Меню

Церковь г Дмитров

Сретенский храм г. Дмитров

Контактная информация:

141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Профессиональная, д. 19

настоятель: протоиерей Димитрий Александрович Скидаленко

священнослужители: священник Алексий Владимирович Кнутов,

диакон Артемий Владимирович Чистов.

телефон: +7(496) 223-28-10

Историческая справка:

Ныне существующий каменный храм Сретения Господня построен в 1814 году на средства Дмитровского купца Ивана Большакова и купца Петра Короваева. Храм увенчан миниатюрным пятиглавием с центральным световым барабаном. Интерьеры отличаются простотой форм, особенно трапезная. На окнах кованные крестчатые решетки.

Храм строился в годы Отечественной войны 1812 года и был посвящен победе над Наполеоном. Одним из подарков Сретенскому храму была риза, расшитая золотыми колосьями, датируемая 1812 годом, которая в годы советского периода утрачена.

Колокольня церкви была окончательно перестроена в 1883 году тщанием прихожан и жертвователей по проекту С.К. Родионова. Старая колокольня 1814 года постройки «в связи со слабостью грунта и непрочностью основания получила большое отклонение, угрожала падением», поэтому после осмотра губернским архитектором в 1879 году была признана аварийной и разобрана.

Кирпичная оштукатуренная и окрашенная в красный цвет, церковь является памятником провинциальной архитектуры начала 19 века. Трехъярусная столпообразная не оштукатуренная колокольня выстроена в электичных формах.

В советское время богослужение в храме было прекращено, а здание храма использовалось под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись частично утрачены. В 1972 году проводились ремонтно-восстановительные работы по церкви: восстановлены карнизы барабанов глав, покрытие глав и четверика храма.

Паспорт научного учета на памятник составлен в 1974 г.

Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвящен великому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел освящен во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского. Третий придел храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1992 году храм возвращен верующим.

В 1994 г. Сретенский храм стал подворьем Можайского Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря В это время были повешены колокола Воронежского производства.

В 2004 году храм передан благочинию Дмитровского округа.

13 мая 2005 г. Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Подворье Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря г. Можайска Московской области преобразовался в приход православной религиозной организации Сретенской церкви г. Дмитрова. В это время уделялось большое внимание ремонту храма: укрепление стен, росписи храма, украшении иконостаса центрального алтаря — его золочении и оформлении малых алтарей.

25 сентября 2010 года Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский совершил Великое освящение храма.

В 2019 г. Сретенский храм г. Дмитрова отметил свое 200-летие. Радением главы города Дмитрова Валерия Васильевича Гаврилова, усердием благочинного Дмитровского округа протоиерея Афанасия Чорногуза, заботой настоятеля священника Павла Мурзича и помощью семьи Климовых 28 апреля 2013 года в день Входа Господня в Иерусалим колокольная звонница Сретенского храма пополнилась новыми звучными колоколами. 11 колоколов разного размера были отлиты в г. Тутаев на Колокольном заводе Н. Шувалова.

В феврале 2019 деятельность прихода Сретенского храма была отмечена главой Гавриловым В.В. на ежегодном районном конкурсе «Дмитровские ростки», как лучший приход Дмитровского района.

В данное время при храме действует воскресная детская школа (около 85 воспитанников), молодежный православный клуб исторической реконструкции «Дмитровские ратники», воскресная школа для взрослых — библейско-богословские курсы (около 45 слушателей), имеется кабинет психологической поддержки. Издаётся ежемесячная храмовая газета — «Православная жизнь» Сретенского прихода г.Дмитрова, действует паломническая служба.

Сретенский храм города Дмитрова

Представление Воскресной школы посвященное архангелу Михаилу и прочим небесным Силам бесплотных

РАСПИСАНИЕ НА НОЯБРЬ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Дорогие братья и сёстры! Воскресная школа для взрослых возобновила свою работу с 14 октября. Начало занятий в 18:00, по окончании акафиста. Начало акафиста в 17:00 каждое воскресение.

Занятия в школе ведет настоятель храма протоиерей Дмитрий Скидаленко. Занятия будут вестись по программе Библейско-богословских курсов Коломенской духовной семинарии. Для интересующихся программа Курсов здесь.Учебная_программа_ББК

This slideshow requires JavaScript.

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Паломничество в Лавру, Хотьково и Радонеж

14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы детская воскресная школа Сретенского храма города Дмитрова, по сложившейся традиции начинать учебный год с благословения преподобного Сергия Радонежского, совершила паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Хотьковский Покровский монастырь и г.Радонеж.

Выехали после Божественной Литургии. Сам день, «благоухающий благорастворением воздухов», был подарком Творца.

При входе в Лавру испросили благословения преподобных Кирилла и Марии, приложившись к иконам у врат. Пришлось и потрудиться – постоять в длинной очереди к мощам святого. Читали акафист, дети притихли. Побывали в келии преподобного с собранными там святынями. Сколько веков прошло, а всё чудится присутствие Пресвятой Богородицы, посетившей здесь преп. Сергия.

Святые, но еще не прославленные старцы архимандрит Наум и архимандрит Кирилл, чьи могилки теперь доступны для общения и сутками в очереди стоять не надо. Просили у них помощи и благословения. Поклонились и святым родителям преп.Сергия в Хотьковском Покровском женском монастыре.

В Радонеж приехали, когда небо начинало сиять закатными красками. Простор и красота – дух захватывает! Все холмы исходил здесь юный Варфоломей и на небо это смотрел, и из святого источника пил. Сейчас всё вокруг в деревянных лесенках, мостиках, купальня, мельничное колесо. Попали в русскую сказку! Дети бегали и о времени забыли, пока солнце не зашло. Приятно удивила новая часовенка блаженной Матроны, похожая на теремок. Там хранится крест с ее могилки и другие святыни.

ДМИТРОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ

Дмитровский храм в честь Казанской иконы Божией Матери, 2008 год, фото с сайта sobory.ru

Дмитровский храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Подлипичье (Московская епархия)

  • Престолы: Казанской иконы Божией Матери (главный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (левый придел), Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Адрес: Россия, 141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Подлипечье, д. 8
  • Тел.: +7 (495) 993-95-53
  • Официальный сайт: http://kazdmit.prihod.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Подлипичье известно с XV-XVI веков как село в древнем Повельском стане Дмитровского уезда, ставшее впоследствии усадьбой. Известно, что в селе существовала деревянная Богородичная церковь, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII века.

    Начало строительства нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобного Георгия Хозевита на средства владельца усадьбы Петра Никитича Хитрово относится к 1735 году. Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 года.

    Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола тщанием П.П. Хитрова в 1779 году поставлена часовня, а новый храм и кладбище обнесены каменной оградой. В 1778-1779 годах с левой стороны трапезной части Казанской церкви на средства помещика устроили теплый придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

    В 1884-1886 годах на средства И.А. Лямина по проекту И.М. Самарина расширили Скорбященский придел. Торжественное освящение обновленного придела совершили 28 сентября 1886 году.

    В 1898 году на средства вдовы Е.С. Ляминой обновили и переименовали придел во имя преподобного Георгия Хозевита. Новый престол по ее просьбе получил наименования Усекновение главы Иоанна Крестителя в память об благотворителе и почетном ктиторе Иване Артемьевиче Лямине.

    Около Казанского храма сохранился усадебный дом, построенные во второй половине XVIII века, позднее перестроенный.

    После революции 1917 года церковь не закрывалась.

    При храме действует воскресная школа и библиотека.

    Бесстолпный храм типа «восьмерик на четверике» с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней в три яруса служит образцом архитектуры барокко. Часть перекрытий и восьмерик церкви, опирающийся на пристенные подпружные арки, — деревянные. Архитектурно разработан в основном нижний ярус здания, объединенный в единый блок общим карнизом. Чередование лопаток и плоских силуэтных наличников создает нарядную, несколько однообразную внешнюю декорацию аппликативного характера. Профили и детали испорчены штукатуркой, покрывшей фасады в 1899 году.

    Интерьер формируется из отдельных, слабо связанных между собой помещений. Храм украшает поновленная стенная живопись 1907 года. В главном приделе храма находиться трехъярусный резной иконостас 1867 года с иконами XVI — XVII и XIX веков. Слева от царских врат — храмовая икона Казанской Божией Матери, святыня, хранящаяся здесь со времен основания храма. Малые иконостасы в приделах — 1886 и 1899 годов эклектичны.

  • сщмч. Василий Соколов (1879 — 1938), протод., клирик храма в 1932 — 1937 гг.
  • исп. Параскева (Матиешина) (1888 — 1952), инокиня, прислуживала в храме
  • храмовая икона Казанской Божией Матери, хранящаяся здесь со времен основания храма
  • животворящий Крест Господень — копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора
  • Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров

    Московский патриархат Московская Епархия

    Престольный праздник 15 мая 2019

    С радостью обращаем ко всем вам пасхальное приветствие!

    Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой Православный Праздник.

    В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

    В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

    Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучении, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

    Дорогие Братия и Сестры, сердечно поздравляю всех со светлым праздником Пасхи Христовой!

    Пусть это светлое Христово Воскресение станет для вас, ваших семей и всех ваших близких и родных радостным побуждением к доброй и счастливой жизни! Пусть с этой благой вестью в вашей жизни укрепится вера, надежда и любовь!

    Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

    Вход Господень в Иерусалим

    Казалось бы, что здесь необычного: Иисус входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!». И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней.

    Почему жители Иерусалима так восторженно встречали Иисуса? Они были уверены, что пришел освободитель еврейского народа от римского владычества. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто выгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. То есть, грубо говоря, евреи просто ошиблись, они приняли Иисуса за другого. Они не знали, что Царство Его – «не от мира сего».

    «Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов», писал митрополит Антоний Сурожский. Ведь многие из тех людей, которые встречали Христа у ворот Иерусалима, через несколько дней будут кричать римскому прокуратору Понтию Пилату: «Распни Его!» – настаивая на том, чтобы Иисус был казнен.

    Накануне Иисус совершил одно из самых известных чудес – воскресил Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. Это произошло в селении Вифания, километрах в трех от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы. Сейчас там арабская деревня, которая называется Эль-Азария, что, собственно, и означает по-арабски «Лазарь».

    Услышав об этом чуде и убедившись в его реальности, многие последовали за Христом. К тому же иудеи ожидали, согласно пророчествам, что Мессия и Спаситель Израиля должен явиться именно на Пасху. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя.

    В Вифании Иисус попросил учеников привести Ему ослика и на нем поехал в Иерусалим. Почему именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21,4-5). Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром.

    Поскольку происходило все накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много народа на ее празднование, иудейские первосвященники были крайне недовольны. Они и раньше не пылали любовью к Христу, но теперь твердо решили с Ним расправиться. Тем более что, придя в Иерусалим, Христос пошел в Иерусалимский Храм и выгнал оттуда торговцев и менял: они продавали голубей для принесения в жертву и меняли римские деньги на специальные монеты – только такими монетами можно было жертвовать в иудейском храме. Христос сказал им: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Первосвященники не смогли остановить Его, хотя все видели: они побоялись народного гнева.

    Потом Иисус исцелил больных. Народ с восхищением слушал Его проповеди и наблюдал за Его поступками.

    Иудейских первосвященников это привело в еще большее негодование. С этого дня и началась их открытая война с Христом: они делали все, чтобы Спаситель был отдан под суд римского прокуратора и распят на кресте.

    Иисус же вместе со Своими учениками и последователями вернулся в Вифанию, к другу Лазарю. Он знал, что в этот день пошел отсчет Его последних дней на этой земле… В Вифании Христос переночевал, а на следующий день началось то, что мы называем Страстной неделей… В России праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем. Так как пальмы в наших краях не растут, вместо их ветвей в России люди приносят в храмы и освящают веточки вербы. Она самой первой распускается в наших широтах.

    Святогоровские посиделки

    В духовно-просветительском центре «Преображение» с марта 2019 года запустился новый проект под названием «Святогоровские посиделки», предполагающий проведение тематических встреч в творческой атмосфере с совместным участием родителей и детей разных школ. Местом для встреч было выбрано подворье Борисоглебского монастыря близ деревни Святогорово Дмитровского района.

    В первых посиделках приняли участие учащиеся старших групп духовно-просветительского центра со своими родителями, а также учащиеся воскресной школы Спасского храма г. Дмитрова. Тема встречи «Неизвестный Гоголь» — посвящена 210-летию со дня рождения русского писателя. Проводили мероприятие ответственный по вопросам религиозного образования Дмитровского благочиния, иерей Вадим Коржевский и педагог Бегметова Я.О. Присутствовало около 40 человек. Сначала все познакомились с малоизвестными фактами из духовной биографии писателя, затем проводилась викторина на знание творчества великого писателя.

    Педагогов и родителей порадовало, что дети оказались достаточно хорошо знакомы с творчеством писателя! Мероприятие прошло в теплой атмосфере. Для всех присутствующих Н.В. Гоголь открылся с совершенно другой стороны! Согласно отзывам, у всех остались только положительные впечатления, и возникло желание почаще устраивать подобные мероприятия для расширения кругозора, а еще сложилось мнение, что для родителей и подростков такие мероприятия являются хорошим способом найти общие темы для общения, да ещё и с пользой для души.

    Прибежище тайных святых в годы «безбожных пятилеток»

    Мы продолжаем ежевоскресные публикации рассказов наших читателей о любимых храмах и монастырях. Сегодня Лилия Малахова рассказывает об истории церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Дмитровском районе Московской области. При этой церкви несли свой подвиг незаметные внешнему взору святые исповедники XX века, там же они и похоронены.

    Подробнее о воскресной акции нашей рубрики: Нарисуйте портрет любимой церкви

    Первое упоминание о Введенском храме встречается в дозорной грамоте 1625 года, которая сообщает, что «храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст» из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 года. Ныне существующий каменный храм был возведен «тщанием прихожан» во второй половине ХVIII века. Храмоздателями, или, выражаясь современным языком, спонсорами постройки, выступили мещанин Ф. К. Макаров и семья Толченовых. Установить точную дату постройки храма не представляется возможным, большинство документов указывают на 1766 год, но в храмозданной грамоте сказано, что она выдана священнику Дорофею Трофимову Преосвященным Сильвестром (Страгородским, +1802) 4 июня 1762 года. Такое расхождение объясняет клировая ведомость 1887 года, которая сообщает, что грамота была выдана прежде окончания строительства храма. Придел святителя Николая освящен 24 октября 1764 года, 15 июня 1765 года — придел свв. мучеников Кирика и Иуллитты и, наконец, 10 сентября 1768 года епископ Переяславский и Дмитровский Геннадий (Границкий, + 1773) освятил главный престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Таким образом, 1766 год является усредненной общепринятой датой постройки храма. В документах тех лет указывается, что церковь «состоит во всяком благолепии, утварью достаточна», количество дворов в приходе в разные годы колеблется от 89 до 94, число прихожан — около 350, «дворянских, приказных и раскольников не имеется, а причта положено по штату издавна: священник — один, диакон — один и два причетника». К тому времени церковь владела 2650 квадратными саженями земли и деревянным зданием, в котором размещалось приходское училище. В 1786 году священник Симеон Наумов и «все тоя церкви прихожане» «всем коштом» подали прошение на высочайшее имя, чтобы «при оной церкви вместо деревянной колокольни построить каменную». Разрешение было получено и была отстроена трехъярусная колокольня по проекту архитектора Осипова Н. П. Однако за высоким куполом храма звон был плохо слышен в округе, что немало огорчало местных жителей. Поэтому спустя 46 лет неугомонные зареченцы добились разрешения надстроить четвертый ярус. Колоколов было восемь, из них самые большие весили: 213 пудов (3400 килограммов) работы московских мастеров и 75 пудов (1200 килограммов) работы дмитровского мастера Константина Сизова. Об остальных колоколах сведений нет.

    Хронологию служения священников удается восстановить лишь частично. Первым упоминается «Дмитровской десятины староста грядской Введенский поп Василий Михайлов» — 1744 год. В 1748 году отец Василий овдовел и ушел в Борисо-Глебский монастырь. Бывший при нем диаконом Дорофей Трофимов занял его место, а диаконом стал племянник о. Дорофея Иван Димитриев. В 1777 году священником назначен Семен Емельянов Наумов. Диаконом в 1785 году стал Е. Петров. С 1806 года служит священник Никита Алексеев Романовский, а по его кончине, с 1841 года, — его внук Василий Иванов Попов. 26 мая 1858 года священником назначен Василий Николаев Лебедев, усердием которого в 1868 году на Введенском кладбище (современная Красная горка) построена деревянная «холодная» Всехсвятская церковь. Средства на строительство пожертвовал архимандрит Московского ставропигиального Симонова монастыря Евстафий (Романовский). Сразу обращает на себя внимание совпадение фамилий и обстоятельств. Судя по всему, о. Евстафий был родственником почившего о. Никиты Романовского. Можно предположить, что таким образом сын почтил память отца в родном селе.

    Введенская церковь имеет необычайно пышное для сельского храма убранство. Более всего поражает центральный иконостас — шестиярусный, золоченый, с объемной барочной резьбой. Уникальны его Царские врата — они вырезаны из цельного куска дерева, так что если смотреть на них из алтаря, то видна одна целая доска с прорезями по местам и даже иконы апостолов и Благовещения невозможно вынуть из их мест, они представляют одно целое с вратами. В такой же технике выполнен ряд икон праздничного чина. Неизменно обращают на себя внимание центральное семиярусное паникадило, украшенное ветвями и цветами райских деревьев и фигурами ангелов и трехметровый крест, являющийся наиболее точной копией чудотворного Яхромского Креста. В храме имеются три точных списка чудотворных икон Божией Матери: Феодоровской, Казанской и Тихвинской. Представляет интерес кафельная плитка, образующая великолепную «ковровую дорожку» от входных дверей храма до амвона. Орнамент в стиле «модерн» из переплетающихся белых лилий не напечатан поверх плитки, а набран из кусочков цветного пигмента подобно мозаике и спрессован, благодаря чему этот рисунок практически нестираем. Имеется клеймо производителя: «Косъ и Дюрръ. Мясницкая, 13». Настенная живопись принадлежит «свободному художнику» П. В. Кузяеву, который работал в храме в 1872-м и 1879-м годах.

    Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей —из храма вынесли всю драгоценную утварь, бесследно исчезли кресты, мощевики. С некоторых икон сорвали венцы и оклады — экспроприаторам всюду мерещилось золото. Под слоями извести исчезла живопись на фасаде. В 1937 году в Заречье приехал грузовик с солдатами. Всех жителей села согнали к церкви и объявили, что сейчас «по просьбам трудящихся» будут сбрасывать колокола — их звон мешал пролетариату строить светлое будущее. В тот день было уничтожено три самых больших колокола, в том числе московский гигант, причем он оказался столь велик, что для того, чтобы сбросить его, пришлось срочно разрушать одну из опор верхнего яруса — он не проходил через арку. Оставшиеся колокола были перевешены на нижний ярус. Отсюда их было слышно разве что в радиусе 50 метров, и они не так сильно раздражали начальство.

    Тем не менее, храм никогда не закрывался. Даже во время Великой Отечественной войны в нем шли службы, а местные жители находили в нем убежище во время артобстрелов — в народе ходило убеждение, что «немец храмы не бомбит». Но на высокой колокольне разместили наблюдательный пункт, и, возможно, поэтому или по иной причине по храму было сделано несколько выстрелов из вражеских орудий. 5 декабря 1941 года один из снарядов пробил стену трапезной и разорвался в приделе святителя Николая. Осколки побили полы, срезали часть иконостаса и унесли жизни 11 человек. Погибшие похоронены в двух братских могилах на территории храма. С этим грозным временем связано местное предание. В те годы в Дмитрове жила некая Дунюшка, почитаемая верующими людьми за блаженную. Известно, например, что однажды она пришла в монастырский собор и закурила в нем, размахивая при этом руками. Когда ее спросили, что же она делает, то последовал ответ: «Дым гоняю». На следующий день собор полностью выгорел изнутри от пожара. Когда немецкие войска стали подходить к городу, была объявлена эвакуация населения. Одна из жительниц Заречья обратилась к Дунюшке с вопросом — нужно ли уезжать? Блаженная махнула рукой и сказала: «Не бойся! Ваш храм немца в город не пустит. Он до Второго Пришествия будет стоять». Так или иначе, но немецкие войска остановились в километре отЗареченской церкви на горе Волдынская, откуда так хорошо виден храм. Дальше они не прошли.

    Минула война. Но мирное время оставалось для храма военным — приходилось неоднократно отражать попытки закрыть храм и во время хрущевских «безбожных пятилеток», и позднее. Но Господь и Пресвятая Богородица хранили Свой дом ради молитв подвижников, среди которых в первую очередь надо назвать схимонахиню Иоанну (Анну Сергеевну Патрикееву), духовную дочь и келейницу новосвященномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Владыка с юности окормлял Анну, называл ее «моя овечка», доверял ей свой архив. Анна сопровождала его во всех ссылках — для этого пришлось оформить ее удочерение епископом Серафимом, поскольку сопровождать «политических» разрешалось только родственникам. Анна Сергеевна являлась дочерью Сергея Павловича Патрикеева, одного из самых богатых и именитых людей. Его мать, бабушка Анны, почти все свои доходы направляла на строительство храмов. На ее пожертвования были построены трапезная Киево-Печерской Лавры, храмы в Сергиевом Посаде и Тихоновой пустыни, Гефсиманский скит. Те, кто приходит поклониться мощам преподобного Сергия, игумена Радонежского, видят у его ракки большой серебряный подсвечник, на который ставят свечи паломники — это тоже пожертвование этой благочестивой женщины. Сергей Павлович также был щедрым жертвователем на строительство и благоукрашение храмов и монастырей. Детей, а их в семье Патрикеевых было шестеро, с младенчества воспитывали сугубо церковно. Вся семья неукоснительно соблюдала Устав, постами и праздниками обязательно исповедовались и причащались все вместе — и дети, и родители. Но Анна изо всех особенно отличалась смирением и усердием к молитве и посещению святых мест. Как она рассказывала, однажды во время паломничества в один из монастырей, когда ей было лет шесть, она так усердно прикладывалась к иконам, что привлекла внимание некоего старца монаха. «Откуда ты?» — спросил он юную паломницу. «Из Химок», — ответило простодушное дитя. «Схимница из Химок, схимница из Химок…» — несколько раз повторил старец. Кто был сей подвижник, предузнавший в ребенке верную овечку стада Христова, — неизвестно.

    Пройдут десятилетия, прежде чем сбудется это пророчество, а впереди — ссылки, тюрьмы, голод, скитания по чужим углам. Выросшая в роскоши, с многочисленными боннами и гувернантками, спавшая в кроватке с золочеными перильцами, Анна умирала в жуткой нищете, будучи персоной нон грата для властей, которые не знали, как избавиться от «враждебного элемента». Еще при жизни близкие ей люди замечали за нею прозорливость. Предсказала она и день своей кончины. Священник, причащавший ее, как-то пообещал приехать к ней на Казанскую. «Нет, батюшка, не успеешь, — ответила схимонахиня Иоанна. — Приезжай, пожалуй, денька на два пораньше». Отец Борис приехал раньше, поскольку уже было известно, что схимонахиня Иоанна просто так ничего не говорит, и причастил ее. Скончалась она в самый день Казанской иконы Божией Матери, которую так почитала. Отпевали ее во Введенском храме, и здесь, неподалеку от него, она нашла вечное упокоение в скромном уголке дмитровского кладбища, среди могил монахинь, так же, как и она, несших крест исповедничества в жестокое безбожное время. Две ее духовные дочери Антонина и Ирина приняли и сохранили для православного мира архив Серафима (Звездинского), его личные вещи и главную святыню — постригальные власы священномученика, которые теперь находятся во Введенском храме.

    От редакции: Дорогие друзья, мы надеемся, что воскресные рассказы о любимых монастырях и храмах в рубрике «Религия» будут продолжены. Присылайте ваши истории.

    Смотрите так же:  Новая церковь иисуса