Меню

Боровиковский картины русский музей

Коллекции Русского музея

Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке.

Конец 1800-х– начало 1810-х. Холст, масло.

Не позднее 1810

Вторая половина 1840-х

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Виртуальный тур по музейному комплексу, созданный в технологии панорамной съемки, знакомит с экспозицией, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Виртуальный тур по музейному комплексу. Старая версия виртуального тура (рус., англ., нем., фин.).

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея

Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея

Неизвестные шедевры потомственного иконописца

В Русском музее проходит выставка, посвященная Владимира Боровиковского.

В Русском музее проходит выставка, посвященная Владимира Боровиковского. В основном представили полотна из собрания самого музея, но некоторые ? по большей части портреты ? привезли из московской Третьяковки. Интересно, что выставку открыли без традиционного перерезания ленточки.

Религиозные полотна мастера рассматривала корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Вместо перерезания традиционной ленточки ? молебен. Такую выставку иначе и не откроешь. Если верить воспоминаниям современников Владимира Боровиковского, то к работам на религиозные темы мастер приступал после посещения храма. А уже приготовив холст, просил читать вслух Евангелие. Даже музейную экспозицию в честь художника выстроили по церковным законам.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVII- первой половины XIX вв. Государственного Русского музея: «Не храм, но некий образ храма. От входа вы идете к алтарю, к царским вратам и перед вами оказывается алтарная композиция. Неслучайно здесь и аналой с иконой, как это положено».

Это наименее известная часть творчества Владимира Боровиковского. Впервые в нескольких залах удалось собрать религиозные работы из разных музеев: Русского, Третьяковской галереи, . Из последнего в Петербург привезли одну, пожалуй, самую загадочную картину Боровиковского.

Картина ? своеобразный автопортрет. Мужчине, одетому в повседневную одежду, является Христос. В названии упоминается слово сон. Но портретное сходство и фрагмент другой известной работы Боровиковского не дают возможности усомниться в том, о чьих впечатлениях рассказывает автор.

Елена Столбова, старший научный сотрудник отдела живописи XVII ? первой половины XIX вв. Государственного Русского музея: «Он написал на короне о событии в ночь с на число 1822 года, а сама работа написана в 1824 году. То есть он два года помнил все. Значит событие было значимым. Это не сновидение, а некое событие, которое происходит в духовном мире, который всегда с нами рядом, но мы его не видим».

Потомственный иконописец очень скрупулезно подходил к трактовке библейских сюжетов. Большинство работ Боровиковский снабжал подробными ссылками на тот или иной фрагмент Евангелия. Просто некоторые цитаты на полотнах удалось обнаружить лишь во время реставрации, сняв несколько слоев лака.

Работу, датированную 1824 годом под названием «Распятие», сегодня экспонируют впервые. Потому что в коллекцию Русского музея эта картина попала лишь в прошлом году, благодаря усилиям Министерства культуры.

Ее удалось выкупить из частного собрания. В том, что это Боровиковский, эксперты нисколько не сомневались, хотя подпись автора удалось обнаружить не сразу. Боровиковский сделал ее черной краской на темно коричневом фоне.

Многие религиозные картины Боровиковского погибли или остались неизвестными. Атеистическая политика советского государства не поощряла музеи собирать эти шедевры. Русскому музею повезло больше, чем другим.

Например, восемь икон для Троицкой церкви на Смоленском православном кладбище сюда передали сами церковнослужители еще в 1906 году. Эти работы критики традиционно считают незаконченными. Художник продолжал писать их до последнего дня. Хотя, с точки зрения верующего, в данном случае незавершенность скорее свидетельство духовной бесконечности.

Боровиковский картины русский музей

[email protected]

Продолжая наше знакомство с культурным достоянием Северной столицы мы решили направиться в Государственный Русский музей.

Сразу отметим, что этот бренд объединяет пять зданий — Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Мраморный дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Летний дворец Петра I , Строгановский дворец и несколько парковых территорий, в том числе Летний сад и Михайловский сад.

В данном случае речь пойдет о главном здании этого музейного комплекса — Михайловском дворце с выставочным корпусом Бенуа, который расположен по адресу Инженерная ул. д.4.

История крупнейшего в мире музея русского искусства берет свое начало от Именного высочайшего Указа Николая II «Об учреждении особого установления под названием Русский музей императора Александра III » и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом» подписанного в апреле 1895 года.

В 1898 году музей уже официально открывается. Основу коллекции музея на тот период составили переданные произведения искусства из Зимнего дворца, Эрмитажа, некоторых частных коллекций.

Как это не странно, но основной прирост коллекция музея имела после 1917 года. Это связано прежде всего с национализацией частной собственности, которая в полной мере затронула многочисленных коллекционеров.

В настоящее время, если верить официальным источникам, коллекция музея состоит из 408 тысяч экспонатов, с которыми нам и предстоит сегодня познакомиться.

Наше знакомство начинается с вестибюля главного корпуса. По широкой парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж.

Перед нами памятник Александру III .

Галерею второго этажа украшают 18 грандиозных колонн коринфского ордера

и многочисленные скульптуры.

В углу расположена модель памятника известному историографу Н.М. Карамзину, выполненного С.И. Гальбергом для Симбирска.

Чтобы не потеряться в многочисленных залах музея внимательно изучаем его план

и направляемся в первый зал, в котором представлены иконы 12-13 веков.

Здесь мы можем познакомиться с работами различных иконописных школ: московской, новгородской, псковской и др.

Вот, например, перед нами фреска «Пророк Самуил» (1112 г.) из Михайловского Златоверхнего монастыря в Киеве.

В следующем выставочном зале мы имеем возможность ознакомиться с иконами русского Севера.

«Святой Николай Чудотворец, с житием» (14 в.) — попал сюда из Никольской церкви в с. Озерово Ленинградской области.

Икона из Варваринской церкви во Пскове «Св. Дмитрий Солунский» (15 век).

Царские врата с изображением Благовещения и святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста из Никольской церкви в далеком селе Гостинополье на р. Волхов (15 в.).

Еще один экспонат новгородской школы иконописи — «Св. Николай Чудотворец с избранными святыми» (13 век).

В следующем зале представлены иконы 15-16 вв. Среди них выделяются работы Андрея Рублева «Апостол Павел» и «Апостол Петр», которые расположены в центре зала.

Зал №4. Здесь уже размещены иконы 16-17 вв. .

«Верую. » (1668 г.) из церкви Св. Григория Неокессарийского на Полянке в Москве.

«Спас на престоле» (1682 г.) — автор Семен Спиридонов Холмогорец (из церкви св. Иоанна Златоуста в Коровниках. Ярославль).

«Пророк Даниил». (из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери)

Иконы заканчиваются и мы переходим в следующий зал, который связан с новым периодом в истории России.

Это конец 17- начало 18 вв. Время правления Петра I . Время больших перемен не только в политике, но и в искусстве. На второй план уходит иконопись, а предпочтение отдается портретному жанру. Петр I отправляет на учебу в Италию ряд художников, среди которых был и Иван Никитич Никитин.

Именно его работы и представлены в этом зале.

Перед нами одна из известных его работ — портрет царевны Натальи Алексеевны. (1716 г.).

Также в этот период начинает бурно развиваться искусство скульптуры. Наиболее крупным мастером этого периода является Б.К. Растрелли. Поэтому неслучайно в этом зале находится чугунный бюст Петра I, отлитый по авторской форме в 1810 году.

Продолжение петровской эпохи мы видим и в следующем зале музея.

Это прежде всего работы Ивана Вишнякова — портреты брата и сестры Фермор.

Смотрите так же:  Музеи электротранспорта

Картина Б.В. Суходольского «Живопись» (1754 г.).

Среди работ, выставленных в этом зале выделяется «Голова старика» (мастер Матвей Васильев 1769 г.).

В центре следующего зала мы встречаем монументальную скульптурную группу «Анна Иоановна с арапчонком» — работа Б.К. Растрелли.

Стены зала украшают великолепные гобелены (шпалеры) Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году.

Портретный жанр на протяжении многих веков пользовался особой популярностью в России. Ярким представителем этого направления в конце 18- начале 19 вв. был Федор Рокотов, работы которого представлены в следующем зале.

На смену портретного жанра приходит исторический. Именно его главенство установила Российская академия художеств с середины 18 века.

Одним из первых представителей этого жанра в России был А.П. Лосенко со своим знаменитым полотном «Владимир и Рогнеда», на котором отражен вполне исторический факт: князь Владимир пытается взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду.

А вот и другая его работа — «Чудесный улов», которая была им выполнена в Париже во время стажировки. За основу была взята одноименная картина Ж. Жувене (хранится в Лувре). Сюжет картины напрямую связан с библией и отражает процесс участия Христа в небывалой рыбной ловле на лодке Симона Петра.

Экспозиция следующего зала посвящена творчеству Дмитрия Левицкого — по мнению специалистов — самого яркого русского портретиста эпохи просветительского классицизма.

Но прежде, чем мы познакомимся с его работами, давайте бросим беглый взгляд на потолок этого зала

и на скульптуру, расположенную в его центре.

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Федота Ивановича Шубина — выдающегося мастера скульптурного портрета 2-ой половины 18 века. В 1789 году, по заказу князя Г.А. Потемкина-Таврического скульптор выполнил парадный портрет-статую Екатерины II для Таврического дворца.

Вот она перед нами — «Екатерина II — законодательница».

Ну а теперь можно вернуться и к Левицкому.

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой (1776 год).

Портрет Александры Петровны Левицкой.

Дальнейший наш путь проходит через Белый (Белоколонный) зал.

Когда-то здесь был музыкальный салон, в котором Великая княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) устраивала музыкально-поэтические вечера.

Сегодня же в этом зале представлен уникальный дворцовый интерьер начала 19 века, к которому «приложили руку» К.И. Росси, А. Виги, Дж.Б. Скотти и другие известные скульпторы и живописцы.

Белый зал — одно из немногих помещений дворца, которое сохранило свое первоначальное убранство до наших дней.

Из Белого зала мы попадаем на выставку работ В. Л. Боровиковского — признанного мастера портрета.

Боровиковский является автором ряда парадных портретов. Самый известный из них — «Портрет Павла I в белом далматике».

Однако предпочтение художник отдает камерным портретам, в которых по его мнению можно передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемой личности.

В этом же зале представлены кресла из гарнитура мебели для Карамзинной гостиной Михайловского дворца, выполненные по проекту К.И. Росси.

Ну а теперь мы с вами попадаем в зал №14. Запомните эти цифры. На наш взгляд это один из лучших залов музея в плане представленных в нем картин.

Здесь выставлены знаменитые работы Айвазовского и Брюллова.

Начнем с работ И.К. Айвазовского — всемирно известного русского художника-мариниста.

Перед нами одна из его известных его картин «Девятый вал». Люди потерпели кораблекрушение после сильнейшего шторма и пытаются спастись на обломках мачты, но на них готова обрушиться самая большая волна — девятый вал.

Размер картины 221х332 см и поэтому ее лучше смотреть удобно расположившись на мягком диванчике, стоящем в центре зала.

Но чтобы посмотреть насколько четко прорисованы все детали — приходится воспользоваться оптикой фотоаппарата.

Следующее полотно Айвазовского, которое мы видим в этом зале — «Волна» (1889 г.).

В последние годы жизни Айвазовский был полностью поглощен созданием образа морской стихии. Многие его картины этого периода являются по сути вариантом одного и того же сюжета, но тем не менее в каждой из них есть что-то особенное, индивидуальное.

Здесь же мы можем встретить и более ранние работы мастера, например «Русская эскадра на Севастопольском рейде» (1846 г.)..

или «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848 г.).

Вторая половина зала посвящена работам другого знаменитого художника — Карла Павловича Брюллова — представителя академизма в искусстве.

Центральное место в экспозиции по праву принадлежит полотну «Последний день Помпеи» — сюжету из античной истории (извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи) (1833 г.).

Картина «Распятие» (1838 г.). Образ был написан для лютеранской церкви Св. Петра и Павла, которая возводилась по проекту брата художника — Александра Павловича.

Портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амалией (1842 г.).

Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью (1830 г.).

Портрет У.М. Смирновой (1837 г.).

Портрет княгини Е.П. Салтыковой (1841 г.).

«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) . Эта картина была написана Брюлловым по заданию Академии Художеств и была удостоена золотой медали.

В общем, в зале №14 можно уютно присев на диванчике, часами наслаждаться работами великих наших мастеров.

Сидеть, конечно хорошо, но музей на этом зале не заканчивается. Так что продолжаем осмотр дальше.

В следующем зале нашему вниманию предлагаются работы профессоров Академии художеств первой половины 19 века.

Среди представленных экспонатов, выделяется работа А.А. Иванова » Явление Христа народу».

Это своего рода отчетное произведение автора за государственный пенсион в Италии.

В основу сюжета картины — события из 3-ей главы Евангелия от Матфея. Мы видим толпу иудеев, которые пришли на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем чтобы креститься. Указывая на показавшуюся вдали фигуру Христа Иоанн разъясняет собравшимся, что этот человек несет им новую истину, новое вероучение.

Во время подготовки к своему шедевру, о котором мы говорили выше, Иванов пишет серию этюдов обнаженных мальчиков на фоне разнообразного пейзажа. Картина «Три нагих мальчика», которая приведена ниже — одна из них.

Еще одна полная тонкой гармонии работа А.А. Иванова — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831 г.).

Впечатляет и картина Ф.А. Бруни «Медный змий» (1841 г.), на которой также представлен библейский сюжет, связанный с 40-летним странствием народа Израиля по пустыни. Люди усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, тогда Бог послал на них дождь из ядовитых змей. После того, как погибло много людей Господь приказал Моисею выставить медного змия и те, кто смотрел на него с верой оставались жить.

Далее мы видим работы П.В. Басина. В рамках пенсионерской поездки в Европу он более 10-ти лет жил в Италии. Отсюда черты классицизма и романтизма присущи его многим картинам.

Перед нами его творение «Сократ в битве при Потидее защищает Алквиада» (1828 г.).

«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1824 г.) — автор бывший крепостной графа Н.П. Румянцева — В.К. Сазонов.

Кстати, в этом зале, как и в предыдущем вы можете ознакомиться с закрытой (в прямом смысле этого слова) экспозицией. Если вы обратили внимание — вдоль стен зала стоят небольшие столы, покрытые бархатом. Так вот, если приподнять эту тряпочку, то под ней вы увидите различные наброски, рисунки известных мастеров из частных коллекций. Многие посетители об этом не знают и проходят мимо. А закрывают все это от посторонних глаз только с одной целью — чтобы не фотографировали. Стоит вам только приподнять шторку — смотритель зала в позе нападающей кобры неотступно будет следить за вашими телодвижениями.

Следуя мимо картин С. Щедрина и М. Лебедева

мы попадаем «в руки» О. Кипренского и коллекцию его портретов.

Портрет О.А. Рюминой (1826 г.).

В этом же зале выставлена модель статуи для фонтана в Екатерининском парке Царского села «Молочница с разбитым кувшином» работы П.П. Соколова (1807-1810 гг.).

В следующем зале мы становимся свидетелями творчества А.Г. Венецианова. Если до этого героями полотен были знаменитые или знатные люди, то у Венецианова на первый план выходят образы крестьян, их быт и повседневная жизнь.

Смотрите так же:  Афиша музеи краснодара

Картины «Очищение свеклы» (1820 г.),

«Гадание на картах» (1842 г.) — яркое подтверждение вышесказанному.

У окна мы видим проект надгробия памятника М.И. Козловскому работы С.С. Пименова (1802 г.).

С творчеством Василия Григорьевича Перова мы знакомимся уже в следующем зале.

Актуальный для настоящего времени сюжет мы видим в его работе «Охотники на привале» (1877 г.).

Процедура монастырского обеда во всех деталях отражена Перовым в его работе «Трапеза» (1865 г.).

Чаяния одинокого человека, его думы, проблемы и способы их решения нашли свое отражение в картине «Гитрарист-бобыль» (1865 г.).

Перед нами работы известного жудожника-пейзажиста — И.И. Шишкина.

«Сосновый лес» (1883 г.),

«Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888 г.).

По-соседству с Шишкиным мы видим работы М.К. Клодта — мастера реалистических пейзажей русской деревни.

Вот одна из его работ — «Стадо у реки в полдень» (1869 г.).

«Пробелы» между картинами заполнены работами Е.А. Лансере — русского скульптора-анималиста.

Всю свою жизнь он был увлечен лошадьми, поэтому неслучайно во многих его творениях присутствуют эти животные.

Перед нами отлив из бронзы «Араб со львятами» (1879 г.).

Во второй половине 19 века в живописи становится популярным стиль «неогрек», который выражается в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и т.п.

Именно с этим нам и пришлось столкнуться в следующем зале музея.

Картина Г.И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889 г.) — яркий пример этого направления в искусстве.

Из этой же «серии» и полная драматической экспрессии картина К.Д. Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» (1862 г.).

По пути в следующий зал нам снова попадается работа уже известного нам Е.А. Лансере — «Киргизский косяк на отдыхе» (1880 г.).

Через некоторое время мы оказываемся в «плену» русского народного эпоса. И все это благодаря сказачно-батальным произведениям В.М. Васнецова:

— «Бой скифов со славянами» (1882 г.)

и «Витязь на распутье» (1882 г.).

Идем знакомиться с творчеством очередного нашего знаменитого художника — В.И. Сурикова.

Не спеша проходим мимо «Степана Разина».

Немного задерживаемся у картины «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872 г.) (не так уж часто приходится видеть голову на подносе. )

и останавливаемся у полотна «Вид на памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870 г.)

Переходим в следующий зал — здесь продолжение экспозиции Сурикова.

Удобно устраиваемся на диванчике, чтобы не спеша, в тишине полюбоваться «Переходом Суворова через Альпы» и «Покорением Сибири Ермаком»

но тут откуда-то появилась ватага нахимовцев.

Нам пришлось спешно ретироваться в другой зал и детали этих картин мы уже рассматривали в отеле через фотоаппарат.

Сделали мы это своевременно, т.к. в следующем, небольшом по размерам зале было выставлено монументальное полотно И.Е. Репина с «коротким» названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 г.).

Чтобы выполнить этот правительственный заказ художник сначала по отдельности написал 60 портретов государственных деятелей, а затем с помощью своих учеников (Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова) перенес их на большое полотно.

Наше знакомство с творчеством Репина продолжается и в следующих залах.

Картина «Проводы новобранца»,

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных » (1888 г.),

«Бурлаки на Волге» (1870 г.),

«На дерновой скамье» (1876 г.),

«Запорожцы» (1880 г.) — все это лишь небольшая часть работ выдающегося художника своей эпохи Ильи Ефимовича Репина.

Следующий зал и перед нами работы не только уникального живописца, но и путешественника, человека, который неотступно сопровождал русскую армию в военных действиях в Японии, Средней Азии и др. «горячих точках» — В.В. Верещагина.

Картина «У дверей мечети» (1873 г.) — одна из многочисленных работ Туркестанской серии, отражающая нравы среднеазиатских государств.

Во время одного из своих последних путешествий , а это была Япония, Верещагин был поражен ее памятниками классической культуры, самобытностью, своеобразием костюмов.

Полотно «Япония. Шинтоистский храм в Никко» (1904 г.) как раз и было написано исходя из полученных впечатлений.

Кстати, когда началась русско-японская война, художник устремился в гущу событий и трагически погиб 31 марта 1904 г. вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском корабле «Петропавловск» (корабль подорвался на мине на рейде Порт-Артура).

Продолжая наше дальнейшее путешествие по Русскому музею мы попадаем в зал с работами И.И. Левитана — мастера «пейзажа настроения».

«Золотая осень. Слободка» (1889 г.),

«Хмурый день» (1895 г.),

«Озеро. Русь» (главное произведение позднего Левитана: художник умер, оставив его незаконченным. ),

«Ранняя весна» (1898 г.).

Это конечно не такие его шедевры, как «Март» , «Золотая осень» или серия работ о Плесе, но все же.

В этом же зале мы видим и работы К.А. Коровина «Сирень» (1915 г.),

и К.Ф. Богаевского «Корабли. Вечернее солнце».

Следующий зал музея.

И.И. Бродский «Портрет жены художника» (1908 г.),

А.Н. Бенуа «Бассейн Флоры» .

К.А.Сомов и его самая известная картина «Зим. Каток» (1915 г.). (По мнению специалистов от живописи, в этой картине совершенно великолепно исполнен пейзаж, который действительно можно увидеть в Петербурге зимой. )

Экспозиция работ Андрея Петровича Рябушкина — представителя историко-бытового жанра.

Одни из лучших его работ: «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 г.),

«Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)»

Каким-то образом, очевидно сильно задумавшись и глубоко погрузившись в искусство, мы не заметили, как оказались в каком-то коридоре.

Но и здесь стены не пустовали.

Помимо всяких рекламных плакатов здесь оказались и исторические фотографии (например, эта называется «Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоановна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду, 1945 г.»),

и даже скульптуры, которым не нашлось места в основных залах музея ( «Александр III » работа М.М. Антокольского 1897 г.)

Поняв, что в коридоре смотреть больше нечего, мы вернулись в основные залы музея и попали на выставку работ А.И. Куинджи, одного из известных русских пейзажистов, ученика Айвазовского.

«Море. Крым» (1898 г.),

«Лунная ночь на Днепре»,

Насколько все это великолепно. Как говорится, на вкус и цвет — товарищей нет. У специалистов свое мнение, ну а у нас, как людей далеких от высоких материй — мнение несколько другое: если картина нравится — значит она хорошая, а выискивать в полотне мазки, нюансы настроения художника, его видение происходящего — это не для нас. Извините, если кого-то обидели.

Если верить плану — мы находимся в зале под номером 32.

Здесь задумчиво восседает «Спиноза» работы М.М. Антокольского.

Ну а мы попадаем «в плен» к В.Д. Поленову — одному из выдающихся художников-передвижников.

Центральное место в его экспозиции занимает картина «Христос и грешница» (1888 г.), в которой он отобразил сюжет из Евангелия.

Для того, чтобы все вышло реалистично Поленову пришлось посетить Сирию, Египет, Палестину.

Менее масштабные работы художника: «Больная» (1879 г.),

Государственный Русский музей

» И возвратился в Галилею в силе духа».

В следующем зале представлены работы Г.Г. Мясоедова — «яркого представителя русского реализма второй половины 19 века, основателя «Товарищества передвижных художественных выставок»» (цитата из Википедии)

Все верно. Чем не реалистична его картина «Страдная пора. Косцы» ?

Здесь же мы можем увидеть и работы К.А. Савицкого (картина «На войну» — отражает события, связанные с началом русско-турецкой войны 1877 г.),

и И.М. Прянишникова («Крестный ход»),

и К.Е. Маковского: (» Ночлежный дом» 1889 г.),

«Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.);

и Х.П. Платонова «Наймичка», и Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897 г.).

При переходе в другой корпус мы встречаем работы уже знакомого нам М.М. Антокольского «Ермак»,

и «Тигр и Синай» А.Л. Обера.

Из Михайловского дворца мы переходим в корпус Бенуа.

Смотрите так же:  Музей сказок ленинградская

В первом зале этого корпуса нас «поджидает» М.А. Врубель — » . один из гениальных творцов русского модерна, творчество которого отмечено высоким художественным мастерством и стремлением к созданию произведений большого стиля. По словам мастера, искусство должно «будить душу от мелочей будничного величавыми образами» (цитата из аннотации к его творчеству, размещенной в выставочном зале) .

После такого «инструктажа» самое время посмотреть и картины мастера.

Работа «Богатырь» (1898 г.).

Ценители искусства называют Врубеля таинственным гением живописи.

Его шедевр — «Утро».

«Атмосферой таинственности пропитана и его картина «Демон летящий». » (мнение специалистов. )

Повторюсь, мы не специалисты. Может быть в работах Врубеля все и таинственно, но нашу «душу от будничных мелочей» они почему-то не разбудили.

В следующем зале музея выставлены полотна М.В. Нестерова.

Прежде, чем приступить к их осмотру — знакомимся с мнением профессионалов.

«Михаил Нестеров создает образы большой духовной силы и значительности. Они насыщены тонким лиризмом, отрешены от земных забот, полны созерцательности и религиозного размышления. Художник показывает сложную духовную жизнь своих героев, богатство их интеллектуальных и нравственных возможностей, гармоничное взаимосуществование человека и природы. Определение «нестеровский пейзаж» — умиротворенный, тихий, нежно-зеленый — вошло в современный отечественный лексикон».

Посмотрим на все это взглядом обывателя.

Картина «Великий постриг» (1898 г.).

«Святая Русь» (1905 г.),

«Преподобный Сергий Радонежский» (1899 г.).

В данном случае, как ни странно, но наше мнение по-поводу творчества Нестерова почти что совпало со мнениями специалистов.

Зал №. Уже сбились со счета.

В общем в этом зале разместились произведения В.А. Серова.

«Крупнейший русский портретист В.А. Серов создал блистательную живописную галерею своих современников разнообразную по характерам и общественному положению. Во 2-ой половине 1880-х — 1890-х годов он пишет лирические созерцательные портреты с использованием приемов импрессионистического письма. Художник объективен и правдив в изображении, тщателен в выборе позы, жеста, поворота головы модели. «

Самое время во всем этом разобраться на практике.

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» (1902 г.),

«Портрет С.М. Боткиной, жены П.Д. Боткина» (1899 г.),

«Портрет княгини О.К. Орловой» (1911 г.)

А это уже работа из «другой оперы».

На наш взгляд, все-таки портреты у Серова выглядят более привлекательнее, чем работы другого жанра (по крайней мере если сравнивать с теми картинами, которые выставлены в Русском музее).

В следующем зале нам предоставляется возможность познакомиться с творчеством Бориса Кустодиева.

«Портрет Ф.И. Шаляпина» (1922 г.) (Эту работу художник делал уже будучи парализованным. Рисовал по частям, при этом холст ему наклоняли над креслом)

«Купчиха за чаем» (1918 г.).

«Балаганы» (1917 г.).

В работах Б.М. Кустодиева в большей части отображается своеобразие провинциальной жизни с ее знаменательными моментами: базарами, народными гуляниями, ярмарками и т.п.

Следующую пару залов (выставка работ Б.Д. Григорьева, И.И. Машкова) мы осмотрели достаточно быстро и бегло.

Конечно, когда количество осмотренных залов переваливает за седьмой десяток чувствуется некая усталость, утомленность, желание побыстрее все это закончить.

На наш взгляд и организаторы экспозиций, очевидно предусмотрев все эти человеческие факторы, тоже пошли навстречу посетителям музея: чем ближе к выходу, тем как бы это помягче и культурнее сказать. В общем картины становятся попроще в плане традиционного восприятия окружающей действительности.

Особенно из последних экспозиций нас от души порадовало направление в искусстве под названием «примитивизм».

Работники музея описывают это направление так: » вовлечение русского крестьянского искусства, городского фольклора в круг актуальных художественных традиций, глубокий интерес к искусству художников-самоучек было едва ли не повсеместным в 1910-е годы. Сознательное упрощение художественной формы не имело характера подражания, но было попыткой придать образам преображенной художником реальности ту ясность, простоту и одновременно смысловую емкость, которыми по природе своей было наделено народное искусство. «

А теперь посмотрим, как все это выглядит.

Например, серия картин М.Ф. Ларионова ( так он рисовал в молодости).

А вот его более поздний шедевр — «Венера». (Вы нас конечно извините, но при виде этого полотна из нас почему-то синхронно вырвался неприлично громкий смех. Хорошо, что посетителей было немного. ) Наверное специалисты от живописи при виде этой работы примут задумчивый вид, сделают умное выражение лица, после чего на протяжении нескольких десятков минут, используя профессиональный сленг, с упоением расскажут вам о том, что перед вами истинный шедевр.

На наш непросвещенный взгляд — в детском садике ребятишки нарисуют более красиво.

«Велосипедист» от Н.С. Гончаровой. (весь запутался в шелках, нитках и мыслях художника. )

Очередной шедевр. Неужели вы не догадались кто перед вами? Да это же «Портрет философа» работы Л.С. Попова. Чем-то напоминает «клетчатого» из фильма «Приключения принца Флоризеля».

Кажется «восторгаемся» в этом зале не только мы.

Ну а теперь нам предстоит с вами оценить самые грандиозные шедевры примитивизма. Хотя нет, это уже называется по другому — супрематизм (что означает в переводе на простой русский язык «раннее проявление абстрактного искусства новейшего времени»)

Мы стоим перед работами классика этого жанра К.С. Малевича. Картины «Черный круг» (1923 г.) , «Черный крест» (1923 г.) и «Белый радиатор» . (Извините, радиатор оказался настоящим. — смутила табличка, расположенная на нем, где указано, что его нельзя фотографировать со вспышкой).

Жаль, что здесь не представлен «Черный квадрат». Ведь как сказал Малевич: «Квадрат — зародыш всех возможностей. «

Спустя некоторое время в арсенале Малевича очевидно появились и цветные краски. В 1928 году он их уже начинает применять.

По крайней мере в картине «На жатву (Марфа и Ванька)» это уже проглядывается.

Кстати, в арсенале Малевича есть еще одна фраза: » Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное. » Так что относительно его «крутых» работ все элементарно — видишь предмет (например, квадрат, круг), а вот живописью и не «пахнет».

И наконец, великий теоретик нового искусства как-то заявил: «Искусство должно отрешаться от вчерашнего». Вот он (Малевич) и отрешился от настоящего искусства.

В этом же зале представлены и полотна в 3 D изображении.

«Орудия и продукты производства». Автор В.М. Стржеминский. Состав картины: доска, масло, гипсовая крошка, дерево, пробка, металл, эмаль.

В картинах, выставленных в этом зале уже можно отыскать зачатки реализма.

«Трое за столом» П.Н. Филонов (1914 г.).

«Живая голова» от того же автора . (кстати зря вы иронизируете .. П.Н. Филонов — основатель аналитического искусства. Трижды и безуспешно пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. )

Здесь мы можем познакомится с работами К.С. Петрова-Водкина.

«Фантазия» (1925 г.),

Далее мы попадаем в искусство 1920-х — 1930-х годов, которое «отразило политические и социальные перемены в обществе. Доминирующими становятся темы труда, спорта. Столь же актуален портрет, в котором образ современника приобретает собирательный характер. В своем стремлении воплотить в живописных полотнах идеалы нового времени художники широко обращаются к традициям монументального искусства — панно и фреске. «

Собирательный характер русской женщины того времени просматривается в картине «Женщина с ведрами» (В.В. Пакулин 1928 г.)

А вот и картина про спорт

и его поклонниц (А.Н. Самохвалов «Девушка в футболке» 1932 г.).

Весьма актуальное для той эпохи полотно «Военизированный комсомол» (А.Н. Самохвалов 1932 г.) (Теперь понятно откуда подобные вещи мы видим у китайских или корейских коллег)

Следующие залы — и новая временная эпоха в искусстве.

Известная картина А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942 г.)

Более «мирные» полотна:

«Полдень» А.А. Пластов 1961 г.,

«Утро» А.А. Мыльников 1972 г.,

«Фигляры» О.В. Булгаковой 1979 г.

«Сборщики» Я.И. Крестовского 1975 г.,

Весьма актуальная тема для конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века нашла свое отражение в картине А.А. Сундукова «Очередь» (1986 г.)

И снова попытка вернуться к примитивным вещам.

В.Н. Немухин «Интерьер №3. Диптих» (1997 г.)

«Точка в своем пространстве» Ф. Инфанте-Арана (1964 г.)

Ну и мы кажется дошли до нужной точки пространства Русского музея, которая называется выход.