Меню

Царское село дворец императора

Царское село: дворцы, парки, достопримечательности

На фото: Царское село, Екатерининский дворец. Узорный партер на первой террасе перед Екатерининским дворцом напоминает орнамент паркета в его залах, он составлен из битого кирпича, стекла, песка различных оттенков.

Музей-заповедник «Царское село» относят к памятникам архитектуры и ландшафтного дизайна XVIII — начала ХХ века мирового значения. Ежегодно его посещает свыше двух миллионов туристов, а на его территории возведено более ста различных архитектурных сооружений различных стилей.
Над этим ансамблем в разные времена трудилось целое созвездие знаменитых зодчих, живописцев, скульпторов, воплотивших в жизнь идеи высокопоставленных особ из династии Романовых.
Венчает композицию Большой Царскосельский Екатерининский дворец — одно из лучших воплощений стиля русское барокко. Пройдя сквозь Золотую анфиладу парадных залов, к которым относится и всемирно известная, возвращенная к жизни, Янтарная комната, посетители могут окунуться в атмосферу времен императриц Елизаветы и Екатерины II.
Также, в музее-заповеднике находится одно из лучших архитектурных творений классицизма — Александровский дворец. Примечателен он не только тем, что в его интерьерах впервые в России были использованы стили ар-нуво и модерн, но и тем, что в нем тщательно воссозданы интерьеры жилых комнат последних членов династии Романовых.

На фото: Царское село, Екатерининский дворец, Белая парадная столовая. Здесь императрица устраивала торжественные обеды и ужины в узком кругу приближенных.

История дворцово-паркового комплекса «Царское село» начинается в 1710 году, когда император Петр I подарил усадьбу Сарская Мыза своей будущей супруге Екатерине Алексеевне.
В 1717 году на территории усадьбы началось строительство «каменных палат» Екатерины I. Тогда дворец представлял собой типичное небольшое двухэтажное здание в духе русской архитектуры XVIII века. Углы постройки были облицованы неотесанным камнем, крышу покрыли гонтом, а шестнадцать окон здания заключили в скромные наличники. На искусственно насыпанных уступах перед дворцом разбили сад, за которым поместили парники и оранжереи, а на запад от дворца сделали «Зверинец». Это была огороженная часть настоящего леса, в котором содержали диких зверей для царской охоты.

На фото: Царское село, Екатерининский парк, парадная часть.

Фактически работы по превращению Царского села в дворцово-парковый комплекс были начаты в 1720 году с облагораживания окрестных ландшафтов. Согласно проекту Яна Розена под руководством мастера Иоганна Фохта был перепланирован старый сад и проложена перспектива от дворца к «Зверинцу». Строители укрепили берег Большого пруда, у которого находился дворец, и придали ему форму шестиугольника, а на участке была прорыта система каналов, соединенных между собой и с прудом.

Склон перед дворцом Фохт разделил на три террасы, оснастив их лестницами. На третьей террасе выкопали два пруда. Первую террасу украсили двумя красивейшими цветниками, а на второй и третьей оборудовали крытые зеленые аллеи с беседками в местах, где аллеи пересекались. В то время сад простирался от дворца до того места, где сейчас находится «Эрмитаж».
В 20-х годах XVIII века строительство велось на территории «Зверинца». В 1722 году на речке Кузьминка соорудили плотину длинной 60 м, в результате чего возник пруд, который в дальнейшем сыграет важную роль в создании Александровского парка. В последствие строительные работы на территории усадьбы не велись вплоть до 1741 года.

На фото: Музей-заповедник «Царское село», парадная часть

Возобновление строительства Царского Села связанно с приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны, которая получила усадьбу в вотчину в 1728 году. Она провела в нем двадцать лет до своего вступления на престол. Фактически будущая императрица находилась там в заточении, но это не помешала ей всей душой полюбить имение. Взойдя на престол, Елизавета потратила немалые средства на расширение и облагораживание дворцового комплекса. Надо отметить, что она лично контролировала ход работ, вплоть до таких мелочей, как размер икон в церкви при дворце или количество картин в том или ином зале.
В 1743 году по приказу императрицы, дворец начали расширять и перестраивать. К «каменным палатам» добавили 4 павильона, существенно расширив площадь первоначальной постройки, а по бокам от них выстроили два флигеля, которые соединялись с основным зданием галереей из деревянных колонн. Позднее, дворец еще не раз менял свой облик и достраивался. Окончательным вариантом, дошедшим до наших дней, стала перестройка дворца, выполненная по проекту Бартоломео Растрелли.

На фото: Царское село, Камеронова галерея

Согласно с его замыслом, дворец стал выше, фасадам придали более изысканные формы, стены приобрели лазоревый цвет, а огромное количество лепнины, скульптур и колонн добавило зданию необычайной торжественности. Все элементы декора стен было решено вызолотить. На это ушло более 100 кг листового золота. Каждый этаж дворцового фасада украшало по 79 окон.
В 1755 году во дворец из Петербурга перенесли знаменитую Янтарную комнату.
Хотя настоящего своего рассвета Царское село достигло при Екатерине II. Именно при ее правлении был построен Александровский дворец, а на территории парков появились такие архитектурные достопримечательности, как Китайская деревня, Эрмитажная кухня, Башня-Руина, Кухня-Руина и множество других.

На фото: Царское село, Зеркальный пруд и павильон «Верхняя ванна», вид со стороны центральной аллеи Старого парка. Прежнее название сооружения, выполненного в стиле раннего классицизма, — «Мыльня их Высочества».

Екатерина II очень любила проводить лето в Царском селе. Кроме того, она любила хвастаться роскошью и богатством своих владений перед иностранными гостями. Поэтому во время ее правления во дворце велись активные работы, как по украшению комнат, так и по облагораживанию прилежащих территорий. В основном работы выполнялись художником Шарлеманом под руководством архитектора Камерона. Денег императрица не жалела: одна только императорская баня в левом флигеле обошлась в 463 тысячи 506 рублей, из которых 250 тысяч ушло на внутреннюю отделку стен.
Именно благодаря Камерону в ансамбле Царскосельского дворца появились элементы классицизма. Позже эту тенденцию поддержали архитекторы Кварнеги и Бренна.
Вплоть до начала двадцатого века, Царскосельский ансамбль служил летней резиденцией императорской семьи.
После революции 1917 года дворцовый комплекс национализировали и сделали из него музей.

На фото: Царскосельские аллеи

ПАРКИ «ЦАРСКОГО СЕЛА»

В музей-заповедник «Царское село» помимо Екатерининского и Александровского дворцов входят и одноименные парки. Парк Екатерининского дворца делится на две зоны: Регулярный парк и Пейзажный парк. Регулярный парк разбили на месте старого фруктового сада, относившегося еще к имению Сарская мыза, и существенно расширили в период правления Елизаветы.
Парк выполнен в голландском стиле, подразумевающем четкую симметрию находящихся в нем объектов. Кустарники и деревья парка как бы образуют зеленые залы, а партер террасы перед дворцом выполнен в виде узоров, схожих с паркетом в дворцовых залах. Парк украшен венецианскими скульптурами начала восемнадцатого века. В Старом саду находятся Верхняя и Нижняя ванны – королевская и придворная купальни. Центральная аллея сада ведет к павильону «Эрмитаж». Также на территории Старого сада находятся Эрмитажная кухня и павильон «Грот».

На фото: Царское село, Екатерининский парк, Большой пруд. Павильон «Турецкая баня» напоминает мечеть, он расположен на мысе, ограничивающем территорию Екатерининского парка, сооружен в честь русско-турецкой войны.

На границе регулярной и пейзажной части парка возведен ряд сооружений, различного предназначения, но с общим стилистическим решением: Пандус, висячий и цветной сады, «Холодная баня» и Камеронова галерея.
Сразу за галереей начинается пейзажный парк. Эта часть занимает 70 гектаров. Строительство этого парка было начато при Екатерине II. Для разработки его дизайна архитектора Неелова специально командировали в Англию для изучения тамошних особенностей ландшафтного искусства. Впрочем, основным разработчиком дизайна Пейзажного пака стал архитектор Буш, который выполнял основные работы по парку вплоть до своего отъезда из России. Дальнейшую работу над ландшафтом архитектор поручил своему сыну.
Для придания парку естественного вида, в нем было высажено множество различных деревьев и вырыто несколько каналов и водоемов. Центром композиции стал Большой пруд, около которого сгруппировано несколько сооружений: Адмиралтейство, Турецкая баня и Грот с причалом.
Естественные пейзажи парка были облагорожены многочисленными беседками, павильонами, мостами и колоннами в различных стилях: от подражания античности до столь модной в то время китайской экзотики. Немало в парке и памятников в честь побед, одержанных во время русско-турецких войн.

На фото: Царское село, Екатерининский пейзажный парк, мраморный мост (или Палладиев мост) соединяет Большой пруд с соседним. Другое название сооружения — Сибирская мраморная галерея. Работа выполнена уральскими камнерезами.

Отделяет Екатерининский парк от Александровского Китайская беседка, которую из-за флигеля на ее крыше еще называют «скрипучей».
В северной части парка расположен знаменитый Александровский дворец, построенный по приказу Екатерины II. Это должна была быть резиденция ее любимого внука Александра. Впрочем, император Александр I стараний бабушки не оценил, предпочитая останавливаться в Большом (Екатерининском дворце) во время визитов в Царское Село.
Александровский парк, включающий в себя Новый сад и Пейзажный парк, занимает площадь в 200 гектар.
Работы над Новым садом были начаты в 1740 году. Центральной осью сада выступает липовая аллея, которая пересекается просекой. Это пересечение делит основную часть сада на квадраты со стороной 200 м. Периметр сада окружен Крестовым каналом. В отличие от классических регулярных парков, новый сад не имеет строгой симметрии: в одном из его квадратов разбиты пруды с красивыми островками, в другом находится крутина «Грибок», в центре третьего находится искусственная гора «Парнас», а четвертый украшает Китайский театр.
А 1780-х годах в Новом саду построили Китайскую деревню, однако из 18 домиков, обозначенных в плане, было отстроено только 10. Поскольку после смерти императрицы Екатерины II, продолжать строительство не стали. А в первой половине XIX века домики деревни превратили в жилые апартаменты для гостей. В настоящее время они также используются как гостевые домики и жилые элитные квартиры.

На фото: Царское село, Новый сад Александровского парка, малый китайский мост (один из двух) на Крестовом канале.

Пейзажная часть парка создавалась параллельно со строительством дворца в 90-х годах XVIII века на месте царского зверинца.
На месте естественного леса было разбито три пруда, насыпано несколько холмов, а лесные просеки заменили дорожками. Парк было решено украсить зданиями в неоготическом стиле: Пенсионерной конюшней, Белой башней, Арсеналом, Шапелем и Ламским павильоном.
Неподалеку от дворца в центре пруда на острове находится Детский домик, который строили для игр будущего императора Николая I. В настоящее время домик закрыт для посещений.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Официальный сайт — http://www.tzar.ru/

Екатерининский парк работает с 09:00 до 21:00. (с конца апреля по конец октября вход платный) С сентября по апрель парк открыт для визитов с 7:00 до 21:00 в любой день.

Смотрите так же:  С дворец очерский район

Купить билеты во дворец можно в кассах Екатерининского парка
Посетителей в музей впускают каждые 20 минут, поэтому внимательно смотрите на время, указанное в билете.

Более подробную информацию по выставкам, их графику работы и дням, в какие можно купить билеты, вы найдете на официальном сайте.

Музей-заповедник «Царское село» расположен в пригороде Санкт-Петербурга, в городе Пушкин по адресу: ул. Садовая, д. 7.
Попасть в «Царское село» из Петербурга можно несколькими способами:
1. От Витебского вокзала Санкт-Петербурга, сесть на пригородный поезд до станции «Детское Село», а оттуда можно прогуляться до Екатерининского дворца пешком (20 мин) или сесть на автобус № 371 или №382, либо маршрутками №№ 377, 371, 382. Александровский дворец находится примерно в 10 минутах ходьбы от Екатерининского дворца по Дворцовой улице.
2. От станции метро «Московская», добираться автобусом № 187 до вокзала Пушкина, а потом автобусом № 371 или 382 непосредственно до музея. Также от станции «Московская» до музей ходят прямые рейсы маршрутных такси №№ 286, 342, 287, 347 и 545.

Детям до 16 лет вход бесплатный.
Для студентов с 16 лет билет обойдется в 260 руб.
Взрослый билет – 520 руб.
Для пенсионеров вход стоит 230 руб.
Помимо стандартных билетов, музей может предоставить ряд дополнительных услуг, как для туристических групп, так и для индивидуальных экскурсий. Ознакомиться с ними можно на сайте заповедника-музея.

Если вам понравилась статья, вы можете поделиться ею с друзьями в вашей социальной сети:

ЦАРСКОЕ СЕЛО (МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК)

Загородная резиденция российских царей с 1710 года, национализированная и превращенная в музей в 1918 году; ныне – музей-заповедник «Царское село»; город (с 1808 года, в 1918-1937 годах – Детское село, с 1937 года город Пушкин).

В состав музея-заповедника входит Екатерининский парк с Екатерининским дворцом, Александровский парк с Александровским дворцом, Баболовский парк и др.

История Царского Села, точнее местности вокруг рек Наровы, Невы и Луги, известна из Новгородских летописей. Область у реки Невы имела стратегическое значение для новгородцев, здесь проходили важные торговые пути, которые долгое время были яблоком раздора для немцев, шведов и русских.

После победы над шведами первым делом Петра I, стремившегося всеми силами приблизить отсталую Русь к Европе, стало основание новой столицы Санкт-Петербурга.

Для скорейшего заселения местности император начал раздавать пригороды своим приближенным. Северная война еще не успела закончиться, а Санкт-Петербург уже оброс прекрасными спутниками. Из-за особенностей рельефа и болотистой местности строить новые резиденции предпочитали на уже обжитых местах. Одним из таких мест стала Сарская мыза (Саари Мойс), бывшая усадьба шведского магната (1609-1702).

Сама деревянная усадьба располагалась там же, где впоследствии было возведено здание Екатерининского дворца. Сначала Петр I подарил Сарскую мызу А.Д. Меншикову. Затем 13 июня 1710 года (официальная дата основания Царского села) мыза была «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель.

Первый каменный дворец на месте старой усадьбы был построен Иоганном Браунштейном. Работы длились с 1717-го по 1723 год. За это время на мызе успели отстроить множество хозяйственных и жилых помещений для прислуги. Мастером садово-паркового искусства В.Я. Роозеном был перепланирован сад. В 1719-м и 1722 году на нижней террасе вырыли два пруда. В 1716 году была построена деревянная Успенская церковь. С этого времени Сарская мыза стала Сарским селом. В 1725 году оно переименовывается в Царское село.

После смерти Петра Великого и его жены Царское Село отошло к Елизавете Петровне. В 1734 году была построена каменная Знаменская церковь.
Везением для Царского Села был отмечен 1741 год. Именно тогда, взойдя на престол, Елизавета не забыла о своей вотчине и сделала ее летней резиденцией российских императоров. Здесь развернулось активное строительство, огромные суммы тратились на лучших архитекторов и садовников, на предметы роскоши и технические новинки.

В 1751-1756 годах архитектор Ф.Б. Растрелли приступил к перестройке Екатерининского дворца – лучшего воплощения любимого императрицей барокко. Разработали проект дворца архитекторы М.Г. Земцов и А.В. Квасов. Для императрицы Растрелли построил уникальный павильон Эрмитаж с выдвигающимися столами. В 1755 году в Екатерининский дворец из Зимнего перенесли Янтарный кабинет (янтарные мозаичные панно были изготовлены в Пруссии в 1709 году и преподнесены королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I в 1716 году в качестве дипломатического подарка).

Тем временем парки Царского Села продолжали наполнятся искусными прудами, постройками в китайском, египетском, античном и готическом стиле.

Пришедшая на смену Елизавете Петровне Екатерина II внесла немалую лепту в облик Царского Села. В 1782 году были построены Орловские ворота, в 1784-1787 годах — Камеронова галерея. В середине XVIII века северо-западнее Екатерининского дворца был заложен Новый сад (в дальнейшем Александровский парк), предположительно по проекту С.И. Чевакинского и Н. Жирара. В 1792—1795 годах на северо-восточной границе Нового сада для будущего императора Александра I по проекту Дж. Кваренги был возведен Александровский дворец, прекрасный образец классицизма. Непосредственное руководство работами осуществляли архитекторы И.В. и П.В. Нееловы. В 1792 году по проекту И.В. Неелова вокруг дворца был создан небольшой пейзажный парк с Кухонным, Фасадным (или Нижним), Детским прудами. В 1780-е возник Баболовский парк, образовавший с Екатерининским и Александровским парками единый массив. Также при Екатерине Великой был проведен водопровод для питания прудов и снабжения Царского села питьевой водой. После смерти императрицы и восшествия на престол Павла I некоторые постройки были разрушены, а все незавершенные стройки встали.

XIX век принес в Царское Село мир и успокоение. Александр, воспитанный своей бабкой, стал ее достойным наследником. В эпоху его правления дворцы Царского Села достраивались и улучшались.В архитектуре нашло отражение увлечение средневековьем, характерным для искусства начала XIX века. Ему отвечала башня Шапель, возведенная по проекту А. А. Менеласа. В 1818-1819 годах он же занялся частичной перестройкой Оранжереи в Александровском парке. После пожара 1820 года в Большом дворце под руководством архитектора В.П. Стасова велись восстановительные работы. Им же были построены несколько зданий в классическом стиле: Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея. Александр I успел сделать главное. Мечтая вырастить достойные кадры для государственной службы, император основал в 1811 году Царскосельский лицей (архитектор В.П. Стасов; с 1843-го по 1917 год Александровский лицей), чем определил судьбу города на многие годы вперед.

В 1811-1817 годах в лицее жил и учился А.С. Пушкин. Именно с этого момента началась история Царского Села как «города муз».

При Николае I в 1827—1830 годах при въезде в город со стороны Петербургского шоссе архитектором А.А. Менеласом были воздвигнуты чугунные Египетские ворота. В 1837 году начала действовать первая железная дорога в России. Она соединила Санкт-Петербург и Царское село. В 1840 году был возведен Екатерининский собор. При Александре III Царское село получило телефонную сеть, а в 1887 году стало первым полностью электрифицированным городом в Европе.

Император Николай II родился в Царском селе и сделал его своей постоянной резиденцией в 1905 году. Были внесены большие изменения в оформлении интерьеров Александровского дворца, в котором жил царь с семьей. В 1910-е годы к северу от дворца архитектором С.С. Кричинским был построен Федоровский городок для императорских конных войск. При нем в 1910-1913 годах по проекту В. Покровского был возведен Федоровский собор (освящен 17 июля 1913 года). Во время Первой мировой войны в Царском селе действовала радиотелеграфная международная станция и один из первых аэродромов в России. Именно в Царском селе в период Февральской революции содержалась под арестом императорская семья. Отсюда семью Романовых увезли в сибирскую ссылку. Во времена Гражданской войны пострадали коллекции резиденции, многие произведения пропали без следа.

В 1918 году дворцово-парковый комплекс был национализирован и получил статус музея.

Самым серьезным испытаниям для Царского Села за всю его историю стала Великая Отечественная война. С сентября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. Во время фашистской оккупации парки и сады пришли в запустение, предметы искусства варварски уничтожались или вывозились (в том числе убранство Янтарной комнаты). Екатерининский дворец был превращен в большой гараж, в Александровском дворце обосновался штаб гестапо, а дворцовая церковь стала стоянкой.

Пережив войну, Царское село смогло оправиться и вернуть себе весь былой блеск и красоту. В 1946 году были открыты парки, в 1959-м открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. В 1949 году для посетителей был открыт Лицей. В 2003 году восстановлена Янтарная комната. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

Дворцы Царского села и Петергофа

Санкт-Петербург и его пригороды можно смело назвать «музеем под открытым небом». Гости города могут посетить великое множество, предлагаемых турагентствами тематических, обзорных экскурсий по дворцам Санкт-Петербурга. Сегодня мы расскажем о дворцах царских загородных резиденций, расположенных в знаменитых пригородах: Петергофе и Царском селе.

Царское село. Этот город находится в Приневской низине, его основал в 1710 году император Петр Первый. С 1937 года Царское село было переименовано в город Пушкин, ведь все тут связано с именем великого русского поэта: он тут жил, учился, писал. Музей-заповедник Царское село славится бурной историей, величественными дворцами, чудесными парками и уникальной Янтарной комнатой.

Александровский дворец. Это величественное здание стоит в северной части одноименного парка. Его заложили еще в 1792 году по указу Екатерины Великой, в честь бракосочетания ее самого любимого внука — будущего императора Александра Первого и великой княжны Елизаветы Алексеевны. В год смерти Екатерины – 1796, его строительство завершилось, а уже с июня 1796 года, князь Александр Павлович с женой туда заселились. Дворец, представляет из себя, длинное двухэтажное здание с флигелями по сторонам. Все же Александр Первый предпочитал во время посещения Царского Села селиться в Большом Царскосельском дворце, а вот Николай Первый, Александровский дворец очень любил и много сил и финансов тратил на его благоустройство. Для внука этого императора – Александра, ставшего потом «Третьим», этот дворец был великокняжеской резиденцией, но став императором, он любил жить в Гатчинском дворце. В 1904 году Александровский дворец был резиденцией императора Николая Второго. Он здесь родился, поэтому всегда любил Царское Село. Тут же прошли тринадцать последних лет царствования императора, отсюда первого августа 1917 года его с семьей отправили в тобольскую ссылку. С начала двадцатого века в Александровском дворце происходили почти все знаменательные события государственной жизни страны: приемы, празднование юбилеев, встречи государственных деятелей. С 1918 года Александровский дворец стал государственным музеем. В экспозицию входили исторические интерьеры первого этажа и центральной части здания, жилые апартаменты Романовых, находящиеся в правом флигеле. С началом Великой Отечественной войны из дворца-музея эвакуировали бесценные люстры, старинные ковры, предметы мебели, а также мраморные и фарфоровые изделия восемнадцатого столетия, но большая часть дворцового имущества осталась тут. В период оккупации города в Александровском дворце разместился немецкий штаб с гестапо, а в подвалах устроили тюрьму, площадь у дворца стала кладбищем для солдат СС. С 1996 года в Александровском дворце начались ремонтные работы, затем в правом крыле здания, стала работать постоянная выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Она расположилась среди частично сохранившегося исторического интерьера, правда, в период войны, залы практически утратили свою художественную отделку. Но, тем не менее, их обставили предметами из императорских апартаментов Николая Второго, разместили его личные вещи, а также вещи, принадлежащие членам императорской фамилии. Недавно, в сентябре 2019 года этот дворец закрыли на реставрацию, окончание которой планируется в середине 2019 года.

Смотрите так же:  Дворец имени гагарина гбрянск

Екатерининский дворец. С 1717 года в Царском Селе началось строительство «каменных палат» Екатерины Первой и длилось вплоть до августа 1724 года. Дворец тех времен был типичным двухэтажным зданием русской архитектуры начала восемнадцатого века. Пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна приказала расширить здание. А позже в 1752 году по ее приказу зданию предстояла капитальная перестройка. Уже летом 1756 года великий Растрелли продемонстрировал обновленное творение своей венценосной заказчице и важным иностранным послам. Дворец был оформлен в барочном стиле, он восхищал не только размерами, но и «живописностью» своего декора. С 1770 года началось оформление парадных и жилых комнат дворца. Императрица Екатерина Вторая решила украсить интерьеры, согласно, канонов античного искусства. Украшение Арабесковой и Лионской гостиных, Китайского зала, Купольной столовой, Серебряного кабинета, Синего кабинета-«Табакерки» и Опочивальни, были декорированы строго, утонченно и весьма изящно. Но, эти залы были утрачены за период Великой Отечественной войны, они не восстановлены, по сей день. Особое слово стоит сказать о знаменитой Янтарной комнате.

Янтарная комната — настоящая жемчужина Екатерининского дворца, не зря именуемая «одним из чудес света». Она была подарена царю Петру Первому прусским императором Фридрихом-Вильгельмом Первым в 1716 году, по случаю заключения союза России и Пруссии. «Янтарный кабинет» в разобранном виду в многочисленных ящиках с инструкцией по сборке был доставлен в Санкт-Петербург. Подарок так и пролежал в ящиках до восшествия на престол дочери Петра Великого. В 1745 году Фридрих Второй преподнес Елизавете Петровне янтарную раму, декорированную аллегориями, прославлявшими русскую императрицу. Императрица приказала собрать Янтарную комнату в Зимнем дворце. Это произошло в 1746 году, и с тех пор она стала местом проведения официальных приемов. По мере реконструкции Зимнего дворца, Янтарная комната много раз переносилась с места на место. В 1755 году Елизавета Петровна поручила Растрелли собрать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Для этого был выделен огромный зал, около ста квадратных метров. А так как выделенное помещение превышало прежние размера комнаты, Растрелли пришлось придумывать, как симметрично разместить янтарные панели и чем замаскировать их нехватку. Он разделил их зеркальными пилястрами, а также оформил комнату деревянной позолоченной резьбой. В местах нехватки янтаря, стены затянули холстом и расписали «под янтарь». Пришедшая к власти императрица Екатерина Вторая в 1763 году подписала указ о необходимости замены этих холстов на новые части янтарных панелей. Они изготавливались в течение четырех лет, было использовано почти четыреста пятьдесят килограммов янтаря, но в 1770 году Янтарная комната была полностью завершена. Но, во дворце были сквозняки и случались резкие перепады температур, вследствие использования печного отопления, а это разрушало янтарь, поэтому лишь в девятнадцатом столетие пришлось делать три крупные реставрации. Затем реставрационные работы проводили уже в начале двадцатого века. Следующая восстановительная работа была назначена на 1941 год. Но, началась Великая Отечественная война, и в Екатерининском дворце начали эвакуацию музейных ценностей, правда, опасаясь хрупкости янтарных панелей, их решили законсервировать на месте: оклеив бумагой, марлей, обложив ватой, закрыв деревянными щитами. С приходом в город немецких частей, янтарные панно сняли и отправили в Кенигсберг. Об этом сохранилась запись в дарственной книге Кенигсбергского музея, что Янтарную комнату подарило музею Германское государственное управление дворцов и садов. Похищенные янтарные панно с резными позолоченными дверями выставили на обозрение в зале Кенигсбергского замка. Это было последним местом демонстрации уникальной отделки. В 1944 году, немцы начали отступать, поэтому панели разобрали, упаковали в ящики и вывезли в неизвестном направлении. Янтарная комната исчезла. В июле 1979 года в России приняли решение об их воссоздании. Работу поручили архитектору Кедринскому. Он начал работу в 1983 году, за год он сделал для новой Янтарной комнаты живописный плафон, создал верхний ярус, наборный паркет. В 1994 году установили янтарные панели нижнего яруса, угловой столик, в 1996 году была завершена работа над флорентийской мозаикой «Зрение». В 2000 году в музей-заповедник вернули найденные в Германии янтарный комод конца восемнадцатого века и флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние», эти предметы были в первоначальном убранстве комнаты. Работа над воссозданием «Янтарной комнаты» велась почти четверть века и была закончена к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, когда в нее попали первые посетители. Желающих посмотреть на это рукотворное чудо немало и по сей день, а Рейно Шульце – немец, посетивший это чудо, был так вдохновлен, что даже написал музыкальное произведение — «Петербургский янтарный марш».

Петергоф. Этот, без преувеличения красивейший пригород Санкт-Петербурга находится на южном берегу Финского залива. Город Петергоф — бывшая загородная резиденция русских царей, основал ее Петр Первый в 1714 году. Это произошло после его победы над шведами. Император решить создать что-то прекрасное, что могло бы сравниться с Версалем. Так возник великолепный ансамбль петергофских дворцов и парков — триумфальный памятник побед России в борьбе, за право выхода к Балтийскому морю. С 1918 году дворцово-парковый ансамбль национализировали и превратили в музей, в 1990 года городу присвоен статус музея-заповедника, кроме того, его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И пусть никого не удивляет, что весь город удостоился такого статуса, ведь это самый настоящий «музей под открытым небом», состоящий из бесчисленных дворцов, соборов, старинных усадьб, уютных павильонов, прудов и парков, скульптур и великолепных фонтанов.

Большой Дворец — в первоначальном варианте застройки возводили во временной промежуток с 1714 по 1721 годы, он назывался «Верхними палатами» и был скромного вида. В период с 1747 по 1754 год возводилось новое здание в барочном стиле, по сей день восхищающее туристов невероятным шиком, красотой и торжественностью. Это детище знаменитого Бартоломео Растрелли. Большой дворец – сердце архитектурной композиции Петергофа. Здание в три этажа с изящными галереями, стоящее у кромки природной террасы, в длину тянется на триста метров. Крышу венчает золоченая ваза. С обеих сторон от центрального корпуса находятся Гербовый и Церковный корпуса, которые гордо устремляются вниз своими золочеными фигурными куполами. На Гербовом корпусе купол заканчивается флюгером — трехголовым орлом, Церковный корпус венчает православный крест. Все Залы Большого дворца необычайно красивы. Тут на славу потрудились русские скульпторы, живописцы, мастера-резчики, паркетчики. Великолепную анфиладу парадных залов украшает золоченая резьба по дереву, зеркала, живописные плафоны, наборный паркет, резная мебель. Интерьер Большого дворца оформлен, согласно, временам петровской эпохи, кроме того, тут размещены личные вещи, мебель царственных хозяев Петергофа. Самыми интересными для изучения являются: Танцевальный зал, оформленный многочисленными зеркалами; Чесменский зал, с картинами, посвященными этому сражению; Китайские кабинеты, оформленные в пышном восточном стиле; Тронный зал, имеющий площадь в триста сорок дав квадратных метра, оформленный прекрасными императорскими портретами, с парадным тронным креслом; Картинный зал, сохранивший старый интерьер, с великолепной коллекцией, состоящей из почти четырехсот портретов; Дубовый кабинет Петра Первого, воссозданной максимально достоверно, со старинной мебелью и предметами обихода.

Дворец Монплезир — строительство Петергофа пошло с возведения именно этого дворца. Петр Первый сам выбрал место для него: на берегу Финского залива, чтобы были хорошо видны проходящие корабли. Дворец поставили на выложенной гранитом высокой террасе. На фоне такого мощного основания здание кажется воздушным. Центральную часть венчает шатровая крыша. С востока и запада к основной части здания примыкают две галереи, которые оканчивают павильоны, украшенные световыми фонариками. Центральная часть удивляет величественным Парадным залом. К нему примыкают по три помещения: с запада – Секретарская комната, Спальня императора, Морской кабинет; с восточной части – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная комната. Морской кабинет Петра Великого всегда вызывает особенный интерес у посетителей: тут находятся старинные навигационные инструменты, стальная шкатулка, принадлежащая царю, с его личным вензелем. Стены кабинета украшены дубовыми панелями, на них нанесены изображения тринадцати типов кораблей, характерных для периода начала восемнадцатого века. Окна кабинета выходят на море. У северного фасада Монплезира, расположена Морская терраса, с великолепным видом на залив и Кронштадт. Дворец Монплезир был одним из любимых зданий Петра, собственно, отсюда и пошло его название, в переводе «Мое удовольствие». К дворцу относится Екатерининский корпус, сад с фонтанами и цветниками, красивый Ассамблейный за, Банный корпус, Китайский садик с искусственно созданным холмом, который венчает скульптура «Амур и Психея».

Дворец «Марли» — был построен в период с 1721 по 1723 годы. Здание имеет форму квадрата, а двухэтажный фасад покрыт медной кровлей с четырьмя скатами. Над входом во дворец расположены изящные балкончики, украшенные изящными коваными решетками. Этот дворец совершенно миниатюрный. Он словно висит над водами прудов, где живут форели и осетры. Каждый этаж имеет по восемь помещений со скромным интерьером, но его дополняют великолепные картины работы голландских и фламандских мастеров семнадцатого-восемнадцатого столетия. Дворец Марли строго хранит быт царской усадьбы тех времен: тут находится часть гардероба Петра, в количестве трехсот предметов, а также мебель, подарки императора, предметы быта, картины.

Эрмитаж – стоит симметрично Монплезир. Здание небольшое в два этажа, но необыкновенно изящное и нарядное. Его украшают решетки окон и балконов ажурной ковки, с северной и южной стороны. Углы здания украшают русты и пилястры, а фасады – миниатюрные арки и полуколонны. Такие маленькие здания дворцов были характерны для петровских времен, и предназначались для уединенного времяпровождения монархов либо приема очень близких друзей. Петергофский Эрмитаж строили с 1721 по 1724 годы. Внутреннюю отделку Эрмитажа завершали уже после смерти Петра, но, согласно, его замыслу: стены закрыли дубовыми панелями, в простенках повесили картины. Но с середины восемнадцатого века Растрелли было поручено переоформление залов Эрмитажа: стены сплошь закрыли картинами французских, итальянских, голландских, фламандских мастеров, разделив их позолоченными рейками, что придало залу особенную торжественность. Тут обсуждали важные государственные дела, общались в неформальной обстановке, отдыхали приближенные императорского двора. Сейчас здесь находится музейная экспозиция.

Смотрите так же:  Дворец на елагином

Петергоф славится на весь мир своими изумительными фонтанами. Проект этой резиденции создавал сам царь Петром, его наброски и чертежи по сей день можно увидеть в архиве музея. Архитекторы постарались сделать все так, чтобы не нарушать планы Петра. Так как Петергоф раскинулся на большой территории, имеющей удачную гидрографию, тут удалось создать высокие фонтаны, которые работают без насосов, как и планировал царь. Фонтанов тут сотни: разных по виду, по оформлению фонтанов. Они придают всему ансамблю Петергофа, непередаваемую прелесть, и являются главным его украшением. Город известен во всем мире, как «столица фонтанов». В городских парках имеется четыре каскада и сто семьдесят шесть фонтанов. Главный каскад – называется «Большой каскад», его создали по проекту Петра Великого, и это одно из наиболее грандиозных фонтанных сооружений в мире. Он представляет собой – большой грот, вокруг которого расположились изящно украшенные лестницы водопадов. Центральная фигура Большого каскада – библейский герой «Самсон», раздирающий пасть льву. Возводили фонтан в честь 25-летия победы российских войск в Полтавской битве. Фонтаны включают с наступлением тепла и вплоть до поздней осени. Посмотреть на «Петров двор» и дворцы Петергофа съезжаются желающие со всего света.

Посмотреть на великие сооружения Царского села и Петергофа – «дело чести» каждого россиянина, ведь кто, как ни мы, должны знать свою историю, культуру и архитектуру?!

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Екатерининский дворец в Царском Селе

История Царского Села начинается с того момента, как император Петр I подарил своей жене Екатерине Саарскую мызу в 1710 г. Спустя 7 лет начинается строительство дома под руководством архитектора Браунштейна, и по прошествии 7 же лет оно заканчивается, а императрица присуждает ему название «Каменных палат».

Свой знаменитый ныне облик дворец обрел в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Фасад здания был выкрашен в лазоревый цвет, который чудесно гармонировал с золочеными элементами декора. Дворец становится трехэтажным — северную сторону отныне венчают золотые купола церкви, а к южной примыкает великолепное парадное крыльцо. На многих элементах украшений появляется вензель его хозяйки — Елизаветы Петровны. Коснулись изменения и интерьера. Впервые здесь была использована новая планировка — комнаты переходили из одной в другую по всей протяженности дворца, образовывая так называемую Парадную анфиладу. Автором этих изменений был знаменитый архитектор Растрелли, работавший и над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Начиная с 1770, в эпоху Екатерины II, во дворце работал известный архитектор Чарльз Камерон. Убранство резиденции под его руководством обрело черты античной архитектуры. При Александре I оформлением комнат занимался уже архитектор В. П. Стасов, в этот период главным сюжетом интерьеров становится блистательная победа над Наполеоном.

Залы и комнаты дворца

Главный зал дворца, самый большой во всех дворцах Петербурга — Большой, или Тронный. Потолки достигают около 47 м в высоту, а ширина его — примерно 18 м. Внимание сразу же привлекают великолепный паркет и величественный плафон, закрывающий весь потолок. Изображения на плафоне символизируют Изобилие, Науку и Искусство, Войну и Победу.

Прогуливаясь по знаменитой Парадной анфиладе с огромными окнами высотой во всю стену, можно увидеть Серебряный и Синий кабинеты, гостиные Лионскую и Арабесковую, купольную столовую и китайский зал, официантскую комнату, опочивальню, парадный кабинет. Отдельного упоминания заслуживает знаменитая Янтарная комната. В 1716 г. король Пруссии Фридрих-Вильгельм I подарил Петру I панели из янтаря. Поскольку площадь кабинета была несколько больше панелей, пришлось заказать недостающие элементы, на которые ушло примерно 450 кг камня. Судьбу этой комнаты знает сегодня каждый школьник, к счастью, после пропажи во время Второй мировой ее удалось восстановить.

Практическая информация

Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7. Веб-сайт.

Царское Село находится всего в 25 км от Питера. Дорога на автомобиле по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 минут до часа. На электричке: от Витебского вокзала до станции «Царское Село», далее от автовокзала города Пушкин на автобусе или маршрутках № 382 до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“». Общее время в пути — около часа. Кроме того, от станций метро «Московская», «Купчино» и «Звездная» до музея курсируют автобусы и маршрутки.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45). Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 200 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на октябрь 2019 г.

Царское Село

Царское село знаменито своими художественными и историческими памятниками, а также замечательными людьми, чья жизнь связана с этим местом. Летняя резиденция была излюбленным местом пребываания царской семьи. Царскосельские дворцы и парки относятся к лучшим образцам архитектуры. С Царским Селом связана судьба многих выдающихся людей России, здесь вершились государственные дела. В ходе экскурсии в Царское Село можно увидеть дворцы и парки, вспомнить историю нашей страны.

История Царского Села началась с 1710 г., когда Саарскую мызу Пётр 1 пожаловал Екатерине Алексеевне, будущей супруге императора. Над созданием Екатерининского дворца, начиная с 1718 г. последовательно работали архитекторы: И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерон, И. Монигетти, В. Стасов и др.

С 1748 г. строительство дворца велось под надзором Ф.-Б. Растрелли. Растрелли сознавал, что дворцы создаются «для единой славы всероссийской», и эту идею воплощал в своих творениях. В 1752-1756 гг. Растрелли перестроил Большой дворец, создав блестящую резиденцию. Дворец был надстроен, фасады вытянулись более чем на 300 метров. Огромное количество колонн, пилястр и скульптур придало дворцу необычайно нарядный вид. Стены были выкрашены в лазоревый цвет, лепные и резные украшения позолочены.

Царское село

Знакомство с историческими интерьерами начинается на Парадной лестнице. Парадные залы, которые располагаются на втором этаже создают знаменитую Золотую анфиладу. Следуя друг за другом, интерьеры воплощают художественные вкусы эпохи русского барокко. Резная золоченая резьба является главным элементом внутреннего декора. Живописные плафоны, зеркала, наборные паркеты дополняли архитектурное убранство залов. Жемчужинами дворца являются Большой зал и Янтарная комната.

Большой зал, созданный Ф.-Б. Растрелли, имеет площадь 846 квадратных метров. В 18 веке его называли Большой или Светлой галереей. Резьба по дереву, покрытая позолотой, является главным украшением стен. Множество зеркал и окон расширяют пространство, создавая иллюзию простора и необычайного объёма помещения.

Огромный плафон, центральная часть которого изображает «Триумф России», исполнил Дж. Валериани при участии А. Перезинотти.

Проходя по Золотой анфиладе, предстаёт перед глазами знаменитая Янтарная комната. Мозаичные янтарные панно были выполненные в 1709 г. для отделки кабинета прусского короля. В 1716 г. Пётр 1 во время пребывания в Берлине получил в подарок от короля Фридриха-Вильгельма 1 янтарные панно, которые были доставлены в Санкт-Петербург. В 1740-х гг. панно были использованы в отделке Зимнего дворца, зачем в 1755 г. по распоряжению Елизаветы, их перенесли на руках в Царское Село . Именно здесь Растрелли создал великолепную Янтарную комнату. Фашистские захватчики вывезли Янтарную комнату, её следы оборвались в Кенигсберге в 1945 г. Воссозданная в 2003 г. она поражает воображение посетителей.

Картинный зал занимает весь объём здания, художественные полотна покрывают стену полностью, такой тип развески называется шпалерной.

В 1779 г. Екатерина 11 поручила переделку интерьеров дворца Ч. Камерону. Зодчий оформил Комнаты императрицы в южной части дворца, а также апартаменты великого князя Павла Петровича его супруги Марии Федоровны в северной половине. Стены Зелёной столовой на половине великого князя декорированы орнаментальными фигурами, рельефами, медальонами.

После пожара 1820 г. В. Стасов возродил Золотую анфиладу Растрелли и интерьеры Камерона. Он же создал новые покои для Александра 1 (Парадный кабинет) и его матери – Марии Федоровны.

Гармонирует с Екатерининским дворцом и парк перед его фасадом. Ровные дорожки, стриженые деревья, узорчатые клумбы – всё это отличительные детали французского или регулярного стиля в паркостроении. Восемнадцатый век- век Просвещения, всё должно было подчёркивать торжество разума над природой. Правильная, продуманная планировка дорожек и цветников олицетворяла государственный порядок. Центральной аллей, ведущей от дворца можно пройти к павильону «Эрмитаж», а по правую сторону будет виден «Грот», декорированные Растрелли.

В 1779 г. И. Неелов построил «мыльню для Их Высочеств», известную под названием Верхняя ванна. Нижняя ванна, сооруженная в 1779 г. и служившая баней для придворных находится в нижней части парка.

верхняя ванна

Изменение вкусов, возрождение интереса к античности отразилось и на Царском Селе. На смену пышности русского барокко пришёл классицизм. К южной половине Екатерининского дворца примыкает знаменитая Камеронова галерея, здания Холодной бани с Агатовым павильоном, Висячий сад и Пандус. Ч. Камерон, знаток античной истории, археолог и архитектор создал неподражаемое произведение в греко-римском вкусе.

На берегах Большого пруда располагается павильон Адмиралтейство, Турецкая баня, Мраморный мост.

Неподалёку находится и статуя-фонтан «Молочница», сооруженная скульптором П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена в 1816 г.

Памятники русской воинской славы посвящены русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Это Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск. Они были выполнены из мрамора по проектам Ринальди и прекрасно вписались в пейзаж Екатерининского парка.

В 70-е годы 18 века Екатерина 11 увлеклась китайским искусством. Были созданы Китайская деревня, Скрипучая беседка, Малый и Большой капризы.

Александровский парк, примыкающий к Екатерининскому дворцу с запада состоит из двух частей – регулярной и пейзажной. Пейзажная часть парка украшена «готическими» сооружениями – Белая башня, Шапель, Арсенал, Ферма, Пенсионные конюшни.

Центром парка является Александровский дворец, возведенный в 1796 г. архитектором Дж. Кваренги для внука Екатерины 11 – Александра 1. Последний российский император, Николай 11 превратил Александровский дворец в свою постоянную резиденцию. Здесь он жил с 1905 по 1917 г.