская церковь всефасадная (все ее фасады выглядят одинаково). Она имеет три входа, которые, как и оконные проемы, украшенные барочным декором.

В 1837 году, после большого пожара, церковь пережила значительную реставрацию. Тогда к ее западногому фасаду пристроили притвор. А через 81 год к церкви пристроили колокольню, которая не сохранилась до нашего времени.

Советский период был нелегким для жемчужины казацкого барокко, но ей повезло, и она сохранилась до нашего времени. В 1933 году Екатерининская церковь была закрыта. Здесь устроили архив. А в августе 1941 года в церковь попала бомба и архив загорелся. Пятью гигантскими факелами горела «катеринка». Выстояла она только благодаря прочности и надежности конструкции.

В 1947 году были проведены работы по консервации храма, который остался без кровли и куполов. В 1951-м разобрали притвор и колокольню и начали реставрацию храма, а через одиннадцать лет отреставрированный храм включили в состав новго историко-культурного заповедника «Чернигов Древний».

Сейчас Катеринка является одной из визиток Чернигова. Ее стройный силуэт встречает гостей города, которые направляются с юга. Официальный адрес храма — аллея Героев, 6. Это кафедральный храм Черниговской епархии УПЦ Киевского патриархата, которому храм передал Высший административный суд Украины в 2008 году. Правда Московский патриархат, недоволен этим решением, поставил возле церкви большую палатку, назвав ее «походный храм». Варвары жгли этот «храм» уже дважды, но каждый раз появлялась новая палатка. Лично я раньше был на стороне киевских церковников — ну не имеет Москва никакого отношения (и морального права)на храмы, уничтоженного ею казачества. Но сейчас я отношусь к этому конфликту более нейтрально, оба «патриархата» являются отщепленными от Вселенского (Константинопольского) и разыгрывают свои роли только ради денег. Ну а храмы принадлежат народу, и пускай хоть в одном из черниговских храмов народ молится на своем коренном языке.

Текст и фото Романа Маленкова

Свято-Екатерининский храм в Чернигове. Всегда и ныне

В замечательном и уютном Чернигове, который наряду с Киевом является колыбелью русского православия, есть соборы, помнящие очень древнюю старину, но на сей раз мы поговорим о храме более молодом, однако уже снискавшем известность в православном мире. Это – церковь Святой Екатерины.

Чернигов, церковь Святой Екатерины

Чем же славен этот храм, возведенный в начале XVIII века? Именем ли великой мученицы, древнеримской святой Екатерины, за стоицизм и духовную крепость отданной на муки и выдержавшей их ради Христа? Памятью или посвящением мужеству казаков черниговского полка во время Азовских походов Петра I, когда они героическим ратным трудом расширяли и укрепляли пределы единой Российской империи? И то, и это, но также и испытаниями новейших времен, борьбой наших православных братьев, прихожан этого храма, за сохранение храма под омофором Московского Патриарха, против раскольников-самосвятов, беспрестанно посягающих и имеющих свои виды на этот храм.

Героика петровских времен

Афанасий Филимонович Шафонский в известном исследовании «Черниговского наместничества топографическое описание с кратким географическим и историческим описанием Малой России» (Киев, 1851) указывает, что церковь Святой Великомученицы Екатерины в Чернигове «создана иждивением и старанием умерших Семена и брата его Якова Лизогубов, по завещанию отца их Черниговского полковника Ефима Лизогуба, в котором году неизвестно, освящена Архиепископом Антонием Стаховским 1715 года».

Действительно, церковь была построена в память о героизме Я. Лизогуба и казаков черниговского полка, проявленном во время штурма турецкой крепости Азов в 1696 году.

Император Петр I в послании Патриарху, несмотря на то что штурм начался без его указания, с восхищением высказывался о действиях казаков: «Сего же настоящего июля месяца 17 числа, в пяток, малороссийские нашия войска, по жребию своему в тех трудах прибывающие, при которых неотступно пребывал муж в добродетели и в военных трудах искусный гетман наказный Яков Лизогуб… предварили неприятельский роскат подкапать, и на него мужественно взойтить, и с неприятелем бившись довольно, и тем роскатом овладели, и дождався ночи, с того роската 4 пушки стащили; а в 18 числе, в субботу, о полудни, неприятели, азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на град наступление и промысл радетельный, а свою конечную погибель замахали шапками и знамена приклонили и выслали для договора от себя двух человек знатных людей».

Смотрите так же:  Лютеранская церковь святой марии ульяновск

Известно также, что первый иконостас Екатерининской церкви — трехъярусный, на тумбах которого размещались резные гербы Лизогубов, — был тоже сооружен на средства Лизогубов. В XIX веке ввиду плохого состояния он был разобран и заменен на эклектичный одноярусный, при сооружении которого были использованы царские ворота от старого иконостаса. До наших дней он не дожил.

«Молодой» (по черниговским меркам) Екатерининский храм является государственным памятником архитектуры так называемого «украинского, казацкого» барокко, хотя некоторые исследователи полагают, что вернее этот стиль следовало бы называть «южнорусским», воспринявшим сильные влияния как западного барокко, так и, скажем, северного соседа, всемирно известного «нарышкинского барокко». Термин «украинское барокко» появился, скорее, в советский период истории архитектуры. Характерные черты в этом стиле, «украинского казацкого» барокко, мы угадываем на примерах Святой Софии Киевской (перестроенной в соответствующую эпоху), в облике Троицкого собора Чернигова, Свято-Покровского собора Харькова.

Церковь находится в историческом центре Чернигова, поставлена на остатках древнерусского храма средних размеров, сохранившихся со времен Киевской Руси XI—XIII веков на территории укрепленной части древнего Чернигова под названием Третьяк, а позже, за счет выгодного месторасположения, служившего функцией очень укрепленного фортификационного вала вблизи главной крепости, Черниговского детинца (Кремля).

Современный адрес храма — Аллея Героев, 6-а (название аллеи, как увидим чуть ниже, вполне отражает состояние дел). Поскольку здесь проходит автомагистраль Киев—Чернигов, храм является одной из архитектурных доминант города.

Церковь, как явствуют современные фото, оштукатурена и побелена. По композиции постройка повторяет традиционную деревянную украинскую церковь, где в единое пластичное целое объединены пять восьмериков, каждый из которых завершается куполом. Центральная глава возвышается над боковыми, а они в свою очередь — над рукавами архитектурного креста. Вертикальность композиции церкви достигается отсутствием горизонтальных членений стен, необычны окна в виде крестов.

Особенность Екатерининской церкви — ее всефасадность, иначе говоря, парадный вид с нескольких сторон. Существуют три входных портала: северный, восточный и южный. Во внешнем виде храма большую роль играет обрамление барочных входов и оконных проемов (треугольные фронтончики, наличники, мелкопрофилированные карнизы), для которых использован лекальный кирпич (лепного орнамента нет).

Внутренний интерьер церкви раскрывает вертикальность композиции и пятиглавость сооружения с помощью перекрытий с заломами, больших арок, отсутствия хоров и горизонтальных структур.

Внутренний интерьер церкви Святой Екатерины

Отмечают, что за свою историю Свято-Екатерининский храм, яркий образец каменной архитектуры днепровского Левобережья XVII—XVIII веков, изменился все-таки мало, несмотря даже на страшные катаклизмы ХХ века. Лишь в ХІХ веке к нему был пристроен западный одноэтажный притвор, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы — праздника, особо почитаемого казачеством. В 1908 году была возведена колокольня, которую мы видим на довоенном снимке, однако она была разобрана в 1951 году.

Вид церкви Святой Екатерины до Великой Отечественной войны

Во время фашистской оккупации весь Чернигов подвергся значительным разрушениям. Население города уменьшилось почти на две трети и к ноябрю 1943 года составляло 26 585 человек. Гитлеровцы сожгли и разрушили 1740 домов жилищного фонда, вывели из строя промышленные предприятия, взорвали вокзал, превратили в развалины 14 школ, педагогический институт, медицинское училище, драматический театр, исторический музей, кинотеатры, областную библиотеку, а также выдающиеся историко-архитектурные памятники — Борисоглебский собор, Пятницкую и Екатерининскую церкви, коллегиум и др.

Центр города представлял собой заросший бурьяном пустырь.

Екатерининский храм реставрировался в советские (1975—1980 годы, проект И. Шмульсона; внутренние работы, золочение куполов) и новые времена (2004—2005 годы), в основном за государственный счет.

Богослужения в соборе прекратились в безбожном 1933 году. С 1962 года Свято-Екатерининский храм вошел в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний». В 1979— 2006 годах в нем действовал Музей народно-декоративного искусства Черниговщины.

Затем начались годы борьбы за возвращение храма канонической Украинской Православной Церкви.

О Святой Екатерине

Напомним лишь несколько эпизодов из поучительного и поразительного жития этой святой, принявшей мученическую кончину в начале IV века по Рождестве Христовом, весьма почитаемой в нашей православной среде, в частности в черниговском казачестве. Это повод также вспомнить, насколько укоренено имя Екатерина у малороссов. (Свидетельство тому — классические произведения украинской литературы, начиная с Т. Шевченко.)

Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимина в городе Александрии. «… сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру и, обнаженную, бить ее немилосердно воловьими жилами. Слуги били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело ее покрылось ранами и обезобразилось; кровь текла ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством и доблестью, что смотревшие на нее были потрясены. После этого жестокий царь приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее… Когда же святую привели на место усечения, она произнесла следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои и направил стопы мои».

Святая Великомученица Екатерина

История святости и восхождения мученицы Екатерины к самопожертвованию стала в веках для христиан высоким примером Истинной Веры.

Как мы видим и из сегодняшних событий, претерпевают злокозненные нападки даже храмы, носящие имя этой святой.

«Стойте, не уходите, надо стоять до конца!»

Как сообщили средства массовой информации, в канун нового года, 24 декабря 2009 года, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обратился с письмом к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. В своем послании он попросил оказать помощь в возвращении Украинской Православной Церкви храма святой великомученицы Екатерины в Чернигове, захваченного раскольниками.

Дело в том, что уже почти 4 года назад, в апреле 2006 года, глава Черниговской областной государственной администрации Н. И. Лаврик передал в пользование «казацкой общине» «Киевского патриархата» храм святой великомученицы Екатерины города Чернигова, веками принадлежавший канонической Православной Церкви и отобранный у нее в годы гонений на веру.

Сразу же, в знак протеста против этого решения, верующие Украинской Православной Церкви Московской Патриархии организовали мирное молитвенное стояние у стен храма. Их усилиями были поставлены палатки и походная церковь святой Екатерины, в которой регулярно совершались богослужения.

Сторонники «Киевского патриархата» неоднократно пытались уничтожить походный храм с применением физической силы. В ходе одного из нападений, 1 апреля 2008 г., был сожжен походный храм и святыни, находившиеся в нем. Событие странным образом совпало с визитом на Украину президента США Буша-младшего…

Молитвенное стояние у стен храма Святой Екатерины продолжается…

На протяжении конфликта православный мир единой Руси напряженно следил за складывавшейся ситуацией, получал сообщения о бесчинствах и преступлениях раскольников, о стойкости прихожан.

Настоятель походной церкви, что близ Свято-Екатерининского храма, иерей Александр Ледовой свидетельствовал: «В 5 часов утра полили бензином, забросили канистру внутрь палатки и подожгли — слава Богу, что все живы остались, женщину из огня и дыма доставали, крест вынести успели, а Престол, хоругви, иконостас — всё сгорело! А утром к нам приходят и говорят: «Что ни один москаль не сгорел? Где трупы москальские?» Затем в сентябре нас хотели взорвать, были приготовлены два взрывных устройства. Мы же молились всю ночь, ничего не ведая, и Господь нас защитил! Этот парень сам взорвался, ему оторвало руки и голову, его подельников разорвало на части. Стекла в подъезде, где жил подрывник, выбило до пятого этажа. И до сих пор это дело так и не расследовали. Девять человек погибли в ту ночь, а сколько бы погибло еще, если бы он успел принести все это в палатку? Вот такая сложная у нас ситуация».

Прихожане установили новый походный храм и продолжили совершать богослужения.

Палатка — Походный храм УПЦ МП у стен церкви Святой Екатерины

После этих уже весьма обострившихся событий филаретовцы инициировали судебное разбирательство относительно законности размещения палаток у храма.

Вот как отреагировало черниговское «правосудие», обслуживающее нынешних украинских гауляйтеров. Деснянский районный суд Чернигова принял решение о необходимости ликвидировать походный храм, расположенный возле храма святой великомученицы Екатерины, а Апелляционный суд Черниговской области оставил решение райсуда в силе.

Однако более высокая инстанция, Верховный Суд Украины, приостановила исполнение решения черниговских судов.

Смотрите так же:  Церковь г новоуральск

Тем не менее и сегодня, как указывает в своем официальном письме о. Всеволод Чаплин, «над общиной верующих по-прежнему нависает угроза незаконного сноса походного храма и разгона молящихся». В связи с этим протоиерей Всеволод просит украинского премьера «с понимаем подойти к обеспечению безопасности и прав участников мирного молитвенного стояния и принять возможные меры для возвращения храма его историческому пользователю».

Отец Александр Ледовой рассказывает, как наши православные братья стоят сегодня на рубежах духовной брани: «Мы уже четвертый год стоим возле храма, молимся в палатке, совершая богослужения в субботу, воскресение и по всем праздникам. В 12 часов ночи у нас малое повечерие, канон и полунощница, с 3-х до 5-ти ночью мы по завету преподобного Серафима Саровского читаем Богородичное правило, в любую погоду, каждую ночь ходим вокруг храма и так уже почти четыре года… Наш Синявский полк первым пошел в бой и, отличившись, взял штурмом эту турецкую крепость. В честь воинов за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших и воздвигнут этот храм-памятник. Теперь же получается, что храм пребывает в руках раскольников, возле него проводят парады фашистов и националистов, которые кричат: «Смерть москалям!», «Москалей на ножи!», «Геть московских попов!» и угрожают нам смертью. Такое вот осквернение православной святыни».

Отец Александр Ледовой

Черниговские молитвенные стояльники за русское каноническое православие убеждены, что захват храма раскольниками и судебные решения местных органов правосудия есть притеснение православного народа Украины.

Между прочим, ходят слухи, что на Черниговщине планируется создание крупной базы НАТО. Не одной ли цепи эти звенья? Повсеместный захват храмов — по селам, по районным центрам. В Черниговщине, Винничине, Тернопольщине — где еще?

Когда глядишь на эти черные обгорелые останки походного храма, думается: это еще холодная или уже горячая гражданская война?

Отец Александр Ледовой говорит открыто: здесь происходит борьба зла, идущего с Запада, и нашего Православия. Прихожане, ведомые отцом Александром, будут стоять на своем, ведь их поддерживает благословение двух недавно побывавших на Украине Патриархов — Алексия и Кирилла. «Стойте, батюшка, не уходите, надо стоять до конца!» — завещал отцу Александру Патриарх Алексий.

И они — стоят. Потому что эти камни для них не просто «памятник архитектуры», «образец украинского барокко» или еще что-то. Для них Свято-Екатерининский храм Чернигова — дом Бога, дом Православия, и отдать его впавшим в ересь самосвятам они не могут.

Отзыв: Церковь «Екатериненская» (Украина, Чернигов) — Печально известный символ города Чернигова:(

Сегодня я вам расскажу о церкви св. Екатерины величественный образ которой встретит вас при везде в городс Киевской трассы. На склоне холма пример садового искусства в форме названия города.

Именно по этому церковь и является символом, это первое что вы видите. В зимнее время на мой взгляд памятник украинской левосторонней архитектуры выглядит еще лучше белое на белом, здесь должен сделать фото на память каждый турист.

Вообще, эта церковь любимый объект фотографов благодаря своей всефасадности, выглядит одинаково красиво с любого ракурса, изначальный план фундамента церкви являл собой крест.

Печально известной она стала когда здесь повесился священник и в храме запретили богослужение на 100 лет, случай настолько давний что причины этому трагичному событию давно утеряны во времени, несколько лет назад церковь освятили и зашел разговор о возобновлении богослужения.

Здесь то и было посеено зерно раздора между киевским патриархатом( московской патриархии) и верующими черниговской канонической православной церкви. Два воюющих лагеря поставили возле памятника свои палатки и началась многолетняя война.

Высший суд передал храм в пользование киевскому патриархату но протесты не прекратились по сей день. Но богослужение все же возобновили в 2008 году и церковь стала носить название кафедрального собора черниговской епархии.

Палатку, принадлежавшую московской патриархии украинской православной церкви, под собором не раз пытались убрать и однажды ночью в том же 2008 году группой боевиков без каких либо опознавательных знаков она была подожжена, к счастью никто из находившихся в то время там людей не пострадал. А на месте, в память о случившемся оставили сгоревший каркас и надпись. Обстоятельство грустное едва не повлекшее трагические последствия .

Если вы будете идти к собору из города, то для начала вам нужно добраться к Красной площади, это основная площадь города. Отсюда через алею героев вы попадете прямо к белому собору который еще издалека поприветствует вас золотыми куполами.

Рядом вы сможете прочесть краткую информацию о памятнике архитектуры и увидеть старинные фотографии.

И хотя внешне церковь сохранила свой древний образ, внешнее убранство было почти утерянным для нас. Изначально здесь был великолепный трех ярусный иконостас.

Лично мне еще не удалось побывать на службе, но многие очень хвалят. Из источников местной прессы знаю что во время службы одна из икон за мироточила, в соборе находиться две мироточащие иконы и многие приезжают сюда что бы прикоснутся к чуду.

Чернигов. Церковь Екатерины.

Екатерининская церковь

Екатерининская церковь построена в середине XVIII в. на средства черниговского полковника Якова Лизогуба в память о героизме черниговских казаков. Закрыта на реставрацию.

Церковь поставлена на остатках древнерусского храма средних размеров 11-13 веков на территории укреплённой части древнего Чернигова под названием Третьяк, позже служившего функцией очень укреплённого фортификационного узла вблизи главной крепости Детинца. Отсюда и столь толстые стены церкви Св. Екатерины (покровительницы героизма).

Мартин Новак [email protected]

Церковь освящённая во имя великомученицы Екатерины, выстроена в память о героизме казаков Черниговского полка, проявленном во время взятия Азова в 1696 году. Храм был освящён Архиепископом Стаховским в 1715 году. В 1837 году церковь пострадала от пожара, после чего вновь была отстроена. В это же время к западному фасаду был пристроен притвор. В том же ХIХ веке первоначальный трёхъярусный иконостас ввиду плохого состояния был разобран и заменён на эклектичный одноярусный. При его сооружении были использованы Царские врата от старого иконостаса. До наших дней этот иконостас не сохранился. В 1908 году рядом с храмом была построена кирпичная колокольня, вносящая дисгармонию.

В 1933 году в церкви было совершено последнее богослужение, после чего она была закрыта. Во время Великой Отечественной войны храм вновь пострадал от пожара, сгорела кровля и верхняя часть куполов. В 1947-1955 гг были проведены работы по восстановлению внешнего вида памятника. В 1951 году были разобраны ранее построенные притвор и колокольня. В 1962 году Екатерининский храм вошёл в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». В 1975-1979 гг. в церкви вновь была осуществлена реставрация по проекту архитектора И. Л. Шмульсона. Были проведены внутренние работы и позолочены купола. В 1979 году в помещении храма разместилась экспозиция Музея народно-декоративного искусства Черниговщины. Музей действовал до июля 2006 года. В 2004-2005 гг. были проведены последние реставрационные работы в храме.

В мае 2008 года Екатерининская церковь решением Высшего административного суда Украины передана УПЦ Киевского патриархата и стала кафедральным собором Черниговской епархии УПЦ. Богослужения в соборе начались 1 августа 2008 года.

Композиция храма — центрическая, пирамидальная: центральная глава возвышается над боковыми, а они, в свою очередь, — над рукавами архитектурного креста. Для Екатерининской церкви характерна «всефасадность». Основную роль в убранстве фасадов инграет обрамление порталов и оконных проёмов: треугольные фронтончики, наличники, мелкопрофилированные карнизы. В церкви отсутствует лепной орнамент, в качестве строительного и декоративного материала использован лекальный кирпич, заменивший плинфу. Фасады оштукатурены и побелены известью; главы и кресты позолочены.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г. и сайта www.wiki.ecity.ch.ua/Екатерининская церковь

Памятник перестраивался во второй половине XIX в. после пожара 1837 г. Во время Великой Отечественной войны памятник поврежден.

Сооружение в формах барокко, из кирпича, оштукатурено, побелено, крестообразное в плане с развитыми камерами во внутренних углах (высота их составляет 2/3 высоты стен основных объемов церкви). Каждая из ветвей — пятигранная, завершается куполами на восьмигранных барабанах. Стены сооружения завершены многообломным карнизом, лишены горизонтальных членений. Вертикальность композиции масс поддержана и декоративными средствами: углы граней всех объемов подчеркнуты пилястрами, большинство оконных проемов имеют вытянутые по вертикали формы. Активную роль в композиции лобовых граней фасадов играют форма оконных проемов и богато пластически обработанные порталы с перемычкой дверного проема, представляющей трехлопастную арку с килевидным завершением и подрезками углов. Пространственная структура интерьера очень живописна. В ней выявлена пятибашенность сооружения и вертикальность его композиции через раскрытое вверх завершение, представляющее традиционное для Украины перекрытие с заломами (с двумя заломами центрального объема и одним заломом боковых объемов).

Реставрационные работы проводились в 2 этапа: 1947-1955 и 1975-1980 г.г. Памятник является ярким образцом каменной украинской архитектуры Левобережья XVII-XVIII в.в.