Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Московская улица» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до церкви (расстояние 250 м.).
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки«Московская улица», затем пешком до церкви (расстояние 250 м.)
История строительства церкви
Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского была построена в 1988 году в память жертвам фашизма на месте, где во время войны проводились массовые казни. Первоначально на этом месте хотели установить советский памятник, но по предложению протоиерея Геннадия Зверева, настоятеля Софийского собора, решили возвести часовню. Строительство велось на пожертвования частных лиц.
2 июля 1988 года часовню освятили во имя Благоверного Великого князя Игоря Черниговского. В 2001 году в ней установлен престол и начались регулярные богослужения. Здание построено в виде креста, с одной главкой, в звоннице установлены колокола с малиновым звоном. Главной святыней в церкви является икона Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского, выполненная художником Владимиром Куликовым.В церкви хранится «Книга памяти» города Пушкина, в ней список всех людей, погибших при оккупации города во время Великой Отечественной войны. Всех их поминают во время богослужений. Каждый год, в день годовщины начала оккупации города Пушкина (17 сентября 1941 года) к основанию часовни (памятному камню) возлагаются цветы.
История великого князя Игоря Черниговского
1 августа 1146 года, после смерти брата Всеволода, Игорь становится князем Киевским. Сначала киевляне присягают ему, а через несколько дней договариваются с Изяславом Мстиславичем о свержении Игоря. Причина этого в том, что киевляне не любили Всеволода за его бесконечные междоусобные войны и эта ненависть распространилась на всех Ольговичей, в том числе и на Игоря. Под Киевом произошла битва между князьями, в разгар которой киевляне встали на сторону Мстиславичей. Игорь был схвачен и посажен в поруб. В нем он смертельно заболел. При этих обстоятельствах его достали из поруба и постригли в схиму в монастыре, но князь выздоровел и остался в нем иноком.
Год спустя борьба в Киеве продолжалась, киевляне, ослепленные ненавистью, решают отомстить всем Ольговичам и убить князя-инока. Они врываются в храм во время литургии и хватают молящегося князя, от разъяренной толпы его спасает князь Владимир Мстиславич и прячет в доме матери, но толпа достает его и там. Игорь был убит, а мертвое тело подверглось поруганию. Игорь Ольгович против воли был вовлечен в центр междоусобной войны и стал ее невинной жертвой. Своим мученическим подвигом святой Игорь должен был искупить наследственный грех княжеских войн.
Путин и Беглов посетили восстановленную церковь Екатерининского дворца в Пушкине
10 апреля, 19:59 В России Видео 693
Храм был возведен в середине XVIII века, пережил пожары, был разорен нацистами, но все равно восстановлен.
Петербургские МФЦ трижды становились лучшими в России
«Большой подарок»: Глава Петербурга о возобновлении работы станции метро «Академическая»
Более 800 ученых прибыли в Петербург на конференцию по рассеянию нейтронов
Беглов сдал документы в Горизбирком для регистрации кандидатом на пост губернатора
Беглов поприветствовал выпускников Военно-морской академии в Кронштадте
Продукция должна быть конкурентоспособной: Беглов о стратегии развития промышленных кластеров
Петербургу нужны умные инвестиции — Беглов о результатах ПЭМФ — 2019
Видео: Беглов провел заседание по вопросам подготовки к Евро-2020
Беглов и Колокольцев наградили суворовцев за участие в сборе «Наследники Победы»
Видео: Более 260 самолетов прилетят в Петербург на ПМЭФ
ПМЭФ близко: Петербург готовится к событию года в мире экономики и бизнеса
Видео: Мусульмане отмечают праздник Ураза-байрам
«Нужно думать об имидже города»: Беглов прокомментировал предстоящие выборы
Беглов подал документы для участия в выборах губернатора Петербурга
Видео: Патриарх Кирилл освятил главный храм Новодевичьего монастыря в Петербурге
Беглов поручил разобраться с нелегальными экскурсиями по петербургским крышам
Видео: Матвиенко и Беглов возложили цветы к Медному всаднику
Уникальный ледокол «Урал» спущен на воду в Санкт-Петербурге
«С ним можно идти в разведку»: Герелло о личном опыте общения с Бегловым
Определяющее решение: Беглов заявил об участии в выборах губернатора Петербурга
Политолог объяснил, почему горожане обращались к Беглову с просьбой баллотироваться на пост губернатора Петербурга
Видео: Политолог рассказал, в чем уникальность кандидата в губернаторы Петербурга Александра Беглова
Видео: Александр Беглов рассказал, почему принял решение баллотироваться на пост губернатора Петербурга
Фото, видео : ТАСС / Михаил Климентьев, Пятый канал
Президент России Владимир Путин и глава Петербурга Александр Беглов в среду, 10 апреля, осмотрели отреставрированную церковь Вознесения Христова Екатерининского дворца в Пушкине.
Также храм посетили постоянные члены Совета Безопасности, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан и глава компании «Газпром» Алексей Миллер, которые занимались восстановлением церкви.
Посетителям храма, возведенном в середине XVIII века, сумевшего пережить пожары, но разоренного нацистами, рассказали об этапах проведения реставрационных работ и показали, в частности, восстановленные иконы и купол.
— Красиво. Это очень интересно. Спасибо большое , — поблагодарил Путин реставраторов.
Власти Петербурга активно занимаются восстановлением и поддержанием в должном состоянии религиозных сооружений, в том числе, с привлечением частных инвестиций.
Глава государства прибыл в Петербург в рамках пятого Международного Арктического форума. Ранее в среду, 10 апреля. Это мероприятие на высшем уровне, в котором принимают участие президенты и премьер-министры ряда зарубежных стран, впервые проходит в Северной столице. Петербург стал столицей Форума во многом благодаря инициативе действующего градоначальника, он призван повысить статус города до заслуженного международного уровня.
Несмотря на то, что Александр Беглов возглавил город чуть более полугода назад, его команда активно работает на благо жителей Петербурга по всем направлениям. В частности, он среди основных задач видит улучшение социальной защиты граждан и медицинского обслуживания. Из резервного фонда правительства выделены 10,6 миллиарда рублей на обеспечение объектов социальной инфраструктуры: поликлиник, кабинетов врачей, школ и детских садов.
Также Беглов сообщил о достигнутой с РЖД договоренности о строительстве железнодорожного кольца вокруг города, что позволит минимизировать транспортные заторы. Кроме того, глава города стремится сделать органы власти максимально открытыми и доступными для граждан, и создать условия, чтобы именно петербуржцы принимали активное участие во всех изменениях в городе.
За счет дополнительных средств, направленных в Петербург, глава города планирует закупить больше трамвайных вагонов — ведь жилые районы разрастаются, и их необходимо связывать с транспортными узлами. Также, команда Беглова, сделав выводы после частых обильных снегопадов прошедшей зимой, планирует пополнить автопарк уборочной техники.
В частности, в Петербург устремились крупные налогоплательщики — планируется переезд штаб-квартир «Сургутнефтегаза», Объединенной судостроительной корпорации и ряда других крупнейших компаний.
Кроме того, городу будет обеспечена антитеррористическая защита социальных объектов, установлены «тревожные кнопки», видеокамеры, домофоны.
По оценкам Беглова, городу нужен бюджет в один триллион рублей, и федеральный бюджет поможет его наполнить, чтобы жители Северной столицы по праву гордились статусом своего города.
Знаменская церковь в Пушкине. Краткая история постройки.
Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение и окружающий ее Лицейский сад находятся в самом начале Садовой улицы ( г.Пушкин, ул. Садовая, 2а ) возле Большого Екатерининского дворца. Ориентированная строго по сторонам света, она западным фасадом обращена к Дворцовой улице. Православный храм на этом месте существует уже почти 300 лет. Это старейшая постройка города Пушкина, сохраняющая уникальные черты архитектуры раннего петербургского периода.
Строительству Знаменской церкви предшествовало основание в усадьбе двух приходских церквей — (холодной) летней и (теплой) зимней. Приходские дворы находились поблизости, в усадебной слободе, а также и в отдаленных деревнях Кузьминой, Пулковой и Славянке (будущей Графской), где число дворцовых крестьян быстро увеличивалось за счет переселения из внутренних областей России. Екатерина как основательница царскосельской вотчины и усердная помещица занялась устройством православного храма раньше, чем строительными работами по созданию дворца.
Вначале, в 1714-1716 гг. соорудили деревянную (холодную) Успенскую церковь. Церковь разместили вблизи от царских деревянных хором. Внутри она была обтянута холстом, фасады обшиты тесом и побелены, кресты, глава и шпиц на колокольне обиты белой жестью. Эту церковь помогали рубить первые дворцовые переведенцы из вологодских крестьян-плотников.
Через год по окончании Успенской церкви рядом с ней заложили теплую Благовещенскую, строившуюся одновременно с новым дворцом и торжественно освященную 9 августа 1724 г. в присутствии Петра I и Екатерины. Благовещенская церковь также была деревянной, но, сооруженная на каменном фундаменте, утепленная и оштукатуренная внутри, с тесовой обшивкой фасадов, выкрашенных «на вид каменной штукатуренной », имела более представительный облик. В нем выделялись покрытые белым железом купол и верх колокольни, увенчанные позолоченными крестами.
Обе церкви построили, предположительно, по проекту архитектора И.-Ф. Браунштейна, создателя царскосельских каменных палат. При церкви было создано первое учебное заведение — школа «Сарскомызного диакона, в которую императрицей Екатериной, еще при жизни Петра Великого, отдавались дети крестьян и придворнослужителей ее мыз «в научение и присмотр». В помощь диакону дана была надзирательница, обучавшая девочек рукоделию. Благотворительная деятельность прихода началась с основания Екатериной Алексеевной богадельни, содержавшейся на вотчинные доходы. Благовещенская церковь просуществовала недолго — летом 1728 г. она сгорела от удара молнии, но походную церковь Екатерины, которая использовалась в ней для служб — удалось вынести из огня.
Цесаревна Елизавета Петровна, унаследовавшая царскосельскую вотчину от матери, была известна своей набожностью и приверженностью старым традициям. Будучи стесненной в средствах, она все же решилась на строительство приходского каменного храма. О значении этого события написал С.Н. Вильчковский : «Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Сарском Селе за этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной церкви, в которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери. Но и эта затрата производилась в течение долгих лет и была вызвана тонким расчетом: в век господства ненавидимых всем населением немцев, народ видел, что устраненная от престола дочь Петрова отказывает себе лично во всем, дабы украсить свое имение великолепным храмом для вящего прославления иконы, которою Ее благословил Петр на смертном одре» .
Сообщение из вотчинной канцелярии Елизаветы Петровны о строении в Селе Царском каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы с тремя приделами (Святой Великомученицы Екатерины, Святой Праведницы Елисаветы, Святителя и Чудотворца Николая) было подано Святейшему Синоду в 1732 г. Указ императрицы Анны Иоанновны о строительстве Царскосельского храма был объявлен в том же 1732 г. Заготовление кирпича и других строительных материалов, продолжалось в течение шести лет. 4 апреля 1734 г. Елизавета Петровна повелела приступить к постройке «по объявленным от гезеля Ивана Бланка за рукою его» двум сметам, назначив его же и руководителем работ. Проект церкви, по-видимому, выполнил архитектор М.Г. Земцов, а его детальную проработку осуществил его ближайший помощник и ученик архитектор И. Бланк.
Закладку Знаменской церкви производили в середине мая 1734 г. на месте сгоревшей Благовещенской церкви, в присутствии цесаревны и множества гостей. Торжественная церемония сопровождалась, как это принято в петровское время, пушечной пальбой. Основной объем строительных работ был завершён через два года. Священник Феодор Яковлев Вятский, духовник императрицы, освятил два придела 6 июня 1736 г. Эти приделы занимали средний неф ныне существующего здания, возведенного на фундаментах сгоревшей церкви. В главной апсиде первоначально разместили престол во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для него использовали богослужебные принадлежности и «камчатный» иконостас, спасенные во время пожара деревянной Благовещенской церкви. Второй придел — Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, находился над папертью и был связан с хорами, устроенными под колокольней.
В архитектуре 3наменской церкви на этом этапе доминировали черты, восходящие к Петропавловскому собору (1712-1733 гг., архитектор Д. Трезини). Сходство с главным храмом Петербурга проявлялось в объемно-пространственной композиции, устремленном вверх силуэте колокольни со шпилем, а также в очертаниях граненого купола. Во фронтоне помещалась композиция с рельефным изображением сияния и «ока Господня». С богослужебным назначением здания было связано оформление сандриков во втором этаже, которые были украшены лепными изображениями ликов ангелов. Структуру храма можно охарактеризовать и как крестообразную в плане, в общих чертах уподобленную «кораблю».
Строительство в 1736-1738 гг. возглавлял М.Г. 3емцов, закончивший его вчерне. Внутреннюю отделку церкви начали в 1738 г., одновременно исправляя выполненное ранее убранство среднего нефа. По требованию Елизаветы Петровны позолотили сияние в иконостасе и прочие украшения, которые ранее были посеребрены. Тогда же переделали резные фигуры ангелов, держащих над царскими дверями корону, В 1740 г. царскосельские столяры приступили к изготовлению иконостасов для двух вновь построенных приделов.
8 мая 1746 г. освятили боковые приделы: южный — во имя Святой Великомученицы Екатерины, перенесенный из главной апсиды, и северный — во имя Святых и Праведных Захарии и Елисаветы. Работы в главной апсиде закончили через год. Солею и пол алтарной части по Высочайшему указу надлежало обить зеленым сукном, иконостас «прикрыть вновь зеленым глянцовитым грунтом, как сделано в новопостроенных двух приделах и кои иконы не весьма искусно написаны те переписать, так и карнизы . вызолотить и это сверх нынешнего украшения до резьбы и золочения в приличных местах надлежит во всем исправить». Большой иконостас шириной в три сажени имел вид ширмы, поставленной с изломами. Царские врата и сень украшала резьба, над ними находился образ «Вечери Тайныя», «вокруг резьба золоченая» овальной формы. В круглых золоченых рамах помещались четыре праздничные иконы («Благовещение Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Преображение Господне» и «Сошествие Святого Духа» ). На иконостасе имелись резные позолоченные скульптуры шести ангелов и двух. Резное убранство иконостаса включало сияние и императорскую корону с крестом над царскими вратами.
В конце мая 1747 г. с участием императрицы совершилось торжественное перенесение из Петербурга в Село Сарское трехдневным крестным ходом иконы Божией Матери Знамение. Главную святыню храма поместили в верхнем ярусе иконостаса над царскими вратами под осенявшей ее императорской.
Эту икону поднес в 1652 г. царю Алексею Михайловичу святой Афанасий, патриарх Константинопольский. Написанный на деревянной доске древне-византийский образ, представлял собой поясное изображение Богоматери с двумя огневидными серафимами по сторонам и с Предвечным младенцем в медальоне на груди. Размеры ее составляли один аршин пятнадцать вершков длины и один аршин восемь вершков в ширину. В период эпидемии холеры 5 июля 1831 г. икону по желанию прихожан сняли с иконостаса и, по совершении крестного хода вокруг города, установили в отдельном киоте перед правым клиросом.
Чудотворному Царскосельскому образу Божьей Матери Знамение посвящено стихотворение А.С. Пушкина:
В начале жизни школу помню я, Там нас, детей беспечных, было много, неровная и резвая семья. Смиренная, одетая убого, но видом Величавая Жена над школою надзор хранила строго, Толпою нашею окружена, Приятным сладким голосом, бывало, с младенцем беседует она Ее чела я помню покрывало и очи светлые, как небеса, но я вникал в ее беседы мало. Меня смущала строгая краса ее чела, спокойных уст и взоров и полные святыни словеса .
С иконой связывают спасение от пожаров Большого Екатерининского дворца в 1820 и 1863 гг. В 1859 г. на ней были написаны еще два изображения — св. Николая Мирликийского и мученицы царицы Александры, соименных святых императора Николая I и его супруги. Эта икона привлекала много паломников. В 1879 г. икону канонизировали как чудотворную. До окончания строительства Большого Воскресенского храма Знаменская церковь служила постоянной придворной церковью, а ее настоятель Иоанн Авраамиев освящал закладку не только дворцовой, но и других церквей в окрестностях Царского Села.
Чудотворная икона почиталась членами царствующего дома, часто посещавшими Царскосельский храм. От дворца к нему соорудили мостки, обнесенные балюстрадой и покрывавшиеся красным сукном во время Высочайших выходов. Императрица Елизавета предполагала устроить пышный подъезд к храму от Царскосельской перспективной дороги, поручив в 1751 г. архитектору Растрелли сочинить план и фасад каменной колокольни, «дабы оная была в виде триумфальных ворот и под нее б мог быть подъезд на четыре стороны».
Екатерина II присутствовала в Знаменской церкви во все дни храмовых праздников, а также и по некоторым воскресным дням. Она также была щедрой жертвовательницей, неоднократно отпуская средства на украшение и ремонт. В 1772-1773 гг. по ее повелению крыльцо перед папертью оформили четырехколонным мраморным портиком тосканского ордера, что еще более сблизило облик Знаменской церкви с Петропавловским собором. Автором проекта, предположительно, являлся архитектор А. Ринальди, а строительство производилось под руководством архитектора В.И. Неелова. Балкон над портиком оградила легкая решетка изящного рисунка, в который включены овальные медальоны с позолоченным вензелем императрицы «Е II». Первоначальное окно превратили в балконную дверь с мелкой расстекловкой. Арочный дверной проем получил оформление широким профилированным наличником на импостах.
В 1778 г. производился ремонт ветхих потолков на суммы, отпущенные из Кабинета императрицы. Вероятно, в эти же годы по сторонам приделов устроили крыльца и частично переделали большой иконостас «в стиле возрождения» с белым фоном, сменившим прежний зеленоватый – «глянцовитый» колер. Окружавшую церковь березовую рощу в 1784 г. обнесли каменной оградой с металлической решеткой. Имевшаяся на плафонах живопись создана при сооружении храма в елизаветинское время и впоследствии лишь подновлялась. Во время ремонтов при Екатерине II, предположительно, в 1770-1780 гг. в оформление могли быть привнесены элементы в стиле раннего классицизма с изменением цветового решения: первоначальную зеленую гамму заменили белой окраской.
Знаменскую церковь в 1840 г. передали Царскосельскому лицею в связи с переводом ее причта в собор Святой Великомученицы Екатерины, ставший главным приходским храмом города. Несколько лет она состояла в ведении департамента военно-учебных заведений. Здание к этому времени находилось в плохом техническом состоянии. Обследовавшие в 1841 г. постройку военные инженеры отмечали, что цоколь и карнизы вследствие сырости раскрошились, балки сгнили, пол лежит на земле, крыша протекает, внутренняя живопись повреждена. При передаче лицею церковь отремонтировали, при этом вместо цоколя была сделана деревянная обшивка панелями. В связи с повышением горизонтальных отметок территории вокруг Знаменской церкви была сооружена подпорная стенка, защищавшая фундаменты старинного здания от подтопления грунтовыми водами. Храм недолго принадлежал Лицею, переведенному по повелению императора в 1844 г. в Петербург. В 1846 г. храм передали в ведение придворного духовенства и его иногда называли Мало-Знаменской церковью, в отличие от Большого Воскресенского собора Екатерининского дворца. С этого времени средства на его содержание отпускались Царскосельским дворцовым правлением.
В 1864-1865 гг. осуществили первый реставрационный ремонт под руководством исполняющегодолжность архитектора А.Ф. Видова и его помощника Гунста. В эти же годы Видов отремонтировал колокольню с укреплением конструкций шпиля и построил ризницу и два входных тамбура, тем самым изменив внешний облик здания. Фасады храма окрасили в светло-серый колер, детали- белилами.
При императоре Александре III было решено упразднить престолы в боковых приделах в связи с необходимостью увеличения площади внутреннего пространства небольшого храма, уже не вмещавшего желающих посещать богослужения. Малые иконостасы, по Высочайшему повелению, передали в Реконскую пустынь Новгородской губернии. В 1891-1892 гг., под руководством архитектора А. Ф. Видова осуществили ремонт с частичным расширением приделов и возобновили оформление интерьера, привнеся в него новые черты. В отремонтированных боковых приделах установили киоты для чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Подобно главному иконостасу, киоты вверху завершались фризом со звездами и сиянием с императорской короной в центре. По сторонам их оформили пилястрами, сплошь покрытыми резьбой, капители пилястров увенчивали резные фигуры ангелов. С левой стороны поместили образ Казанской Божией Матери. Главная святыня храма — Царскосельская икона Божией Матери Знамение — находилась в правом приделе; к нему Видов пристроил небольшой покой для Высочайших особ с выходом на солею, с отдельным подъездом. Произвели также расширение притвора у входа за счет удлинения боковых приделов до линии западного фасада. Вместо деревянной обшивки нижней части стен Видов запланировал сделать панель из натурального мрамора.
Императрица Александра Федоровна с детьми, особенно почитавшие храмовую святыню, часто посещали богослужения в Знаменской церкви. В годы Первой мировой войны государыня бывала здесь у обедни почти ежедневно, заезжая в церковь по дороге на работу в Дворцовый госпиталь. Частичная реставрация фасадов и интерьеров проводилась в 1940 г. В 1941 г. архитектор М. Лузин выполнил фотофиксацию фасадов и интерьеров здания и перед уходом на фронт, 23 августа 1941 г. передал материалы фотосъемки в Госинспекцию по охране памятников.
Знаменская церковь оставалась единственным действующим храмом в Царском Селе, в котором богослужения не прекращались после 1917 г. и продолжались во время оккупации вплоть до октября 1942 г. Здание во время военных действий практически не пострадало, но при отступлении захватчики похитили большинство остававшихся в нем икон (включая и Знаменскую икону), богослужебную утварь и даже сняли со стен мраморные панели.
Чудотворный образ Знаменской иконы был возвращён на родину после войны и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге. В Знаменском храме сейчас находится список (копия) с чудотворной иконы. Ходатайства местных жителей об открытии храма Ленгорсовет отклонил. В 1946 г. здание еще находилось в ведении Ленинградской епархии, но через год его передали на баланс исполкома Пушкинского райсовета. В 1951 г. здесь разместили центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов. Тогда же был составлен первый послевоенный акт технического осмотра здания. В нем зафиксировано, что мраморные панели облицовки стен в интерьерах разобраны во время войны, оконные и дверные заполнения частично отсутствуют. В следующем акте, составленном через два года, отмечено, что лепка находится в «ветхом состоянии», резной иконостас полуразрушен, монументальная живопись потускнела, покрыта плесенью, местами облупилась.
В план реставрационных работ на 1953-1954 гг. включили основные работы по восстановлению штукатурки, лепки, росписей, мраморной облицовки стен, ремонт винтовой лестницы. Также предусматривалась реставрация иконостаса. Производство работ планировалось начать после выделения специальных ассигнований, а разработка проекта началась только в 1958 г., его автором был архитектор М.М. Плотников. Работы на фасадах выполнялись в основном В 1960-1962 гг. Реставрацию с реконструкцией шпиля и архитектурного оформления западного фасада под портиком произвели в соответствии с фиксационным чертежом В.И. Неелова. При этом стремились воссоздать облик здания с ориентацией «на пушкинское время», частично разобрав поздние пристройки XIX в. к западной части приделов.
Здание окрасили в характерный для архитектуры классицизма колер — охрой с белыми деталями. По окончании реставрации здание законсервировали, и некоторое время оно не использовалось. В 1971 г. предполагалось начать реставрацию интерьеров и приспособление их под выставочные цели, но через два года здесь решили разместить научно-реставрационные мастерские. Эти мастерские произвели перепланировку с устройством междуэтажного перекрытия. Окна-люнеты в апсиде расширили с приданием им прямоугольной формы с лучковыми перемычками. Облик фронтона изменили, исказив первоначальную конфигурацию крыши.
В 1991 г. здание возвратили верующим, и церковь была открыта для Богослужений. Одновременно начались реставрационные работы, и после проведённых в 1995–1999 гг. мероприятий по реставрации интерьеров и завершившейся к осени 2005 г. реставрации фасадов, Знаменская церковь снова обрела свой скромный и строгий вид. Теперь, колокольный звон Знаменской церкви, как и раньше, ежечасно разливается над Царским Селом, создавая городу милый, провинциальный образ.
Статья написана на основе материалов из книги Г.В. Семеновой «Царское Село: знакомое и незнакомое».
Поделиться «Знаменская церковь»
Екатерина I – первая владелица Саарской Мызы, получив в подарок вотчину от своего супруга, прежде всего, занялась строительством церкви.
В 1717 году на месте нынешней Знаменской церкви началось возведение на каменном фундаменте Благовещенской церкви. Внутри стены были оштукатурены, а снаружи обшиты досками и выкрашены. В августе 1724 года церковь была освящена в присутствии Петра Великого и Екатерины Алексеевны.
При церкви было создано первое учебное заведение — школа «Сарскомызного диакона». Туда отдавали детей придворных и крестьян. С девочками занималась надзирательница, которая обучала их рукоделию. К сожалению, Благовещенская церковь просуществовала недолго — летом 1728 года она сгорела от удара молнии.
Цесаревна Елизавета Петровна, которая унаследовала царскосельскую вотчину от матери, была набожна и придерживалась традиций, поэтому она решила построить на месте сгоревшей церкви приходской каменный храм, хоть и не владела лишними денежными средствами.
«Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Сарском Селе за этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной церкви, в которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери. Но и эта затрата производилась в течение долгих лет и была вызвана тонким расчетом: в век господства ненавидимых всем населением немцев, народ видел, что устраненная от престола дочь Петрова отказывает себе лично во всем, дабы украсить свое имение великолепным храмом для вящего прославления иконы, которою Ее благословил Петр на смертном одре», — писал С.Н. Вильчковский
Указ императрицы Анны Иоанновны о строительстве Царскосельского храма был подписан в 1732 году. Автором проекта Знаменской церкви был архитектор М.Г. Земцов и его ученик И.Бланк. Закладку Знаменской церкви провели в мае 1734 года, в присутствии Елизаветы Петровны и ее приближенных. Основные строительные работы были завершены через два года.
Внутреннюю отделку церкви начали лишь в 1738 году. По желанию Елизаветы Петровны позолотили сияние в иконостасе и прочие украшения, которые ранее были посеребрены и переделали резные фигуры ангелов, держащих над царскими дверями корону. В 1746 году были освящены боковые приделы: южный — во имя Святой Великомученицы Екатерины, перенесенный из главной апсиды, и северный — во имя Святых и Праведных Захарии и Елисаветы. Работы в главной апсиде закончили спустя год.
В мае 1747 года икона Божией Матери Знамение была торжественно перенесена из Петербурга в Село Сарское трехдневным крестным ходом. Главную святыню поместили в верхнем ярусе иконостаса над царскими вратами. Эту икону царю Алексею Михайловичу поднес в 1652 году святой Афанасий, патриарх Константинопольский. Написанный на деревянной доске древне-византийский образ, представлял собой поясное изображение Богоматери с двумя огневидными серафимами по сторонам и с Предвечным младенцем в медальоне на груди.
Во время эпидемии холеры, летом 1831 года, икону по желанию прихожан сняли с иконостаса и по совершении крестного хода вокруг города, установили в отдельном киоте перед правым клиросом.
С этой намоленной иконой связывают спасение от пожаров Большого Екатерининского дворца в 1820 и 1863 годах. В 1859 году на ней были написаны еще два изображения — св. Николая Мирликийского и мученицы царицы Александры, святых императора Николая I и его супруги. В 1879 году икону канонизировали как чудотворную. Члены царской семьи часто посещали Чудотворную икону.
До завершения Большого Воскресенского храма Знаменская церковь служила регулярной придворной церковью, а ее настоятель Иоанн Авраамиев освящал закладку многих других церквей в окрестностях Царского Села.
Императрица Елизавета хотела выстроить пышный подъезд к храму от Царскосельской перспективной дороги, поручив это в 1751 году архитектору Растрелли , «дабы оная была в виде триумфальных ворот и под нее б мог быть подъезд на четыре стороны».
Императрица Екатерина II присутствовала в Знаменской церкви практически во все праздники и по некоторым воскресным дням. По ее велению крыльцо оформили четырехколонным мраморным портиком. Это сделало облик Знаменской церкви схожим с Петропавловским собором. Балкон оградила легкая решетка изящного рисунка, в который включены овальные медальоны с вензелем императрицы «Е II». В 1784 году территорию возле церкви обнесли каменной оградой с металлической решеткой.
В 1840 году Знаменскую церковь передали Царскосельскому лицею. Однако Лицей храмом владел недолго, так как в 1844 году учебное заведение перевели в Петербург. В 1846 году храм передали в ведение придворного духовенства.
При Александре III Знаменская церковь была несколько расширена, так как уже не вмещала желающих посещать богослужения. Малые иконостасы, по Высочайшему повелению, передали в Реконскую пустынь Новгородской губернии. Императрица Александра Федоровна вместе с детьми любила посещать Знаменскую церковь. В период Первой мировой войны государыня бывала здесь практически каждый день, заезжая в храм по дороге в Дворцовый госпиталь.
В 1940 году была проведена частичная реставрация фасада и интерьеров, в 1941 году архитектор М. Лузин запечатлел здание и, в августе, перед уходом на фронт, передал материалы фотосъемки в Госинспекцию по охране памятников.
Знаменская церковь была единственным действующим храмом в Пушкине после Революции, богослужения продолжались и во время оккупации города, вплоть до октября 1942 года.
Во время Великой Отечественной войны здание церкви практически не пострадало, хотя при отступлении немцы похитили почти все иконы (включая и Знаменскую), даже сняли со стен мраморные панели.
Чудотворный образ Знаменской иконы вернулся на родину после войны и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге. В Царском Селе сейчас находится копия.
В 1946 году Знаменская церковь еще находила под ведомством Ленинградской епархии, но через год его передали исполкому Пушкинского райсовета. В 1951 году в ней разместили центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов. В 1991 году здание было передано Русской православной церкви, с этого же года она была открыта для прихожан.
Небольшая прогулка по городу Пушкину
В городе Пушкин я была несколько раз. Обычно приезжала туда лишь на короткое время, когда ездила на экскурсии во дворцы. В 2012 году Елена Асташкевич пригласила меня к себе, и я с упоением гуляла, изучала и открывала для себя великолепный город, в котором, как выяснилось, немало интереснейших памятников архитектуры.
Давайте пройдем по нескольким улицам Пушкина и полюбуемся старинными домами, за каждым из которых стоит долгая интересная история.
Пушкин (до 1918 — Царское Село, с 1918 по 1937 — Детское Село) — город в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородское муниципальное образование. Крупный туристический, научный, учебный и военно-промышленный центр. Включен в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО, в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
На начало 2010 года население города Пушкина составляло 99 388 человек, по переписи населения 2010 года (на 14 октября) — 92 889 человек.
Через город проходит железнодорожная линия Санкт-Петербург — Витебск, на его территории расположены железнодорожная станция Царское Село и остановочный пункт 21-й км. Расстояние между Витебским вокзалом Санкт-Петербурга и Царским Селом составляет 23 км. Главпочтамты Санкт-Петербурга и Пушкина расположены на расстоянии 24 километров по прямой. Город расположен в пределах Приневской низины.
Пушкин был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция Царское Село, город с 1808 года. В городе находится музей-заповедник «Царское Село» — памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII — начала XX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Екатерининским дворцом и другими сооружениями (из Википедии).
Лицей и Екатерининский дворец со стороны Дворцовой улицы
А вот и Лицейский сад, что примыкает к Царскосельскому Лицею и Знаменской церкви. В центре — памятник А.С.Пушкину работы Р.Р.Баха.
Информация о Лицейском саде
Памятник Пушкину в Лицейском саду
Рядом — старинная Знаменская церковь, мелодичный звон колоколов которой заставляет мысленно перенестись в блистательный XVIII век.
Внутреннее убранство Знаменской церкви
Дворцовая (Воскресенская) церковь
Сохранился старинный Гостиный двор 1866 года постройки. И сегодня здесь кипит торговля, расположились модные магазины.
В центре Пушкина
На площади рядом — собор Святой Великомученицы Екатерины, воссозданный в 2007-2010 годах. А первый собор на этом месте был заложен еще в 1835 году, строительство велось под руководством знаменитого архитектора К.А.Тона. 10 июня 1939 года храм был взорван.
Собор Святой Великомученицы Екатерины
На углу Московской и Конюшенной улиц высится часовня Святого Благоверного князя Игоря Черниговского. На этом месте в годы Великой отечественной войны фашисты проводили массовые казни.
Часовня Святого благоверного князя Игоря Черниговского
Часовня благоверного князя Игоря Черниговского
Еще один знаменитый памятник — ограда Екатерининского дворца и чугунные триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам», возведенные по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году всего за 92 дня.
Ограда Екатерининского парка
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Напротив триумфальных ворот — Запасной дворец, построенный в 1817-1824 годах в качестве загородного дворца графа В.П.Кочубея (с 1831 года — князя) и его супруги, статс-дамы М.В.Кочубей. В 1835 году дворец был выкуплен в казну для Великого князя Николая Николаевича, а с 1859 года стал официально называться Царскосельским Запасным дворцом. С 2010 года здесь располагается Дворец бракосочетания.
Дача Кочубей (Запасный дворец)
Магазин Гвардейского экономического общества
На пересечении Софийского бульвара и Московского проспекта можно увидеть Московские ворота. Другое их название — Фридентальские, — отсылает нас к колонии немецких поселенцев «Фриденталь», которая в прежние времена располагалась за ними. Первые деревянные будки со шлагбаумом были построены здесь по приказу императора Павла I в 1797 году. В 1830-1831 годах их заменили каменные ворота в стиле ампир.
Город Пушкин (Санкт-Петербург)
Московские (Фридентальские) ворота
На Набережной улице, на берегу Купального пруда можно увидеть еще один памятник — здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное в 1785 году. Прежде здесь располагалась Петровская мельница. В прежние времена это был секретный объект.
Фабрика ассигнационных бумаг
Императорская Николаевская Царскосельская гимназия
Царское Село (город Пушкин) необыкновенно красив. Здесь можно провести не один день, неспешно прогуливаясь по старинным тихим улицам, рассматривая дворцы и дачи самых блестящих фамилий Российской империи. Мы с вами увидели лишь небольшой кусочек этого замечательного города. Надеюсь, он вам понравился.