Меню

Часовня символ красноярска

Часовня символ красноярска

«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех..»

Версия в формате PDF

№ 3 от 25 февраля 2009 г.

: достижения — на поток :

: компетентностный подход :

: будущее закладывается сегодня :

:: а ты был на публичной лекции?

  • СИМВОЛ КРАСНОЯРСКА: часовня или художник?

: студенческая территория :

Газеты федеральных университетов

СИМВОЛ КРАСНОЯРСКА: часовня или художник?

Ни для кого не секрет, что человек, выросший в Петербурге, мыслит и ведет себя совершенно не так, как москвич. И не в последнюю очередь на это влияют памятники города. Так возникла инициатива преподавателей факультета искусствоведения и культурологии Гуманитарного института СФУ, которые решили ответить на вопрос: какие идеалы формирует окружающее пространство у красноярцев?

Первым шагом было узнавание тех произведений, которые играют решающую роль в идентификации Красноярска. Наверное, такими произведениями должны были оказаться наиболее популярные памятники. Выяснить это позволила анкета «Наиболее значимое произведение Красноярска». Так выявились «победители»: 1 место – часовня Параскевы Пятницы и «Памятник художнику (Поздееву)», 2 место – Красноярский музейный центр и фонтан «Похищение Европы», 3 место – Музей-усадьба В.И. Сурикова и скульптура «Царь-рыба». В этом списке не оказалось произведений живописи. Анкетирование показало, что живопись красноярских художников нашим студентам практически неизвестна: вспоминали только «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова… Вторым этапом стало исследование этих «самых популярных» красноярских памятников студентами 2 курса ФИиК в ходе работы на семинарах по «Описанию и анализу памятников искусства». Это были экскурсии по городу, опрос прохожих на предмет впечатлений от памятника, наблюдение за реакциями горожан, фотосъемка памятников из фрагментов. И вот к чему все это привело.

Какие образы возникают у вас при словах Париж, Египет, Рим, Лондон, Агра, Нью-Йорк? Безоговорочно и мгновенно выстраивается образный ряд: Эйфелева башня, Пирамиды, Колизей, Биг-Бен, Тадж-Махал, Статуя Свободы. Подобный символ, отражающий его характер, уникальность и незабываемость, имеет большинство городов. Предлагаем каждому попытаться ответить на вопрос: «Какое произведение может являться символом города Красноярска?» – написать эссе и объяснить, почему именно это произведение вы считаете символом города? Свои ответы присылайте по адресу [email protected] до 31 марта. Автор лучшего эссе получит оригинальный приз. А мы начнем поиск символа города с двух произведений, которые первыми приходят в голову большинству красноярцев.

Часовню Параскевы Пятницы на Покровской горе мы чаще всего видим на «десятках» и административных печатях. Каким образом вся суть Красноярска сворачивается в этот образ? Конечно, в первую очередь это позволяет сделать положение часовни на самой высокой горе Красноярска, где ее белые стены и красный шатер возвышаются над всем городом. Мы традиционно совершаем паломничество к часовне с целью увидеть панораму города, увидеть Красноярск. Потому образ часовни непременно ассоциируется с образом Красноярска в целом. Происходит этакое взаимооборачивание видов: из центра Красноярска всегда видим часовню, с часовни обозреваем весь Красноярск. Но разве только высокое расположение делает часовню значимой для всего Красноярска? Ведь есть в городе другая высокая гора с отчетливым возвышающимся ориентиром –«Такмак». Почему Такмак не используется как символ города? Предположим, что хоть город и ценит Такмак как уникальный памятник природы, объект остается для современного человека загадкой. Что за слово «Такмак»? То ли дело Покровская гора и часовня, – говорим мы, не задумываясь, что и Покровская переназвана: для аборигенов она была священной горой Кум Тэгей, и здесь устраивали захоронения знатных граждан. Но слово «покров» нам более знакомо и, действительно, гора «расстилается», «растекается» во все стороны, предлагая городу укрыться под своим покровом, а часовня фиксирует центр, из которого расходится этот покровительственный «платок».

То есть во многом образ часовни существует неразрывно с горой, сакрализующей все городское пространство. Но ведь не любое здание, построенное на ней, могло стать символом для города. Что же такое сама часовня? Перед нами памятник, построенный по канонам древнерусского шатрового зодчества (как церковь Вознесения в Коломенском в Москве). Надо сказать, что в 1852-55-м годах, когда создавалась церковь, древнерусские каноны зодчества уже не использовались. Для нашего города более привычно было строить церкви в стиле «сибирского барокко»: в этом стиле построены Покровский собор и Благовещенская церковь. В таком случае часовня Параскевы Пятницы – настоящий подарок для Красноярска, который позволяет ощутить связь города с Древней Русью, а не только с более поздними веками истории России. Не менее значим и силуэт одиноко стоящего «столпа», стремящегося своим шатром к небу. Можно предположить, что часовня является памятником человеку, своими одиночными усилиями пытающегося вознестись над мирским и прикоснуться к небесному, неземному, духовному. Часовня словно предлагает каждому красноярцу ощутить себя под покровительством местной природы и почувствовать, что он в одиночку способен возвыситься над мирскими заботами. >>

Теперь рассмотрим следующий по популярности – «Памятник Художнику». Создан в 2000 году и более известен красноярцам как памятник Андрею Геннадьевичу Поздееву. Авторство принадлежит архитектору М. Меркулову и скульптору Ю. Злоте. Более неформального произведения трудно себе представить, наверное, именно поэтому он вряд ли когда-нибудь будет использоваться официально. Чем же он привлекателен для красноярцев? Удачным расположением в городском пространстве (в своеобразном пешеходном переходе между двумя центральными улицами – К. Маркса и Мира)? Или соразмерностью со зрителем? Интересом к личности художника? Сразу возникшими городскими легендами и приметами, связанными с памятником?
Предположим, популярность памятника определена его художественным содержанием, которое большинству зрителей открывается в личном общении с произведением. Вспомните первые впечатления от вашего знакомства с памятником: пожилой мужчина под раскрытым зонтом с переброшенным через левое плечо этюдником делает шаг в сторону проспекта Мира. Без видимых атрибутов социальной или политической принадлежности перед нами открывается достаточно знакомый образ простого человека: распахнутое пальто, под которым виден домашний свитер; открытый жест рук; открытое лицо с широко распахнутыми глазами; зонт; растоптанные сапоги и свободные брюки. Глубокие мимические морщины в уголках глаз и губ позволяют догадаться, что перед нами улыбчивый и жизнерадостный пожилой человек. Обращают на себя внимание большие натруженные руки, что говорит о тяжелом труде, которым занимается этот человек. Знакомо?

Отсутствие постамента, а точнее явной границы между памятником и нами, мгновенно позволяет зрителю включиться в общение с произведением, задействовать свои тактильные ощущения: потрогать, потереть нос, привстать к фигуре художника, подержать ручку зонта. И сам памятник легко вписывается в общий поток людской толпы и становится неотъемлемой частью городской суеты.

Очень много от Оле-Лукойе в этом образе: чудаковатость, непринужденность и простота, своеобразная детскость, переданная через наивную и откровенную улыбку, и даже зонт как своеобразный атрибут волшебника. Почему же это памятник именно художнику? Его немногочисленные атрибуты – зонт и этюдник – не свойственны традиционному решению образа художника; нет палитры, красок, кистей, самого процесса творчества.

Зонт призван создать безопасное, интимное пространство, центром которого является образ художника. Радиально расходящиеся спицы зонта подобны лучам солнца, осеняющим пространство, способное принять тебя и покрыть своим оберегом.

Единственный атрибут, обращающий нас к образу художника, это этюдник. Он бережно прикрыт левой ладонью и немного задвинут за спину. На этюднике имеется подпись «А. Поздеев», что безоговорочно отсылает нас к творческой личности красноярского художника. Этюдник – своеобразный кладезь уже сотворенного мастером, отсюда понятен оберегающий жест руки художника. Понятно и расположение памятника: художник не раз вот так же шел со стороны набережной (одного из любимых мест живописания этюдов) в сторону своего дома-мастерской на ул. Ленина, так что прохожие не раз могли наблюдать художника в городской суматохе.

Распахнутые руки художника создают особое пространство, в которое легко может проникнуть зритель. Пространство, с одной стороны, интимное и личное, с другой – приглашающее зрителя. Тогда и образ художника – это образ человека со своим собственным сокровенным миром и одновременно с желанием быть понятым и принять в свой мир зрителя.
Так при внимательном изучении памятника раскрывается его многогранность. Внешне легко считываются условные знаки старичка-волшебника. А вот содержательно вскрываются сущностные качества творческой личности: откровенность, интимность, чудесносность и сказочность – все, что не имеет привязки к определенному времени, месту и личности. Желание поведать тайну творчества провоцирует зрителя на обнаружение скрытого смысла. Способны ли мы принять и оценить подобную откровенность?

Так может, именно эта многогранность образа и привлекает каждого из нас? Отражает характер города и нас, его жителей.

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, Красноярск

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы — самая высокая точка города Красноярска, символ города и одна из главных его достопримечательностей.

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы представляет собой восьмигранную кирпичную башню в древнерусском стиле, высота — 15 м, диаметр — 7 м, длина каждой грани — 2,4 м. Расположена на Караульной горе, на месте древнего языческого капища татар-качинцев.

Сначала здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка, в которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г. По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Эту святую считали покровительницей скота и полей, ей молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, о женихах. Когда на месте креста появилась часовня, ей дали имя Параскевы Пятницы. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева. Дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.

Смотрите так же:  Часовня николая угодника чудотворца молитвы иконы

Вершина Караульной горы с крестом приобрела значение символической коллективной могилы защитников Красноярска. В 80-х гг. XVIII в. красноярцы просили Тобольскую консисторию обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него. Несмотря на отрицательную позицию тобольского митрополита, горожане, вероятно, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырех столбах.

В 1804 г. на средства купца И. Л. Новикова обветшавший крест заменили на железный, а боковыми стенами поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 г.

На месте обветшавшей деревянной часовни в 1865 г. выстроили каменную (архитекторы Я. И. Алфеев и Я. М. Набалов). Финансировал строительство купец И. П. Кузнецов. Часовня Параскевы Пятницы была приписана первому каменному собору Красноярска — Воскресенскому, поставленному в XVIII в. на месте основания города.

С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом паломничества жителей и гостей города. Именно отсюда велось наблюдение полного солнечного затмения 7 августа 1887 г. Красноярск был признан лучшим пунктом для проведения исследований и наблюдений за этим космическим явлением, так как продолжительность фазы затмения здесь была почти 4 минуты (в Европе всего 2—2,5 минуты). К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведен телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдет землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. Среди наблюдающих был художник В. И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, не сохранились. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.

В 30-е гг. ХХ в. в Красноярске, как и по всей стране, уничтожались храмы и церковные святыни, прекращались службы. Были разрушены Воскресенский, Богородице-Рождественский соборы, Всехсвятская церковь. Часовня устояла, хотя молебны возле нее были запрещены. В 1930-е гг. с купола снесли крест, и долгое время часовня находилась в запустении. Восстановление православного символа Красноярья началось благодаря Николаю Васильевичу Попову (игумену Иннокентию), который добился возвращения ее церкви во время недолгой «церковной оттепели» середины 1940-х гг.

Часовня Параскевы Пятницы

Помните, когда-то были популярными плакаты, разделы в журналах и газетах, даже вкладыши от каких-то конфет, на которых было написано «знаете ли вы…», а затем следовал какой-то невероятно полезный факт? Так вот, знаете ли вы, что на купюре достоинством в 10 рублей изображен Красноярск? А если точнее, то на лицевой стороне можно увидеть Красноярскую ГЭС, а на обратной — Коммунальный мост и ту самую часовню Параскевы Пятницы, о которой я и хочу вам рассказать. И, да, если к нам заходят совсем уж юные читатели: была, БЫЛА «бумажная десятка»! Её до сих пор дают на сдачу, правда, очень редко.

У каждого города есть свои символы: где-то их больше, где-то меньше, в одних местах они уникальны, в других похожи на многие подобные в стране. Так вот, часовня Параскевы Пятницы — символ Красноярска. И хоть в каких-то городах тоже встречаются храмы и церкви как «лицо города», аналогичной данной часовенке я ещё нигде не видела.

Интересным мне кажется тот факт, что место для православной часовни выбрали на вершине Караульной горы, территории древнего капища некогда обитавших здесь татар. Также в простонародье гору называют сопкой, что на тюркском звучит как «кум-тэгей».

Помимо того, что этот пригорок имел религиозную значимость, он ещё был удобной стратегической точкой. Именно поэтому первой возведённой русскими поселенцами постройкой оказалась деревянная сторожевая вышка. Здесь несли караул енисейские казаки. Вы уже догадались, как «кум-тэгей» превратилось в «караульная гора»? Действительно, когда я в первый раз поднялась сюда, открылась отличная панорама Красноярска.

Первая деревянная часовня была построена на месте башни в начале XIX века. По одной из версий, ее общими силами отстроили красноярцы в честь избавления предков от врагов, некогда посягавших на территории столь богатого ресурсами края. По другой же, культовое сооружение воздвиг местный купец во имя Параскевы Пятницы после своего чудесного спасения из водоворота на речных порогах

Вообще Параскева Пятница — мифологизированный образ славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого лика святой Параскевы. То есть не какой-то конкретной личности, насколько мне удалось понять, а всех мучениц с этим именем. На данный собирательный образ (Параскевы Пятницы) были перенесены некоторые признаки главного женского божества восточных славян — Мокоши. Мне кажется, что заинтересовавшимся темой читателям стоит копнуть поглубже, освежить или пополнить знания славянской мифологии: исследований и идей в Интернете тьма.

За полвека часовня обветшала, и на её месте на средства местного золотопромышленника возвели каменную, сохранившуюся до наших дней. В дореволюционном Красноярске самым крупным храмом был кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, так что экстерьер часовни во многом был предопределён этим собором.

Архитектура и внешний облик

Восьмигранную остроконечную форму украшают три дверных и четыре оконных проёма. Я раньше думала, что пилястры характерны для каких-то внушительных по размеру сооружений, но не тут-то было, они очень гармонично вписались по рёбрам этого миниатюрного сооружения.

Крыша выполнена в виде металлического шатра, увенчанного небольшой луковичной позолоченной главой, что напоминает нам о принадлежности часовни к определённой конфессии. Под шатром можно разглядеть кокошники — эдакие декоративные элементы, отсылающие нас к славянскому прошлому. Наличники окон повторяют очертания кокошников. Казалось бы, никакой хитрости и вычурности, мелких деталей и витиеватостей, но именно на то и был расчёт: издали часовня Параскевы Пятницы выглядит весьма гармонично, в ней угадываются древнерусские мотивы. Я читала, что подобное архитектурное решение было намеренным. Ещё бы, не каждый найдёт в себе силы и желание подобраться к зданию поближе, а полюбоваться издали могут многие.

Часовня имеет адрес: улица Степана Разина, 51.

Конечно, сюда удобнее всего доехать на личном автомобиле, так как остановка общественного транспорта поблизости всего одна: «Каховская». Да и маршрут, следующий через неё, тоже единственный (№ 32). Для наглядности на скриншоте я показала путь следования автобуса, так что из исторического центра города вы сможете добраться до часовни. Но и прождать транспорт придётся минут 10–15, а то и больше. Кстати, в Красноярске на некоторых остановках есть расписание, по которому можно определить примерное время прихода нужного маршрута. Почему примерное? Пробки, аварии и прочие форс-мажоры в большом городе часто вносят корректировки в графики следования общественного транспорта.

Я также слышала и истории, когда на ночь глядя люди решались прогуляться из центра Красноярска до обзорной площадки возле часовни. Не спорю, вид красивый и стоит того, чтобы прийти сюда полюбоваться панорамой сверкающего тысячами огней города. Но оправданно ли ради этого лезть по земляному склону вверх? Вот уж не думаю. Коли решитесь на пеший маршрут, воспользуйтесь дорогами или специально сделанными для белых людей тротуарами. Никаких расистских шуточек: после карабканья по склону вы рискуете быть перепачканными от слова «совсем».

Расстояние от центра города до часовни около 4.5 километров (за отправную точку я беру Театральную площадь), так что пешочком вы дойдёте примерно за 1–1.5 часа. Учтите, что топать в какой-то момент придётся в гору, а это, как правило, медленнее, чем прогулка по прямой.

Не только одной часовенкой может удивить нас сопка. Так что, коли оказались в Красноярске, я бы советовала вам съездить или сходить на Караульную гору дважды: в светлое время суток и после (во время заката). Сейчас объясню, почему.

Часовня Параскевы Пятницы

Конечно, время посещения самой часовни должно проходить в какие-то разумные часы, а именно с 08:00 до 18:00 ежедневно. Кстати, полное название этого религиозного сооружения звучит как часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.

Раньше, когда я бывала здесь ещё со школьной экскурсией, я заходила внутрь: помещение размером с кухоньку в крохотной однушке. Но, согласитесь, странно было бы ожидать с небольшого на вид здания каких-то потаённых измерений и пространств внутри? Впечатлений от интерьера и декора я сильных, насколько помню, не получила. Но вот осознание того, что это символ города, к тому же удостоившийся попасть на национальную валюту, подогревает чувство гордости за малую родину.

Буквально в 50 метрах от часовни стоит гаубица, в простонародье окрещённая пушкой. Стреляет она каждый день ровно в 12 дня, так что по возможности я бы советовала для дневного посещения именно это время. Из выстрела устраивают целый ритуал, хоть и небольшого масштаба.

Помню, именно залп гаубицы впечатлил меня больше всего в наш первый визит на это место.

Смотрите так же:  Храм часовня при больнице

А вот обзорку я предлагаю посещать именно по темноте: на улицах и вдоль мостов зажигаются фонари, город видно как на ладони. Панорама великолепна в это время суток! Да и сама часовня очень красиво подсвечивается. Замечали, как кардинально игра света и теней может преобразить даже самое лаконичное и строгое здание?

Как-то раз мне довелось застать то время, когда зажигаются фонари. Казалось бы, это происходит каждый день. Но, нет, одно дело, когда ты видишь процесс в рамках улицы, другое же, когда смотришь на тысячи домов и сотни улиц сверху. И этот вспыхивающий поток огней похож на накрывающую город волну.

Ну а что касается дневного света, на мой взгляд, не так красиво: в Красноярске нет ярких цветных крыш, как это бывает в европейских городах, нет и зелёных массивов среди домов. И если летом картину как-то дополняет эпизодически проглядывающая листва, то осенью, зимой и ранней весной всё тускло и серо. Ночной же вид прекрасен вне зависимости от сезона.

Также рядом с часовней есть памятник Поклонный крест. Современный крест был установлен ко дню города, если я не ошибаюсь, в 2012 году.

Предшественник, я читала, тоже был сделан из гранита и стоял здесь в начале XVIII века.

Место, где располагается часовня, считается одной из лучших обзорных площадок города. А знаете ли вы… что Суриков тоже родился в Красноярске? Так вот, он даже рисовал этюды с Караульной горы. Вообще, в городе есть музей Сурикова и даже улица Сурикова в историческом центре. Я вам советую посетить и то и другое: в музее будет интересно поклонникам живописи, улица богата красивыми зданиями.

А русский учёный изобретатель радио Попов (давайте не начинать этот вечный спор о том, кто на самом деле изобрёл радио) наблюдал отсюда солнечное затмение, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде часовни.

Также на горе летом 1927 года было обнаружено захоронение XIII–XIV веков. Судя по богатству найдённых вещей, покоились здесь члены знатного княжеского рода.

Мне кажется, в каждом городе есть набор мест, где непременно надо оказаться по приезде, и Красноярск в этом плане не исключение. Ну а не посмотреть символ, увековеченный на одной из самых когда-то ходовых купюр в стране, просто нельзя. Да-да, именно увековеченный: далеко не все бумажные десятки изъяты банком, я думаю, многие «осели» на руках не только у бонистов, но и у людей, не склонных к коллекционированию. Я настоятельно рекомендую вам потратить пару часов своего времени не на моллы и всевозможные развлечения, доступные во многих городах, а на что-то действительно культовое и уникальное.

Часовня на Караульной горе

Кто из красноярцев не знает часовни, поставленной на самой высокой точке Караульной горы. С 1855 года она является неотъемлемой частью архитектурного облика города. Прекрасный обзор с горы делает ее местом паломничества многочисленных туристов. Сама часовня, как памятник архитектуры середины XIX века, находится под охраной государства. Вместе с тем она обозначает собой памятное историческое место, связанное с давним боевым прошлым Красноярска.

Именно здесь с возникновения в 1628 году Красноярского острога была сооружена деревянная караульная вышка, где находился постоянный казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» южных соседей: енисейских киргизов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII века, когда мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея, на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 год.

В конце 60-х годов XVIII века красноярцы решили освятить крест и соорудить на сопке часовню, но, несмотря на многочисленные обращения, тобольская духовная консистория для борьбы с языческими суевериями и капищами это запретила, а крестные ходы, порекомендовала проводить до Стрелки и в соборе служить молебны.

Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийской
из Тобольской духовной консистории Красноярскому духовному правлению

По указу Ея Императорскаго Величества Тобольская духовная консистория, слушав представленного к его преосвященству репорта, коим на посланной из консистории указ объявлено, на состоящей де от города Красноярска в версте горе сопке, тамошния красноярский жители для крестнаго хождения желают поставить крест святый и покрыть хорошим строением наподобие часовни, и быть бы оному хождению дважды (в лете) июня 2 и сентября 14, а понеж из того же репорта усмотрено, что около оной сопки никакого жила не имеется, зато указом вновь часовни строить запрещено. Того ради с доклада его преосвященству приказали послать в Красноярское духовное правление указ с тем, чтоб на оной горе, сопке, часовню не строить, и крестного хождения туда не иметь, а иметь оное хождение от соборной Преображенской церкви, впервые — августа 30 как в протчих местах бысть на реку хождение для водосвящения; во-вторых, — октября 30 от оной же соборной Преображенской к приходской Покровской церкви. А впредь о построении на оной горе, сопке, часовни прозбами не утруждать, и Красноярскому духовному правлению чинить посему Ея Императорскаго Величества указу.

Архимандрит Михаил
Никита Протопопов Софийский
Секретарь Василий Андроников
Тобольск 5 декабря 1769 г.

В 1772 году отставной сибирский дворянин Матвей Трофимович Толщин обращался к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить крест и обнести его оградой, но Варлаам отказал, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням.

В прошлых давных годех. при заведении города Красноярска предками нашими, того города старожилами, на состоящей близ оного над речкой Качей горе в тогдашнее военное время по опасности чинимых от живущих тогда в ведомстве красноярском киргизцов неприятельских набегов и тем нашим предкам несносных разорениев, а по взятии в плен ругательства, мучения и других бедствиев по обзорности места во-первых на той горе содержан был отъезжей караул, а потом, как те неприятели совсем разорены и под высокодержавную власть всероссийской империи взяты, и в том городе просвещение и тишина зделалось, то в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание. Но красноярцы, не подчинились церковному бюрократизму и продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков.

ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1,1772 г. д. 23, л. 3-4

Но красноярцы, не подчинились — «казаки и протчие граждане без указу, самопроизвольно, по одному их обещанию» продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков. Часовня тоже была выстроена, без разрешения, в основном на средства купца Новикова.

По сведениям, архитектора К.Ю.Шумова, после сильного наводнения, нарушившего сообщение между городом и Караульной сопкой, деревянный крест из часовни перенесли во Всехсвятскую кладбищенскую церковь, где он сгорел вместе с церковью в пожаре 1797 года.

В феврале 1806 года Красноярским городским обществом «по общему соглашению» было решено «за речкою Качею, на месте достойном и незабвенном памяти при начале бывшей на нем страже» возобновить часовню с крестом. В деле привлечения большего числа источников денежных средств для строительства часовни, активное участие приняла церковь. Она умело сыграла на патриотических чувствах горожан, придав им религиозную окраску. Недавний четырехлетний «около города неурожай» был объявлен наказанием жителям города за несоблюдение ими старого обычая — освящения на месте Караульной вышки семян, для посева. Смысл обряда заключался, видимо, в том, что семена, освященные на месте караула, призванного охранять спокойствие города, будут лучше сохранены от невзгод. 😯

. Красноярский городской голова Токарев присутствию думы словесно предложил следующее: из фактов, имеющихся в здешних архивах, известно, что с прибытием казаков в Сибирь и основанием ими между рекою Енисеем и речкою Качею острога, где ныне состоит губернский город Красноярск, против его, за речкою Качею, на горе, образовавшейся сопкою, как месте самом возвышенном, казаками была учреждена охранительная стража от набегов татар-качинцев. С этого места казаки, видев всю окрестность, при набеге качинцев давали знать жителям острога о предстоявшей опасности, и сии последние принимали меры к охранению себя. С прогнанием же татар-качинцев и с увеличением населения острога христианами, они, в память избавления предков их от врагов, на месте бывшего караула на горе-сопке с разрешения Тобольского епархиального начальства выстроили деревянную часовню и поставили в ней крест Господень, куда по настоящее время продолжается крестное хождение каждогодно в пятницу 9-й недели по Пасхе и притом совершается молебствие с прошением к Господу Богу о ниспослании благо временных дождей к плодоношению земли.

Эта примечательная, сколько в религиозном, столько же и в историческом отношении, деревянная часовня, при всевозможном поддержании поправками, в настоящее время приходит в совершенную ветхость. Но, чтобы не лишиться этого религиозно-исторического памятника, он, городской голова, имеет в виду таких лиц, которые, желая сделать угодное Господу Богу, а с тем вместе сохранить и память предков, изъявляют готовность на месте теперешней деревянной ветхой часовни соорудить новую, каменную, по составленным на сей предмет плану и фасаду, которые и передал в думу на тот конец, чтобы этот проект представить на рассмотрение и утверждение Енисейской губернской строительной комиссии.

Смотрите так же:  Святая часовня париже

Вследствие чего Енисейская губернская строительная комиссия при предписании от 28 февраля за № 220, препроводив в думу пересоставленный енисейским губернским архитектором Алфеевым и утвержденный строительной комиссией чертеж на постройку часовни в городе Красноярске на горе за речкою Качею, где ныне существует деревянная ветхая часовня, получила разрешение предполагаемой по этому проекту постройки к епархиальному начальству войти с представлением прямо от себя.

Городской голова Токарев

кандидат гласного Матвей Яковлев.

Когда Красноярск обратился за разрешением заменить деревянную часовню каменной, томские духовные власти стали выяснять, а существует ли часовня вообще. И почему часовня не показывается в специальных регулярно подаваемых в консисторию клировых ведомостях, где сообщалось о наличии и состоянии церковных строений, имущества и составе красноярских священнослужителей. А Иноземцев, как благочинный, то есть старший священник всех городских церквей, по сути дела, отрапортовал, что часовня как таковая не существует.

Во исполнении указа Е. И. В. из правления сего от 10-го сего майя № 245 ко мне последовавшего, о доставлении сведения, существует ли в городе Красноярске, на горе за речкою Качею, часовня, в каком она ныне виде и почему ни при какой церкви не показана?

Сим имею честь донести, что помянутая часовня была выстроена (как идет предание) вместе с началом города Красноярска на самой возвышенности горы за речкою Качею и впоследствии возобновляема, вероятно, в память того, что когда был до города острог казацкий, на этой вершине горы был постоянный караул в предосторожность от нападения кочующих по речке Каче татарских орд (впоследствии казаками отогнанных и поселившихся по реке Абакану Минусинского округа под именем качинцев); ныне состоит лишь из четырех столбов, покрытых крышею с железным на оном крестом и деревянным помостом.

Вместо боковых стен под крышею стояли иконы большого размера с изображением Святителей, а в средине между оными водружен был образный животворящий крест с изображением Распятого. Иконы сии и крест, за обветшанием часовни, были взяты около 1825 года и перенесены в красноярский Воскресенский собор, где и поныне хранятся: иконы на паперти, а крест в самой церкви; и потому помянутая часовня, как остались при ней только одни столбы с крышею и помост, не введена бывшими благочинными в число прочих часовен и по клировым ведомостям.

Благочинный священник Александр Иноземцев.

Каменную, на месте деревянной, часовню по проекту губернского архитектора Якова Ивановича Алфеева выстроили в 1855 году на средства городского головы, золотопромышленника-мецената П.И.Кузнецова. Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 м, высота стен — 7 м, длина каждой из граней — 2,4 м.

Я.И.Алфеев (1802-?) духовного звания, но после окончания духовной семинарии в 1819 году поступил в Экспедицию кремлевского строения в Москве на должность архитекторского ученика 3-го класса. Звание архитектора получил в 1830 году. Был губернским архитектором в Оренбурге, с 1847 года служил в Енисейской губернии сначала членом губернской строительной комиссии, а с 1850 года — губернским архитектором. Кроме храмовых построек, проектировал казенные и частные гражданские строения.

Перед затмением по городу прошли слухи, что произойдёт землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой учёный, будущий изобретатель радио Александр Попов. Для красноярцев это событие дорого ещё и тем, что вместе со всеми за затмением наблюдал Василий Иванович Суриков, который всё лето 1887 года жил в Красноярске. Он рисовал этюды, расположившись на месте, откуда виден был весь город, необычно освещённый в связи с природным явлением. К сожалению, работы эти не сохранились.


Летом 1943 года часовня сгорела из-за пронесшейся над городом сильной грозы. И.А.Бестужев, бывший в то время председателем горсовета, приложил много усилий, чтобы восстановить старый памятник истории города. На следующее лето горожане опять могли видеть на Караульной горе отреставрированную часовню.

К осени 1972 года по проекту заслуженного архитектора России Александра Сергеевича Брусянина была произведена реставрация этого памятника. Часовню увенчал новый, в подробностях копирующий прежнюю кровлю шатер. Оконные ниши были заделаны ажурными металлическими решетками, а на дверные проемы навешены кованые железные створки, выполненные мастерами Красноярского электровагоноремонтного завода.

Именно эта часовня, визитная карточка города, изображена на лицевой стороне 10-рублевой банкноты Банка России образца 1997 года и используется в качестве символа Красноярска на многочисленных сувенирах.

Вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану. В 1996 году был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно большую.

Управление Росохранкультуры недавно провело проверку состояния этого объекта культурного наследия федерального значения и установило: памятнику грозит физическое уничтожение. Из-за полуденных выстрелов пушки часовня подвергается ежедневному динамическому воздействию. От регулярного сотрясения появляются трещины, осыпается штукатурка. Так как часовня является «обязательным местом посещения» для новобрачных и, вероятно, в связи с тем, что не охраняется — кругом валяются битые бутылки, везде в качестве неоязыческих символов понавешаны замки.

Дополнительные фотографии

Часовня Параскевы Пятницы — православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Местные племена называли гору Кум-тэгей (тюрк. песчаная вершина/сопка).

Часовня Иннокентия» митрополита Московского» апостола Аляски

В 1997-1998 годах была построена Часовня Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски. Она расположена на территории «Столбы» — Государственного природного заповедника, на Лалетинском кордоне, в России, в городе Красноярск.

Православная часовня основана в память погибших спасателей и скалолазов. Она приписана к храму в Овсянке. Это небольшое одноглавое сооружение со звонницей над притвором. Оно полностью выполнено из дерева и имеет два маленьких купола. Вход венчает небольшой кирпичный полукруглый порог с деревянным забором. У здания есть три треугольные крыши. Вокруг часовни выложена розово-белая плитка, а на заднем плане раскинулся березовый лес.

Часовня Дмитрия Солунского

Часовня-памятник милиционерам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

Идея строительства памятника погибшим при исполнении служебных обязанностей сотрудникам красноярской милиции возникла в 1995 году и только в 2001 году началось её строительство.

Часовня была названа в честь святого великомученика Димитрия Солунского, чья икона 17 века хранится в часовне. Это имя известно с 3-го века и издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Дмитрий Салунский был сын римского проконсула, правителем греческого города Фессалоники и казнен за проповедь Христианства при римском императоре Максимилиане. Именно этого святого особо почитали русские князья-полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский. Этим именем названа часовня памяти погибших героев современности, начиная с 20-ых годов прошлого века.

Фамилии 161 погибших, при исполнении служебных обязанностей, сотрудников красноярской милиции (с 1921 года) размещены на планшетах, закрепленных на уличной стороне стен Часовни.

В настоящее время Часовня-памятник действующая.

Находится на ул. Дубровинского, в районе Речного вокзала.

Часовня Параскевы Пятницы

Эта часовня считается одним из символов Красноярска и раньше на ее месте возвышалась сторожевая вышка — первая русская постройка на территории нынешнего Красноярска, с которой казаки следили за округой и высматривали врагов.

Сегодня жители России могут видеть часовню Параскевы Пятницы каждый день и даже не знать об этом. Все просто: она смотрит на нас с десятирублевой купюры. Учитывая, что лишь небольшое число российских достопримечательностей удостоилось чести быть изображенными на отечественной валюте, часовня действительно находится на особом историческом счету.

Часовня появилась на Караульной горе в 1805 году благодаря стараниям купца И. Л. Новикова, который строил ее в память о своем спасении из водоворота реки Кача. Правда часть историков придерживается иной версии появления часовни, утверждая, что ее соорудили жители Красноярска в честь избавления русского народа от врагов.

Строение было деревянным и уже через полвека ее состояние оставляло желать лучшего. В 1852-1855 золотопромышленник Петр Кузнецов оплатил строительство каменной часовни по проекту архитекторов Я. Алфеева и Я. Набалова. Именно ее мы можем видеть в наши дни.

Это восьмигранное строение выполненное в древнерусском стиле. У часовни есть три окна с коваными решетками и один ложный оконный проём. Часовня достигает 15 метров в высоту и стоит на месте, с которого открывается неповторимый вид на город.

Здесь любил работать художник Василий Суриков, а в августе 1887 года с обзорной площадки, расположенной рядом с часовней, за солнечным затмением следил русский учёный Александр Попов.

С 1980 года часовня Параскевы Пятницы считается памятником архитектуры. Стоит отметить, что после того, как она перешла на баланс русской православной церкви, несмотря на статус архитектурного памятника, в 1996 году ее интерьер претерпел серьезные изменения: на стенах появились фрески, в помещение провели отопление.

Параскева Пятница — христианская великомученица III века. Считается, что она родилась во времена правления императора Диоклетиана в древнем городе Иконии в семье богатого сенатора. С ранних лет девушка предпочла аскетичный образ жизни. Параскевой ее назвали в честь пятого дня недели, поскольку родители чтили день крестных страданий Господних — пятницу. Когда с подачи Диоклетиана начались жестокие гонения на христиан, была схвачена и Параскева. Она пережила пытки и нечеловеческие мучения, после чего пленницу обезглавили.