Богородице-рождественский женский монастырь

Деревянный храм на месте нынешнего посёлка Горелки, освящённый в честь святителя Николая, существовал предположительно с XV века, возможно и ранее. Согласно Писцовым книгам 1587–1589 годов, в те времена в этих местах находилось село Окиншинское с церковью Рождества Богородицы (на месте прежней церкви свт. Николая) и деревня Горская, которая в начале XVII века называется уже «село Горельское, Горелки тож». К Горельскому приходу, помимо села, относились деревни Горельские Выселки, Ивановка, Алешня и Клюкова с населением 796 душ мужского и 857 женского пола. Село Окиншинское и деревня Горская, а впоследствии Горелки, принадлежали роду Ивашкиных. Служилые люди из этого рода в XVI–XVIII вв. были городскими воеводами, стряпчими, стольниками. В 1781 году помещик лейб-гвардии поручик Алексей Иванович Ивашкин на личные средства построил в Горелках каменный Богородице-Рождественский храм взамен старого деревянного, который в 1783 году был перевезен в другое имение Ивашкиных — Глухие Поляны. Помимо главного престола, в новой каменной церкви был еще один — во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Храм в Горелках освящён епископом Феодосием в 1783 году. Сын Алексея Ивановича Петр Алексеевич выстроил в 1803 году каменную ограду вокруг храма и две богадельни. В 1803 же году он отдал часть своей земли под кладбище, которое располагалось рядом с нынешним школьным садом, то есть на юг от храма. А в 1845 году отведен новый участок под кладбище, на восток от храма. После 1917 года Ивашкины лишились своих имений, званий, привилегий. Последний из горельских Ивашкиных, Николай Владимирович, несколько лет работал учителем в Горельской школе. Затем был вынужден перебраться в Тулу, где работал дворником на Тульском оружейном заводе. Умер он приблизительно в 1936 или 1937 году и похоронен в Горелках, в семейном склепе Ивашкиных, который располагается у северо-восточного угла современной церковной ограды.

В послевоенные годы церковь долгое время служила складом киноматериалов, затем была полностью заброшена. Жители посёлка растаскивали плиты художественного литья, покрывавшие пол храма, кирпичи, каменные плиты.

В 2000 году настоятелем храма назначен иеромонах Андроник (Поляков). 28 декабря того же года постановлением Священного синода приход преобразован в мужской монастырь с утверждением наместником обители иеромонаха Андроника. После расформирования в июле 2001 года Богородичного Щегловского женского монастыря часть его насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование Богородице-Рождественского монастыря из мужского в женский было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением настоятельницей монахини (впоследствии игумении) Амвросии (Соломатиной).

Наиболее известная святыня монастыря — местночтимая икона Божией Матери «Тихвинская». Это единственный образ из храма обители, сохранившийся у прихожан с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули её первоначальный облик. В 2019 году полностью завершена роспись стен храма и заменён иконостас центрального придела.

Службы в монастыре совершаются ежедневно: литургия в 8.00, вечернее богослужение в 16.00.

Деревянный храм на месте нынешнего посёлка Горелки, освящённый в честь святителя Николая, существовал предположительно с XV века, возможно и ранее. Согласно Писцовым книгам 1587–1589 годов, в те времена в этих местах находилось село Окиншинское с церковью Рождества Богородицы (на месте прежней церкви свт. Николая) и деревня Горская, которая в начале XVII века называется уже «село Горельское, Горелки тож». К Горельскому приходу, помимо села, относились деревни Горельские Выселки, Ивановка, Алешня и Клюкова с населением 796 душ мужского и 857 женского пола. Село Окиншинское и деревня Горская, а впоследствии Горелки, принадлежали роду Ивашкиных. Служилые люди из этого рода в XVI–XVIII вв. были городскими воеводами, стряпчими, стольниками. В 1781 году помещик лейб-гвардии поручик Алексей Иванович Ивашкин на личные средства построил в Горелках каменный Богородице-Рождественский храм взамен старого деревянного, который в 1783 году был перевезен в другое имение Ивашкиных — Глухие Поляны. Помимо главного престола, в новой каменной церкви был еще один — во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Храм в Горелках освящён епископом Феодосием в 1783 году. Сын Алексея Ивановича Петр Алексеевич выстроил в 1803 году каменную ограду вокруг храма и две богадельни. В 1803 же году он отдал часть своей земли под кладбище, которое располагалось рядом с нынешним школьным садом, то есть на юг от храма. А в 1845 году отведен новый участок под кладбище, на восток от храма. После 1917 года Ивашкины лишились своих имений, званий, привилегий. Последний из горельских Ивашкиных, Николай Владимирович, несколько лет работал учителем в Горельской школе. Затем был вынужден перебраться в Тулу, где работал дворником на Тульском оружейном заводе. Умер он приблизительно в 1936 или 1937 году и похоронен в Горелках, в семейном склепе Ивашкиных, который располагается у северо-восточного угла современной церковной ограды.

Смотрите так же:  О василий даниловский монастырь

Изначально в церкви было два престола: главный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в южном приделе — во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В клировой ведомости за 1916 год указывается второй боковой придел с престолом во имя великомученика Георгия Победоносца.

При храме имелась церковно-приходская школа. Реформа 1861 года вызвала нравственный подъем среди просвещенных людей. Не обошел он и Горелки. В сентябре 1861 года молодой священник Иван Васильевич Ясенецкий начинает обучение крестьянских детей. Сначала занятия проходят в его доме. Число учеников 7 человек. В октябре «училище» переведено в отделанную для этого церковную караулку. В сентябре учились уже 34 мальчика. Позднее школа эта была передана под покровительство земской управы. А в 1882 году И. В. Ясенецкий просит у Тульской епархии разрешения открыть школу для обучения девиц «закону Божию, чтению и счету». В 1883 году такая школа была открыта, и в ней начали обучение 30 девиц от 14 лет до 21 года.

До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года — иерей Дмитрий Глаголев, который после закрытия храма, будучи в сане протоиерея, был отправлен в ссылку и пропал без вести; его символическая могила находится на монастырском кладбище.

По постановлению поселкового Совета в 1939 году храм был закрыт. Иконы, сорванные со стен и иконостаса, некоторое время лежали в храме. Жительницы Горелок Мария и Екатерина Савельевы, мать и дочь, ночью пробрались в храм и спасли две иконы — Тихвинский образ Божией Матери и святителя Николая. Образ Николая Чудотворца был очень старый и быстро разрушился. Тихвинская икона Божией Матери сохранилась до наших дней. Остальные иконы на следующий день местные власти перевезли к мосту у источника и прибили ликами вверх к его доскам. Старожилы вспоминают, что многие люди обходили этот мост стороной, предпочитая перейти ручей вброд. Из богослужебных предметов Богородице-Рождественской церкви сохранился серебряный с позолотой напрестольный крест изящной работы с надписью: «1879 г. С. Горелки. О здравии Василия, Екатерины, Ефимия, Елизаветы и чад их Федора и Домны». Крест хранился в тульском Всехсвятском соборе.

В 1988 году к 1000-летию крещения Руси было решено возвратить Богородице-Рождественскую церковь верующим — первой из закрытых тульских храмов. Настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Гаджега. Здание требовало значительных восстановительных работ: кровля отсутствовала, купол рухнул, и в центре храма росла большая береза; стены и алтарная перегородка были разрушены, отсутствовали окна и двери. Рядом был построен небольшой дом, в котором разместился временный храм. Верующие принесли в церковь иконы. Передала приходу и спасённую Тихвинскую икону Божией Матери дочь Екатерины Савельевой Мариамна. Также прихожане нашли для колокольни два колокола, а третий отец Василий обнаружил в ДК Машзавода. Первое богослужение в воссозданной церкви состоялось на Пасху 1991 года. Также был восстановлен источник недалеко от храма.

Смотрите так же:  Москва свято данилов монастырь

В 2000 году настоятелем храма назначен иеромонах Андроник (Поляков). 28 декабря того же года постановлением Священного синода приход преобразован в мужской монастырь с утверждением наместником обители иеромонаха Андроника. После расформирования в июле 2001 года Богородичного Щегловского женского монастыря часть его насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование Богородице-Рождественского монастыря из мужского в женский было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением настоятельницей монахини (впоследствии игумении) Амвросии (Соломатиной).

В настоящее время в монастыре 9 насельниц: игумения, 1 схимонахиня, 6 монахинь, 1 инокиня. С 2008 года при обители существует детский приют, в котором проживают 12 девочек. В 2011 году для приюта было построено четырёхэтажное здание с домовой церковью в честь Тихвинской иконы Богородицы.

Престольные праздники обители: Рождество Богородицы (21 сентября, центральный придел), Собор преподобных Оптинских старцев (24 октября, северный придел), преподобномучениц Елисаветы и Варвары (18 июля, северный придел), святителя Алексия (2 июня, южный придел), Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля, домовый храм приюта).

  • Тел./факс: 8-(4912)-28-79-37.
  • В начале XVI — XVII веков был перестроен древний храм Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVII века в монастыре велось обширное строительство, предположительно зодчим Я. Г. Бухвостовым. Кроме трех существовавших до этого храмов (Покровского, Богородице-Рождественского и Алексеевского), были возведены новые — Духосошественский и Иоанно-Предтеченский. В 1694 — 1698 годах с восточной стороны построена высокая каменная крепостная стена с бойницами и угловыми башнями. В юго-восточной башне — часовня. В XVII веке на берегу реки Солотчи сооружен каменный одноэтажный настоятельский корпус, в 1690-х годах — братские кельи. При монастыре были устроены школа, иконописная мастерская, в которой учился известный рязанский художник-иконописец Н. В. Шумов.

    В 1960-х годах была произведена реставрация монастыря.

    К началу 2010-х годов восстановлены: храм Святого Духа, престольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, построен административный корпус с архиерейской трапезной, новые хозяйственные постройки.

  • Петра Афонского и Онуфрия Великого (реставрируется)
    Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря, 28 апреля 2012. Фотография с сайта sobory.ru
  • Рождества Иоанна Предтечи (подлежит реставрации)

  • Казанская икона Божией матери
  • икона прп. Амвросия Оптинского с мощевиком
  • Пахомий (упом. 1501 — упом. 1502)
  • Гурий (упом. 1556)
  • Аввакум (упом. 1567)
  • Алексий (упом. 1597)
  • Адриан (1598 — 1607)
  • Дионисий II (упом. 1622)
  • Макарий II (1630 — 1633)
  • Митрофан II (упом. март 1644)
  • Иосиф II (1650 — 1652)
  • Сергий (1652 — март 1659)
  • Дионисий III (1659 — 1662)
  • Павел (1681 — 1687)
  • Аркадий (9 мая 1729 — упом. 1732)
  • Алимпий (27 ноября 1741 — февраль 1745)
  • Иринарх (1781 — 1782)
  • Богородице-Рождественский собор Солотчинского монастыря. Фотография Григория Сидорова, 1 октября 2011, с сайта sobory.ru

    Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Солотча Рязанской епархии

    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Мужской монастырь был основан в 1390 году в сосновом бору на высоком берегу реки Старицы (старое русло реки Оки, ныне в 20 км севернее Рязани, около посёлка Солотча) великим князем Олегом Ивановичем Рязанским. Монастырь также был призван служить для защиты Переяславля Рязанского. Вначале святой благоверный князь Олег выстроил деревянный храм Рождества Богородицы, который сообщался с его теремом, а затем и кельи. Перед смертью Олег принял иноческий постриг с именем Ионы. Усыпальница святого благоверного князя Олега и его супруги княгини Евфросинии была устроена во второй половине XVIII века в склепе под соборным храмом Рождества Пресвятой Богородицы; ранее находилась в древнем каменном Покровском храме, который обрушился с частью обрыва в реку Солотчу в 1768 году.

      Современное состояние обители

      Монастырь возрожден как женский 26 ноября 1994 года.

      В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство). Действует библиотека. Приезжающим паломницам предлагается трапеза и ночлег. Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов.

    • Сошествия Святого Духа

      Рождества Пресвятой Богородицы, собор

    • честная глава святого благоверного князя Олега Рязанского, находится в Духосошественском храме
    • икона вмц. Варвары и прмц. Варвары с мощевиком
    • ковчег с мощами святых угодников Божьих
    • Ефрем I (упом. 1483)
    • Феодосий (упом. январь 1537)
    • Дионисий I (упом. 1547)
    • Хрисанф
    • Пимен (1577 — 1580)
    • Иосиф I (упом. 1584)
    • Кирилл (упом. 1700)
    • Исаакий (? — 1702)
    • Сергий (1703 — 1710)
    • Исаакий (упом. 1717 — 1723)
    • Давид (Данилевич) (сентябрь 1739 — 27 ноября 1741)
    • Ефрем II (1746 — 16 января 1754)
    • Ефрем II, 2 раз (6 сентября 1756 — 1763)
    • Феодосий (Михайловский) (1763 — 28 декабря 1763)
    • Парфений (1772 — 1780)
    • Иоанникий (Орловский) (июль 1782 — 1788)
    • Никандр (1788 — 1792)
    • Досифей III (не ранее октября 1802 — 1807)
    • Иероним (Алякринский) (2 апреля 1808 — 10 июля 1813)
    • Евтихиан (Лестев) (1834 — 1836)
    • Лаврентий (Росляйский) (1842 — 1845)
    • Афанасий (1845 — 1852)
    • Павел, 2-й раз (1852 — 1864)
    • Анимаиса (Данилова) (с 25-26 декабря 2013 [3])
    • СОЛОТЧИНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    • Адрес: Россия, 390021, Рязанская обл., Рязанский р-н, п. Солотча, пл. Монастырская, 1а.
    • Официальный сайт: http://srbgm.cerkov.ru
    • В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания частично разрушены, многие святыни погибли, остальные переданы в музеи (среди них — кольчуга святого благоверного князя Олега, весом 16 фунтов, ее он носил вместо вериг под монашеской одеждой 12 лет; передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).

      Духосошественский храм Солотчинской обители. Фотография Юрия Булкина, 17 мая 2008 года, с сайта sobory.ru

      13 июля 1990 года мощи святого благоверного князя Олега, находившиеся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, возвращены Русской Православной Церкви.

    • икона Божией матери «Отрада и Утешение»
    • Феодор (упом. около 1400)
    • Мартирий
    • Иларион около (1408) 1430.
    • Арсений
    • Антоний
    • Досифей I (1510 — 1512)
    • Тихон (упом. 1555)
    • Макарий I (упом. 1558)
    • Исаак (упом. 1570)
    • Вассиан (1572 — 1573)
    • Андроник (упом. 1589)
    • Митрофан I (? — 1613)
    • Трифон (1613 — 1621)
    • Протасий (февраль 1663 — 1680)
    • Игнатий (Шангин) (1687 — 21 ноября 1697)
    • Софроний (Лихуд) (1723 — 1729)
    • Иоасаф (1737 — 1739)
    • Досифей II (упом. 1739)
    • Феодосий II (1764 — 1772)
    • Антоний (22 мая 1792 — 1802)
    • Ириней (1813 — 1827)
    • Иларий (Иродионов) (1827 — 1834)
    • Павел (1836 — 1842)
    • Герасим (1865 — 1869)
    • .

  • Варвара (Самарина) (апрель 1994 — 25-26 декабря 2012 [1])
  • Related Post

    Монастырь агафон

    Николо-Тихонов монастырь в с. Тимирязево Епархиальный мужской монастырь Монастырь был основан в 1498 году и изначально назывался Николаевским — во имя святителя и чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное

    Шлиссельбург монастырь

    Шлиссельбург монастырь Крепость Орешек построена четвероугольником на острове, образуемом двумя рукавами Невы, при выходе ее из Ладожского озера. Основана в 1323 году внуком Александра Невского – стала свидетельством героизма русского

    Свято-андреевский мужской монастырь оренбургской области

    Свято-Андреевский мужской монастырь Оренбургская область, Саракташский район, село Андреевка Много в России храмов, церквей, соборов, монастырей. Большинство из них находятся в глубинке и люди из крупных городов не знают про