Меню

Чердынь храмы

Чердынь. Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Церковь Иоанна Богослова.

Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала.

В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре. Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Там предписывалось готовить под строительство церкви «каменья и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовалось, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывалось, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви — зимнюю и летнюю.

Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье. Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, — высокий и двусветный.

В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы «писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря». Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д.

Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 г. Первое кирпичное здание Урала. В 1462-1463 гг. перм. князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными грамотами. Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Согласно переписи М.Ф. Кайсарова 1623-1624 гг., в Чердыни уже существовал храм «Иоанна Богослова, каменный, верх шатром». Проезжавший в 1705 г. через Чердынь сибирский губернатор М. П. Гагарин по обету, данному им, перестроил церковь, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. При реконструкции была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (существовал до 1918 г.).

Единственный действующий храм в г. Чердынь (закрывался только с 1940 по 1947 г.). Двухэтажная кирпичная церковь на высоком подклете с основным храмом, с двухъярусной звонницей-восьмериком над ним, полукруглой апсидой, трапезной и притвором в каждом этаже. Совмещает две церкви — зимнюю и летнюю, расположенные друг над другом. На первом этаже (теплом) размещается гл. храмовый престол Иоанна Богослова, на втором (холодном) — во имя Вознесения Господня. Соразмерно по одной оси размещены собственно храм, алтарь, трапезная и двухэтажная паперть обеих церквей. Упрощенная декоративная отделка фасадов, расцвеченная барочным завершением окон апсиды и части проемов верхнего этажа с семилучевыми цветками, точные пропорции придают храму неповторимую красоту и легкость. В интерьерах сохранились тябловые иконостасы 18 в., старые деревянные двери (на втором этаже). При осмотре храма установлены подписные и датированные иконы, выполненные чердынскими иконописцами Иваном Протопоповым (образ Стефана Пермского, 1794), Афанасием Головиным (образ Скобско-Печорской Богородицы, 1839) и его сыном Евфимием Головиным (образ Параскевы Пятницы, 1855).

Ист.: РГАЦА. Ф. 214, Оn. 5, Д. 2224 (1912 г.), Д. 2336, Л. 21 — 22 (1917); ГАПО. Ф. 280, Оп. 3, Д. 219, Л. 1-2; Кировский областной архив, Ф. 237. Т. 1. Л. 41-42; Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. № 2558/3; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 1. № 207. С. 397 — 398. Лит.: Берх В.П. Путешествие в города Чердынь и Соликамск: для изыскания исторических древностей. СПб: Печатано в военной типографии Главного Штаба его императорского величества, 1821. 234 с.; Вагнер Н. От Чердыни до Ныроба // Пермский сборник. М., 1860. Кн. 2, отд. IV (смесь); Грамота на построение церкви Иоанна Богослова в г. Чердыни // Пермские губернские ведомости. 1862. № 36. С. 451; Дмитриев А. Историко-археологические очерки Чердынского края: По поводу столетия Пермской губернии // Календарь Пермской губернии на 1883 год. Пермь, 1883. С. 95-96; Дмитриев А. Пермская старина: сб. ист. ст. и материалов, преимущественно о Перм. крае. Вып. II: Пермь Великая в XVII веке. Пермь: Тип. П.Ф. Каменского, 1890. 248 с.; Дмитриев А. Пермская старина: сб. ист. ст. и материалов, преимущественно о Перм. крае. Вып. III: Экон. очерки Перми Великой: Чердынский и Соликамский край на рубеже XVI и XVII вв. Пермь: Тип. П.Ф. Каменского, 1891. XXVII, I, 176, IV с.; Игумен Серафим (Кузнецов) Чердынский Иоанно-Богословский женский общежительный монастырь // Голос Долга (Пермь). 1912. № 9. С. 483-485; Канторович Г.Д. Древнерусские строители Урала / Г. Д. Канторович, А.С. Терехин // Сборник научных трудов Пермского политехнического института. Пермь, 1971. С. 6- ; Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в.: Проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1990. 181 с.: ил.; Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт. Из содерж.: Чердынь: Архитектурное наследие города. С. 21-27; Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. 850 с.: карт.; Куртенок Е.П. Из истории Чердынского храма Иоанна Богослова // Православие в русской культуре: Чердынский музей. Чердынь, 2001. С. 19-21; Макарий (архимандрит). Памятники древности в Пермской губернии // Записки Императорского археологического общества. Спб., 1856. Т. 8.; Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л.А. Шатров. Изд. 2-е, перераб. и доп. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1976. 220 с., ил. Из содерж.: Памятники архитектуры: Памятники архитектуры XVI — начала XX в.: г. Чердынь: Церковь Иоанна Богослова. С. 112-113; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852, 566, 45 c.; Терехин А.С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970. 51 с.: ил.; Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988. 176 с.: ил. Из содерж.: Чердынь: Церковь Иоанна Богослова. С. 109-113; Шестаков И. Древние монастыри Прикамского края: ист. справка. СПб, 1912. 23 с.; Шишонко В. Пермская летопись. II период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882. 502 с.; Шишонко В. Н. Пермская летопись. III период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. 1168 с.; Шишонко В. Пермская летопись. V период. Часть 1. 1682-1694. Пермь, 1885. 680 с. Р.Ф. Вильданов сайт «Пермский край. Энциклопедия»

Самая старая постройка Чердыни – Иоанно-Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину. Когда-то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели.

Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролётными воротами, встала на их место. Грамота на её постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Так и выстроили её безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил «прикащик» Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705). Он же прислал на её строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром I после Полтавской битвы 1709 года.

Церковь Иоанна Богослова небольшая, кирпичная, под четырёхскатной железной кровлей. Выстроена она вытянутым четвериком, в нижней части которого размещен зимний храм, а в верхней – двухсветный, летний. С востока к четверику примыкает высокая полуцилиндрическая апсида, а с запада — равная ей по высоте трапезная с более низким притвором. Первоначально четверик храма окружала сводчатая галерея, разобранная в конце XVIII – начале XIX века.

Крайне незамысловата декоративная обработка церкви. По углам ее объёмы снабжены слабо выявленной рустовкой. Крупными пятнами смотрятся на фоне побеленных известью стен храма большие прямоугольные окна. В нижней части четверика они снабжены чуть выступающими наличниками с сильно приподнятыми закруглениями, заменяющими фронтончики, а вверху – обведены чуть выступающими рамками без венчающих полукружий. Богатством усложненных барочных завершений выделяются наличники нижних окон апсиды да тех световых проёмов верхней части четверика, на месте которых в прошлом размещались двери, выводившие на окружающую храм галерею.

Не слишком большой вынос имеют и карнизы постройки. Сделанные напуском кирпичной кладки, они снабжены еще и частой лентой сухариков, охватывающей её основные объемы. Над карнизами трапезной и апсиды возвышаются небольшие глухие «аттики»», видимо, более позднего происхождения, которые как бы вторят такому же «аттику» четверика, узкое поле которого украшено еле приметными полукружиями, имитирующими закомары.

Смотрите так же:  Сморгонь храм

Интерес вызывает небольшая восьмигранная колокольня церкви Иоанна Богослова, поставленная на сомкнутый свод четверика. Именно она выделяет церковь из среды всех других памятников архитектуры близлежащих районов. Её расположение над кровлей сооружения сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVII века. В прошлом между арочными проёмами колокольни Иоанно-Богословской церкви, парапетные стенки которых украшены декоративными балясинами, висели специально отлитые для нее колокола. Чуть ли не с любого конца Чердыни видна луковичная главка этого храма, граненый барабан которой встал на свод колокольни.

В.В. Косточкин «Чердынь. Соликамск. Усолье». Москва, Стройиздат, 1988

Чердынь – самый древний город Урала. Приезжая в Чердынь, словно переносишься на машине времени в прошлое. Гуляя по местным улочкам, кажется, что оказался в XIX или начале XX века. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий. А во многом и уклад жизни.

А еще часто обращают внимание, что Чердынь, как Рим, стоит на семи холмах. «На семи холмах лежал древний Рим. На семи холмах селилась старая Москва. По такой же причуде истории Чердынь — старейший город Урала — расположена на семи холмах правого берега Колвы», — пишет профессор Г.Н. Чагин.

Высокий берег Колвы рассечен глубокими оврагами, которые образуют несколько высоких мысов. На них стоят церкви Чердыни.

Происхождение названия

Чердынь – один из самых старых топонимов Верхнего Прикамья. Название города произошло от коми-пермяцких слов «чер» (видоизмененное слово «шор» — небольшой ручей) и «дынь» — устье. То есть «Чердынь» означает «поселение около устья ручья».

История Чердыни

Первое поселение на этом месте возникло еще в VIII-IX веках. В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре.

С XIV века Чердынь стала центром территории под названием Пермь Великая. Но она несколько раз меняла свое местонахождение. Считается, что это уже ее третье место, а раньше Чердынь была на месте Пянтега и Покчи.

Через Чердынь шли дороги за Урал. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на ценную пушнину сюда шли в том числе изделия из серебра. Так родились легенды о закамском серебре. О богатстве этих мест наглядно свидетельствуют многочисленные находки кладов. Некоторые из них можно увидеть в музее Чердыни.

Точная дата основания города неизвестна. Первое письменное упоминание Чердыни относится к 1451 году (Вычегодско-Вымская летопись). Тогда московский князь Василий II назначил наместником в Чердынь вереинского князя Михаила Ермолича. Этот год официально считается датой рождения города.

Борцы за православие склоняли жителей Чердыни к христианству. В 1455 году для епископа Питирима эта попытка окончилась неудачей – он был убит вогулами.

В 1462 году епископом Ионой в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложена деревянная церковь Иоанна Богослова.

В 1472 году Пермь Великая присоединилась к Московскому государству.

В 1505 году в Чердынь назначили московского наместника, после чего население города становится преимущественно русским.

В 1535 году на Троицком холме была построена деревянная крепость. С трех сторон ее надежно защищали глубокие овраги, а с четвертой стороны соорудили ров и высокий земляной вал длиной 130 метров. Крепостной вал прекрасно виден и сейчас, поражая своими размерами. Крепость выдержала 11 крупных нападений татар и вогул. В 1535 году Чердынь получила официальный статус города.

Но в 1595 году появилась более короткая Бабиновская дорога через Соликамск. Чердынь оказалась в стороне и ее значение стало снижаться.

В 1781 году образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 года. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2.

В 1783 году утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом. В наши дни разработан и брендбук города с лосем.

В 1792 году город сильно пострадал от опустошительного пожара. Сгорели крепость, церкви, дома. Осталось лишь 35 построек. Чердынские купцы участвовали в восстановлении города, выделяли средства на постройку новых общественных зданий и церквей.

В 1970 году Чердынь включена в список 116 исторических городов России.

В настоящее время численность населения города около 4,7 тысяч человек. Это один из самых маленьких городов страны.

Достопримечательности Чердыни

В Чердыни много достойных достопримечательностей. Расскажем о некоторых из них.

Обозначения на схеме:

1 – Вятское городище и роща в честь 200-летия дома Романовых.

2 – Троицкое городище с валом, Ильинской церковью, башней и «Полюдовым следом».

3 – Часовня Спаса Нерукотворного Образа

4 – Успенская церковь (Музей веры), рядом застава

5 – Воскресенский собор и церковь Спаса Преображения

6 – Богоявленская церковь

7 – церковь Иоанна Богослова, старинные захоронения

8 – больница, в которой содержался Осип Мандельштам

9 – Выставочный зал краеведческого музея им. А.С. Пушкина

10 – Краеведческий музей им. А.С. Пушкина

11 – Автостанция г. Чердыни.

Троицкий холм

Отсюда начиналась Чердынь. Это сердце города, его начало. Еще в XII-XIII веках на этом месте стояло Чердынское (Троицкое) городище. Археологи нашли черепки посуды и бронзовые шумящие подвески родановской культуры.

На месте городища в XV году и появилась Чердынь с деревянной крепостью. Здесь прекрасно виден земляной вал. Он поражает своими объемами. Остановившись рядом, задумайтесь сколько земли и сколько сил ушло на то, чтобы насыпать его вручную в те давние времена.

Здесь же, встроенная в вал, есть небольшая экспозиция, воспроизводящая кольчугу тех времен, наконечники копий, фигурки пермского звериного стиля, древнее блюдо.

Рядом построена деревянная церковь Ильи Пророка. А на краю холма воспроизведена одна из башен крепости – Спасская.

Около нее стоит импровизированное копье с щитом и огромный булыжник с выбитым на нем огромным следом человека. След воспроизводится по тому, что есть на вершине горы Полюдов Камень (Полюд). «Встав на сей камень нужно рукою взяться за древко копья, а ногой встать в след богатыря Полюда и тогда часть силы его всегда с тобой будет», — гласит надпись.

Кстати, Полюд прекрасно виден на горизонте, за рекой Колвой, напоминая по форме гигантскую застывшую волну. Считается, что при приближении неприятелей на Полюде зажигали сигнальный костер, и в Чердыни были готовы к появлению врагов.

Внизу течет река Колва. В прошлом она активно использовалась купцами как водный путь. На берегу реки стояли купеческие амбары и склады.

Вятский холм

По соседству с Троицким, чуть южнее, находится Вятский холм. Здесь было Вятское городище. Археологами найдены остатки металлургического производства, а также клад с предметами пермского звериного стиля.

К 200-летию дома Романовых на холме высажена роща.

Храм Иоанна Богослова

Самая старая каменная постройка Чердыни, возведенная в 1704–1718 годы. Интересно, что здание строили пленные шведы.

Внутри двухэтажного храма сохранился старинный иконостас, выполненный известными мастерами-иконописцами Дмитрием и Григорием Федоровыми. Это один из трех таких иконостасов, сохранившихся на всю Россию.

За оградой, у стен храма сохранились старинные памятники и надгробные плиты XIX века над захоронениями видных жителей города.

Адрес: ул. Мамина-Сибиряка, 15.

Часовня Спаса Нерукотворного (или часовня «Убиенных родителей»)

Напоминает о тех смутных временах, когда на Чердынь нападали неприятели. Стоит над могилой 85 чердынцев, павших в 1547 году в бою с ногайскими татарами. Имена погибших перечислены на надгробной плите.

Надписи на старославянском языке у входа гласят: «Сия часовня освящена в честь Нерукотворного Образа Гда Бга и Спса нашего Иса Хса» и «Построена в память о 85 воинах избиенных на брани от нагайских татар в 1547 год генваря 6-го дня».

Спасская часовня была утрачена в советское время и восстановлена в 2007 году. Сейчас в ней работает музей «Часовня Спасская».

Собор Воскресения Христова

Строился с 1750 года, освящен в 1754 году. Внутри ведется реставрация. Колокольня Воскресенского собора служит главной высотной доминантой города. Сюда можно подняться и посмотреть на Чердынь с высоты птичьего полета. Подъем происходит по винтовой металлической лестнице. В одном месте на рельсе можно увидеть надпись «Демидова Н.Т. завод 1877 года».

Адрес: ул. Мамина-Сибиряка, 47.

Воскресенский собор образует единый ансамбль со стоящей рядом церковью Спаса Преображения.

Неподалеку находится здание Богоявленской церкви (1751-1761). Она лишилась своих куполов, но сохранила на стенах художественный орнамент. Сейчас здесь размещается хлебозавод.

Также дошли до наших дней Успенская церковь (в ней сейчас Музей истории веры) и Всесвятская церковь (1815-1817), что на кладбище в северной части города.

Музей истории веры в Успенской церкви находится по адресу ул. Успенская, 59. Здесь можно увидеть собрание икон, церковной утвари, узнать о храмах Чердынского района.

А в 2010 году из Ныроба в Чердынь перевезена часовня Михаила Архангела, стоявшая над ямой Михаила Романова. В ней памятный камень, надпись на котором гласит: «Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечением стоит город Чердынь. Благодарные потомки. 1451-2011 г.». Она стоит в сквере близ Музея веры и заставы.

Чердынский краеведческий музей

Обязательный для посещения в Чердыни объект – краеведческий музей. Пожалуй, это самый интересный и богатый по своим коллекциям провинциальный музей Урала. А еще он один из старейших в Пермском крае, поскольку был открыт в 1899 году — в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина (музей носит его имя).

Музей создан благодаря председателю Чердынской уездной управы Д.А. Удинцеву – мужу сестры писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

В музее очень много интереснейших экспонатов. В том числе богатые археологические и этнографические коллекции, здесь можно увидеть фигурки пермского звериного стиля, клады монет, восточное серебро, а также оковы боярина Михаила Романова. В прошлом эти оковы почитались, как святые, и прикоснуться к ним шло немало паломников.

Интерес среди туристов вызывает и икона «псоглавца» — святого Христофора с головой собаки. В прошлом чердынские охотники считали его своим покровителем, а перед началом сезона охоты священник кропил охотничьих собак святой водой. Кстати, в 1722 году церковь запретила рисовать этого святого с собачьей головой, а ранее написанные изображения были уничтожены, как «противные естеству, истории и самой истине». Лишь несколько изображений «псоглавца» чудом дошли до наших дней. Одно из них на иконе в Чердынском музее, другое – на фреске в церкви Ныроба. Это изображение вдохновило писателя Алексея Иванова на создание романа «Псоглавцы».

Музей размещается в двухэтажном здании земской уездной управы 1850 года постройки. Над входом можно заметить аббревиатуру «Ч.У.З.У».

Справа от входа в музей – выставка старой сельскохозяйственной техники под открытым небом.

Музей очень интересен, а билеты вполне доступны (60 руб.). Напротив, на Юргановской, 60 находится выставочный зал (раньше в этом здании была женская гимназия XIX века).

По выходным музей работает, но при посещении имейте в виду, что с 13:00 до 14:00 в музее обед.

Адрес Чердынского краеведческого музея: ул. Юргановская, д. 69.

Режим работы: с 9.00 до 18.00, кроме понедельника, вторника

Тел. (34240) 2-88-32, 2-13-07.

На улице Прокопьевской сохранилось здание больницы, со второго этажа которой в свое время спрыгнул отправленный в Чердынь в ссылку поэт Осип Мандельштам, пытаясь покончить с собой. Об этом событии напоминает мемориальная табличка. Позже жена поэта в своих воспоминаниях написала про город: «Чердынь обрадовала нас своим пейзажем и общим допетровским обликом».

Смотрите так же:  Свято-благовещенский храм днепропетровск

А сам Осип Мандельштам написал стихотворение:

Как на Каме-реке глазу темно, когда

На дубовых коленях стоят города.

B паутину рядясь — борода к бороде —

Жгучий ельник бежит, молодея, к воде.

Упиралась вода в сто четыре весла,

Вверх и вниз на Казань и на Чердынь несла.

В Чердыни очень много купеческих домов и просто интересных старинных построек. Благодаря удаленности Чердыни, при советской власти не разрушили и не перестроили ее церкви и другие старые здания. В отличие, например, от Ирбита, который мог бы быть очень похожим на Чердынь.

На улицах города встречаются таблички для туристов с интересной информацией из истории города, установленные к отмечавшемуся в 2011 году юбилею Чердыни.

А недалеко от Троицкого холма можно увидеть заставу со шлагбаумом. Воссоздана застава, появившаяся в Чердыни в 1683 году для контроля над проезжающими по дороге и высылке беглых крестьян.

Кстати, в Чердыни возвращены названия улиц, которые были здесь до революции. Поэтому здесь нет улицы Ленина. А таблички на магазинах выполнены в дореволюционном стиле.

Д.Н. Мамин-Сибиряк о Чердыни

«Благодаря высокой воде наш пароход мог подойти к самой Чердыни, — летом это не всегда возможно, потому что Колва в жару быстро мелеет. Издали вид на город очень красив. На правом высоком берегу Колвы живописно скучились городские домики, а впереди всех выдвинулись старинные церкви. Получалось что-то вроде кремля…

Внутри город производит такое же приятное впечатление, как и снаружи – улицы широкие, всякое строение «в планту», одним словом, как следует быть благоустроенному городу. Нужно заметить, что и здесь, как вообще в русских городах, главным архитектором были бесчисленные пожары – Чердынь выгорала раз пять, и от старинных построек остались одни церкви…

Чердынь, как вечный город Рим, расположена на семи холмах. С трех сторон она, благодаря крутым оврагам, была совершенно неприступна, и только западная часть защищалась земляным валом… Вид из этого кремля на левый берег – один из красивейших на Урале: под обрывом берега глубоко внизу катится светлая Колва, за ней идут поемные луга, а дальше начинается сплошной лес, широким размахом подходящий к Полюду-Камню. Эта гора венчает картину. Представьте себе постамент памятника Петру I, увеличенный в несколько десятков тысяч раз – вот вам и портрет этой горы. Полюд к городу стоит боком и рельефно выделяется на горизонте, точно гребень поднявшегося девятого вала…»

Газеты о загадочном явлении в Чердыни

«Из Чердыни сообщают, что там в 3 ч. 35 м. дня, 17 июля, в направлении с юго-запада на северо-восток был усмотрен быстро плывущий по воздуху предмет на высоте, превосходившей в то время расстояние между облаками и землёй. Предмет этот блестящий с ясно-обозначенными двумя боковыми крыльями и с каким-то подобием хвоста сзади. Наблюдался полёт этого предмета в течение 12 минут, причем он трижды проходил выше облаков и затем скрылся в указанном направлении».

(«Пермские губернские ведомости», № 162 от 25.07.1907 г.)

Чердынь – настоящий музей под открытым небом. Здесь много памятников архитектуры. Гулять тут можно долго. На мой взгляд, это самый интересный город Урала. Город приятный, душевный, в который хочется вернуться. Побывать здесь, пройтись по чердынским улочкам, проникнуться атмосферой этого места стоит каждому!

В наши дни Чердынь стала крупным туристическим центром Урала и Пермского края. Летом в окрестностях Чердыни проходит фестиваль «Зов Пармы».

Севернее находится село Ныроб, в котором погиб боярин Михаил Романов. Недалеко от Ныроба расположена самая длинная пещера Урала – Дивья. Ее длина более 10 километров. Также посещение Чердыни можно совместить с поездкой в окрестности Красновишерска: на Помяненный камень, Полюд или Ветлан.

Как добраться до Чердыни?

Чердынь находится на севере Пермского края. GPS-координаты Чердыни (Троицкий холм): N 60?24.024?; E 56?29.219?.

Сюда можно попасть на автомобилях через Пермь, Березники, Соликамск. Из Перми до Чердыни ходят рейсовые автобусы.

Расстояние от Перми до Чердыни – 300 километров, от Екатеринбурга – 660 километров.

Чердынь – древний и загадочный город на севере Пермского края. Настоящий музей под открытым небом.

Координаты для GPS-навигатора

Город Чердынь на карте

Это один из самых маленьких городов Пермского края с населением всего лишь порядка 5 тысяч человек. При этом Чердынь – один из древнейших городов Урала. Город входит в перечень исторических городов России.

Чердынь стоит на правом берегу реки Колвы. С высокого берега реки открывается завораживающая дух панорама. Название населенного пункта произошло от коми-пермяцких слов «чер» — приток и «дын» — устье.

Точная дата основания города не известна. В прошлом Чердынь была столицей огромной территории Пермь Великая. Первоначально город располагался в другом месте, лишь затем (в XV веке) его перенесли сюда.

Как установили археологи, ранее на этом месте на берегу Колвы находилось городище, относящееся к родановской культуре. Археологи нашли глиняные черепки и бронзовые подвески XII — XIII веков.

К XV веку значение Чердыни достигло максимума. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на пушнину сюда поступали в том числе изделия из серебра – так называемое закамское серебро.

С середины XV века православные миссионеры активно пропагандировали среди местных жителей православие. В 1462 году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложен первый на Урале храм – деревянная церковь Иоанна Богослова. Этим фактически было положено начало христианизации Северного Прикамья.

В 1472 году Пермь Великая и Чердынь вошли в состав Московского государства. В XVI — XVII веках здесь, на высоком берегу реки Колвы, стоял деревянный кремль. Он служил защитой восточных рубежей Московского государства. Только в XVI веке на Чердынь более десятка раз нападали враждовавшие с русскими татары, но ни разу противникам не удалось покорить Чердынь.

О тех временах сейчас напоминает часовня Спаса Нерукотворного (или часовня «Убиенных родителей») над могилой 85 чердынцев, павших в 1547 году в бою с ногайскими татарами. Имена погибших перечислены на надгробной плите. Чердынцы чтят их не только как героев, но и как святых покровителей города.

После открытия в 1597 году Бабиновской дороги в Сибирь через Соликамск (в обход Чердыни) ее значение стало постепенно снижаться. В 1613 году в Соликамск был перенесен и центр воеводства. К XVIII веку в связи с быстрым развитием Соликамска экономическое значение Чердыни сильно уменьшилось.

За прошедшие века Чердынь почти не изменилась. Здесь можно буквально почувствовать историю и увидеть, как выглядели старинные русские города.

Здесь сохранилось множество старинных деревянных и каменных домиков, более 100 из них имеют статус памятников истории и культуры.

Есть здесь и археологические памятники. На Вятском холме найдены остатки металлургического производства, а также клад с предметами пермского звериного стиля.

Еще более интересна Троицкая гора , на которой раньше располагалось Троицкое городище и деревянный кремль. Даже в сейчас здесь можно увидеть остатки земляного вала. Этот холм уникален еще и тем, что это единственное в Чердыни исторически значимое место, которое еще не подверглось застройке.

Помимо старинных домов, украшением Чердыни являются ее старинные храмы. Самый старый из них — храм Иоанна Богослова , возведенный в 1704–1718 гг. Его строили пленные шведы. В настоящее время храм действует. В нем сохранился уникальный иконостас, выполненный известными мастерами-иконописцами Дмитрием и Григорием Федоровыми. Это один из трех сохранившихся на всю Россию таких иконостасов.

У стен церкви высятся старинные надмогильные памятники над могилами купцов Юргановых. Другой красивый храм Чердыни – собор Воскресения Христова, освященный в 1754 году. Колокольня Воскресенского собора служит главной высотной доминантой города.

При желании на нее возможно подняться. Отсюда открывается отличная панорама города. Воскресенский собор образует единый ансамбль со стоящей рядом церковью Спаса Преображения.

Рядом находится Богоявленская церковь (1751-1761). Церковь отличается усложненным композиционным построением и художественным убранством фасадов. Сейчас в ее стенах размещается хлебозавод.

Также уцелели до наших дней Успенская церковь (в ней сейчас музей истории веры) иВсесвятская церковь (1815-1817) на кладбище на северной окраине города.

В 2010 году в Чердынь была перевезена из Ныроба часовня Михаила Архангела. Ранее она стояла над ямой, в которой содержался в заключении и погиб боярин Михаил Романов.

В Чердыни обязательно стоит посетить Чердынский краеведческий музей – один из старейших в Прикамье. Он был открыт в 1899 году в память о 100-летии со дня рождения А.С. Пушкина. Поэтому музей носит его имя. Основан он был председателем Чердынской уездной управы Д.А. Удинцевым. Музей имеет также два филиала: Выставочный зал и Музей истории веры.

Музей богат интересными экспонатами. Всего он включает 110 тысяч единиц хранения. Посетители музея познакомятся с археологической и этнографической коллекциями, пермской деревянной скульптурой, иконописью, старопечатными книгами XVI — XVIII веков и т.д. Большой интерес представляют предметы загадочного пермского звериного стиля и найденное здесь восточное серебро и клады монет.

Уникальный экспонат – оковы боярина М.Н. Романова (дяди основателя царской династии Романовых), погибшего в заточении в Ныробе к северу от Чердыни. В прошлом эти оковы почитались, как святые, и прикоснуться к ним шло немало паломников.

Чердынский краеведческий музей расположен в стенах бывшей уездной земской управы середины XIX века, выставочный зал – в здании бывшей женской гимназии XIX века, а музей истории веры – в здании бывшей Успенской церкви (1785 года постройки).

В Чердыни и ее окрестностях развиваются события известного исторического романа писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы», отличающегося большой историчностью. А летом в Чердынском районе проходит интереснейший этнографический фестиваль «Зов Пармы».

Интересны и окрестности Чердыни. К востоку от Чердыни отлично видна гора Полюд. Издали она напоминает огромный гребень застывшей морской волны. К северу от Чердыни находится село Ныроб, в котором погиб боярин Михаил Романов. Близ Ныроба расположена длиннейшая пещера Урала – Дивья пещера. Ее длина около 10 километров.

Как доехать до Чердыни?

Доехать до Чердыни можно на автомобиле из Перми через Полазну, Березники, Соликамск. Также из Перми до Чердыни ходят автобусы. На железнодорожном транспорте можно доехать до Березников или Соликамска, а оттуда добраться на автобусе до Чердыни.

Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Временем основания монастыря считается 1463 г., или, согласно летописи, «как пермичи крещение приняли». Этот же год указан и на старинной монастырской иконе, изображающей крещение Чердыни епископом Ионой Великопермским.

С момента своего основания Чердынский монастырь имел особое стратегическое значение. В Перми Великой — Чердыни пересекались основные торговые пути. Место для монастыря было выбрано на крутом берегу реки Колвы. За монастырской оградой берег круто обрывался вниз, и со стороны монастыря открывался отличный обзор долины реки.

Монастырь с момента своего основания пользовался особым покровительством русских царей В 1580 году царь Иоанн VI Грозный своим указом предоставил монастырю особые привилегии: наместникам было запрещено судить монастырскую братию, притеснять монастырских крестьян, «кормов и подводы не имать, и не въезжать к ним опричь душегубства и татьбы с поличными». Царь Михаил Фёдорович в 1623 году подтвердил привилегии, жалованные монастырю царской грамотой 1580 года.

Смотрите так же:  Гоа храм

В 1700 году из-за пожара монастырский храм пришлось строить заново.

В 1718 году строительство каменного двухэтажного храма было закончено. Это было первое каменное здание в Чердыни. Был возведен нижний зимний храм с престолом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и верхний летний двусветный храм с престолом во имя Вознесения Господня. Здание Иоанно-Богословского храма сохранилось до нашего времени почти в первозданном виде.

Явившись первым православным монастырем в Перми Великой, Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, прежде всего, был миссионерским.

В 1764 году, при проводимой Екатериной II церковной реформе, монастырь был «оставлен на своём содержании» из уважения к его древности и значению для Пермского края. Но вскоре он пришёл в совершенный упадок и был закрыт в 1784 г.

В 1911 году Святейший Синод принял решение о создании в Чердыни Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря. Настоятельницей монастыря была поставлена игумения Руфина (Кокорева) воспитанница Пермского Успенского женского монастыря.

16 января 1914 г. монастырю было «всемилостивейше даровано наименование Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь, учрежденный в память 300-летия царствования дома Романовых».

В годы Великой Отечественной войны Иоанно-Богословский храм был закрыт на короткое время, но в 1943 году в нем вновь начались богослужения.
В марте 2003 года на месте прихода формируется монастырь .Сейчас в монастыре совершаются ежедневные богослужения. Монашеское правило начинается с 5 утра, а в Великий пост с 4.00. Действуют катехизаторские курсы для взрослых и воскресная школа для детей. Настоятелем монастыря является игумен Герасим (Гаврилович).

В 2019 году возведена часовня-купель в честь Иоанна Богослова.

Монастырь окормляет дом престарелых в с. Покча, осужденных в колониях Ныроба и Кушмангорта.

В августе традиционно проводится крестный ход до источника Параскевы Пятницы, на котором была выстроена часовня в честь святой Параскевы, где совершается молебен.

20 июня 2008 года состоялось торжественное открытие восстановленного братского корпуса на средства благотворителей. В 2011 году отреставрирована церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Воскресенский собор
В центре исторической части города располагается главенствующий среди храмов Чердыни Воскресенский собор. Строительство каменного здания было завершено в 1754 г. Главный престол, летний, освящён во имя Воскресения Господня, придельный – в честь Стефана Великопермского. Третий престол, зимний, который находится в северном приделе, освящён во имя святого Николая Чудотворца. Собор расписывал лучший иконописец Вятской и Великопермской епархии Леонтий Протопопов.
В 1908-1911 г.г. собор подвергся перестройке. Тогда же была выстроена новая трехъярусная колокольня с открытой круговой площадкой. Проект перестройки и смету составил гражданский инженер из с. Ильинское И.К. Бахарев.
До середины 1930-х г.г. в соборе проходили богослужения. После закрытия храма и до конца 1990-х г.г. здание занимал районный Дом культуры. В 2007 году собор возвращён верующим. С этого времени ведутся реставрационные работы по восстановлению храма, возобновились богослужения.
Храм действующий.
Адрес: г. Чердынь, ул. Мамина-Сибиряка, 47, Тел. (34-240) 2-80-78
Часы работы: пн.-пт. с 9 00 до 16 00 , сб. с 8 00 до 18 00 , вс. с 9 00 до 18 00

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Церковь Иоанна-Богослова)
Первая христианская церковь на западном Урале, первый каменный храм Прикамья. Он связан с историей крещения Перми Великой Чердыни. В 1462–1463 гг. епископ Иона крестил местных жителей и основал в первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь, князь Михаил Ермолаевич пожаловал монастырю земли.
В 1705 году Сибирский губернатор, князь Матвей Петрович Гагарин дал распоряжение перестроить старый Богословский храм, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви к 1718 году.
Двухэтажная кирпичная церковь на высоком подклете, с двумя храмами, с двухъярусной звонницей-восмериком, полукруглой апсидой, трапезной и притвором в каждом этаже. Верхний престол освящен во имя Вознесения Господня, нижний — во имя Иоанна Богослова. Упрощенная декоративная отделка фасадов, барочное завершение окон апсиды и части проемов верхнего этажа семилучевыми цветами, точные пропорции придают храму неповторимую красоту. В интерьерах сохранился тябловый иконостас, что выполнили в 1734 году братья Дмитрий и Григорий Поповы из Нижнего Новгорода.
При осмотре храма установлены подписные и датированные иконы, написанные чердынскими иконописцами Иваном Протопоповым, Афанасием Головиным и др., в том числе икона 85 убиенных ратников. Иоанно-Богословский Монастырь существовал до 1784 г, далее храм стал приходской церковью. В 1911 г. здесь была учреждена иноческая женская обитель, которую ликвидировали в 1923 г. В 1935 был закрыт сам храм и передан краеведческому музею. В 1944 году в зимнем храме возобновились богослужения, в 1947 г. весь храм был возвращен епархии. Храм Иоанна Богослова — единственная из чердынских церквей, что сохранилась в первозданном виде.
В настоящее время это действующий Иоанно-Богословский мужской монастырь.
Адрес: г. Чердынь, ул. Мамина-Сибиряка, 17, Тел. (34-240) 2-91-29, 2-91-18
Часы работы:пн.-вс. с 8 00 до 18 00

Церковь Во Имя Всех Святых (Всесвятская церковь)
Каменная церковь построена на северной окраине города, на выезде в с. Покча, в 1815 — 1817 гг. Построена Всесвятская церковь на средства почетного гражданина Спиридона Углицкого.
Небольшой объём куба церкви покрыт широким куполом и увенчан одной главой на круглом барабане; главой аналогичной формы выделена и абсида. Своеобразие церкви придает колокольня. Над её четвериком выложен восьмигранный ярус звона, завершённый куполом и высоким шпилем на тонкой шейке. Архитектурный стиль постройки относится к так называемому провинциальному классицизму.
В 132-1933 г.г. храм был зарыт и долгое время использовался в разных целях (кожевенное производство, изготовление химических чернил, пимокатная мастерская и др.). В 1988-1989 г.г. здание было отреставрировано снаружи и законсервировано.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь)
Каменная церковь возведена в 1784 г. на месте двух деревянных храмов: одноимённого Успенского и во имя св. Иоанна Предтечи Успенского женского монастыря, упразднённого в 1764 г. Храм имеет два престола: главный, летний, — Успения Божией Матери и нижний, зимний, — Рождества Христова. Церковь пострадала в пожаре 1792 г., после чего её, не восстанавливая, решили приписать к Воскресенскому собору, но «прихожане тщаянием и усердием своим удержали оную за собой и сделали самостоятельною». В 1884 г. ярусную колокольню перестроил купец А. Мичурин, а в 1835 г. на средства старосты М. Мичурина и купца Н. Алина все церковное строение оградили железными решётками на каменных столбах.
Храм закрыли предположительно в 1935 г. В конце 1940-х г.г. здание было передано Чердынскому краеведческому музею им. А.С. Пушкина.
В 2000 г. в здании Успенской церкви открыт Музей истории веры. К 2005 г. была восстановлена звонница, на куполе воздвигнут крест. В престольный праздник Успения Божией Матери в музее-храме иногда проводятся богослужения. Пророко-Ильинская церковь
Воссоздана в 2011-2013 г.г. на Троицком холме, на месте исторической Троицкой церкви, разрушенной в середине XX века. Полностью повторяет оригинал из села Бигичи, но в её реконструкции было использовано мало деталей старого здания. В селе Бигичи деревянная Церковь Илии Пророка была построена прихожанами в 1917 г. по образцовому проекту. Пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. Церковь Преображения Господня (Преображенская церковь)
Каменная церковь построена в 1756 г. на месте сгоревшего в пожаре 1747 г. одноименного деревянного храма. Нижний престол, зимний, освящён во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, верхний, летний, — Преображения Господня. Церковь сильно пострадала во время пожара 1792 г. и в 1853 г. была перестроена колокольня: к одной, ранее существовавшей главе, добавлены четыре малых главки.
В 1875 г. храм обнесли каменной оградой с металлическими решётками. Позаботился об этом церковный староста, купец Е.С. Меркурьев. Другой купец – И.В. Юрганов – в 1887 г. на устройство иконостаса и стенной живописи пожертвовал 6 тыс.руб. Живописную работу в храме выполнил пермский мастер Мамаев.
Церковь закрыли в 1930-х г.г. Позднее здание было передано чердынскому лесотехникуму, а потом Чердынскому производственному училищу под устройство мастерских.

Часовня Во Имя Образа Спаса Нерукотворного (Спасская часовня или Часовня «Убиенных родителей»)
Каменная часовня «Убиенных родителей» (иначе Часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного). (Дата постройки 1793 г., восстановления 2007 г.). С особым почтением относились в Чердыни к 85 убиенным ратникам. Память об убиенных связана с событиями XVI века, когда Чердынь была форпостом Русского государства. Защита города от набега ногайских татар в 1547 году отражена в местном предании: Битва проходила накануне Крещения у д. Кондратьева слобода, на льду р. Вишеры. (Очевидно чердынцы нанесли ногайцам существенный урон, поскольку сведений о том, что они двинулись далее на город, нет)
Летом чердынские торговые люди на своих каюках плыли мимо места битвы, в Петров день. Они увидели, что у берега стоит льдина с убитыми воинами. Погрузили тела на каюки, привезли в Чердынь и похоронили в общей могиле. На следующий день на могильном холме появилась доска с 85 именами. С нее имена записали в Синодик церкви».
В XVIII веке имена отлили на чугунной плите (хранится в краеведческом музее), а воинов написали на иконе (хранится в Иоанно-Богословском монастыре). Во второй половине 17 века над могилой была построена деревянная часовня, в 1793 — каменная, из кирпича, освященная во имя Спаса Нерукотворного. Убиенные ратники особо поминались в праздник Крещения и в Семик.
В начале 1930-х г.г. Спасскую часовню взорвали и более 20 лет могила убиенных была предана забвению. Лишь в 1957 г. на этом месте установили скромный деревянный памятник, а в 1997 г. его заменили поклонным крестом и плитой с именами погибших защитников Чердыни.
В 2005 г. районной администрацией совместно с Комплексом по сохранению историко-культурного наследия и охране памятников было принято решение о восстановлении часовни в первозданном виде. В сентябре этого же года состоялось освящение закладки фундамента. Её строительство по проекту пермского архитектора Г.Л. Кацко велось летом 2006 г. и завершилось к 23 сентября. Через год часовня была обнесена оградой, и в рамках форума «Русский мир» прошло её торжественное открытие.

Церковь Богоявления Господня (Богоявленская церковь)
Каменная церковь была построена в 1751 г. «тщаянием прихожан» на месте сгоревшей в пожаре 1747 г. одноимённой деревянной церкви. Храм имел три престола. В главном, зимнем – престол Богоявления Господня, второй – во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца. Над трапезной располагался третий престол – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В это же время старую деревянную, отдельно стоящую колокольню, заменили новой, каменной. В 1892 г. колокольня была разобрана, и через три года построена новая, более объёмная и красивая. Иконостасы и настенную живопись в храме в 1808 г. выполнил чердынский мастер А.П. Марков.
Храм был закрыт 26 августа 1935 г. До наших дней не сохранился в первозданном виде и не используется по назначению. Долгие годы в нём располагается Чердынский хлебокомбинат.