Меню

Часовня во имя святителя николая чудотворца в новосибирске

Часовня во имя Святителя Николая, Чудотворца

г. Новосибирск, Красный проспект

На главном проспекте нашего города Новосибирска радостно видеть восставшую из руин часовню во имя Святителя Николая, Чудотворца.

Часовня была построена в память 300-летия царствования Дома Романовых. Часовня каменная. Заложена 20 июля 1914 года, построена на Николаевском (ныне Красном) проспекте, в центре города, на самом видном месте, отведенном Городским Управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие строительные материалы. Часовня сооружена на пожертвования верующих. Наиболее крупными жертвователями были: М.Л. Вишняков, давший 25 тысяч штук кирпича, В. Н. Цевловский — 1000 штук кирпича, З. М. Джурич — 1000 пудов извести, Д.Е. Барабанов — железо на крышу, И.М. Некрасов — кресты на часовню.

Известный архитектор А.Д. Крячков составил план и смету на постройку часовни. Другой архитектор, Ф.Ф. Рамман, осуществлял наблюдение за строительством. Все труды по устройству часовни взяли на себя председатель правления общества «Ясли» протоиерей Диомид Чернявский, городской голова А.Г. Беседин, купец Г, Д. Маштаков и начальница приюта «Ясли» М.В. Востокова.

6/19 декабря 1914 года (на Николу Зимнего) состоялось торжественное освящение часовни. Жители радовались: город обрёл духовный символ небесного покровителя Святого Николая, Угодника Божьего, прославившегося чудотворениями при жизни и после смерти в защиту немощных и обиженных.

Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский и Алтайский, прислал в дар часовне старинную икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. 4 декабря 1914 года в 17 часов икона прибыла с поездом, специально отправленным из Томска в Новониколаевск, где была встречена протоиерем Диомидом Чернявским, причтом вокзальной церкви и приютским хором.

Отслужив молебен Свт. Николаю, икону перенесли в вокзальную церковь, где совершено было всенощное бдение. На другой день, по окончании Божественной литургии и молебна, состоялось перенесение иконы с крестным ходом в храм Александра Невского, а 6 (19) декабря, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, икону внесли в часовню. Затем состоялось освящение часовни.

Часовня Святителя Николая Чудотворца
из личного архива протоирея Виталия Бочкарева

Строительство часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая было завершено в 1915 году. Часовня стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города.

В одном из документов той эпохи написано: «при часовне организована продажа икон и книг духовно-нравственного содержания. Доходы от продаж поступают на детский приют «Ясли». Для служения при часовне предположено иметь особого священника. В настоящее время часовню обслуживает иеромонах Алексий».

30 декабря 1915 года епископ Томский Анатолий благословил иеромонаху Алексию хождение с часовенной иконой Свт. Николая по домам жителей г. Новониколаевска для служения молебнов с 12 до 17 часов.

В 1919 году Никольская часовня получила статус самостоятельного прихода; настоятелем стал протоиерей Виталий Мальгинов.

Мальгинов Виталий Андреевич родился в 1845 году в семье диакона. В 1910 году он окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1912 года назначен священником при Пермском Успенском монастыре.

10 августа 1919 года резолюцией Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского, о. Виталий назначен настоятелем Богородице-Казанской церкви г. Новониколаевска, а 12 октября 1919 года по его прошению переведен на священническое место к часовне Свт. Николая

Но недолго простояла часовня на Красном проспекте. Через 14 лет безбожниками-гонителями святыня была приговорена к смерти.

9 ноября 1929 года состоялось заседание Новосибирского окрисполкома, на котором, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города», постановление горсовета о сносе часовни на Красном проспекте было одобрено.

Перед тем, как разрушить святыню, часовню варварски разграбили. Выносили всё: начиная от чудотворной иконы Святителя Николая до последней деревянной табуретки, о чем свидетельствует воровская опись от 3 февраля 1930 года Изъятие проводилось в присутствии обновленческого благочинного новосибирских церквей протоиерея Николая Хрущева. Дальнейшая судьба всего имущества неизвестна.

Вскоре разграбленную часовню снесли, на ее место поставили памятник «отцу народов» Сталину, а после разоблачения культа личности сломали и памятник.

Но Бог поругаем, не бывает! 21 сентября 1991 года был совершен первый Крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки Свято-Никольской часовни. Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Вскоре началось строительство, и к празднованию 100-летия города, в июле 1993 года заново ожила страстотерпная часовня Николая, Чудотворца. Верится, что изъятая святая икона его не погибла, чудом уцелела и будет возвращена на своё место.

Новый проект был выполнен новосибирским архитектором Петром Чернобровцевым, а расписал часвню его отец, известный худодник-монументалист Александр Чернобровцев.

Сейчас Никольская часовня — символ города Новосибирска и Новосибирской области. Ежедневно священниками городских храмов совершаются здесь молебны с акафистом Святителю Николаю, молебны о здравии сущих, поминовении усопших и пострадавших от репрессий, а также воинов, положивших живот на поле брани за Россию.

Настоятелем часовни служит протоиерей Георгий Патрин.

Молебен у часовни

В дни православных праздников совершается Крестный ход по Красному проспекту с молебном возле часовни. В нём, возглавляемом духовенством, участвуют представители Администрации области и города, множество прихожан, студенты, дети. Служится праздничный молебен во славу Господа, богоспасаемой России и покровителя нашего города Святителя Николая.

Традиционным стал Крестный ход в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2002 году наш город стал Всероссийским центром празднования Дней славянской письменности и культуры. Для участия в этих торжествах на сибирскую землю прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

24 мая 2002 года после Божественной литургии в Вознесенском кафедральном соборе прошел Крестный ход от Вознесенского собора по Красному проспекту к собору святого благоверного князя Александра Невского. Крестный ход возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий .

У Никольской часовни состоялось торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры с вручением вечевого колокола губернатору. В дар часовне Святейшим Патриархом был передан образ Святителя Николая с дарственной надписью: «В благословение часовне Святителя и чудотворца Николая г. Новосибирска в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности 24 мая 2002 г. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси».

21 мая 2003 года наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий по благословению Святейшего Патриарха доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя нашего города Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Частица святых мощей была помещена в икону Святителя Николая, дарованную в 2002 году часовне Святейшим Патриархом Алексием II.

25 мая 2003 года икона Святителя Николая с частицей мощей была торжественно перенесена Крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в часовню Святителя Николая. Перед часовней был отслужен молебен, после которого архимандрит Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха новосибирцам.

«. Будем молить Господа Бога, Подателя всяческих благ, дабы укрепил Он нас представительством святителя Николая в христианском благочестии, в милосердии и любви к ближнему, в стоянии за Православную веру. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» (из послания Святейшего Патриарха).

Затем с приветствием к горожанам обратились Владыка Тихон, губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский и мэр Новосибирска В.Ф . Городецкий.

В 2004-2005 годах во время традиционного Крестного хода, посвященным святым Кириллу и Мефодию, множество людей были свидетелями чудных знамений, явленных Господом, как особого благоволения нашему городу.

Во время молебна у Никольской часовни в 2004 году от купола часовни поднималась в небеса облачная лестница, а в 2005 году в небе над часовней видели крест.

Сегодня никто из православных новосибирцев не сомневается, что Святитель Николай, являясь покровителем нашего города, покровительствует и каждому жителю Новосибирска, ограждая всех от бед и несчастий и наставляя на путь истинный.

Источники и литература:

Документы Государственного Архива по Новосибирской области:

Е.А. Шабунин. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель.Новосибирск, 2002

Новосибирск. Часовня Николая Чудотворца на Красном проспекте (новая).

Воспроизводит облик утраченной часовни Николая Чудотворца (1914, предположительно арх. А.Д. Крячков) с незначительными изменениями размеров и пропорций

Новосибирск. Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца построена к 300-летию дома Романовых и символизирует Центр России. Часовня была разрушена в 1933 году и восстановлена к 100-летию Новосибирска в 1993 году, освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1913 году в России отмечалось 300-летие Дома Романовых. Празднества проводились с небывалым размахом. Служились молебны и сооружались памятные храмы. Начиная с 1911 г. Новониколаевск (Новосибирск) готовился к проведению этого события. Городской Думой тщательно составлялся план строительства и мероприятий, но для реализации задуманных проектов одних бюджетных средств молодого города не хватало. Общество «Ясли» взяло на себя миссию возведения часовни в память 300-летия Дома Романовых. Торжественный молебен и закладка часовни во имя свт. Николая Чудотворца состоялся 20 июля 1914 г. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. Наиболее весомый клад в строительство часовни внесли: М.Л. Вишняков, З.М. Джурич, В.Н. Цевковский, Г.Д. Маштаков, И.М. Некрасов и Д.Е. Барабанов. Большую часть работы по устройству часовни взяли на себя городской голова А.Г. Беседин, протоиерей Диомид Чернявский – председатель Правления общества «Ясли» и начальница приюта «Ясли» М.В. Востокова. Проект безвозмездно составил известный архитектор А.Д. Крячков, наблюдал за постройкой инженер Ф.Ф. Рамман. При строительстве часовни общество «Ясли» испытывало недостаток времени, денежных средств и рабочих рук. Поэтому было принято решение обратиться к народу с просьбой о помощи в завершении строительства. Впервые в истории города был использован метод «народной стройки». Усилиями общественности города были выхлопотаны бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов.

Благословение на освящение часовни дал епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский). В дар сооруженной часовни Владыка Анатолий прислал старинную икону московского письма свт. Николая с частицей мощей вмч. и Целителя Пантелеимона. Икона прибыла в Новониколаевск поездом 4 декабря 1914 г., накануне освящения часовни и была встречена протоиреем Диомидом Чернявским, причтом Пророко-Даниловской вокзальной церкви и приютского хора. После молебна свт. Николаю, икону перенесли в вокзальную церковь, где совершили всенощное бдение. На следующий день по окончании Божественной литургии и молебна состоялось перенесение иконы с крестным ходом в храм св. блгв. кн. Александра Невского. 6 (19) декабря 1914 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, икону внесли часовню. Затем Никольская часовня была освящена. При часовни была организована продажа икон и книг религиозного содержания, доходы направлялись на содержание детского приюта «Ясли». Богослужение в сооруженной часовне совершал иеромонах Алексий. 30 декабря 1915 г. Владыка Анатолий благословил о. Алексия на хождение с часовенной иконой по домам жителей Новониколаевска с 12 до 17 час. для служения молебнов.

Часовня свт. Николая, Чудотворца стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. В 1919 году часовня получила статус самостоятельного прихода и 12 октября того же года настоятелем был назначен протоиерей Виталий Мальгинов. 9 октября 1929 г. на заседании Новосибирского окрисполкома было одобрено постановление горсовета о сносе часовни на Красном проспекте. Как говорилось в нем «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». Святыня была разграблена и разрушена.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки часовни. Епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон (Емельянов), ныне архиепископ Новосибирский и Бердский, совершен чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Вскоре началось строительство, средства на которое выделялись Новосибирским епархиальным управлением, мэром Новосибирска И.И. Индинком, а также отдельными организациями и в виде пожертвований жителями города. Архитектурный проект часовни выполнил П.А. Чернобровцев, а роспись часовни произвел его отец художник-монументалист А.С. Чернобровцев. К празднованию 100-летия города Новосибирска, в 1993 году, Никольская часовня была возведена и освящена. 23-24 мая 2002 г. в Новосибирске состоялось общероссийское празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая по окончании Божественной литургии состоялся традиционный крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. блгв. кн. Александра Невского. У Никольской часовни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил празднества, отслужил молебен свв. равноаппостольным Кириллу и Мефодию и свт. Николаю Чудотворцу. Затем Его Святейшество официально открыл праздник. В дар часовне Святейший Патриарх передал икону свт. Николая Чудотворца с памятной надписью: «В благословение часовне святителя и Чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности. 24.5.2002. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси».

21 мая 2003 г. наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя города свят. Николая, Чудотворца. В аэропорту великую святыню торжественно встретил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон с новосибирским духовенством. Частица святых мощей была помещена в икону свт. Николая, дарованную в 2002 году городу Святейшим Патриархом Алексием II. 25 мая 2003 г. икона свт. Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в Никольскую часовню на Красном проспекте. Перед часовней был отслужен молебен, после которого архимандрит Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха к новосибирцам.

20.07.1914 на Николаевском (ныне Красном) пр. состоялся торжественный молебен и закладка часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. К дню освящения епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) прислал в дар часовне икону святителя Николая. В октябре 1929 года на основе постановления горсовета часовня была снесена.

Здание часовни представляет собой прямоугольное в плане здание, ориентированное главным входом на северном фасаде по оси Красного проспекта — главной транспортной магистрали Новосибирска. Часовня стоит на цоколе — возвышении, облицованном камнем, имеющим «рваную» фактуру. К входу в часовню ведет паперть — ряд ступеней. Над входом, в полукруглой арке, находится изображение Святителя и Чудотворца Николая, выполненное в технике мозаики новосибирским художником Александром Чернобровцевым. Здание часовни выполнено из кирпича, оштукатурено и побелено. Фасады завершаются закомарами в виде арок, имеющих плавные изгибы и остроконечное завершение в верхней части. Объем здания часовни увенчан куполом, покоящемся на круглом высоком барабане, прорезанном восемью высокими и узкими окнами.

Часовня Святого Николая в Новосибирске расположена на главном проспекте (до 1925 года город носил название Новониколаевск). Она буквально восстановлена из руин.

20 июля 1914 года была заложена часовня Святого Николая на пересечении Красного проспекта и улицы Горького (ранее на пересечении улицы Тобизеновской и Николаевского проспекта). В России пышно отмечали 300-летие Дома Романовых (1913 г.), и по этому случаю власти города Новониколаевска заказали примерно 25000 альбомов с различными видами города. Благотворительное общество «Ясли» хотело увековечить эту дату более фундаментально и начало ходатайствовать перед властями города о построении часовни Святого Николая (царствующий император и сам город носили это имя). Томское епархиальное управление дало разрешение на строительство часовни в октябре 1913 года. 27 октября 1915 года строительство часовни было завершено. Каменное сооружение построено в центре города, на самом видном месте, отведенном Городским Управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие строительные материалы. Часовня сооружена на пожертвования верующих. Известный архитектор А.Д. Крячков составил план и смету на постройку часовни. Другой архитектор, Ф.Ф. Рамман, осуществлял наблюдение за строительством. Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский и Алтайский, прислал в дар часовне старинную икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона.

В 1921 году новая власть изъяла все церковные богатства из часовни (воспользовавшись голодом 1921 г.). 9 ноября 1929 года президиум Новосибирского окрисполкома принял решение о сносе часовни. А уже 30 января 1930 года часовня была снесена. Затем на этом месте находилась статуя «Комсомолец».

21 сентября 1991 года был совершен крестный ход и освящение закладного камня основания восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовню Святого Николая отстроили заново. Новый проект был выполнен новосибирским архитектором Петром Чернобровцевым, а расписал часовню его отец, известный художник-монументалист Александр Чернобровцев.

Самым известным Никольским храмом Ново-Николаевска является часовня на его главном проспекте — Николаевском. 20 июля 1914 г. на пересечении Николаевского (ныне Красного) проспекта и ул. Тобизеновской (ныне Горького) состоялся торжественный молебен и была заложена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая и в память 300-летия Дома Романовых. Строительство было инициировано благотворительным обществом «Ясли» и благочинным городских церквей Гавриилом Даниловичем Маштаковым, осуществлялось при поддержке городского управления, но во многом на деньги жертвователей [Зайцев, 1993б, с. 78-79]. Администрация города выделила бесплатное место для строительства и отпустила кредит в виде 50 000 штук кирпича, цемента и других строительных материалов. Наиболее крупными жертвователями были М.Л. Вишняков, давший 25 000 штук кирпича, В.Н. Цевловский — 1000 штук, З.М. Джурич — 1000 пудов извести, Д.Е. Барабанов — железо на крышу, И.М. Некрасов — кресты на купола [Проект часовни. ].

Кирпичная кубическая однокупольная часовня была спроектирована в духе псковско-новгородских храмовых построек XIV–ХV в.в. с характерной главкой. Северный фасад здания (со стороны улицы Тобизеновской) имел выступающий перспективный портал с внешней лестницей. Над входными дверями в нише было изображение св. Николая Чудотворца. С южного фасада размещался памятный текст, а вверху — живописное изображение Христа и двух поклоняющихся ему учеников. Часовня имела подвальное жилое помещение, исполнявшее и функции «сторожевской».

К возведению Николаевской часовни причастны очень многие люди. Есть версия, что проект и смета строительства были безвозмездно составлены известным архитектором А.Д. Крячковым, правда, подтверждений этому пока не обнаружено [Поповский]. Архитектор и краевед К.П. Зайцев, не приводя источников, но ссылаясь на документы Томской техническо-строительной комиссии, утверждает, что проект принадлежал мещанину Мирону Мироновичу Панину. Расчеты проводил городской архитектор Федор Фридрихович Рамман, а руководил строительством известный колыванский мещанин, инженер-строитель церковных зданий Илья Семенович Дуров. Отделочные работы выполнял опытный мастер Ефим Иванович Васюков, знающий секреты штукатурных растворов в сибирских условиях. Но на полное оформление наружных стен часовни средств не хватило, и какое-то время она оставалась не расписанной с южного фасада [Зайцев, 1993 г., с. 78-79].

Протоиерей Диомид Чернявский, будучи председателем правления общества «Ясли», взял на себя внутреннее устройство часовни. В этом деле ему помогали городской голова Алексей Григорьевич Беседин, купец Гавриил Данилович Маштаков и начальница приюта «Ясли» Мария Васильевна Востокова.

30 октября 1914 г. Томская техническо-строительная комиссия разрешила проект к строительству с рядом замечаний, и 27 октября 1915 г. здание часовни было принято по акту. В честь этого события епископ Томский и Алтайский Анатолий подарил часовне икону Святителя Николя с частицей мощей. Присланная поездом икона была встречена протоиереем Диомидом Чернявским, на один день принесена в вокзальную церковь, на другой день в храм св. Александра Невского, а 6 декабря, в день памяти Святителя Николая, икону внесли в новую часовню. После этого часовня была освящена. Но и после этого часовенная икона св. Николая продолжала «путешествовать». 30 декабря 1915 г. епископ Анатолий благословил иеромонаху Алексию хождение с ней для молебнов по домам жителей г. Ново-Николаевска. В часовне также продавались духовные книги, иконы. Доходы от продаж поступали в детский приют «Ясли».

В 1919 г., во времена Гражданской войны, Никольская часовня стала самостоятельным приходом, протоиерей Виталий Мальгинов стал ее настоятелем.

При Советской власти вопрос сноса часовни вставал не раз. В частности, известный сибирский писатель Вивиан Итин акцентировал его еще в 1925 г. на первом Съезде Советов, призвав назвать наш город «Ново-Ленинском, постановив заодно уничтожить стоящую против Дома Ленина Николаевскую часовню и воздвигнуть там памятник Ильичу» [ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1, Л. 8]. И вот 9 октября 1929 г. Новосибирский окрисполком постановил снести часовню, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». 15 января 1930 г. протоиерей-обновленец Николай Николаевич Хрущев, служивший ранее в Николаевской церкви с. Бугры и ставший к тому времени председателем исполнительного органа Сибирской религиозной общины Новосибирска, получает постановление Сибкрайисполкома о сносе Никольской часовни. 29 января 1930 г. часовня была разрушена. Перед этим все имущество, включая икону св. Николая, из часовни вынесли, и дальнейшая судьба его неизвестна. На месте часовни поставили памятник комсомольцу-молотобойцу, но через несколько лет его заменили статуей И.В. Сталина. Октябрьской ночью 1961 г. в дни работы внеочередного XXII съезда КПСС памятник Сталину демонтировали.

В 1991 г. состоялась торжественная закладка камня в основание новой часовни. Новой как в территориальном плане (новое здание было отнесено к югу, потому что на месте старого уже был вырыт подземный переход), так и в архитектурном, поскольку новая часовня представляла собой не копию, а авторскую реконструкцию первоначального здания, выполненную новосибирским архитектором Петром Александровичем Чернобровцевым. Внутренние росписи в ней исполнил известный художник-монументалист Александр Сергеевич Чернобровцев, автор памятника сибирякам-участникам Великой Отечественной войны в сквере Славы и панно в сквере Героев революции в Новосибирске.

Новая часовня возродилась на более высоком архитектурном уровне. Известный новосибирский архитектор И.В. Поповский так описывает суть изменений: «У современного объекта значительно крупнее «главка», поэтому здание видится более массивным и соответственно — величественным, не теряя при этом канонической стройности. Такое укрупнение «главки», а также размещение часовни на возвышенном постаменте (стилобате — И.Г.), привело к тому, что совсем небольшое по размерам здание стало соответствовать масштабу крупного мегаполиса».

И.К. Голодяев «Никольские церкви Ново-Николаевска». Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Баландинские чтения. 2019 г. т. ХХI.

Часовня Святого Николая

В самом сердце Новосибирска сияет золотыми куполами, притягивая взгляды, часовня Святителя Николая Чудотворца. Окруженная современными зданиями, она разместилась на Красном проспекте – главной улице города.

Если верить слухам, это место являлось географическим центром Российской Империи около века назад, однако официальные данные эту информацию не подтверждают. Сейчас центр страны, подтвержденный учеными, – это озеро Виви в Красноярском крае, там даже установлен соответствующий монумент.

Часовня Святителя Николая Чудотворца была воздвигнута в честь трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году. Увековечить эту дату было идеей благотворительного общества «Ясли». В тот год власти выдали разрешение на строительство, а закладка часовни произошла 20 июля 1914 года. Сооруженное практически на пожертвования верующих здание было освящено на Николу зимнего (6 декабря 1914г.), и 27 октября 1915 года двери часовни уже были открыты для прихожан.

К сожалению последних, спустя всего 15 лет своего существования она была разрушена советской властью в ходе кампании по закрытию церквей и репрессиям священнослужителей, состоявшейся в 1930-е годы. Вместо часовни Святого Николая установили статую «Комсомолец», а позднее памятник И.В. Сталину, простоявший там до 50-х годов прошлого столетия.

Вновь возвели святое здание к столетию Новосибирска в 1993 году, используя для возрождения сохранившиеся фотографии. В 2002 году в ней разместили подарок Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II – икону Святого Николая, переданную им в День славянской письменности и культуры. Позднее произошло еще одно значимое для верующих событие – в икону поместили частичку мощей Николая Чудотворца.

Часовня Святителя Николая Чудотворца выполнена из кирпича и располагается на облицованном камнем возвышении. Увенчанная золотым куполом, она притягивает внимание туристов. Под ним, на круглом барабане, можно увидеть восемь вытянутых окон. Над входом находится мозаика с ликом Николая Чудотворца. Краткую историю часовни можно прочесть на табличке, располагающейся в задней части здания.

  • Новосибирск на время строительства часовни носил название Новониколаевска в честь правящего тогда Николая II. Неслучайно святое здание в центре города связано с именем покровителя государя, Николая Чудотворца.
  • Восстановленная в 90-е годы часовня расположена чуть дальше от своего изначального местоположения и выглядит величественней, чем разрушенная, из-за небольшой корректировки размеров. Изменилась и ее ориентация: последнюю привязали к линии Красного проспекта, а не сторонам света, как в начале прошлого столетия.

Отправляясь в Новосибирск, загляните в часовню на Красном проспекте, чтобы хотя бы на время отвлечься от будничной суеты, побыть наедине с собой и, возможно, попросить о чем-то Николая Чудотворца.

Часовня Святителя Николая Чудотворца — географический центр России

Во время поездки в Новосибирск хотелось побывать (на то был свой грустный повод) в местной церкви, тем более их здесь много, и все прекрасные. Но получилось попасть только в часовню Николая Чудотворца, которая находится в центре Новосибирска и которую я увидела во время прогулки по городу. Она сияла золотыми куполами! А благодаря своей белизне и расположению на возвышении часовня Святителя Николая Чудотворца казалась чем-то чудесным, чистым в городском потоке, который окружает. И только потом я узнала, что часовня — это неофициальный географический центр России.

К слову, официальный центр России (согласно данным федеральной службы геодезии и картографии) — это озеро Виви в Эвенкийском районе Красноярского края с координатами 66°47?20? с. ш. 93°46?31? в. д. 0

Посреди главной улицы Новосибирска – Красного проспекта – расположилось это чудо. Полюбовавшись с минуту у ступенек, я поднялась к двери.

Внутри – мягкая полутьма, высокие фигуры святых и Христа с Богородицей. Приветливая женщина посоветовала надеть платок, которые имелись здесь же. Фотографировать, как я и думала, внутри часовни не разрешено. Но я не за этим и шла.

Оглядевшись, замечаю несколько подставок для свечей у икон, прилавок с различными православными товарами. Больше всего удивило обилие живых цветов, что стояли на полу. Кажется, хризантемы – что-то белое, светлое.

Я попросила несколько свечек, постояла у икон, вспомнила тех, кого нет на свете. Подумала о здоровье для близких. Стало спокойнее на душе после суеты большого города. С благодарностью покинула часовню.

Со ступенек открывается удивительный вид – часть города как на ладони.

А это сбоку. Удивительно, какое тут нереально красивое небо и облака!

На задней части здания – таблички, рассказывающие, что это за место. Золотыми буквами – по белому:

«Сия часовня Святителя и Чудотворца Николая сооружена во граде Новониколаевске в честь славного юбилея 300-летия Дома Романовых. Восстановлена тщанием истинных патриотов России к 100-летию Новосибирска во славу Святой единосущной троицы в знак всенародного покаяния и возвращения на путь веры и богоугодной жизни в лоне православной церкви накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова».

Любопытная надпись. Конечно, я знала, что прежнее название Новосибирска – Новониколаевск, и вполне логично и справедливо часовня в его центре посвящена Николаю Чудотворцу. Кстати, самому любимому и чтимому святому в России. А вот даты заставили задуматься. В свободное время заглянула в интернет.

Оказалось, эта часовня имеет любопытнейшую историю. Замечу сразу, что нынешний Красный проспект тоже носил символическое в этом смысле имя – Николаевский. А часовня здесь, точнее, чуть в стороне от нынешнего расположения, на пересечении проспекта и ул. Тобзиановской (Горького) появилась в 1915 году. За два года до этого в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых, и по инициативе одного из местных благотворительных обществ и при поддержке городских властей началось сооружение часовни. Как водилось в то время, идею поддержали – финансово – многие состоятельные люди Новониколаевска.

Вот это – вид Николаевского проспекта с новой часовней. Почти такая же, как сейчас.

Изображение часовни Святителя Николая как достопримечательности города появилось в альбомах и на открытках, особенная ее популярность у гостей была связана с мифом о том, что здание стоит на месте географического центра Российской Империи.

Революция, новая идеология, борьба с религией – опиумом для народа… И вот уже собрание жителей постановляет снести оплот религиозного дурмана. А чуть раньше из часовни уже позаимствовали церковную утварь «для нужд революции». В 1929-м ее не стало совсем.

Но свято – в прямом смысле – место пусто не осталось. Здесь появился памятник комсомольцу. А проспект стал Красным – цвета революции, цвета крови…

Все возвращается на свои места. И вот уже инициативная группа жителей выступает с идеей воссоздания часовни Святого Николая в Новосибирске. Через 60 с лишним лет после разрушения. Место выбрали не совсем то, наиболее удачным показалась середина Красного проспекта. На мой взгляд, это просто замечательно. Ощущение, что устремленная вверх, часовня освящает все, что находится рядом.

При этом когда находишься рядом она не кажется излишне отстраненной – наоборот, такая родная и близкая. Рядом скамейки – присядь, отдохни, успокой свое сердце. Голуби разгуливают, умиротворяющее курлычут. Хорошая птица любит хорошее место…

Остается добавить, что в часовне Николая Чудотворца сегодня хранятся мощи самого этого Святого, а также Св. Пантелеймона. Часовня – один из символов Новосибирска. И это символ имеет свой адрес на карте города — «Красный проспект, 17а»:

Ориентирами могут служить кинотеатр «Маяковский», площадь Ленина, неподалеку от которых и стоит часовня. «Площадь Ленина» называются остановка автобуса и станция метро. Часовня во имя святителя и чудотворца Николая находится в центре Красного проспекта и к ней можно пройти по светофору или по подземному переходу.

В Новосибирске есть Сквер Славы с вечным огнём, куда люди приходят отдать . Мемориальный комплекс «Звезда» и часовня Владимирской иконы Божией матери

Вы когда-нибудь задумывались о названии улицы Сибиряков — Гвардейцев? В . Вознесенский кафедральный собор

Вознесенский кафедральный собор по праву можно назвать одной из главных .

Как подходит для часовни минималистическое архитектурное решение! Строгие линии, здание, невольно притягивающее взгляды. Словно посреди города, прямо из асфальта выросло чудо духовности с богатой историей. Лично для меня — это символ настоящего величия нашей Сибирской земли.

Анна, да её там почти не видно, часовню эту. И про величие сибирской земли — думаю оно в другом месте.

В нашей повседневной суете мы редко ходим в церковь. Удачное место: соединение дорог, рядом сквер, есть возможность зайти и помолиться, поставить свечку, побыть поближе к Богу.

Илья, насчет не видно — может быть у жителей взгляд «замылился» и им не видно, но я ее увидела в первый же раз, когда оказалась поблизости. Про величие спорить не буду, но часовня впечатляет. В принципе, она и не должна быть как собор.

Елена, согласен, что часовня впечатляет и заметна! Я скорее про то, что там рядом высотки и такой сильный поток машин, что обычно их замечаешь раньше, чем часовню.

Островок исторической духовности народа посреди цивилизации. Глядя, на фото, думаешь, как можно не заметить такое здание!? Ведь оно не только сверкает золотом, но и имеет притягивающую силу. Согласен с одним из комментариев, «у местных взгляд замылился». Повседневная суета делает людей слепыми к красоте и духовному значению часовни Святителя Николая Чудотворца.

Я не так давно была в вашем городе, и родственники зная как я отношусь к вере посоветовали сходить именно туда. Для меня было что то необычное, как это посреди проспекта и часовня. Правда внутри тихо и не слышно шум машин.

Да, поражает именно то сочетание шумного проспекта и тихого Божьего убежища. Это как будто означает, что и в современном мире не стоит забывать о Боге. Для этого не обязательно ехать в монастырь высоко в горах.

Часовня — это не неофициальный географический центр России, а бывший неофициальный географический центр Российской Империи.

Архитектура Новосибирска

Часовня Святого Николая Чудотворца

20 июля 1914 года в Новониколаевске была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая. В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых.

Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество «Ясли». Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая. В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу «Ясли» строительство часовни.

Несколько слов об обществе «Ясли». Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было построено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М.В. Востокова М.П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. План и смету на постройку составил архитектор А.Д. Крячков, а городской архитектор Ф.Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством. Вишняков жертвовал кирпич на её строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв.

20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами, и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приёмке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан.

Стоит отметить, что часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадник дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: «Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб». Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так, протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что «вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью». Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный «актив» взять на учёт.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях». Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома. 30 января 1930 года газета «Советская Сибирь» в статье «Конец часовни» сообщила: «Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте». Затем на месте часовни стояла статуя «Комсомолец», но недолго. Она была заменена статуей «вождя народов», которую в 50-х годах убрали.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовня была отстроена заново. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация — по линии Красного проспекта.

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Туаев Дмитрий

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Степанов Слава

Смотрите так же:  Часовни батецкого района