Церковь вознесения в селе коломенское

Церковь Вознесения
в Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.

Вознесенский шатровый храм ? главное и самое красивое здание дворцового села ? был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, ? только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Вознесения в Коломенском

Храм Вознесения Господня

На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения — лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день
    • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
      • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00

      Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения — лето 2019

    • Для взрослых — 150 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете — лето 2019

    • Для взрослых — 100 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
    • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

      Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

      Москва: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Москвы
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (793)
      • Зоопарки (10)
      • Музеи (237)
      • Парки (39)
      • Парки развлечений (36)
      • Автовокзалы (13)
      • ЖД вокзалы (17)
      • Храмы, соборы, мечети (419)
      • Магазины и ТРЦ (401)
      • Аэропорты (4)
      • Фестивали, праздники, шоу (18)
      • Небоскребы (1)
      • Клубы, концертные площадки (234)
      • Театры (28)
      • Площади (3)
      • Смотровые площадки (3)
      • Кинотеатры (132)
      • Галереи (5)
      • Национальные парки (1)
      • Фуникулеры, канатные дороги (1)
      • Озера (1)
      • Горнолыжные курорты (5)
      • Рестораны и кафе (34)
      • Мосты (3)
      • Речные вокзалы (1)
      • Замки, дворцы (3)
      • Бани, сауны (3)
      • Центры активного отдыха (12)
      • Спортивные сооружения (2)
      • Пляжи (18)
      • Учебные заведения (1)
      • Забронировать отель в Москве
      • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
      • Отзывы туристов
      • Фотографии Москвы
      • Советы о Москве
      • Вопрос-ответ
      • Экскурсии в Москве
      • Метро «Коломенская», «Каширская»
        Автобус ост. «Музей Коломенское» 263, 291, 299, 608, 701, 901
        Троллейбус ост. «Музей Коломенское» 67
        Маршрутное такси ост. «Музей Коломенское» 608м

        Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

        Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

        Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

        Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

        Особенности архитектуры

        В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

        Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

        Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

        Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

        Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

        Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

        Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

        Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

        Современное состояние

        За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

        Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

        В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

        Богослужения в храме

        Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

        После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям. Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

        В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

        В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

        Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

        На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

        В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

        Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

        На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

        Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

        Церковь Вознесения Господня в Коломенском

        Панорама храма Вознесения в Коломенском

        Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

        Церковь Вознесения в Коломенском

        «. бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер — все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына — наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына — будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви — XVII в.

        Источник: Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979.

        Единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана Грозного). В 1994 году церковь получила статус памятника Всемирного наследия. Факт. В период строительства церковь была самым высоким зданием Москвы — 62 метра. Сейчас. Храм был открыт в 2007 году после серьезной реставрации. В подклете размещена выставка, посвященная созданию и строительству собора. Богослужения — по воскресеньям и великим церковным праздникам. Вход на территорию музея-заповедника «Коломенское» бесплатный.

        Из газеты «Антенна», сентябрь 2008

        Подмосковное село Коломенское, на берегу реки Москвы, издревле принадлежало к вотчинам московских князей. В 1532 г. отец Грозного Василий Иванович построил в этом селе церковь Вознесения Господня, о которой современный летописец говорит: «та церковь была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой прежде того не бывало на Руси, и что великий князь возлюби и украси ее всякою добротою». На освящении в сентябре того же года три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре.

        В писцовых книгах Московского уезда государевых дворцовых сел и волостей, письма и меры Афанасия Отяева и подьячего Василия Арбенева 1631 – 33 гг. о селе Коломенском говорится: «в селе церковь Вознесения Господня; на церковной земле дворов церковных: во дворе поп Михайло Афанасьев, во дворе поп Артемий Мартынов, да у них же в припуске в огородах место дворовое митрополичьего двора, во дворе дьякон Демид Мартынов, во дворе пономарь Гришко Федоров, во дворе просвирница Анница, да у просвирницы на земле 2 двора бобылей; на дьяковой земле 4 двора бобылей…».

        Вознесенская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну; церковная дань распределялась по числу приходских дворов, по количеству церковной земли и сенных покосов, находившихся во владении церковнослужителей. К сожалению, прямых указаний о числе приходских дворов при Вознесенской церкви не встречается. Известно, что церковной дани с той церкви платилось за 1628 г. 9 алтын 5 денег, кормовая гривна; за 1635 г. – 6 руб. 13 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги.

        По переписным книгам 1646 г. значится: «дворцовое село Коломенское, на реке Москве, а в нем церковь каменное строение вверх шатром во имя Вознесения Господня, двор великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси да другой двор государев конюшенный; у церкви во дворе поп Артемий Мартынов, во дворе поп Гаврило Михайлов, во дворе дьякон Давид Мартынов, во дворе земской дьячок Ортюшко Дмитриев, во дворе пономарь Федоско Алексеев, во дворе просвирница Анна Петрова; церковных бобылей 3 двора, да в селе ж крестьян и бобылей 52 двора».

        С 27 января 1650 г., по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и по выписке за пометою думного дьяка Семена Заборовского, с церкви Вознесения Господня данных «денег имать не велено». По указу св. патриарха и по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова с 1677 г. великого государя дворцового села Коломенского, что у реки Москвы, церкви Вознесения Господня велено данные деньги с 1677 г. впредь имать, по сказке той церкви попов Максима и Парфения с причетники, с приходских дворов и с сенных покосов по 2 руб. 14 алтын с деньгою, заезда гривна.

        В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель, по указу патриарха, оказалось, что церковная земля при церкви Вознесения Господня взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге. В памяти из Патриаршего духовного приказа от 12 апреля 1701 г., за приписью дьяка Василия Русинова, написано: «в 1700 году 11 июля, по именному великого государя указу и по докладной выписке, за пометою думного дьяка Никиты Моисеевича Зотова, велено: села Коломенского вознесенским попам и дьякону с причетники денежную одну ругу давать по прежнему… и впредь сей Вознесенской церкви в дани в приходных окладных книгах не писать и из оклада выложить».

        Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

        Летописец ХVI века отмечал: «Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском». Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях ХVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: «Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке. Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения». Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.

        Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись «1533» арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе.

        Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов — почти 25 метров, высота западного притвора — свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м — четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили «царское место».

        3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: «На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре». Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея «Москва — третий Рим», то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм.

        В 1542 году летописец отмечал: «Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси». В ХVI-ХVII вв Вознесенский храм служил летней церковью царей, но отчасти выполнял и функцию военного объекта. Он располагался на южных подступах к Москве, мимо него к столице нередко шли отряды крымских или казанских «гостей». В этих условиях высокий шатёр играл роль наблюдательного пункта. С него был виден шатёр церкви в селе Остров ниже по течению Москвы-реки. Заметив чужаков, зажигали костры, таким образом сообщая об опасности в столицу.

        По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде «бочек». Вероятно иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На «царском месте» во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) — Патриархи. Пол покрывали треугольные белые и чёрные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до ХVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, её привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

        Первый ремонт церковь пережила ещё в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утраченным пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вероятно ещё в ХVI столетии роспись претерпела изменения — во всяком случае, источники ХVII века указывают на более раннее обновление «стенного письма». Вид церкви менялся и впоследствии.

        Царь Алексей Михайлович очень любил Коломенское. Здесь для него воздвигли дворец, который современники называли «восьмым чудом сета». Обновляли и храм, где у царской семьи наверняка имелось специальное место для молитвы. Сохранилось упоминание о том, что в 1669 году на обивку места государя было дано «сукон, галуна серебряного, атласа и бумаги хлопчатой». Молва гласила, что по окончании молитвы царь раздавал щедрую милостыню.

        В течение ХVII столетия обновили иконостас. Это потребовалось из-за высокой влажности в никогда не отапливавшемся храме, из-за которой живопись приходила в негодность. К концу века бочковидную крышу сменила двускатная. Стены храма в ту пору украшали многочисленные фрески. В ХVIII веке значение церкви Вознесения снизилось. Столицу перенесли из Москвы в Петербург, дворец Алексея Михайловича разобрали. Императоры посещали Коломенское не так часто, как прежде, хотя такие посещения случались. Пётр I в 1709 году остановился в селе после победы под Полтавой, а его дочь, будущая императрица Елизавета Петровна, родилась в Коломенском. В свою очередь, Екатерина II велела построить тут новый дворец. Его возведение велось во второй половине 1760-х годов. И тогда же, по всей видимости, имела место очередная перестройка храма.

        Работами в Коломенском в 1766-1767 гг. руководил князь П. В. Макулов. Вероятно, он занимался и обновлением церкви Вознесения. В ходе ремонта сняли белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, возвели парапеты с ширинками. Пол храма стал кирпичным. На старых капителях воздвигли новый кирпичный парапет. История переустройства Вознесенской церкви продолжилась в первой четверти ХIХ века, в годы правления Александра I, который приезжал в Коломенское ещё мальчиком. Он распорядился возвести на месте дворца Екатерины новый дворец. Стены церкви Вознесения украсила колерная архитектурная живопись. Выполненный тогда образ вселенских святых и московских чудотворцев по сторонам «царского места», по свидетельству очевидцев, представлял большую художественную ценность. Очередной ремонт церкви пришёлся на 1830-е годы, руководил им архитектор Е. Д. Тюрин. Согласно его предписанию от 1834 года, «имеющийся образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости, для чего заделать оный временно плотницкими щитами». Существовавший до того иконостас разобрали, заменив иконостасом из Вознесенского монастыря в Кремле. Позже востановили иконостас ХVII века с уцелевшими древними иконами.

        В 1836 году по проекту Тюрина над «царским местом» водрузили «бочку» с гипсовым орлом, закрывшую половину окна, а также установили кованую решётку и гипсовые детали на парапете. Многочисленные ремонтные работы ничуть не умаляли достоинств храма. Напротив, они позволили сохранять церковь в надлежащем виде, и ею были очарованы не только русские, но и иностранцы. В 1866-1867 годах Коломеский храм ждал новый ремонт, которым руководил архитектор Н. А. Шохин. В южной грани верхнего восьмерика пробили дверь, после чего была опровергнута легенда о существовании в этой части храма потайного помещения. Кроме того, вместо первоначальной белокаменной главы появилась более плоская металлическая, а с основания креста сняли лестницу, пропустив её в только что сделанный проём. Архитектор также заменил тянувшийся от северной до южной двери иконостас, вдвое сократив его ширину. Именно Шохин первым попытался произвести историко-архитектурную оценку церкви. Эстафету работ в храме принял архитектор Н. Ф. Кольбе. При нём в 1873 году реставрировали стены подклета, а полы на папертях выстелили большими белокаменными плитами. При этом использовали доски и брус от разобранного годом ранее дворца Александра I. Роспись стен длительное время оставалась нетронутой. Однако, в 1884 году рабочие скололи изображения святых. Стену обили цинковыми листами, после чего её расписали маслом. Для тогдашней эпохи это, увы, была обыкновенная практика. В 1911 году архолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий, памятуя о том, что в Коломенском часто бывал Иоанн Грозный, начал в подклете церкви поиски пропавшей библиотеки Грозного царя.

        Несмотря на бушевавшую Первую мировую войну, в 1914-1916 годах изыскали средства на проведение очередного «раунда» реставрационных работ в Коломенском. Участвоваший в них юный архитектор Б. Н. Засыпкин, тогда ещё учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обнаружил крайне неприятную вещь: весь объём церкви оказался расколот осевыми трещинами на четыре блока. Данный вывод подтвердил спустя более полувека и другой исследователь памятника — архитектор С. А. Гаврилов. В рамках ремонта удалось переложить шатёр храма специально изготовленным большемерным кирпичом. Но одной лишь реставрацией тогда не ограничились. Тогда же Засыпкин впервые провёл археологическую разведку местности, обмерил памятники, сфотографировал детали. В 1915 году он описал ценнейшие архитектурные детали церкви — северный портал и «царское место».

        После прихода советской власти храм отобрали у Русской Православной Церкви, но к счастью, не снесли. Свою роль здесь сыграла деятельность архитектора-реставратора П. А. Барановского, по инициативе которого в Коломенском в 1923 году был создан музей. Церковь Вознесения вошла в его состав. До 1970-х годов советское государство не выказывало интереса к проведению масштабных реставрационных работ в церкви Вознесения. И только в 1972-1990 годах здесь был произведён ремонт под руководством архитекторов Н. Н. Свешникова, А. Г. Кудрявцева и С. А. Гаврилова. Кроме архитекторов, на территории памятника трудились археологи, снявшие в 1970-е годы культурный слой высотой в метр. В 1990 году они нашли более 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Результаты их деятельности помогли развеять миф о том, что на месте церкви Вознесения когда-то стоял другой храм.

        К концу 1980-х годов над храмом нависла страшная угроза. В процессе укрепления берега Москвы-реки прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и в 1987 годах под храмом произошли оползни. Трещины тогда заделали кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества остался. Основной задачей последних двадцати лет стало спасение памятника. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник «Коломенское» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков. Освящение храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповдника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

        Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №16, 2012 г.

        Вознесенская церковь состоит из нескольких частей. Внизу расположен обширный подклет. Над ним — расчленённый четверик, ещё выше — восьмерик и восьмигранный шатёр. Наверху стоит восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом. Между четвериком и восьмериком имеются три ряда кокошников. По углам фасады «столпа» украшают пилястры, а стены четверика — треугольные арки. В плане храм похож на равноконечный крест с маленькими ветками. К его особенностям относится отсутствие полукруглых апсид на восточной стороне. В отличие от большинства православных храмов, его восточная стена плоская. По всему периметру церковь окружает галерея, что также нетипично для русских храмов.

        «Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности. Не отступая от установившихся ранее окончаний фасадных стен закомарами, даже сохраняя за ними раннемосковский тип, строитель сохранил и систему выдвигающихся один за другим рядов кокошников. » — писал в «Истории русского искусства» Игорь Грабарь, оценивая художественные особенности церкви Вознесения Господня. По мнению корифея истории архитектуры, храм в Коломенском являет собой пример продолжения традиций русского деревянного зодчества. «С внешней стороны структура Коломенского храма обнаруживает свой прообраз, создававшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырёхскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на трёх рядах кокошников. Исполнить такую затею в камне и кирпиче трудно, и нужно удивляться, как зодчий Коломенского храма справился с ней», — отмечал Грабарь.

        В 1920-е годы исследователь Москвы В. В. Згура обратил внимание на то, что в архитектуре храма присутствуют и западные мотивы. «Приходится с безусловностью указать на значительность влияния декорций Архангельского собора и строительных приёмов, принесённых в Москву итальянцами ХV века. Наблюдается также и некоторое, правда очень скромное, влияние готики, выразившееся главным образом в стрелах, прорезающих стены нижнего креста», — писал он. В тоже время Згура признавал, что в основе своей облик церкви оставался в русле русских традиций.

        Особенностью внешнего убранства церкви является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Ещё один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра. Храм со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии здания с похожей галереей мы не найдём. На восточной стене галереи стоит каменный трон. Считается, что на нём сидел Алексей Михайлович, любовавшийся прекрасным видом на зеречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.

        Главным новшеством церкви Вознесения Господня является шатёр, похожий на вытянутую пирамиду. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчёркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатёр восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол с крестом. Высота церкви — 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырёх метров, в иных местах — два-три метра.

        Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объёмом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скреплённых раствором блоков известняка. Верхний ряд фундамента можно видеть на поверхности спускающегося к реке склона холма. Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в неё ходили только члены царской семьи и её приближённые. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал всё зимнее время, по причине чего в нём так никогда и не появилось отопление.

        Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Ещё столько же оконных проёмов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами чёрного и коричневого цветов.

        Древний иконостас ХVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла — горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз ХVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», «Тихвинская», Иоанна Предтечи. Однако были ли они в действительности в старом иконостасе — установить не удалось.

        Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находидились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развёрнута выставка, посвящённая истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.

        Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №16, 2012 г.

        Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник

        Презентация книги Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история» состоялась 31 января в конференц-зале ИТАР ТАСС. Фундаментальная монография российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков, изданная Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Коломенское», стала первой книгой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском.

        Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
        Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году. Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне. Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать.



        Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

        Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Воознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры», — заключил Леонид Беляев.

        Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском.»

        Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века.»

        В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

        Смотрите так же:  Крым церковь в горах

Related Post

Церковь в радужном киров

Вяз. Церковь Спаса Всемилостивого. Село Вяз было основано в 1695 году. В этот же год жителями села от архиепископа Вятского Ионы (Баранова) была получена храмозданная грамота на построение деревянной Спасской

Топик церковь на английском

Английский (топики / темы): Music in Great Britain — Музыка в Великобритании (1) Music in Great Britain (1) The British have not been regarded as a particularly musical people and,

Когда день города белая церковь 2019

День города Белая Церковь 2019 — программа мероприятий Праздничные мероприятия ко Дню города Белая Церковь 8 сентября 2019 года (суббота): 10:00-10:30 — Замковая Гора, ул. Я. Мудрого Возложение цветов у