Церковь в степном оренбурге

Собор Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге

Следующая статья: Старец

Собор Казанской иконы Божией Матери и другие храмы профессора архитектуры Александра Ященко

19 мая 1932 года ночную тишину Оренбурга нарушил натужный рёв двигателя военного грузовика, направлявшегося к центру города. А ровно в четыре часа утра спящий город содрогнулся от мощного взрыва. Так в Оренбурге началось уничтожение Казанского кафедрального собора, которое продолжалось четыре года.

ОТ НОВОЧЕРКАССКА ДО ОРЕНБУРГА

Впервые идею о строительстве в Оренбурге подобающего ему собора высказал 11 ноября 1873 года Преосвященный Митрофан (Вицинский), епископ Оренбургский и Уральский, которого горячо поддержал оренбургский генерал-губернатор Николай Крыжановский. Именно Николай Андреевич первым ходатайствовал об открытии подписки пожертвований на собор по всей империи. При нём же (1875 год) на месте будущего собора была построена соборная часовня (благодаря попечению П.М. Деева и С.И. Щербакова), где, кроме сбора пожертвований, занимались и составлением проектов по сооружению собора (при поддержке крупного землевладельца Оренбургского уезда Георгия Фёдоровича Исеева был объявлен конкурс при Императорской академии художеств).
Первоначально победил проект профессора архитектуры Шретера. Однако он оказался слишком дорогостоящим – 700 тысяч рублей. Была серьёзная опасность, что собор так и останется на бумаге. В 1885 году на это обстоятельство обратил внимание оренбургский генерал-губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска Николай Маслаковец, поскольку на тот момент по всей империи было собрано всего 113 тысяч рублей (была, впрочем, у губернатора и чисто практическая задумка – при строительстве обеспечить местных жителей заработками после неурожаев).
Часто бывая по долгу службы в Санкт-Петербурге, Николай Алексеевич встречался с атаманом Всевеликого войска Донского Николаем Ивановичем Святополк-Мирским, от которого узнал, что у него в Новочеркасске те же проблемы. Так, проект для главного войскового храма был заказан профессору архитектуры К.А. Тону (автор храма Христа Спасителя в Москве). Однако основоположник русско-византийского стиля составил смету на сумму более 1 миллиона рублей (в ценах 1846 года).
Таких денег в войске Донском не оказалось. Поэтому казаки решили заказать более дешёвый храм, а проект столичного размаха, рассчитанный на 7 тысяч человек, передали в Ростов-на-Дону, где планировалось возведение храма в честь Александра Невского. Однако ростовские купцы также не смогли «потянуть» столь великие расходы.
Тем временем донские казаки решили строить Вознесенский войсковой собор (на средства общевойскового кошта) по проекту столичного архитектора Ивана Вальпреда. Строительство было начато в мае 1852 года. Однако в ночь с 10 на 11 июля 1863 года рухнул главный купол храма. Стоит сказать, что строительство предыдущего храма по проекту придворного архитектора Алозия Руско (проект был сделан по просьбе самого атамана Платова) также закончилось неудачей. Обрушение той постройки произошло 29 августа 1846 года по причине слабого фундамента.
Донское начальство решило не испытывать более счастья в столицах и обратилось к своему архитектору – донскому казаку Александру Александровичу Ященко. По всей видимости, это был незаурядный человек. Он получил образование в строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (1856-1860), а в возрасте 22 лет стал вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств, которую окончил в 1871 году в звании классного художника первой степени «за проект православной церкви». Ранее, в 1866 году, он получил серебряную медаль за проект «дома для женской гимназии на 600 девиц приходящих». С 1874 года состоял при строительной части Областного Правления войска Донского. В 1879 году Ященко удостоился звания академика архитектуры от Императорской академии художеств (за проект станции железной дороги); в том же году по настоянию архиепископа Донского и Новочеркасского Александра (Добрынина) занял должность епархиального архитектора. Зодчий пользовался и поддержкой архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Вицинского), который после служения на Оренбургской кафедре был переведён в Новочеркасск – столицу войска Донского.
Именно архитектор Ященко составил воплощённые в камне проекты Вознесенского собора в Новочеркасске и храма в честь святого праведного Александра Невского (на 1500 человек) в Ростове. Строительство обоих храмов началось в 1891 году. И тот и другой после их постройки считались главными украшениями городов. Тем более таким украшением считался Казанский кафедральный собор в степном Оренбурге, проект которого был высочайше утверждён 23 января 1886 года. Вот что говорил о нём в книге «Город Оренбург» историк П.И. Столпянский: «Собор устроен… наподобие храма св. Софии в Константинополе, с выдающимся посередине обширным куполом, который с трёх сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы парит над ним…».

ЗДЕСЬ СЛЫШАЛИСЬ ТАКИЕ ГОЛОСА…

Собор в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Оренбурге был заложен на Сакмарской площади (ныне сквер перед Домом Советов) в 1886 году в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю) епископом Оренбургским и Уральским Преосвященным Макарием (Троицким) после Божественной литургии. Этот день был выбран по той причине, что в Оренбург прибывал крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Табынская». Так что освящение происходило в присутствии этой местночтимой святыни. Само место под строительство было освящено епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (Смирновым) 10 мая 1886 года.
Отметим, что донской архитектор совместно с комитетом по строительству собора под председательством вице-губернатора Ассинкрита Ломачевского выбрали местный строительный материал. При этом оренбургский кирпич, гребенской камень и камень с горы Маяк прошли технические испытания в Петербургской технической лаборатории Института путей сообщения и дали блестящие результаты, особенно бутовый камень с горы Маяк и кирпич-железняк. На это явно обращал внимание Александр Ященко, поскольку первый войсковой собор в Новочеркасске обрушился именно из-за слабого основания, сделанного из известняка, и плохого качества кирпича. Второй же вариант Вознесенского собора обрушился из-за излишней поспешности строителей (раствор не успел просохнуть). В целом стоимость храма по проекту архитектора Ященко составила 213 400 рублей вчерне, что было уже рабочим моментом.
Строительство собора в Оренбурге шло безостановочно. Место, отведённое под него, было огорожено. Для конторы и сторожа специально поставили деревянный домик на две комнаты. Его пожертвовал оренбургский купец А.Н. Захо. Сюда же провели трубы от магистральной линии городского водопровода, водой из которого город разрешил пользоваться бесплатно. На Сакмарской площади соорудили также колодец и водозаборную будку. Устройство кирпичного завода и поставку кирпича отдали с торгов купцу Рукавишникову, обязавшемуся поставлять кирпич, прессованный машинами, и устроить завод с беспрерывно действовавшей печью.
В 1887 году заложили бут и обложили кирпичом подвальный этаж. С 1889 по 1893 год производилась кирпичная кладка по ярусам. В 1893 году покрыли купола белым, а выступы нижних ярусов – чёрным листовым железом. К завершению строительства денежные средства истощились и появились опасения, что отделку храма и его освящение придется отложить до неизвестного времени. Но в этот момент на помощь пришла вдова оренбургского купца Мария Иванова, пожертвовав 30 000 рублей. Из этой суммы 7 000 рублей пошло на устройство иконостаса, 10 000 рублей – на написание икон и 13 000 – на колокола. Для отливки колоколов в Оренбург вызвали известного мастера с колокольного завода в Москве Финляндского. 6 октября 1894 года состоялось освящение меди перед закладкой её в плавильную печь, специально устроенную для этого на базарной площади недалеко от христианского кладбища. В тот же день освятили большой крест на главный купол собора. 27 ноября и 4 декабря 1894 года два колокола весом 723 пуда и 302 пуда после молебна при огромном стечении народа были подняты на соборную колокольню.
На большом колоколе стояла надпись: «Благовествуй земле радость велию. Хвалите, небеса, Божию Славу. Сей колокол отлит к соборному храму во имя Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге в царствование государя императора Александра III, в свидетельство Макария, епископа Оренбургского, при губернаторе Ершове и вице-губернаторе Ассинкрите Ассинкритовиче Ломачевском, иждивением вдовы Марии Львовны Ивановой в память покойного супруга ее Сергея Михайловича Иванова, усердием священника Михаила Федоровича Руднянского, на многие лета всем гражданам города Оренбурга». Он имел рельефы, изображающие лики херувимов, Спасителя, Божией Матери (Казанская икона), преподобного Макария Египетского, Александра Невского, князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Марии Магдалины и княгини Ольги.
18 и 19 октября 1895 года произошло торжественное освящение нового собора. Под звуки колокольного звона в торжественной обстановке состоялось перенесение святых мощей и антиминса из Введенского зимнего собора в новосозданный. Их поставили около иконы Спасителя и после малого освящения окропили водой все ризы и утварь, после чего началось освящение самого храма по чину. Собор получился внушительный: 42 метра в ширину, 47 – в длину и 54 метра в высоту, что несколько меньше Новочеркасского Вознесенского собора: ширина – 62, длина – 76,8 метра (у собора имеется дополнительный портал) и высота с крестом – 74,7 метра. Это был третий по величине храм Империи.
Внутри собора, кроме главного алтаря, имелись два придела: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящён 16 февраля 1897 года) и преподобного Сергия Радонежского (освящён 9 марта 1897 года). Росписи собора (после его освящения) по сплошному золотому полю производились художниками высшей школы. В их числе состоял профессор живописи Петербургской академии художеств Владимир Маковский. Он исполнил основные иконы главного иконостаса. В нижнем ярусе его располагались иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем и двух Архангелов – Михаила и Гавриила. Над ними четыре медальона: князь Владимир, преподобный Макарий Египетский, святитель Митрофан Воронежский, священномученик диакон Вениамин. Имена этих святых были выбраны не случайно. Оренбуржцы хотели отблагодарить этим тех оренбургских епископов, усилиями которых осуществилась постройка храма. Владыка Митрофан первым высказал мысль о строительстве собора, Вениамин освятил место для собора, Макарий заложил собор, Владимир освящал приделы.
В верхней части иконостаса находилась большая икона «Троица» и «Тайная вечеря». Все иконы, написанные Маковским, исчислялись суммой в 20 000 рублей. Общая стоимость же собора (с оградой) в итоге составила около 420 тысяч рублей.
Некоторые работы кисти Маковского сохранились, сейчас они украшают храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Оренбурге – два изображения Воскресшего Иисуса Христа, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», «Моление о чаше». Перед иконой Николая Чудотворца висела позолоченная лампада – подарок императора (в то время цесаревича) Николая Александровича во время посещения им Оренбурга в 1891 году. Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир (Соколовский), епископ Оренбургский и Уральский, через «Оренбургские епархиальные ведомости» выразил искреннюю благодарность всем гражданам Оренбурга за пожертвования на украшение живописью кафедрального собора, поступившие по подписному листу в сентябре 1898 года. Список пожертвователей состоял из 106 фамилий. Общая сумма пожертвований составила 8 262 рубля. Собор, устроенный Ященко, удался на славу. Впечатление прихожан от собора было потрясающее: «Содержание священных изображений переполняет душу благоговейным чувством и возносит мысль туда, где нет места печали. Подобными впечатлениями поражается и слух. Слушая пение архиерейского хора, поражаешься чем-то необычайным. Здесь слышатся такие голоса, особенно у теноров и альтов, такой силы и чистоты дискантов и густоты громовых басов, что едва ли возможно допустить голоса более замечательные».

Смотрите так же:  Раскол христианской церкви 1054 г
Восстановят ли собор в Оренбурге?

Память о соборе Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге

К сожалению, сам зодчий не дожил до того, чтобы увидеть свои главные творения. В 1893 году Александр Ященко скоропостижно скончался. В это время работы в Ростове и Новочеркасске только начинались. Вознесенский войсковой собор в столице войска Донского был освящён в 1905 году, то есть через сто лет после первой закладки. Собор Александра Невского в Ростове стал действующим только в 1907 году.
Любопытно, что уже после смерти профессора архитектуры Ященко, в 1901 году, был заложен собор-близнец оренбургского Казанского собора в Царицыне (ныне Волгоград). Документы в Царицынскую епархию передал Преосвященный Владимир (Соколовский). Волгоградский храм был освящён уже при власти большевиков – в 1918 году.
После этого соборы только уничтожали. Начали с Оренбурга, в 1933 году уничтожили собор в Царицыне, перед самой войной, в 1940-м, – в Ростове-на-Дону. Таким образом, сейчас остался только Свято-Вознесенский собор в Новочеркасске. Как и до революции, он является главным храмом Всевеликого войска Донского.
Впрочем, ветры перемен коснулись не только столицы, где в 1997 году был освящён заново построенный храм Христа Спасителя (разрушен 5 декабря 1931 года), но нарушили и нашу патриархальную тишину. Стараниями протоиерея Николая Стремского в посёлке Саракташе построен главный храм Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия – шестипрестольный Свято-Троицкий собор. Это уменьшенная в полтора раза копия взорванного Казанского собора в Оренбурге. Спроектировал новый собор оренбургский архитектор Юрий Григорьев.
Чин закладки собора совершён 21 августа 2001 года по благословению архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина. Собор имеет два этажа: нижний храм с центральным престолом во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Правый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, левый придел во имя священномученика Макария Оренбургского. Верхний храм с центральным престолом Святой Троицы и правым приделом Казанской иконы Божией Матери. Левый придел во имя Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры со чадами – и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.
24 апреля 2005 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Свято-Троицкой Обители Милосердия освящён, а 27 апреля установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол. Вес его – 2700 килограммов. Надпись на верхнем поясе гласит: «Благословение Высокопреосвященнейшего Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского, в честь и славу Святей Единосущней Животворящей Троицы лит в Каменске-Уральском лета 2005 года от Р. Х.». На нижнем, более длинном, поясе написано следующее: «В память о разрушении в лихие годы 1932-1936 кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери при настоятеле протоиерее Николае Стремском, на пожертвования благодетеля раба Божиего Павла Синявского и благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца». На четырёх сторонах колокола есть медальоны с изображением икон Святой Троицы, Казанской иконы Божией Матери, святого праведного Симеона Верхотурского и преподобного Сергия Радонежского.
9 апреля 2006 года митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в сослужении настоятеля и духовенства Свято-Троицкой Обители Милосердия и Оренбурга совершил чин освящения нижнего престола собора во имя праведного Симеона Верхотурского. А 10 января 2010 года в Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия посёлка Саракташа произошло поистине эпохальное событие. Освящён собор в честь Святой Троицы, один из крупнейших на сегодня храмов Оренбургской и Бузулукской епархии. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
С учётом особого геополитического положения Оренбургской области, которая является небольшим православным перешейком между мусульманскими Казахстаном, Татарстаном и Башкортостаном, самое время задуматься о воссоздании Казанского собора в Оренбурге. Ведь наши предки считали, что «такой величественный храм вполне отвечает идее служить символам и знамениям православной религии у преддверия Азии». И ещё они надеялись, что собор «будет долговечным памятником первому русскому водворителю народной мощи в крае, истинно русскому человеку – И.И. Неплюеву».
А вот что по этому поводу думает известный исследователь истории Оренбурга, действительный член Российского географического общества, геополитик Олег Филиппович Балыков:
«В отличие от взрыва храмов в Ростове и Царицыне (тогда Сталинграде), взрыв храма в Оренбурге оказался куда более губительным. Ущерб был нанесен не только Православию Оренбургского региона, но и России в целом. Оренбургская область – сердцевина бывшей Оренбургской губернии – имеет для национальной безопасности России особое геополитическое значение и положение, поскольку является пограничной заставой Поволжья и Урала на непрочном и уязвимом этническом и историческом стыке европейской и азиатской частей России. Здесь нехватка русского духа очень чувствительна для всего государства.
Откат границы России в 1991 году требует восстановления Казанского кафедрального собора без промедления. Что мешает? Ничего. Аналоги есть. Тот же храм Христа Спасителя в Москве. Или гораздо ближе – Свято-Троицкий собор в Саракташе. Опыт приобретён.
Строительство другого храма в Оренбурге, в Северном округе, никак не компенсирует взорванный храм. Символом Оренбурга и Оренбуржья был, есть и будет только Казанский собор. Историю не зачеркнуть. Построенный на народные деньги храм власти должны вернуть городу, области и России!».
Но пока, вот уже с десяток лет, на разных уровнях ведутся только разговоры о необходимости восстановления Казанского собора. Понятно, что разрушать для этого Дом Советов и вновь строить храм на старом месте нет никакого смысла. Тем более что в густозастроенном массиве храм рискует потеряться.
Интересно, что такого же мнения придерживался и почётный гражданин города Оренбурга митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, † 1999). Владыка предлагал строить храм на пересечении улиц Маршала Жукова и Аксакова, где имеется естественное взгорье и где был Успенский женский монастырь. В то время это предложение мало кто воспринял всерьёз, поскольку там находилась воинская часть. Сейчас военные ушли с территории монастыря. Здесь вновь возрождается монашеская жизнь. Часть помещений уже переданы православному сестричеству Успения Пресвятой Богородицы. Так почему бы не реализовать эту идею?

Источники:
1. Десятков Г.М. Казанский кафедральный собор. – Оренбург, 2000.
2. Азизов Даниил, священник. Новочеркасский войсковой кафедральный собор. История, архитектура, святыни. – Ростов-на-Дону, 2002.
3. Горлов Г.Е., протоиерей, Боброва О.Ю. Духовная нива Оренбуржья. – Оренбург, 2009.
4. Русские монастыри. Южный Урал и Зауралье // Автор проекта и главный редактор Феоктистов А.А. – Новомосковск, Москва: «Очарованный странник», «Троица», 2007.
5. Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. – Оренбург, 2000.
6. Кулешов В.И. В низовьях Дона. – Москва: «Искусство», 1987.

Печатается по изданию: «Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии». Книга IV Оренбург: ДИМУР, 2011.

Церковь в степном оренбурге

В Оренбурге ещё на один православный храм стало больше. Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин совершил чин освящения нижнего храма в честь Влахернской иконы Божией Матери собора Казанской иконы Божией Матери и возглавил божественную литургию.

Ранним утром воскресного дня строящийся собор в микрорайоне Степной был полон прихожан. Оренбуржцы, что важно отметить – разных возрастов, собрались в нижнем храме собора. Перед началом церемонии освящения храма все с нетерпением ожидали приезда митрополита Вениамина. Как и положено по православной традиции, настоятель храма протоиерей Иоанн Кочанкин с теплом приветствовал владыку.
Затем начался чин малого освящения, после которого атмосфера в храме приобрела общий молитвенный настрой. Обстановку боголепия в храме помогали создавать своими песнопениями хор Оренбургской духовной семинарии под руководством иерея Александра Ромашкова и приходской хор Казанского собора под управлением Ирины Зинковской.
Церемония освящения длилась больше часа и прошла по всем православным канонам. После того как завершилась божественная литургия, настоятель храма отец Иоанн от всей души поблагодарил владыку за пастырский визит, а также от лица всего прихода собора пожелал, чтобы митрополит ещё не раз возглавлял здесь богослужения.
В свою очередь митрополит Вениамин отметил красоту построенного собора. Также владыка выразил надежду, что новый большой храм привлечёт больше молодёжи к числу прихожан.
По случаю освящения нижнего храма митрополит Вениамин подарил приходу икону священноисповедника Иоанна Оленевского. Настоятелю собора протоиерею Иоанну Кочанкину владыка вручил медаль Табынской иконы Божией Матери за труды во имя православной церкви.
Церемонию освящения храма можно сравнить с крещением человека. Так же, как человек во время обряда крещения снимает с себя все грехи и становится частичкой духовного тела церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Бога на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется ещё «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек – храм нерукотворный и храм, сотворённый его руками, – оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при крещении человека.
По мнению прихожан, освящение и открытие нижнего храма стало одним из главных событий уходящего года в жизни православных нашего города.
– Я была во многих храмах России, но то, как ведётся служба в наших, оренбургских церквях, нигде не видела, – говорит Екатерина Павлюченко. – У нас всё душевно и как-то по-особому родное. Живу я в Степном, поэтому чаще бываю в этом храмовом комплексе. К сожалению, до этого здесь были открыты двери небольшой церкви, и особенно в крупные праздники там всегда ужасная теснота. Думаю, теперь с освящением нижнего храма этой проблемы не станет.
Большинство из тех, кто пришёл на торжественную церемонию, считают, что храм станет новым духовным центром не только всего города, но и области.
– Когда открываются церкви, тем более новые, то это хорошее дело, – уверен Николай Сухоруков. – Наше общество за последние десятилетия много совершило плохого в отношении православной церкви, поэтому долг современного поколения россиян – исправить это. Я рад, что мне повезло присутствовать при таком событии, как освящение храма. Ведь подобное бывает не каждый день, тем более это самый большой храм в нашем городе.
Многие пришли в новый храм целыми семьями, особенно таких было много среди молодёжи.
– Для меня вера с самого детства была на первом месте, – рассказывает Светлана Жданова. – К ней меня приучали родители, а теперь я стараюсь и своим детям показать, что вера приносит в жизнь человека только положительные эмоции. Вот и сегодня мы пришли на освящение всем семейством. Служба очень понравилась, да и сам собор меня впечатлил. Рада, что у жителей Степного теперь появится прекрасное место, где можно будет совершать православные обряды. Будем с нетерпением теперь ждать открытия всего собора.
В соседней часовне в это время был открыт доступ к иконе Святой Блаженной Матроны Московской с частицей её мощей. Очередь для молитвы перед иконой протянулась на десятки метров и вышла за пределы территории собора.

Смотрите так же:  Тату церкви

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ

Оренбуржье всегда было многонациональным краем. Ныне здесь проживают 124 нации и народности, которые принадлежат к 18 религиозным конфессиям. Впрочем, православие всегда, а до октября 1917 года на государственном уровне было ведущей религией края. О его развитии мы и постараемся рассказать.

Текст: Владимир Баклыков

ПРИ ОСНОВАНИИ ГРАДА ОРЕНБУРГА

Город Оренбург в 1743 году, на его нынешнем месте, где сливаются реки Яик/Урал и Сакмара, основал адмирал, дипломат, «птенец гнезда Петрова», первый губернатор огромного края Иван Иванович Неплюев. Именно при его непосредственном участии были сооружены и первые храмы города.

Уже в год основания крепости была построена Успенская соборная церковь, впоследствии её иконостас был перенесён во Введенский собор, а на следующий год из Самары для городского госпиталя была доставлена Воскресенская церковь. Тогда же освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бердской слободе на Сакмаре. Туда с берега Яика переселили уральских (яицких) казаков, которые основали свою станицу раньше Оренбургской крепости.

В пределах крепости службы велись также в Никольской градской церкви, позже за Яиком посреди Менового двора в 1749 году построили церковь во имя Захария и Елисаветы. На улице Большой (позже Николаевской, а после революции – Советской) в 1755-м построены купеческая надвратная Благовещенская (с 1775-го – Воскресенская) церковь при Гостином дворе и в 1760-м военная Петропавловская церковь. В казачьем Форштадте в 1756 году был освящён войсковой Георгиевский собор. Будущий кафедральный Спасо-Преображенский собор, первый каменный, был освящён в 1750 году и находился в районе современного музея города Оренбурга. Этот храм в народе называли летним, а также из-за позолоченного купола «золотым». Тёплый (зимний) собор находился на другой стороне бульвара Белова. Его основной престол был освящён в 1758 году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а боковые приделы – в честь благоверного князя Александра Невского и Алексия, человека Божия.

В советское время здесь находились и танцплощадка, и общественный туалет, а также было расположено орудие, из которого в 1919 году красногвардейцы стреляли по наступающим казачьим войскам атамана Александра Дутова.

Из всех дореволюционных храмов центральной части Оренбурга ныне восстановлен именно Введенский собор. Инициатива восстановления собора принадлежит оренбургскому казаку и известному поэту Валерию Кузнецову. В настоящее время по старым чертежам восстановлено само здание храма.

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Причины создания мощного форпоста, коей стала Оренбургская губерния, на южных границах Российской империи были вынужденными. В середине XVII века в Китае в качестве правящей утвердилась воинственная маньчжурская династия Цин, которая воспринимала Российскую империю как соперника. Китайцы требовали от России освободить земли по реке Амур. Применяли и военные методы. Так, в 1685 году десятитысячная китайская армия захватила казачий город Албазин, уведя в плен около 50 семей. Впоследствии именно эти люди стали основой Российской духовной миссии в Китае. Прямое военное столкновение между двумя империями, несмотря на усилия русских дипломатов, было весьма возможно. Разумеется, принималась во внимание необходимость наливания торговых отношений с народами Средней Азии и сбор сведений о них в целях безопасности Российской империи.

Первыми на вновь осваиваемые земли были направлены как регулярные войска, так и нерегулярные. Последние состояли из переселённых на жительство ставропольских, алексеевских, донских, малороссийских, яицких и уфимских казаков. Сюда же были включены и исетские казаки на востоке и Яицкое казачье войско на западе новой губернии. Яицкие казаки так и остались единым войском, а остальные в 1748 году Указом Военной коллегии Сената были причислены к Оренбургскому иррегулярному войску (впоследствии – Оренбургское казачье войско).

Позже российским правительством было организовано массовое переселение крестьян из областей Центральной России и Малороссии. Для торговли со странами Средней Азии под Оренбург были переселены торговые татары (мусульмане), которые основали Сеитовскую слободу (ныне Татарская Каргала).

В результате в 30–40-х годах XVIII века на Урале и в Приуралье создаётся громадная по масштабам и протяжённости система приграничных укреплений. Она включает в себя шесть оборонительных линий:

– Самарскую – от Самары до Оренбурга (крепости Красносамарская, Борская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Новосергеевская, Ельшанская);
– Сакмарскую – от Оренбурга вверх по реке Сакмаре на 136 вёрст (крепости Пречистенская и Воздвиженская, редуты Никитский и Жёлтый);
– Нижнеяицкую – от Оренбурга вниз по Яику на 125 вёрст до Илецкого городка (крепости Бёрдская, Черноречинская, Татищевская, Рассыпная, Нижнеозёрная и 19 казачьих форпостов);
– Верхнеяицкую – от Оренбурга вверх по Яику на 560 вёрст до Верхнеяицкой крепости (крепости Орская, Карагайская, Губерлинская, Ильинская, Верхнеозёрная, Каменноозёрная, Красногорская, Таналыкская, Уртазымская, Магнитная, Кизильская, Верхнеяицкая, три форпоста и тринадцать редутов);
– Исетскую – по реке Миасс до впадения её в Исеть (крепости Миасская, Челябинская, Еткульская и Чебаркульская, острожки Усть-Миаский и Исетский);
– Уйско-Тобольскую – от Верхнеяицкой до Звериноголовской крепости, включая, кроме неё, крепости Карагайскую, Уйскую, Петропавловскую, Степную, Коельскую, Санарскую, Кичигинскую, Троицкую, Усть-Уйскую.

Вся эта система от Гурьева городка на Каспии до Алабутского отряда на границе с Тобольской губернией протяжённостью 1780 километров получила название Оренбургской оборонительной линии.

Учитывая, что руководил созданием всей линии острожки усть-миасский губернатор Иван Неплюев, который сам был благочестивым христианином, в населённых пунктах активно строились храмы. Причём в крепостях их возведение проводилось за счёт государства, в деревнях – за счёт общественного кошта, а также средств помещиков и заводовладельцев.

ОБРАЗОВАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Задолго до образования отдельной епархии для управления духовной жизнью в 1739 году было учреждено Оренбургское духовное правление. Первоначально оно располагалось при канцелярии Оренбургской экспедиции в Самаре. Руководителем был назначен протопоп Алексий Киселёв. Лишь после официального учреждения Оренбургской губернии, то есть с 1744 года, правление было переведено в Оренбург. Именно оно вплоть до своего упразднения в 1859 году управляло жизнью всех приходов обширного края.

Новая губерния в плане духовного управления была распределена между Казанской епархией (современное Оренбуржье, часть Башкирии и Татарии) и Тобольской епархией (современная Челябинская область). В действительности же окраины Казанской епархии были удалены от центра на 700–750 вёрст, поэтому говорить о какой бы то ни было оперативности управления в таком варианте не приходилось. В результате в 1799 году выходит Синодальный указ об учреждении пяти новых епархий, в числе которых была и Оренбургская. Преосвященному было указано именоваться Оренбургским и Уфимским.

В епархию вошли города с уездами: Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Мензелинск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Сергиевск, Белебей, а затем Челябинск, Троицк, Верхнеуральск. Вся территория Оренбургской епархии составляла 320 тысяч квадратных вёрст – при этом здесь числилось всего 205 церквей…

Первым епископом на вновь учреждённую кафедру был назначен архимандрит Юрьевского монастыря, ректор Новгородской семинарии Амвросий (Келембет). Впрочем, несмотря на наименование Оренбургский и Уфимский, архиерей в Оренбург не поехал. Местом пребывания Оренбургской консистории Святейший Синод определил уездную Уфу, где после преобразования в 1797 году Уфимского наместничества и перевода всех присутственных мест в Оренбург пустовали казённые здания. Самые приличные из них и отдали духовному ведомству. Оренбургская духовная консистория согласно Указу императора Павла I была открыта в 1800 году.

Наличие свободных зданий позволило Преосвященному Амвросию открыть Успенский Богородицкий монастырь и Оренбургскую духовную семинарию (в Уфе), а во многих духовных правлениях губернии – духовные училища.

В дальнейшем административное деление Оренбургской губернии постоянно изменялось: в 1804 году губерния была поделена на 12 уездов, в 1817-м к ней были присоединены земли уральских казаков, в 1851-м образовалась Самарская губерния (первоначально под управлением оренбургского генерал-губернатора), к которой отошли наиболее густонаселённые Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский уезды. Это отразилось и на духовном управлении краем. В 1859 году епархия была поделена на две – собственно Оренбургскую и Уфимскую. В Оренбургскую епархию были переданы церкви Оренбургского и Уральского казачьих войск, зауральских степей, СырДарьинской линии и Оренбургского уезда. Правящий архиерей получил наименование Оренбургский и Уральский.

Преосвященный Антоний II (Радонежский) наконец-то переехал в Оренбург. На следующий год ему удалось открыть Оренбургское духовное училище. А вот вопрос об открытии семинарии «завис» на два десятилетия. Строительство семинарского комплекса началось лишь в 1879 году, при генерал-губернаторе Н.А. Крыжановском и епископе Оренбургском и Уральском Вениамине (Быковском). Строительный подряд выиграл тот же купец Александр Белов, который обустроил бульвар на берегу Урала. Причём семинарию он построил, несмотря то, что страшный пожар в тот год уничтожил большую часть его личного имущества.

Смотрите так же:  Мурыгино церковь

Следующие серьёзные изменения в епархии произошли в 1908 году. К тому времени Самарская губерния отошла от оренбургского генерал-губернаторства, и губерния была разделена на собственно Оренбургскую (в неё вошли Оренбургский, Орский, Верхнеуральский, Троицкий и Челябинский уезды) и Уфимскую. Сыр-Дарьинская и Семиреченская области образовали Туркестанское генерал-губернаторство (1867 год); год спустя оренбургско-казахская степь была разделена на уральскую (с центром в Уральске) и тургайскую (с центром в Оренбурге). После изъятия Уральской области в церковном отношении епархия стала именоваться Оренбургской и Тургайской.

ЗАЩИТНИЦА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ

Рассказывая об истории Оренбургской епархии, невозможно умолчать о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Табынской. Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других.

Икона прославилась многими чудесами. В их числе – избавление Оренбурга от холеры в 1853 году. Являлась икона на солёных ключах Богоявленского завода (ныне Святые ключи близ Красноусольска), но своим уделом она избрала Вознесенскую церковь в Табынске. Иконе поклонялись на только православные, но и мусульмане. Начиная с 1856 года икону торжественно возили по городам Стерлитамак, Оренбург, Самара, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям. В начале XX века Табынская икона находилась в своём храме только в день её почитания, на IX пятницу по Пасхе, а всё остальное время в особой карете путешествовала по Уралу и Зауралью.

Осенью 1919 года, непосредственно перед «голодным походом» армии атамана А.И. Дутова, икона объявилась у оренбургских казаков, о чём Дутов телеграфировал А.В. Колчаку: «16 ноября неожиданно явилась в штаб вверенной мне армии чудотворная икона Табынской Божией Матери с небольшим штатом священнослужителей. Видя Перст Божий, неисповедимыми путями направивший святой образ в Оренбургскую армию, принял икону, и отныне она находится под защитой Оренбургской армии. Донося о том, прошу объявить оренбургским казакам, башкирам и уфимцам, что святыня края найдена и 25 ноября назначено молебствие перед чудотворной иконой о даровании победы».

Молебна не последовало, поскольку началось трагическое отступление 20-тысячной армии в Семиречье, а затем и в Западный Китай.

Оренбургскому историку Вячеславу Войнову в спецхране архива Советской армии и Октябрьской революции удалось найти письмо А.И. Дутова генералу А.С. Бакичу, в котором тот писал, что при переходе через перевал дорога их шла по ледовому карнизу, с которого срывались люди и лошади, вьюки пришлось нести на руках. «Вышли мы 50% пешком, – пишет А.И. Дутов, – без вещей, вынесли только икону, пулемёты и оружие…». Перевал КараСарык открывается лишь в июне, однако Дутову со своим отрядом удалось преодолеть его за двое суток в апреле.

Храмы Оренбурга. Никольский кафедральный собор Был построен и освящен в 1886 г. В 1935 г. храм был закрыт и использован под общежитие, а в годы Отечественной. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИнна Каменская

Презентация на тему: » Храмы Оренбурга. Никольский кафедральный собор Был построен и освящен в 1886 г. В 1935 г. храм был закрыт и использован под общежитие, а в годы Отечественной.» — Транскрипт:

2 Никольский кафедральный собор Был построен и освящен в 1886 г. В 1935 г. храм был закрыт и использован под общежитие, а в годы Отечественной войны был занят Ленинградским архивом. В 1944 года передан Оренбургской епархии. В 1996 г. собор посещал Патриарх Всея Руси Алексий II.

3 Храм преподобного Сергия Радонежского в коттеджном поселке Ростоши г. Оренбурга Сергий Радонежский (в миру Варфоломей)- святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси.

4 Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Построен в 1902 году на углу улицы Григорьевской (бывш. Каратаевская) и переулка Среднего на средства чиновника Истомина и заштатного протоиерея Семенова. Возвращен епархии. В настоящее время восстановлен.

5 Дмитриевская Церковь (приход Святого Великомученика Дмитрия Солунского) Димитриевская церковь построена в 1890 г. на средства братьев купцов Дегтяревых. Была закрыта в 1938 г. Были снесены колокольня и главы. Возвращена в 1990 г., до того она использовалась как кинотеатр. Дмитрий Солунский являлся на Руси покровителем князей — воинов и небесным помощником в ратном деле.

6 Покровская церковь (приход Покрова Пресвятой Богородицы) Покровская церковь построена в 1853 г. на средства почетного гражданина М. С. Деева. Находится на углу улиц Маврицкого и Яицкой. Церковь была закрыта в 1930 г. и передана под производство, были снесены главы и колокольня, а также перестраивалась внутри: были пробиты стены под окна и дверные проемы. Возвращена епархии в 1991 г., является памятником истории, в настоящее время восстановлена.

7 Часовня преподобного Сергия Радонежского расположена по адресу: г. Оренбург, пр.Братьев Коростылевых 60 а

8 Часовня Табынской Божьей Матери расположена на набережной реки Урал Построена в честь иконы Табынской Божьей Матери.

9 Часовня Святой Великомученицы Татьяны расположена на территории Оренбургского государственного университета

10 Часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца расположена на территории парка-музея «Салют, Победа!» Часовня посвящена вере, которая помогла советским войнам победить фашизм.

11 Храм Казанской Божией Матери Расположен в районе ул. Брестской в Степном

12 Храм Святого Серафима Саровского Строящийся храм Святого Серафима Саровского в коттеджном поселке Пригородный около г. Оренбурга

13 Храм Рождества Иоанна Предтечи построен в селе Подгородняя Покровка (под Оренбургом) над «Святыми пещерами», где в дореволюционное время находился пещерный Никольский монастырь.

14 Римско- Католический храм (приход Божьей Матери Лоретанской) построен и освещен в 1847 г. и просуществовал до 1932 г. Сначала здание церкви было передано в аренду летному училищу, а затем длительное время — до 1994 г. — использовалось в качестве производственного помещения кожевенно-обувного объединения Урал. В 1994 г. здание церкви передано католическому приходу. В приходе действует Оренбургский филиал Московского колледжа католической теологии им.Св.Фомы Аквинского.

15 Приход Единой Евангелическо-лютеранской церкви России Первая лютеранская кирха была построена в Оренбурге в 1772 г. В 1843 г. она была перестроена и просуществовал а до 1932 г. Вновь построена на новом месте в 1999 г. (ул.Правды, 18).

16 Дом молитвы всех народов (Церковь Евангельских Христиан-Баптистов) расположен по адресу: г. Оренбург, ул.Саракташская, 19 Слово «баптист», происходит от греческого слова «баптизм», и обозначает собой крещение, или омовение, через полное погружение в воду.

17 Источники информации: porushennie_hrami_orenburga.phphttp://kraeved.opck.org/religia/hristianstvo/ porushennie_hrami_orenburga.php

18 Работу выполнила: Горбунова Анна Ученица 9 «А» класса Г.Оренбург 2008 г.

Железнодорожное сообщение с Самарой появилось в октябре 1876 года. В начале 20 го столетия железная дорога протянулась через город до Ташкента.

Однодневная поездка в Оренбург состоялась 10 сентября 2019 года.

Храм Иоана Богослова, изредка называемый Богословским,находится на улице Григорьевской на восток (один километр) от железнодорожной станции.

Одноглавое культовое сооружение с 4x гранной апсидой было возведено в 1902 году.

Еще километр в северо — восточном направлении и мы оказывается возле храма с отдельно выполненной крестильней и водосвятной часовней. Церковь Дмитрия Солунского на улице Попова 98 иногда называют Дмитровской.

Дмитрия Солунского храмовый комплекс. Ведет свое начало с 1890 года.

храм Дмитрия Солунского

Церковь Татианы Мученицы

Еще примерно один километр на юго — восток на пр.Победы 13 высится одноглавый Татьянинский храм. Культовое сооружение на территории «местного» Университета появилось в 1999 году.

В километре в южном направлении от университетской территории (улице Аксакова 14) в 1872 году был создан Успенский женский монастырь. Идти к нему следует по улице Маршала Жукова.

Современный Успенский храм находится в здании бывшей монастырской трапезной.

Успенский храм женского Успенского монастыря
Церковь Алексия, человека Божия, при городской больнице

Продолжая дальше двигаться по улице Аксакова (на северо-восток), мы оказываемся на территории обл.больницы. Там в начале осени 2011 года был освящен Алексеевский храм (Алексия, человека Божия).

5 ти купольное здание создавалось в стилистике византийской и русской.

Никольский (Николы Угодника) собор
Богоявленский
крестильный храм
Водосвятная часовня
Героям Первой Мировой

В километре на юг от больничного комплекса с храмом на улице Чкалова (в Форштадте) разместился культовый комплекс с Собором Николая Чудотворца (Николы Угодника), Водосвятной часовней, крестильным храмом (Богоявленским), а также памятником участникам Первой Мировой Войны.

Николаевский (Свято — Никольский) собор представляет собой постройку 1886 года типа ротонда на четверике с многоярусной колокольней.

Одноглавый крестильный храм Богоявления Господня, изредка называемый Крещенским, выполнен в русском стиле в наши годы.

Серафимовский храм при резиденции митрополита Оренбургского

Еще в километре в юго — западном направлении находится огромная площадь в которую вливается улица Челюскинцев (широтная ориентация) и «вытекает» улица Маршала Жукова (меридианная ориентация). Отсюда начинается большое количество маршрутов городского транспорта.

В южной части «пространства» располагается на архиерейском подворье церковь Серафима Саровского, изредка называемой Серафимовской, строительство которого завершилось в 2019 году.

В плане крестообразная структура оканчивается 8 ми гранным барабаном и «лукообразным» куполом. 4 x ярусная шатровая колокольня.

восстановление Введенского кафедрального собора

Двигаясь по улице Челюскинцев в Юго -Западном направлении мы «утыкаемся» в Южный переулок, который параллелен улице Советской, бывшей Николаевской. В настоящее время это парадная пешеходная улица города. Она выводит на берег реки Урал, к месту, где на высоком берегу располагались фортификационные сооружения. Введенский кафедральный собор располагался возле западной стены.

Сейчас на этом месте стоит временная Церковь Иконы Божией Матери Табынская, а на фундаменте собора проводится восстановление Введенского храма в формах начала двадцатого столетия.

Двигается по улице Кобозева от собора на север два квартала до улицы Пушкина. Кварталом западнее располагается сад имени Фрунзе.

В его юго — западной части находится с 2006 года часовня Георгия Великомученика (Георгиевская). Строение выполнено как четверик с большим барабаном.

По улице Чичерина движемся на север до пересечения с улицей Маврицкого. Там с середины 19 гo столетия с шатровой колокольней Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Декор: русско — византийского толка.

Располагается в Матросском переулке на расстоянии 900 метров от Покровского храма (северо — восток).

Related Post

Православная церковь в корее

Современное положение православия на Корейском полуострове 110-летний юбилей со дня совершения первой Божественной Литургии в Корее для меня особенная дата. По благословению церковного священноначалия с 2000 года я несу пастырское

Православная церковь и карты

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул Официальный сайт монастыря Почему игра в карты есть грех и есть дело сатанинское. Почему нельзя играть в карты, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и

Вопросы иерархии русской православной церкви

Ответы на вопросы Русской Православной Церкви Вопросы расположены в несколько ином порядке, чем было предложено со стороны Русской Православной Церкви, дабы ответы имели логическую последовательность. Вопрос от РПЦ №4 Непосредственно

CLOSE
CLOSE