Меню

Церкви и соборы соликамска

Богоявленская церковь

Храм построен в 1688—1695 гг. на средства прихожан. Престолы его освящены в память Богоявления Господня, в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя чудотворцев Печерских Антония и Феодосия. Приход был ликвидирован в 1934 г., здание церкви передано музею. В 1943—1962 гг. в храме совершались богослужения, затем он снова был закрыт. С 1989 г. здесь размещаются экспозиции отдела древнерусского искусства Соликамского краеведческого музея. В настоящее время в экспозиции этого отдела в Богоявленской церкви находится икона святителя Николая, по преданию, посланная царём Иваном Грозным жителям Соликамска в ответ на их просьбу о помощи против набегов иноплеменных. В храме восстановлен иконостас, уцелело внутренне убранство. Пятиглавый основной храм с Владимирским приделом, также имеющим главку. Колокольня, располагающаяся над папертью, в XVIII веке была надстроена тремя ярусами, но фундамент не выдержал такой нагрузки. В настоящее время колокольне возвращён первоначальный вид. Храм имеет богатый каменный декор и изразцовое убранство. После ремонтно-реставрационных работ, проведенных в 2005 г., Богоявленская церковь является прекрасным украшением Соликамска. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

До сих пор существуют споры о том, когда же появилась это церковь в городе. Есть три мнения. Одни считают, что обитель строилась в 1683 году, другие говорят о 1702 году и третьи настаивают на дате 1687 года. Кто из них прав судить не нам. Известно точно одно, что храм входил в состав Преображенского женского монастыря, которого уже давно не в помине, а церковь сохранилась до наших дней.

В 50-е годы XX столетия обитель была реконструирована. За ее восстановление взялись архитекторы Ф.Н. Тольцинер и Г.Л. Клацко. Они сделали четверик храма кубовидным, абсиду трехчастной. Декор оставили весьма скромным, но цепляющий взгляд. Необычайный вид церкви придает огромный купол, который видно со всем сторон. На самом верху установлен высокий крест, упирающийся в небо.

Архангельская церковь

Церковь Архангела Михаила — памятник архитектуры начала XVIII века, расположенный в городе Соликамске в Пермском крае. Вместе с церковью Спаса Нерукотворного Образа обе церкви сохранились от церковных ансамблей, расположенных на месте бывшего городского кремля.

Архангельская церковь является зимней и считается парной к храму Спасской церкви, летней церкви. Церковь очень проста и рассчитана на службу в холодное время года. Сделана с минимальным количеством окон и увеличенной толщиной стен. Для сохранения тепла объем храма невелик. Вся церковь приземистая, даже глава не производит впечатления устремленности вверх. Декор на стенах Архангельской церкви практически отсутствует. Стены белые, без росписей и изразцов. Преднамеренная простота зимнего храма должна была оттенять пышность и великолепие летнего, более богатого храма.

В довоенные годы церковь была закрыта, стала разрушаться. В 1970-х годах церковь отремонтировали. В настоящее время в ней располагается городской архив, но в планах передать ее верующим.

Соликамск и его достопримечательности

Приглашаю вас познакомиться с историей и архитектурными памятниками одного из старейших городов Урала.

С 1430 года и по настоящее время Соликамск живёт за счёт соли. Сначала это была поваренная соль, а с 1925 года – соль калийная и магниевая. По преданию, первыми здесь начали добывать соль купцы Калинниковы из Вологодской земли. Они же считаются и основателями города.

В 1597 году через Соликамск прошла Бабиновская дорога, и город на полтора столетия стал воротами в Сибирь. Благодаря огромному торговому значению Соликамск обзавёлся великолепным архитектурным ансамблем, поставившем его вровень со старинным городами Русского Севера — и не зря в грамоте той поры Соликамск звался «поморским городом»!

Интересно, что в Соликамске в 1731 году был заложен один из первых в России ботанических садов. Его создателем был Г.А. Демидов из династии известных уральских заводчиков.

К концу XVIII века торговое и промышленное значение города было подорвано. После открытия в 1735 году нового Сибирского тракта через Кунгур и Екатеринбург Бабиновская дорога утратила своё значение. В деле солеварения Соликамску пришлось конкурировать с принадлежавшими Строгановым рассолопромыслами Усолья и Лёнвы, содержание соли на которых было гораздо выше соликамских. Недолго просуществовал и Троицкий медеплавильный завод Турчаниновых, оставивший о себе память в виде красивой медной посуды и раки святого Симеона Верхотурского.

При создании Пермской губернии в 1781 году Соликамск стал уездным городом.

Упадком города в XIX веке и объясняется столь малое количество купеческих домов конца XIX — начала XX веков, по сравнению с другими уездными городами Урала.

Город был буржуазным, и поэтому революцию здесь устраивали рабочие из Лысьвы, Кизела, Чусового. После революции город лишился статуса уездного центра и в 1925-27 годах вообще был селом.

Вторую жизнь городу дало открытие в 1925 году калийных солей под руководством профессора П.И. Преображенского.

Прогулка по достопримечательностям Соликамска

Начнём прогулку с ансамбля бывшей соликамской крепости, пережившей несколько нападений сибирских татар и вогулов, но не пережившей пожар в XVII веке. Крепость располагалась на небольшом холме, близ берега Усолки, несколько южнее автостанции и центрального архитектурного ансамбля.

На месте сгоревших деревянных церквей возводится характерный для Соликамска тройной ансамбль из летней, зимней церквей и колокольни.

1. Вот Спасская церковь, построенная в 1689-1691 годах. Церковь летняя, неотапливаемая. Как правило, такие церкви были пятиглавыми и были богато украшены. Храм действующий.

2. А вот зимняя Архангельская церковь, 1712-1725 годов постройки. Небольшая, приземистая и одноглавая.

До 1930-х годов украшением архитектурного ансамбля была колокольня.

На другой стороне перекрёстка, по диагонали от этих церквей ещё недавно находился старейший деревянный дом Соликамска, так называемый дом Петровой, построенный в XVII веке. Простояв более 300 лет, дом не пережил 1990-х годов. Сохранилась только уникальная изразцовая печь.

А вообще на улице Набережной, до революции носившей имя Спасской, сохранилось довольно много старинных домов.

Продолжая движение по этой улице, мы подходим к ансамблю мужского монастыря, когда-то прикрывавшего южный фланг города. За время своего существования он несколько раз менял названия: появился как Вознесенский, затем сюда перенесли Спас-Преображенский Пыскорский, долгое время он был Троицкий. А в советское время постройки бывшего монастыря передали Усольлагу. Через этот лагерь прошёл известный писатель Варлам Шаламов. Ныне здесь вновь возрождается православный монастырь.

Интересно, что при археологических исследованиях на территории Вознесенского монастыря в Соликамске был найден жертвенник в виде кострища, около которого обнаружена выкладка из трех конских челюстей. В центре кострища был аморфный кусок кричного железа. Это свидетельствует о культе коня в древности.

3. Надвратная церковь Михаила Малеина с колокольней, построенная в 1731-34 годах.

4. Вознесенская или Троицкая церковь, постройки 1698-1704 годов.

После осмотра монастыря возвращаемся назад, и на перекрёстке с улицей 1 мая, рядом со Спасской церковью видим остатки старинной мостовой. По легенде эти камни выложены ещё 300 лет назад пленными шведами.

В Заречной части можно осмотреть 2 старинных купеческих особняка постройки начала XIX века. К сожалению, в настоящее время оба дома заброшены и находятся в очень плохом состоянии.

Первый дом расположен прямо за деревянным мостом и интересен необычной косоугольной планировкой. Когда в конце XVIII века большинству российских городов сделали прямоугольную планировку, то зачастую не смотрели реки и детали рельефа.

Второй особняк находится чуть подальше. Построен он был соликамским купцом Иваном Лапиным. Интересно, что в одном из своих путешествий он оказался выброшен на необитаемый остров и поклялся построить церковь, если ему удастся выбраться. Он выбрался, и в бытность свою градоначальником Перми построил там Рождество-Богородицкую церковь. А особняк в Соликамске передал богадельне.

Особняк построен в 1807 году — об этом говорит надпись на фасаде, но по своей планировке дом больше похож на здания предыдущего столетия со сводчатыми потолками первого этажа и толстыми стенами. Интересно, что во многих комнатах дома встречаются загадочные ниши.

И вот мы возвращаемся к центральному архитектурному ансамблю — главному украшению города.

Ансамбль состоит из двух соборов — летнего Троицкого и зимнего Крестовоздвиженского, а также Соборной колокольни и более поздней Воскресенской церкви. Чуть в стороне находится Воеводский дом и Богоявленская церковь.

5. Знакомство с ансамблем мы начнём с Крестовоздвиженского собора, построенного в 1698-1709 годах. Церковь интересна своим декоративным орнаментом. Раньше в ней находились две большие изразцовые печи, но они не сохранились, да и сам собор заброшен. Так как храм располагался в пойме реки Усолки, то его поставили на высокий подклет (цокольный этаж), в котором размещались купеческие лавки. В соборе имеется внутристенный ход. В советское время в соборе размещался пивзавод.

6. Символ города — Соборная колокольня (1713-1725 гг.), наклонная, как знаменитая Пизанская башня! Правда в отличие от последней имеет постоянный наклон в 1,3 градуса и угрозы обрушения не представляет. Внутри колокольни располагается экспозиция краеведческого музея. На ярусе звона имеется смотровая площадка.

Около колокольни стоит верстовой столб в память о Бабиновской дороге, на полтора столетия ставшей воротами в Сибирь. Через Соликамск в сибирскую ссылку прошли такие видные государственные деятели как Меньшиков, Бирон, лидер старообрядцев протопоп Аввакум.

Смотрите так же:  Михайловская церковь пятигорск

7. Главный храм Соликамска — Троицкий собор, построенный в 1684-1697 годах по образцу Казанской церкви в царском имении Коломенское, под Москвой. На строительство собора пожертвовали 200 рублей цари Иоанн и Пётр Алексеевичи. В честь этого на собор выложена императорская корона. Храм отличает богатство декора. Внутри располагается экспозиция краеведческого музея.

8. Воскресенская церковь (1714-1752 гг.) — некогда крупный пятиглавый храм с зимним пределом, ныне лишён куполов и колокольни и почти не воспринимается как храм. Здания занимают отделы краеведческого музея.

9. Воеводский дом (1673-1688) — старейшее кирпичное здание гражданского назначения на Урале. Сейчас в доме находится экспозиция краеведческого музея.

Дом интересен своими внутристенными ходами, которые переходят в подземные, ныне заваленные. По легендам все здания, входящие в центральный архитектурный ансамбль города, связаны между собой подземными ходами. Имеется много свидетельств образования провалов, в которых обнажались кирпичные своды старинных ходов.

10. Рядом с воеводским домом находится богато украшенная Богоявленская церковь (1687-1695 гг.). Храм интересен сохранившимся интерьером и резным иконостасом с иконами XVII-XIX веков. В храме действует Музей древнерусского искусства.

Интересно, что в XIX веке колокольню этого храма надстроили, в результате чего просел фундамент. В советское время надстройку убрали, и сегодня об этом напоминают следы деформаций на стенах.

Непосредственно рядом с этим ансамблем сохранилось немало и других исторических зданий: общественный банк Черкасова (втор. пол. XIX в.), здание уездного казначейства (1905 г.), здание уездной управы (втор. пол. XIX в.), дом купца Баранова (втор. пол. XIX в.), здание бывшего Духовного училища города Соликамска (втор. пол. XIX в.), особняк солепромышленника А.Н. Дубровина (втор. пол. XIX в.), особняк последних солепромышленников Рязанцевых (втор. пол. XIX в.), здание бывшей городской женской 8-классной гимназии с учительскими курсами (1912 г.) и здание бывшей городской управы и женской прогимназии (втор. пол. XIX в.).

11. Из этих зданий наиболее интересна усадьба Турчаниновых, владельцев медеплавильных и солеваренных заводов. Усадьба построена в 1770-е годы и состоит из трёх зданий, а так как дома были построены до создания генерального плана Соликамска, то они расположены под углом к современной сетке улиц. Интересна история Алексея Турчанинова — мальчика-сироты, ставшего к концу жизни владельцем нескольких крупных заводов и женившемся на своей возлюбленной крепостной крестьянке.

Двигаясь по улице 20 лет Победы в сторону от центра города, мы выходим к ансамблю бывшего Преображенского женского монастыря, построенного на средства Евдокией Никифоровной Щепоткиной, вдовы богатого солепромышленника. Оба храма ныне действующие.

12. Летняя церковь Преображения Господня построена в 1683-1692 годах.

13. Зимняя Введенская церковь (1683-1710 гг.).

14. Ещё через несколько кварталов мы выходим к церкви жён Мироносиц (1776-1780 гг.), построенной на старом соликамском кладбище на средства солепромышленника Суровцева. От кладбища ничего не осталось, да и сама церковь лишилась колокольни. Храм в настоящее время действует.

15. На следующем перекрёстке сворачиваем налево, на улицу Герцена и идём по направлению к Усолке, где выйдем к Людмилинской рассолоподъёмной скважине. Это память о солеварении, благодаря которому и возник город.

Интересно, что при её бурении в 1906 году были обнаружены калийные соли. Это открытие, сделанное техником Рязанцевым, стало одной из предпосылок бурения глубоких скважин в 1925 году, когда под руководством геолога П.И. Преображенского вскрыли калийную залежь. Первая вскрывшая ее скважина находится недалеко отсюда — в заречной части города.

16. А через два квартала от Людмилинской скважины, на улице Клары Цеткин, находится Соликамский ботанический сад. Его история начинается с 1731 года, когда Григорий Демидов, представитель известной династии уральских заводчиков, открыл в своём имении ботанический сад. Он являлся одним из первых в России, тем более существовавшие тогда Петербургский и Московский сады были всего лишь аптекарскими огородами. Много семян растений Демидову передал известный шведский учёный Карл Линней.

На территории ботанического сада имеется ещё одна рассолоподъёмная скважина.

17. Но исторический ботанический сад располагался не здесь, а в селе Красное, ныне это микрорайон Соликамска. Давайте отправимся туда от на автобусе. Ближайшая остановка находится на улице 20 лет Победы. Едем до остановки «Красное», от которой спускаемся между серыми пятиэтажками в сторону Усолки. То и дело из-за домов показывается белая колокольня Иоанно-Предтеченской церкви. Храм строился в 1721-1772 годах и славился архитектурной отделкой и лучшим во всей Пермской епархии колокольным звоном. На храме имеется мемориальная доска в честь А.Г. Демидова.

Кроме храма, от старинного села Красное сохранился только полуразрушенный кирпичный дом.

Небольшая Симеоновская церковь, построенная в 1907-1908 годах, имеется и на новом кладбище. Долгое время церковь пустовала и теперь восстанавливается.

При посещении Соликамска обязательно стоит посетить Музей соли, расположенный в микрорайоне Боровск (северная часть города). Музей был создан на базе Усть-Боровского солеваренного завода, закрытого в 1972 году, последним из солеваренных заводов Прикамья.

Схема прогулки (на основе космоснимка Google):

Старые фотографии взяты из фондов Соликамского краеведческого музея, современные фото автора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор

ЛИТУРГИЯ В НЕДЕЛЮ 22-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, 28 октября 2019 года, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Соликамск прошла Божественная литургия.

В этот день совершается празднование иконы божией матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 — 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу — сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества — 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября — день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

Литургию возглавил ключарь кафедрального собора протоиерей Геннадий Ромашов. Ему сослужили: иерей Роман Шапиков, иерей Леонид Бачурин, протодиакон Антоний Скорлупин и диакон Виталий Никитин.

Просмотров страницы — 18

ЛИТУРГИЯ В НЕДЕЛЮ 21-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице, 21 октября 2019 года, в день памяти святых отцев VII Вселенского собора , в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Соликамск прошла Божественная литургия.

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Смотрите так же:  Церковь в радужном киров

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Троицкий собор (Соликамск)

Троицкий собор — наиболее значительный памятник церковной архитектуры конца XVII века, находящийся в городе в Соликамске на Урале. Памятник архитектуры. Храм передан Соликамскому краеведческому музею в 1982 году, несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.

По благословению Вятского епископа Ионы, он был заложен в 1684 году. Сооружали его на месте бывшей Троицкой деревянной церкви, незадолго до того сгоревшей. Деньги на строительство собирали всем миром. Провели кружечный сбор. Вклады делали все соликамцы – и богатые купцы, и зажиточные солевары, и даже нищие, хоть копеечку, да подали на общее дело. Сумма набралась немалая, да замысел оказался уж больно грандиозным. Через несколько лет строительство остановилось, средств не хватило.

Попытался, было, староста соборный обратиться к соликамцам. А те уже поиздержались – вложили деньги в возведение своих приходских церквей. Приходы не хотели отставать от собора и начали строить тоже каменные храмы. Посовещавшись, на сходе горожане решили бить челом государям, чтобы они пожаловали деньги на завершение Троицкого собора.

По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году велено было взять 200 рублей казенных денег «из усольских таможенных и кабацких доходов». По тем временам сумма эта была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В 1697 году Троицкий собор был освящен.

В память о царском пожертвовании в южную стену храма был вставлен изразец с изображением двуглавого орла. А на западном фасаде над окнами позднее выложили из кирпича императорскую корону. Теперь можно увидеть только корону, изразец был уничтожен в 1918 году как символ царской власти.

Архитектура храма сохранилась почти полностью, за исключением одного из крылец. Раньше их было три. Сейчас на месте южного крыльца видна лишь дверь. Все остальное – элементы деревянных построек, искусно воплощенные в кирпиче, кружево жучкового орнамента, подвесные гирьки и поливные изразцы можно и ныне наблюдать во всей полноте. Чего нельзя сказать о внутреннем убранстве храма. Иконостасы и настенная роспись не сохранились. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году.

Первый, древнейший, иконостас Троицкого собора был размонтирован и передан в мужской монастырь. Вместо него, в 1824 году, устроен новый — на средства купчихи П.И.Лапиной-Ентальцевой. Он представлял собой уменьшенную копию иконостаса Казанского собора в Петербурге. Это то, что касается основного храма– Свято-Троицкого. Иконостасы приделов – Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца оставались без изменений.

Икон старинной живописи в соборе было две: Святой Троицы и Богоматери. Обе хранились в серебряных окладах. Еще одна, пожалуй, самая известная икона хранилась в храме. Это образ святителя Николая Чудотворца, по преданию, пожалованный городу Иваном Грозным. Икона была в особом почтении у соликамцев и перед нею всегда горела неугасимая свеча.

Троицкий собор был центром духовной и общественной жизни города. В нем шла повседневная церковная служба, начинались крестные ходы, служились молебны. В нем приносили клятвы городские головы и бургомистры при вступлении в должность. Зачитывались царские указы, некоторые из них приводились в исполнение. Например, знаменитый указ Петра Первого о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен – у выхода соликамцев ждали молодцы с ножницами. Таких горестных воплей, как в тот день, собор никогда не слышал.

Звучали в нем и крики радости. Один из старожилов рассказывал: «Как-то, перед Ильиным днем, гонец в Соль Камскую пожаловал. Да прямо в церковь соборную. Идет, народ толкает, всякий ему дорогу дает… Прямо в алтарь. Воеводу к себе позвал. У всех сердце так и позаныло… Воевода-то из алтаря нейдет. Обедня была на отходе. Ну, отпели

Божию службу. Глядь – насередь церкви молебен. Сам воевода вышел на амвон да таково громко прочел, что шведскую рать царь Петр Алексеевич побил у Полтавы и прогнал, и что сам царь-государь здравствует. Уж какое веселье-то было! И в колокола звонят, и в пушки палят. »

Этот рассказ приводит П.И.Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках». Он побывал в Соликамске в 1839 году. Заходил и в Троицкий собор, где, как он пишет, оказалось довольно сумрачно, горело несколько свечей, и стояла гулкая тишина.

В те годы город переживал глубокий упадок, потеряв значение крупного торгового центра. Сибирский путь прошел южнее, воеводство упразднено. Многие жители покинули Соликамск, ища более богатых мест. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к нему приписали Богоявленскую и Воскресенскую церкви. Но и тогда соликамцы находили средства на содержание своих храмов, делали вклады – кто значительные, кто небольшие. Можно назвать многие фамилии, и среди них – Лапины, Колесниковы, Мычелкины, Ксенофонтовы… Поколения сменялись, а вера оставалась. Приход в храм был жизненной необходимостью. И так продолжалось до 1929 года.

Собор закрыли, несмотря на просьбы прихожан, общину верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили. Неизвестно, какая бы участь постигла храм. В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей и, по обращении в райисполком, он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. Через год он уже показывал историю города к его 500-летию.

В 1932 году в соборе открылся музей калийной промышленности. При устройстве макета шахты обнаружилось захоронение купчихи П.И.Лапиной-Ентальцевой. Открылась еще одна из сторон жизни собора – он был усыпальницей лучших людей города. Кто знает, чьи еще захоронения сокрыты в подклетах храма под его алтарями? Можно только предположить: купцы, городничие, воеводы. Пусть себе покоятся с миром.

Калийный музей просуществовал в соборе до 1938 года. Тогда началось внутреннее переустройство храма. В главном, 18-метровой высоты, кубе сделали два перекрытия, получив при том три этажа. Предполагалось разместить новую экспозицию отдела социалистического строительства. С началом войны от замысла отказались.

Троицкий собор принял эвакуированные ценности музеев Москвы, Ленинграда, южных городов России. Так и хранились они в храме, спрятанные в ящики, тщательно закрытые и пронумерованные. И никто в Соликамске не знал, что рядом – сокровища Русского музея, акварели Лермонтова, театральные ценности музея Бахрушина. Все скрывали стены собора.

Кончилась война, экспонаты вернулись в свои музеи, а Троицкий собор надолго опустел. В 1964 году в нем начались большие реставрационные работы, вернувшие храму его первозданный облик. Внутренне убранство, к сожалению, восстановить не удалось.

В 1982 году его вновь передали музею, и спустя несколько лет, были открыты новые экспозиции: «Девятая пятница» и «Храмы Соликамска», рассказывающие о прошлом города.

Собор — летний. Здание построено на высоком сводчатом подклете («рундуке»), который использовался как складские помещения. Конструкция здания в основном традиционная. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью главами с одним световым и четырьмя глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий. Приделы ниже основного храма, имеет по одной главе. Храм имеет обширную обходную сводчатую галерею, по ширине равную храму с приделами. Своеобразие храму придают обширные крыльца, которых, вероятно, было три, но южное крыльцо не сохранилось. Ступени сохранившихся западного северного крылец выходят на склоны и как бы продолжают линию косогора. Центральное помещение освещается через центральный барабан и окна западного фасада, расположенные над галереей.

Храм в целом очень пропорционален. Ниэкие кровли приделов и алтарей не заслоняют центрального объёма. Изящные сдвоенные пилястры расчленяют его плоскости на три равные доли, заканчиваются эти плоскости ложными полукруглыми закомарами. Это традиционное решение подчеркивает устремленность здания вверх. Завершаются стены плоским постаментом, на котором собственно и стоят барабаны. Этот, не бросающийся в глаза, постамент придает зданию еще большую устремленность вверх. Декоративная обработка барабанов органично подчеркивает их легкость. Наличники окон, разнообразные по рисунку смотрятся яркими декоративными пятнами на фоне белых стен. Необычными являются небольшая палатка в виде бочки, расположенная над алтарём и вход в подклет со стороны алтаря.

Смотрите так же:  Топик церковь на английском

Богато украшенные крыльца с лестницами связывают здание с окружающим ландшафтом. Северное крыльцо удивляет сочетанием шатровой кровли с перекрытием в виде массивного куба. В элементах оформления просматриваются черты деревянного зодчества, например, выполненные в кирпиче подобии деревянных балясин.Особенно украшают крыльцо двойные окна с висячими гирьками. Дополняют декоративный характер украшения из поливных полихромных изразцов, изображающих птиц. Они изготовлены в г. Орле на Каме.

Главное, западное крыльцо храма не имеет аналогов в русской архитектуре. Оно очень широкое на массивных столбах, которые поддерживают низкий свод. Характерным для Соликамска является жучковый орнамент ажурного кирпичного фриза, который также применен в Сретенской церкви в Гороховце (1689 г.).

Престольные праздники

Адрес: ул. Набережная, 99, Соликамск, Пермский край, Россия, 618551

Богоявленская церковь Соликамска

Богоявленская церковь замыкает центральный архитектурный ансамбль Соликамска и является одной из наиболее интересных в городе.

Богоявленская церковь замыкает центральный архитектурный ансамбль Соликамска и является одной из наиболее интересных в городе. Была основана в 1687 году на месте сгоревшей деревянной церкви во имя Климента папы Римского, строилась на средства прихожан. Богоявленский приход считался самым богатым в Соликамске: в числе прихожан были торговые «гости» Шорины, солепромышленники Ануфриевы, Суровцевы, Ростовщиковы, заводчики Турчаниновы. Благодаря их вкладам храм построили довольно быстро.

9 ноября 1691 года был освящен зимний придел во имя Владимирской Божией Матери, 18 января 1695 года — основной, летний, храм Богоявленской церкви. Значительно позднее — в 1770 году в углу теплой церкви был устроен придел во имя чудотворцев Печерских со своим малым иконостасом.

Церковь Богоявления сложна в плане: в центре возвышается куб основного храма, с юга к нему пристроен небольшой придельный храм, таким образом, чтобы его «алтарь горним местом выходил на улицу и молящиеся в холодной церкви не стояли к алтарю теплого придела спиной». С востока к главному кубу примыкает основной алтарь с тремя полукружиями, с запада — небольшая трапезная и шатровая колокольня.

Колокольня первоначально была невысока, «в древнем штиле» и имела каменный конусообразный шпиль. В основе композиции — древний тип шатрового храма, так называемый «восьмерик на четверике». Оригинален переход от четверика к восьмерику: на свободных углах укреплены маленькие «крещатые бочки». В 50-е годы XIX века колокольня была надстроена на три яруса, по желанию и на средства солепромышленника Ростовщикова, для устройства на ней башенных часов. Фундамент не был рассчитан на увеличившуюся нагрузку, стена треснула, и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться, однако надстройка осталась на долгие годы. На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов, самые большие из которых были «прикладами» купцов-солепромышленников. До настоящего времени ни один из колоколов не сохранился.

Основной храм венчает традиционное пятиглавие, на зимнем приделе глава одна. Изначально главы были крыты зеленой, так называемой «муравленой», черепицей. Других подобных глав не существовало в XVIII веке ни в Соликамске, ни в округе. В XIX веке черепица была заменена «деревянной чешуей» — осиновым лемехом. Позднее лемех сменили на железо. В 2005 году при реставрации главы «позолотили», старые проржавевшие кресты сменили.

Фасады Богоявленской церкви украшены богатым декором. Широкие лопатки скрепляют углы двухсветного четверика главного храма, на уровне верхнего ряда окон они переходят в пучки тройных полуколонок с шаровидными вставками. Подчеркивание углов здания связывается с традициями деревянной архитектуры, они напоминают рубку углов «в обло».

Спаренные полуколонки размещены в простенках между окнами. Килевидные кокошники окон украшены каменными снежинками. Стены декорированы трехрядным поясом, состоящим из балясин, жучкового орнамента и ленты муравленых изразцов с изображением птиц, ваз и цветов. Такие же изразцовые ленты повторяются на барабанах храма и на восьмерике колокольни.

Северный вход обрамлен арочным порталом, искусно украшенным полуколонками, жгутиками и плетенкой. Над входом дуги из бусин и лимонных кружков, на колонках по краям — ребристые подобия тыкв. Главный вход выглядит более сдержанно, но не менее нарядно.

Внутреннее убранство храма соответствовало его внешней пышности. Исследователь прошлого В.Н. Берх отмечал в 1821 году: «Храм сей заслуживает особенное внимание по весьма пристойному украшению, множеству жемчуга и образам редкой живописи. В одном приделе есть несколько образов со вставными в средине крестами серебряными и резными из дерева». Ему вторил в 1839 году П.И. Мельников-Печерский: «Оклады икон, находящихся в этой церкви, очень богаты».

Резной многоярусный тябловый иконостас с уникальным собранием икон XVII — XIX веков сохранился — единственный в Верхнекамье — почти без изменений до настоящего времени. Часть икон в нем относится к Строгановской школе письма. Замечательны образа местного ряда: храмовый — «Богоявление», житийные — «Климента папы Римского», «Пророка Илии», «Георгия Победоносца», икона «Похвала Богородице». Не менее интересен Деисус из восьми спаренных икон и образа двух Праздничных рядов. Иконостас украшен деревянной позолоченной резьбой, изображающей ангелов, фантастические растения и фрукты. Композиционным центром иконостаса являются резные царские врата с изображениями евангелистов и храмового события — Богоявления. Венчает иконостас деревянное скульптурное распятие.

Также сохранилась и реставрирована настенная и купольная роспись: сцены «Преображения Господня», «Крещения Господня», «Благовещения», «Поклонения волхвов». В притворе храма во всю стену изображение Голгофы, распятие с предстоящими.

Иконостас удалось сохранить благодаря замыслу музейщиков. Богоявленская церковь была действующей до 1933 года. Ее, как и все другие храмы города, должны были закрыть и разорить. 6 декабря 1933 года директор музея обратился в Комитет по охране памятников старины: «В ближайшее время Соликамским горсоветом Уральской области будет закрыта Богоявленская церковь, памятник зодчества 17 века, находящийся на учете Главнауки. Основные наружные детали памятника сохранились довольно хорошо. Кроме того, в нем, в числе имущества, имеется 60% предметов, одновременных с эпохой постройки памятника. По этим соображениям, мы считаем совершенно целесообразным и необходимым поставить вопрос об объявлении этого памятника музеем, на предмет сохранения его в полной неприкосновенности со всем имуществом, включая и колокола. И сдать его на хранение в Соликамский музей». Комитет поддержал обращение, и в 1934 году Богоявленская церковь была передана музею. Но накануне передачи все-таки сбросили колокола. Внутреннее убранство осталось целым. Так был спасен иконостас.

Подчиняясь веяниям времени атеистов, в храме предполагали разместить антирелигиозный отдел музея. Планировалось показать историю всех существующих религий и «воссоздать обстановку православного богослужения с манекенами, имитирующими обряд венчания». Ездили за экспонатами в Москву и Ленинград.

Одновременно решили Богоявленскую церковь отремонтировать и даже частично отреставрировать с помощью Усольлага НКВД, арендовавшего ряд музейных помещений. Согласно договоров от 29 сентября 1938 года и 13 марта 1939 года Усольлаг обязался разобрать надстроенные в XVIII веке три яруса колокольни и «заполученным от разборки кирпичом восстановить шатровый купол, заделать трещины в сводах и починить крышу здания». Но, как явствует из дальнейшего отчета директора музея, «работа по разборке производилась с неслыханной небрежностью: огромные глыбы кирпича и извести с большой высоты валились на крышу западной части храма, пробили ее во многих местах, разбили орнаментальные «бочки» на древней части колокольни и даже разрушили кирпичную ограду вокруг». Работы продолжались довольно медленно, и к началу войны не были завершены, а с войной прекратились совсем. 16 августа решением горисполкома здание Богоявленской церкви изъято из ведения музея и предоставлено «для потребностей войны». В церкви разместили склад Заготзерна, превратив тем самым храм в элеватор.

В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов в стране. В 1945 году вновь начата церковная служба в Богоявленской церкви. Храм оставался действующим до 1962 года, когда его опять закрыли и передали музею. Тогда в нем временно разместили отдел природы с диорамами флоры и фауны Верхнего Прикамья. Во Владимирском приделе был устроен планетарий, в котором проводились сеансы по астрономии и освоению космоса — в год 340-360 сеансов.

Одновременно с работой музея велась закрытая реставрация иконостаса главного храма. Началась она в 1956 году и продолжалась до 1985 года. За этот период проведена полная реставрация икон и настенной росписи. В 1985 году здание церкви было отремонтировано снаружи и побелено, в соответствии с первоначальными замыслами строителей храма: стены белые, декор терракотовый.

С 1989 году в Богоявленской церкви открыт отдел, позднее преобразованный в филиал, Музей древнерусского искусства, открыт доступ к иконостасу, оформлена экспозиция «Художественная культура Прикамья конца 17 — начала 18 веков», в 2007 году смененная выставкой «Мир иконы».

Неоднократно поднимается вопрос о передаче церкви верующим. Пока он остается открытым.