Меню

Церковь китайцев

Храмы Китайской Автономной Православной Церкви

По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. В основном они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. Больше всего православных живет во Внутренней Монголии. Это потомки русских, смешанное русско-китайское население (около 8 000 человек). Так же, как и в Синьцзян-Уйгурском районе (около 3 500 человек), священника там нет уже более сорока лет. Ниже перечислены те храмы, в которых сейчас совершается регулярное богослужение. В силу объективных трудностей существования православной общины в стране, не все из указанных храмов и приходов в настоящее время относятся к Китайской Православной Церкви и имеют соответствующий официальный статус, но исторически они принадлежали ей, и действуют на её канонической территории. Кроме них в Китае сохранились десятки зданий бывших православных церквей, которые используются светскими властями в качестве музеев, хозяйственных помещений и т.д.

В Пекине проживает много православных христиан разных национальностей, – сейчас это самая крупная православная община Китая.

В городе есть два православных храма, бывших ранее на территории Российкой Духовной Миссии в Китае, переданной после закрытия Миссии советскому посольству (ныне – посольство РФ). К сожалению, на их территорию невозможен доступ для православных китайцев, поэтому они по большим праздникам проводят богослужения мирянским чином на дому.

В Пекине проживал до недавнего времени проживал китайский священник -– протоиерей Александр Ду. Несмотря на преклонный возраст, он неоднократно обращался к городским властям за разрешением на служение и с просьбой зарегистрировать православный приход, однако всегда получал отказ. Отец Александр отошёл ко Господу в 2003 году.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Построен в 1902 году, при возрождении разорённой во время боксёрского восстания Миссии. В 1954 году, после закрытия Миссии, храм был превращен в гараж. В новейшее время храм был восстановлен и освящен 14 октября 2009 года. Здесь проводятся богослужения по крупным праздникам приезжающими из России священниками.

Адрес: г. Пекин, Посольство РФ в КНР, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4
Тел.: 13691056402, 13501147193

Храм во имя святителя Иннокентия Иркутского (Красная фанза)

Красная фанза. Освящение куличей. Пасха 2008 г.

Это первый пекинский храм, в котором возобновились богослужения и молитвы после десятилетий поругания. Здание Красной фанзы было приобретено Миссией в 1901 г. и в том же году освящено как домовый храм в честь свт. Иннокентия Иркутского. В 1950-е годы, после передачи зданий Миссии советскому посольству, храм был переделан в зал для приемов и гостиницу посольства.

В мае 1996 года на площади перед Красной Фанзой священник Дионисий Поздняев провёл первую службу после сорокалетнего перерыва. До 2001 г. службы в Красной фанзе совершались мирянским чином, после чего в храме стали совершать богослужения священники, приезжающие из России. В 2001 и 2006 гг. храм посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Патриарх Московский и всея Руси). Однако, не смотря на совершение богослужений вплоть до 2009 г., Красная Фанза по-прежнему воспринималась посольскими служащими как зал официальных приемов Посольства. После освящения Успенского храма службы в Иннокентьевском храме не совершались.

О богослужениях в Пекине можно узнавать через сайт www.rusca.ru и по адресу электронной почты [email protected]

Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города – кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе устроен музей. В рамках проведения в Шанхае выставки Экспо-2010 летом 2010 г. в Свято-Николаевском храме совершались богослужения для православных участников выставки.

Помимо многочисленных иностранцев, в Шанхае проживает несколько десятков китайских православных верующих, но пока что они лишены возможности постоянного участия в богослужениях. Община не имеет юридического статуса, у нее нет помещения. Проживавший здесь китайский священник Михаил Ли многократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае, но безуспешно, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.

С июня 2005 года в Шанхае служит священник Алексий Киселевич, который проводит богослужения на территории генерального консульства Российской Федерации. Доступ на службы имеют и православные китайцы. С 2008 года по разрешению властей в богослужениях стали участвовать священник Михаил Ван и диакон Евангел Лу, – для них это стали первыми богослужениями, совершёнными после 44-летнего перерыва.

О месте проведения богослужений в Шанхай можно узнать в Генеральном консульстве Российской Федерации в Шанхае по телефону +86(21) 63-24-8383, 63-24-2682.

г. Харбин (провинция Хэйлунцзян)

Храм Софии (ныне музей)

Город Харбин в первой половине ХХ века был в значительной части населён русскими, поэтому здесь было и особенно много православных храмов – более двадцати. Все они были закрыты в 1960-е годы.

В настоящее время в Харбине стараниями городских властей в удовлетворительном состоянии содержится несколько зданий, бывших в свое время православными церквями: Свято-Софийский храм (в настоящее время – музей истории Харбина и народных промыслов), Успенская церковь (музей бабочек на территории городского парка культуры и отдыха), Свято-Алексеевская церковь (используется для католических служб), Свято-Иверская церковь (у алтаря которой в 1920 году был похоронен гроб с телом генерала Каппеля; в настоящее время помещение церкви используется под склад и конторские нужды). Большая же часть харбинских православных храмов и церквей была разрушена хунвэйбинами в годы т.н. «культурной революции» (1966-1976).

Примечательный факт: Никольский собор, разрушенный в 1966 г., восстановлен в сорока километрах от города в усадьбе «Волга» сыном одного из хунвэйбинов, разрушавшх собор, – отец перед смертью завещал сыну восстановить храм.

В Харбине проживает около двухсот православных китайцев, и для этой общины власти официально передали помещения двух храмов.

О. Григорий Чжу за богослужением
Свято-Покровский храм в Харбине

Построен храм в 1922 г., закрыт в 1960-е. Это первый храм Китайской Православной Церкви, открытый после периода гонений. Он был открыт в 1986 году, и здесь служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, -– отец Григорий Чжу. В 1996 году он получил святое Миро и новый антиминс от Московского патриарха. После кончины отца Григория, последовавшей в 2000 году, храм остался без священника, и богослужения здесь совершаются изредка мирянским чином. 19 ноября 2009 г. храм посетил с архипастырским визитом архиепископ Волоколамский Иларион, который провёл встречу с прихожанами.

Адрес: 266, Дундачжи, район Нанган

Храм в честь Рождества Предтечи Господня Иоанна

Храм расположен на действующем православном участке городского кладбища Харбина. Регулярных богослужений в нём не совершается.

г. Эргуна / Лабдарин (Автономный Pайон Внутренняя Монголия)

Храм в честь святителя Иннокентия Иркутского

Этот храм был построен в 1990 году, он один из пока очень немногих официально зарегистрированных православных храмов в Китае. Иконостас, необходимая утварь и богослужебные облачения были подарены Читинской и Забайкальской епархией Русской Праволсавной Церкви. 30 августа 2009 года храм был освящён священником Михаилом Ваном, приехавшим специально для этого из Шанхая. По причине отсутствия православных священников в клире храма, богослужения проводятся мирянским чином. В зимнее время богослужения совершаются по домам прихожан по причине отсутствия в храме отопительной системы.

г. Урумчи (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

Первый храм в городе возник в самом начале ХХ века, а прекратил своё существование в 1960 г. после отъезда в СССР последнего служащего в провинции священника игумена Софрония (Иогеля), а также подавляющего большинства прихожан. В 1991 г. по ходатайству православного населения Урумчи правительство Синьцзяна построило взамен разрушенного храма новый, названный Никольским. Здесь нет служащего священника, богослужения мирянским чином и встречи для прихожан в храме проходят каждое воскресенье в 11:00, а также по большим праздникам. Очень редко (раз в несколько лет) в Урумчи, как и в другие города провинции, приезжают православные священники из Казахстана, России или Австралии, для того, чтобы совершить таинства для местных прихожан, в большинстве своём являющихся потомками русских.

Адрес: Синьдун-лу 90.

г. Кульджа (Инин) (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

Храм святителя Николая

Храм в Кульдже

В 1872 г. была освящена первая временная церковь в Кульдже для проживающих здесь русских, и тогда же начались регулярные богослужения. В 1915 г. был открыт домовый храм при русском консульстве. В 1938 г. на средства общины был построен постоянный храм, после того, как в 1957 г. скончался последний настоятель – священник Д. Лобов, в храме ещё несколько лет совершались службы мирянским чином, пока храм не был закрыт и разрушен в 1960-е годы во время «культурной революции».

В 1992 году китайские власти восстановили за свой счет храм в Кульдже. Освящение храма совершил в апреле 2003 г. прибывший из Казахстана игумен Вианор (Иванов). В 2010 году о. Вианор (Иванов) и о. Иосиф (Романов) с официального согласия местных властей совершили здесь молебен в день Рождества Христова.

г. Чугучак (Дачеэн) (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

В 2009 году местной православной общиной получено разрешение на строительство храма, которое будет финансироваться местным правительством. В настоящее время регулярные богослужения совершаются в домах прихожан мирянским чином.

Специальный Административный Район Гонконг

Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм в Гонконге

Петропавловский приход появился в 1934 г., когда в Гонконг прибыл для постоянного служения протоиерей Димитрий Успенский. Закрылся он после смерти отца Димитрия в 1970 г. В 2004 г. в Гонконге было возрождено православное братство в честь апостолов Петра и Павла, сформировавшее новый приход, который был официально учреждён осенью 2008 года. Богослужения проходят в снимаемом помещении. Настоятелем домового храма является протоиерей Дионисий Поздняев. При поддержке Братства осуществляются различные миссионерские проекты, включая переводы и публикации православной литературы на китайском языке. Также при храме действует воскресная школа и центр обучения русскому языку.

Смотрите так же:  Церковь вознесения в селе коломенское

Адрес: Unit 701, 7/F, Arion Commercial Centre, No. 2-12, Queen’s Road West, Sheung Wan ,Hong Kong
Тел.: +852 9438 5021
E-mail: [email protected]
Веб-сайт: www.orthodoxy.hk

Специальный Административный Район Макао

Свято-Троицкая православная община

Богослужебная жизнь православной общины возобновлена в декабре 2009 г. Богослужения периодически совершаются приезжающим из Гонконга священником. Община не имеет постоянного места для совершения богослужений. Служит приезжющий из Гонконга прот. Дионисий Поздняев.

О богослужениях можно узнавать через сайт www.rusca.ru

г. Шэньчжэнь (провинция Гуандун)

Храм преподобного Сергия Радонежского

Храм в Гонконге

Этот домовый храм был открыт в 2004 году для окормления русскоязычных православных христиан, проживающих в этой местности. Постоянного священника не имеет, службы совершаются протоиереем Дионисием Поздняевым. Община пока немногочисленна.

\Адрес: 101, Entrance 2, Bulding 16, Hua Li East Village, Huang Bei Road, Luo Hu District, Shen Zhen
Тел.: +86 755 2552 5429
О богослужениях можно узнавать через сайт www.rusca.ru

г. Гуанчжоу (провинция Гуандун)

Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Первый домовый храм в городе был открыт в 1934 г., но впоследствии, как и другие храмы, не пережил потрясений 1960-х годов. Новый домовый храм располагается в съёмной квартире, рядом с Восточным вокзалом. Он был открыт 26 августа 2005 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, для духовного окормления русских семей, живущих в Гуанчжоу и прилегающих районах. Постоянного священника не имеет, богослужения совершает приезжющий из Гонконга прот. Дионисий Поздняев.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском

23 (10) июня 2019 г.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

В середине мая 2013 г. состоялось знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с официальным визитом посетил Китайскую Народную Республику (???????), проведя ряд важных встреч и переговоров с высшим руководством страны, китайскими верующими и соотечественниками, проживающими в Китае.

В поездке Предстоятеля нашей Церкви сопровождала официальная делегация в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, помощника председателя ОВЦС протодиакона Владимира Назаркина, руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксова. Кроме них, в состав делегации вошли и многие другие лица, работа которых непосредственно связанна с развитием отношений между Русской Православной Церковью и китайским государством. Серьезную поддержку визиту оказал и российский МИД в лице своих представителей в Китае. Консультативно-переводческую помощь предоставили и российские китаисты, среди которых немало воцерковленных людей.

Визит Патриарха в Китай был осуществлен впервые за всю многовековую историю российско-китайских отношений, что подтверждает его чрезвычайную важность, свидетельствует о высоком уровне доверия между руководством и народами двух наших великих стран.

Делегация посетила основные китайские города: Пекин (??), Шанхай (??), Харбин (???), где прошли торжественные патриаршие богослужения при большом количестве китайских граждан и наших соотечественников, волею судеб находящихся в КНР.
Так, 12 мая в г. Пекин на территории Посольства Российской Федерации в восстановленном Успенском храме состоялась Божественная литургия, на которую, несмотря на режимность посольской территории, были допущены и китайские граждане, с которыми после службы Патриарх провел теплую беседу. Затем уже 14 мая в Покровском храме г. Харбина Предстоятель совершил литургию при большом количестве китайских верующих, с радостью приветствующих визит Святейшего. А в завершении визита 15 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в прекрасном Кафедральном соборе Божией Матери Споручницы грешных, который, к сожалению, пока еще не используется по своему прямому назначению. За всеми богослужениями особо поминались усопшие архипастыри, пастыри, иноки и миряне Китайской Автономной Православной Церкви. График рабочих визитов Святейшего был насыщен до чрезвычайности.

В течение нескольких дней Патриарх провел встречи не только с верующими, но и с представителями китайской администрации, от которых во многом зависит дальнейшая судьба Православия на китайской земле. Китайцы с большим дружелюбием и интересом встречали делегацию, при этом китайские средства массовой информации всесторонне освящали визит Патриарха в их страну. Именно благодаря новостным сюжетам по центральным китайским каналам простые граждане КНР, для которых религия является чем-то далеким, впервые узнали о Православии (???) и о его судьбоносной роли в жизни российского государства. Известно, что китайцы практически не различают основные христианские конфессии, нередко смешивая все в одну «кучу». Визит Святейшего Патриарха в Китай способствовал распространению знаний о Православии в среде простых китайских граждан, повышению интереса не только к далекой для китайца России, но и к её духовным ценностям и культуре.

Во время посещения Патриархом всемирно известных китайских достопримечательностей (Великая китайская стена, Зимний дворец), к делегации подходили простые китайцы с вопросами о Православии и России. Одним из наиболее важных пунктов рабочего визита Святейшего стала встреча в Пекине с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики Ван Цзоанем. Такого уровня приема иностранные гости удостаиваются редко.

Глава китайского государства, обращаясь к Святейшему, отметил: «Вы первый Патриарх, первый высший религиозный лидер России, который посещает нашу страну. Это яркое проявление высокого уровня и особого качества китайско-российских отношений». «Ваш настоящий приезд — это большое историческое событие в двусторонних отношениях России и Китая», — подчеркнул глава КНР.

Си Цзиньпин выразил глубокую благодарность Первосвятителю за слова поддержки и сочувствия, с которыми патриарх Кирилл обратился к нему в послании после тяжелого землетрясения в китайской пров. Сычуань. Председатель КНР выразил надежду на то, что Русская Православная Церковь и Патриарх Кирилл будут играть большую роль в укреплении отношений между двумя странами. В свою очередь Святейший вспомнил, как впервые встретился с молодыми китайцами в своем детстве. «Это были послевоенные времена. Я родился в Ленинграде. Рядом было общежитие, где жили китайские студенты. И мои личные контакты с китайским народом начались давно. Я брал пример с китайских студентов по дисциплинированности». Патриарх также особо отметил, что в нашей стране очень высоко оценивают тот факт, что первый зарубежный визит Си Цзиньпин совершил именно в Россию. «Это свидетельствует об особых отношениях России и Китая, которые сложились в течение последних лет». Патриарх Кирилл также отметил, что Русская Православная Церковь будет придерживаться принципов равенства и невмешательства по отношению к Китаю, а также приложит все усилия, чтобы российско-китайская дружба оставалась постоянной частью культуры России.

Уже после беседы с Председателем КНР, святейший Патриарх Кирилл, на состоявшейся встречи с журналистами сказал важные для двух стран слова: «мы говорили о дружбе между китайским и российским народом. Понятие дружбы складывается из многих факторов. Дружбе содействует взаимовыгодное экономическое сотрудничество, когда обе страны разделяют свои ресурсы, обмениваются своими ресурсами, своими возможностями, торгуют, осуществляют научно-техническое сотрудничество и таким образом каждый получает пользу от этого взаимодействия. Дружбе содействует также политический диалог, достижение согласия по важным мировым проблемам и вопросам двусторонних отношений. Но если на этом поставить точку, то дружбы не получится. Речь будет идти просто о прагматических отношениях. А мы знаем, что дружба это больше, чем прагматические отношения. Дружба там, где задействовано человеческое сердце, где есть искреннее уважение и симпатия. И дружба является силой, которая реально соединяет народы.

Там где подлинная сердечная дружба — там безопасность, там прекрасный фундамент для развития сотрудничества. Церковь занимается человеческим сердцем, и считает своим долгом вносить реальный вклад в укрепление подлинной дружбы между нашими народами. Мы говорили о том, что важно, чтобы каждый из наших народов воспринимал культуру и цивилизацию друг друга как имеющие общие корни и, что самое главное, общие черты. Вот если лозунг «русские и китайцы — друзья навек и никогда — враги» станет частью культуры России и Китая, вот тогда мы достигнем поставленных перед нами задач.

В этой совместной работе значительную роль могут и должны сыграть религиозные организации. Мы говорили в частности и о развитии диалога между Русской Православной Церковью и религиозными организациями Китая. Господин Председатель рассказал о религиозной ситуации в Китае, о роли религиозных организаций в построении общества, которое бы явило пример гармонии и солидарности».

Китай не является для христианства какой-то далекой и загадочной страной. Существует предание, что первая проповедь о Христе прозвучала здесь еще в первом веке из уст апостола Фомы. Основывая свои выводы на изучении требника созданной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома «обратил к истине китайцев и эфиопов», его усилиями «царство Божие пришло в Китай» и что в память о Фоме китайцы «поклоняются священному имени Бога».

Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. А ровно триста лет назад в Пекине по благословению митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна была основана Русская Духовная миссия. Юбилейная дата совпала с визитом в Китай Святейшего Патриарха Кирилла. Чудесным образом один из великих святых русской Церкви, сыгравший важную роль в судьбе Православия на китайской земле, архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, происходил из одного рода с митрополитом Иоанном Тобольским и при монашеском постриге получил имя в его честь. Вот так переплелись воедино визит Патриарха Кирилла, память основателя русской духовной миссии митрополита Иоанна Тобольского и Иоанна Шанхайского, частичка мощей которого недавно была привезена настоятелем храма из Америки.

Цель визита Святейшего в Китая заключалась в оказании поддержки проживающим на территории КНР православным верующим, ядром которых являются китайские граждане. При этом Патриарх подчеркивал о соблюдении принципа невмешательства во внутреннюю политику китайского государства, поддержки проводимо им курса, направленного на построение гармоничного общества. Известно, что многие зарубежные церкви, сектанские организации ведут агрессивную политику в отношении китайских граждан и Китая в целом, осуществляя свою деятельность грубо нарушая китайское законодательство. Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля заверила руководство КНР о соблюдении правовых норм и существующей морали китайского государства при оказании поддержки Китайской Автономной Православной Церкви (?????), в которой не осталось действующих священников-китайцев и епископов (в сентябре 2000 года в г. Харбине скончался настоятель Покровского храма г. Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае).

В свою очередь китайские власти выразили готовность поддержать усилия российской стороны по возрождению китайской Церкви и обеспечению в последующем её полноценной деятельности. Известно, что в Китае законодательно запрещена миссионерская деятельность иностранных граждан, но разрешен обмен между китайскими и иностранными религиозными организациями в религиозной сфере. Русская Православная Церковь готова оказать помощь в возрождении Китайской Церкви, однако в этом вопросе требуется и воля китайских властей. Точное количество китайских граждан, исповедующих православие, в настоящее время трудно установить. Несмотря на их небольшое количество, уже сейчас назрела необходимость в рукоположении китайского священника для проведения богослужений в сохраненных, но закрытых храмах Харбина, Шанхая, Пекина, Лабдарина, Урумчи, Кульджи, Шэньяна и др. Для возрождения китайского духовенства в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в настоящее время проводится обучение нескольких китайских семинаристов, которые, возможно в будущем, будут трудиться на ниве китайского Православия. На это обстоятельство особо указал глава Государственного управления КНР по делам религий Ван Цзоань, который поблагодарил Святейшего Патриарха за помощь, оказываемую Русской Православной Церковью в богословском образовании студентов из КНР.

Смотрите так же:  Церкви и храмы великого новгорода

Руководитель также выразил уверенность в том, что визит Святейшего Патриарха Кирилла «станет новым стартом в сотрудничестве России и Китая в религиозной сфере». Митрополитом Иларионом было отмечено, что инициатором диалога Русской Православной Церкви с Государственным управлением Китая по делам религий в 1990-е годы был именно Патриарх Кирилл — в ту пору митрополит Смоленский и Калининградский и председатель ОВЦС — который неоднократно посещал Китай, встречался с должностными лицами страны, добивался разрешения на возрождение деятельности Китайской церкви и в итоге стал первым русским архиереем, совершившим богослужение на территории Китая после почти полувекового перерыва. И сейчас, первое в истории патриаршие богослужение на территории Китая было совершено им же.

Одним из серьезных шагов по развитию китайского Православия стало недавнее воссоздание в соответствии с Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 07.02.2011 на базе московского храма святителя Николая в Голутвине Китайского Патриаршего подворья, настоятелем которого назначен китаист протоиерей Игорь Зуев (первоначально было основано около 100 лет назад в 1913 г., но закрыто в 20-х годах прошлого столетия). Подворье занимается пастырским окормлением как русских прихожан, так и верующих китайцев, проживающих в Москве. Для последних каждую субботу совершается литургия на китайском языке. За субботней всенощной многие молитвы, каноны читаются на китайском языке. Кроме того, для тех китайских граждан, кто искренне интересуется Православием, организуются регулярные встречи со священником. Настоятель формирует приход из китайских православных верующих, проживающих в России и воцерковленных отечественных китаистов, организует совместные встречи и обсуждения актуальных для судьбы Православия в Китае тем. В храме можено помолиться перед иконами почитаемых в Китае православных святых: свт. Иоанна Шанхайского, свщмч. Митрофана Пекинского и Собора китайских мучеников.

Осуществление миссионерской деятельности в Китае представляет значительные сложности из-за разности культур и мировозрения христианского и китайского народов. Сам по себе Китай не просто интересен, он загадочен и непонятен. Китайское государство является одним из самых древних государств мира и насчитывает более чем 5-ти тысячелетнюю историю. Китайцы гордятся и уважают свою историю, с большим почтением относятся к своим императорам и коммунистическим вождям. Китайцы очень патриотичны и любят свою родину. Китайцы живут просто и не богато, довольствуясь тем немногим, что удается заработать в стране с огромным количеством населения и огромной конкуренцией на рынке труда.

Однако главным отличием Китая от России для православного верующего будет состоять в том, что в КНР мы не увидим действующих православных храмов (за редким исключением). Более того, в Китае количество культовых сооружений сведено к самому минимуму. В крупных китайских мегаполисах, в некоторых городах действуют католические храмы, протестантские молитвенные дома, даосские, буддийские кумирни. Но их настолько мало, что они остаются малозаметными в бушующем море городской китайской суеты. Гуляя по улицам Китая, вам в глаза не будут бросаться золоченые купола и вздымающиеся к небу кресты, не будет слышан и колокольный звон. Вместе с тем, в Китае есть целые территории, где повсеместно исповедуется буддизм (Тибетский автономный район), ислам (Синьцзян-уйгурский автономный район). В общей массе китайцы не религиозны, более язычники и даже просто атеисты, они с одинаковым почтением относятся к Конфуцию и к нормам коммунистической морали. Более того, в отношении к религии у китайцев сложилась своя собственная, специфическая позиция, что оказывает сильное влияние на трудности с ее проповедями в Китае.

Христианство, например, в сознании китайцев ассоциируется с прямым вмешательством иностранцев во внутренние дела государства. Ведь европейцы, которые в большинстве случаев ассоциируются у китайцев как носители христианских ценностей, привнесли с собой в Китай не только передовые достижения, но и самым активным образом влияли на политическую ситуацию внутри страны. Кроме известных опиумных войн, Европа силой заставляла Китай подписывать международные договора, по которым Китай ставился в заведомо неравноправное положение. В период так называемой «культурной революции» религиозные объекты подверглись повсеместному уничтожению, а официальная коммунистическая идеология была признана единственно верной и главенствующей. Китайские власти стараются самым жестким образом контролировать любое проникновение зарубежных религиозных организаций на свою территорию.

Согласно действующему в стране законодательству, религиозные обряды в Китае могут совершаться только гражданами КНР, а религиозная проповедь иностранными служителями культа в среде китайских граждан категорически запрещена. Китайские власти ведут и активную борьбу с сектами, большинство которых имеют своих покровителей за рубежом. В этом вопросе опыт китайского государства был бы чрезвычайно полезен России, в которой количество деструктивных сект недопустимо высоко. Представляется, что жесткие законодательные рамки в области религиозной политики в Китае абсолютно оправданы. Ведь если только представить себе, что в КНР будет возможна такая же псевдодемократическая «свобода совести», как и в России, то Китай захлестнут тысячи иностранных сект, которые со временем превратят страну в регион религиозных конфликтов и экстремизма.

История появления Православия в Китае также интересна, как и сам Китай. Православие в Китае появилось во второй половине 17 века. Первыми православными жителями Пекина стали попавшие в плен албазинцы (название укрепленной крепости), которые приняли китайское подданство. Для их окормления в Пекин был послан священник Максим (Леонтьев), который освятил первый в Китае православный храм в честь святой Софии — Премудрости Божией. Первым архиереем, назначенным духовно окормлять православных в Китае, был святитель Иннокентий Иркутский (Кульчицкий) (1680–1731), который так и не попал в сам Китай.

Вторая половина 19 века по праву считается временем расцвета православия в Китае. В этот период осуществляется проповедь православия среди китайцев, переводы богослужебной литературы на китайский язык, расширение границ православной миссии. Однако, непродуманная и, по существу, хищническая политика европейских государств, направленная на политическую и экономическую экспансию в Китае, привела к известному китайскому восстанию «ихэтуаней» (1898–1902). Целью восстания было очищение страны от иностранного засилья. Основной удар «боксеров» пришелся на иностранных миссионеров и китайских христиан. Именно в этот период китайская земля явила первых мучеников за Христа, которые особо почитаются в среде православных китаистов. Так, вместе с разгромом православной Миссии в 1900 году, за отказ отречься от Христа были уничтожены 222 православных китайца, которые затем были причислены к лику святых. Трудно словами описать тот духовный подвиг, который пришлось понести нашим китайским братьям и сестрам во Христе, ведь их братья по крови не только угрожали им физической расправой, но и называли их предателями и изменниками китайского государства. Но сила веры оказалась выше страха мучений и ярлыка изменника, и китайцы явили на деле свою любовь ко Христу. К сожалению, мощи святых мучеников утеряны, а вопрос об их обретении пока ставить перед китайскими властями не представляется возможным.

Сразу после подавления восстания жизнь православной Миссии быстро была восстановлена. Однако, после известных трагических событий, приведших к великим потрясениям в самой России, в жизни православной Церкви в Китае опять начались сложные времена. Особую роль в проповеди православия в Китае после революции сыграл вселенский святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Благодаря его трудам, православие в Китае продолжало существовать еще долгое время. В 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. Всё её имущество и храмы было передано Китаю и посольству СССР. Северное подворье, где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре так называемой «культурной революции» внешняя жизнь Китайской Автономной Православной Церкви прекратилась. Православная жизнь в Китае стала возрождаться в 80-е годы прошлого столетия. Впервые за долгие десятилетия в г.Харбине в Свято-Покровском храме было получено разрешение на молитвы в храме (православной общине, состоявшей из китайцев). В мае 1996 г. на территории Посольства РФ в Пекине прошла первая церковная служба после 40-летнего перерыва. В марте 2008 г. службы стали проходить и в помещении генерального консульства РФ в Шанхае, а иногда, как редкое исключение, в православном храме, в основное время являющимся закрытым. В настоящее время в КНР на регулярной основе проходят православные богослужения в следующих городах Китая:

Смотрите так же:  Стиль пения в церкви

На территории Посольства РФ в КНР действует храм Успения Божией Матери, возвращенный православной общине Пекина и восстановленный из бывшего посольского гаража (освящен 13.10.2009). Службы проходят регулярно по субботам и воскресеньям, а также в большие праздники. Каждую среду в храме в 18.00 читается акафист Успению Божией Матери. Настоятель храма — о.Сергий (Воронин). Им организованна воскресная школа для детей и взрослых. Огромную помощь о.Сергию оказывают православные русские жители Пекина, которые алтарничают, поют и помогают в обустройстве храма. Многие из них уже долго живут и работают в Пекине в различных государственных и коммерческих структурах. В недавно открытом при Посольстве РФ Российском культурном центре проводятся встречи с православными священниками, писателями, артистами. Так, 05.05.2013 в культурном центре состоялся детский Пасхальный праздник, подготовленный преподавателями и воспитанниками Воскресной школы Успенского храма. Гостям праздника были предложены театральные представления, стихи, песни и музыкальные номера в исполнении учащихся детской и взрослой школы. Представление продолжалось более двух часов. Его кульминацией стало вручение подарков всем присутствующим детям: участникам и гостям мероприятия. По благословению настоятеля Успенского прихода, с приветственным словом к детям обратились священники, находящиеся в командировке в Пекине. Проход на территорию Посольства в храм разрешается только по спискам, так как территория Посольства режимная, однако записаться в список не сложно, надо лишь встать на консульский учет. Православные граждане зарубежных государств также подают свои фамилии в список. Граждане КНР на службу не допускаются (законодательством запрещено проводить проповеди среди граждан КНР иностранным миссионерам);

Службы проходят регулярно, но один день в неделю (воскресенье) в помещении для выдачи виз иностранным гражданам при Генеральном консульстве РФ в Шанхае. Возглавляет шанхайский приход протоиерей Алексей Киселевич, который на постоянной основе проживает в Шанхае со своей матушкой. Для того, чтобы проводить службу, батюшка и его добровольцы не только договариваться с работниками российского консульства о возможности проведения богослужения, но и каждое воскресенье на нескольких машинах привозят и отвозят богослужебные предметы, иконы и многое др. Тем не менее, благодаря доброжелательности работников российского консульства и помощи православных жителей Шанхая, церковные службы стали регулярным явлением. На богослужение могут попасть граждане России и иностранных государств, за исключением граждан КНР. Иногда, но крайне редко, православной общине разрешается проводить богослужение в одном из закрытых, но сохранившихся православных храмов Шанхая, построенного русскими эмигрантами в центре города.

Надеемся, что в будущем китайские власти разрешат и окажут материальную поддержку по проведению богослужений в этом прекрасном храме (требуются значительные средства для оплаты электроэнергии, воды, уборки территории);

В Харбине, также как и в центральных китайских городах Пекине и Шанхае, существует несколько православных храмов, однако, ни в одном из них пока не проводятся богослужения на регулярной основе. Хотя здесь и есть православная община, состоящая из китайцев (потомков русских эмигрантов), тем не менее, из-за отсутствия китайского священника службы проходят крайне редко и то только по очень большим праздникам (Пасха, Рождество). Уже сформированная православная община из русских жителей Харбина путем титанических усилий все-таки добилась разрешения на проведение богослужений мирским чином в воскресные дни в Покровском храме Харбина.

Радостным событием для православной китайской и русской общин Харбина стало патриаршее богослужение, прошедшее 13.05.2013. В адрес православных китайцев Святейший произнес глубокие по смыслу слова: «хотел бы поблагодарить вас, братья и сестры, за то, что вы сохранили веру православную, несмотря на непростые условия и отсутствие постоянных богослужений». Патриарх обратился с просьбой к харбинским властям разрешить провести богослужения в предстоящие Рождество и Пасху для духовного поддержания не только китайских верующих, но и многочисленных русских, проживающих или находящихся на лечении в Харбине;

4. Внутренняя Монголия (???)

[/do]Благодаря стараниям и настойчивости православных жителей был построен и освящен Храм Святителя Иннокентия Иркутского в Трёхречье (Лабдарин). Храм был построен еще в 1990 году, но освящен только 30 августа 2009 г. единственным китайским священником о. Михаилом (??). Этот храм Китайской Автономной Православной Церкви — один из 4 храмов, имеющих в КНР официальный статус. К сожалению, из-за отсутствия китайского священника, в храме богослужения не проводятся. Тем не менее, жители города надеются, что придет время и их община заживет полноценной церковной жизнью;

В настоящее время наиболее активная и масштабная миссионерская деятельность проводится в Гонконге общиной храма свв. апп. Петра и Павла под руководством настоятеля храма о. Дионисия Поздняева. Православная община Гонконга не только издает книги о православии в Китае, но и переводит на китайский язык богослужебную литературу, а также творения святых отцов. Титанический труд в этой области осуществляется верными чадами православной Церкви, в том числе и китайскими гражданами. В Гонконге действует отличное от континентального Китая законодательство, которое предоставляет широкие права иностранным миссионерам на этой территории. В настоящее время гонконгский приход объединяет прихожан из Гонконга, России, Украины, США, Франции, Австралии и других стран. Богослужения в храме совершаются на английском, славянском и китайском языках. Для многих православных граждан КНР этот приход является единственным в стране храмом, где они могут свободно принять участие в православных богослужениях.

6. Тайвань. Город Тайбэй (?????).

До недавнего времени на Тайване православные богослужения отправлялись греческим батюшкой архимандритом Ионной в домовой церкви, которые посещали как китайцы, так и православные верующие из России, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, США и др. Но в марте 2013 г. Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал распоряжение об открытии ставропигиального прихода Русской Православной Церкви на Тайване. Вновь открытый приход сохранил название первого православного прихода Русской Церкви на Тайване: Храма Христа Спасителя (Воздвижения Креста Господня) и по сути стал возрождением первого православного Храма на Тайване, учрежденного Святым Николаем Японским в 1901 году. Во главе прихода стал молодой китаист иерей Кирилл, который активно приступил к миссионерской и просветительской деятельности. Так, 12.06.2013 по приглашению судовладельца компании ЛПЛ Шипинг над торговым судном «Костас Л», находящемся на рейде в Тайване, был совершен православный чин благословения нового корабля. В молебне приняли участие капитан корабля, представитель судовладельческой компании ЛПЛ Шипинг, командный состав, технические работники и команда корабля в составе 23 человек, граждане России, Украины, Тайваня, Канады, Багамских островов. Каждый молящийся был помазан маслом от мощей Св. Иоанна Шанхайского, небесного покровителя Тайваня. Данное событие вызвало широкий интерес со стороны тайваньской общественности. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выразить надежду на то, что придет время и Православная вера станет родной для многомиллиардного Китая, как когда-то она стала родной для многочисленного языческого русского народа.

Старший научный сотрудник ИДВ РАН, к.ю.н. Трощинский Павел Владимирович

Церковь Святой Терезы и Младенца Иисуса появилась в Шанхае в 1931 году.

Эта лютеранская церковь расположена в старой части города.

Церковь Святого Петра в Шанхае была построена по инициативе монахов ордена иезуитов и предназначалась для студентов университета Авроры.

Католическая церковь Сюйцзяхуэй известна как первое здание в Шанхае, имеющее такие огромные размеры.

Церковь Xuanwumen является самым старым католическим собором в Пекине.

Церковь Святой Маргариты — это красивый храм в старом Гонконге.

Церковь Му Ан — крупнейшая протестантская церковь в Шанхае.

Покровскую церковь в Харбине еще называют Украинским приходом.

Церковь Asbruy или, как она ещё называется, церковь Chongwenmen является первой в северном Китае американской христианской методистской церковью.

Церковь святого Иосифа, построенная в 1960-х годах, является одной из наиболее посещаемых католических церквей Гонконга.

Среди зелени деревьев весной и летом, среди серого одноцветья китайских домов осенью и зимой ярким оранжево-красным пятном радует глаз Свято-Алексеевский храм в Харбине.

Католическая церковь Шешан — это большой храм в Шанхае, выполненный в стиле барокко.

Среди архитектурных достопримечательностей Шанхая невозможно обойти вниманием Церковь Пресвятой Девы Марии Небесной, расположенную неподалеку от городского зоопарка.

Церковь Xishiku, также известная как церковь Спасителя, считается исторической реликвией Китая.

Церковь святого Иосифа в китайском городе Макао была построена в 1728 года.

Церковь святого Иосифа в Шанхае была построена в период между 1860 и 1861 годами на территории французской концессии.

Церковь Святого сердца в Гуанчжоу является одной из безусловных достопримечательностей Гуанчжоу.