Меню

Богоявленско-анастасиин монастырь кострома расписание богослужений

Православный Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Костромская область, Город в границах 1917 года

Название: Богоявленский-Анастасиин женский монастырь
Тип постройки: Монастырь
Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26
Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: http://anastasiin.cerkov.ru/
Координаты: 57.772813, 40.923858
Тип: Женский
Статус: Действующий
Дата основания: 1426
Видео:
Современная принадлежность: РПЦ МП

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Современное состояние

В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.

Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.

Смотрите так же:  Вознесенский монастырь в пскове
  • Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
  • Собор Богоявления Господня
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • Колокольня
    • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
    • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
    • святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
    • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
    • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
    • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).
    • Престольные праздники

      19 января – Святое Богоявление,

      11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни

      Почитаемые праздники

      12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.);

      19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

      3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

      5 февраля – Собор Костромских святых;

      27 марта и 29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери;

      18 июля и 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского;

      10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

      28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.)

      От Ярославского вокзала Москвы доехать поездом или автобусом от автостанции у метро «Щелковская» до Костромы. Проезд по г. Костроме: троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

      Адрес

      156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

      Богослужения

      В храме совершаются ежедневно. Утреннее в 8 ч, в воскресные и праздничные дни – в 9 ч, вечернее – в 18 ч.

      Территория монастыря Костромы закрыта для посторонних: открыт только собор. В монастырских гостиницах принимают паломников.

      Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме и Феодоровская икона Богородицы

      С древних времён Кострома являлась одним из важнейших центров духовной жизни Руси. Именно здесь в XIII веке случилось явление всероссийски чтимой православной святыни: чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, молельного образа благоверного князя Александра Невского.

      В разное время на землях этой области находилось около 60 (!) православных монастырей. И все они были воздвигнуты ближайшими соратниками Сергия Радонежского и его учениками.

      Так и Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.

      В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.

      Первоначально монастырь этот был мужским. Долгое время все строения в нём были деревянными. И только лишь в 1559 году здесь началось строительство Богоявленского собора — первого каменного здания. Сейчас — это самое старое, сохранившееся до наших дней здание из камня.

      Большой денежный вклад в это строительство внёс брат правящего тогда Ивана Грозного: князь Владимир Старицкий. В 1569 году он приехал в монастырь, где его встретили как особо почётного гостя. Это стало поводом к клеветническому оговору князя перед царём.

      Настало тяжёлое для России Смутное время. Гражданская война, голод, стихийные бедствия, лжецари и русско-польская война — всё это волнами несчастий пронеслось над землёй русской и нанесло большой урон жителям монастыря и его храмам. Требовались большие работы по восстановлению: ведь, практически, в первозданном виде, ничто не сохранилось.

      Начались работы по восстановлению других храмов. Построили новый величественный собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Восстановлены ограждающие стены, построены удобные жилые корпуса для больных людей, которым тут же оказывали помощь.

      Открылись училище для девочек бедных родителей и фельдшерские курсы. Строительные работы шли полным ходом. Но такое положение сохранялось недолго.

      Сразу после свершившейся в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли. Но в Богоявленском соборе богослужения всё же продолжались.

      Через несколько лет закрыли и сам собор. В нём разместили областной архив, такой нужный местным властям. Постепенно всё приходило в упадок. В 1982 году сильный пожар, полыхнувший в Костроме, завершил разрушение построек и зданий.

      Второе рождение святой обители

      Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в наши дни является жемчужиной в архитектуре старинной Костромы и центром духовной жизни города.

      Вслед за Богоявленским собором стали возрождаться к жизни и другие, значимые для верующих, храмы.

      Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, также церковь Смоленской иконы Божией Матери с её удивительной иконой-фреской Богородицы, чудом пережившей все многочисленные пожары в монастырских стенах.

      Сохранилось здесь и трёхэтажное здание с великолепными наличниками на окнах. Это Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас здесь располагается духовная семинария города.

      Феодоровская икона Богородицы

      Согласно древним преданиям князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Эта икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы и стала его молельным образом. В августе 1263-го главная святыня Костромы чудесным образом явилась во владениях Василия Ярославовича, который был младшим братом князя Юрия Всеволодовича.

      Согласно легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. В нем горожане признали Феодора Стратилата, великого святого и мученика.

      Обретенную святыню жители города с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

      Перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. И искренняя, сердечная молитва никогда не остается без ответа.

      Пожалуй, трудно найти другой такой монастырь в России, где подобно Богоявленско-Анастасииному, хранится так много величайших христианских святынь. Это обусловлено богатым историческим и духовным наследием как самой обители, так и древнего города.

      В Кафедральном Соборе Анастасия-Богоявленского монастыря находится рака со святыми мощами Преподобного Тимона, старца Надеевского, издавна почитаемого на костромской земле. Ученик и духовный друг великого святого земли русской Преподобного Серафима Саровского, при жизни иеромонах Тимон был наделен прозорливостью, даром чудотворения и исцеления. Известны слова, которыми напутствовал саровский старец иеромонаха Тимона:

      «Сей, отец Тимон, сей, всюду. Сей данную тебе пшеницу. Все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

      Неподалеку от раки с мощами Преподобного Никиты находится святой образ его сродника и духовного учителя – Преподобного Сергия, игумена Радонежского. На иконе укреплен ковчег с частицей мощей Великого Старца, которую передал монастырю Святейший Патриарх Московский и Всея Руси – Алексей II.

      Икона Преподобного Серафима Саровского, что находится в монастыре, тоже мироточивая. А всего сегодня в Соборе мироточат 11 образов. Среди них икона Святителя Николая Чудотворца, равноапостольного князя Владимира, Казанская икона Божьей Матери.

      У этого чтимого списка Богородицы удивительная судьба. Святыню одной из костромских обителей, разрушенной в годы гонения на церковь, сохранила у себя одна христианка. Привернув лик Божьей Матери, она приспособила икону под стол, на котором резала овощи.

      Поэтому до наших дней Казанская икона Божьей Матери дошла изрубленной, но при этом хорошо сохранилась. И вот уже 13 лет на ней появляется святое и целебное миро!

      Чудесным образом источает благоуханный аромат мироточивый крест.

      В Богоявленско-Анастасиином Соборе находятся иконы с частицами мощей Святой Блаженной Матроны Московской и Преподобной Олимпиады Арзамасской, небесного покровителя Костромы Феодора Стратилата. А также почитаемой на костромской земле Преподобной мученицы Анастасии Римляныне, в честь которой освящен один из престолов Кафедрального Собора.

      На территорию монастыря посетителей не пускают. По крайней мере, когда мы оказались здесь в вечернее время, вход был закрыт. Но в Богоявленском соборе и часовне около него, открытых для гостей, есть многое, что заслуживает вашего внимания.

      Удивительно, но это действительно так, — в церкви источают приятный аромат, мироточат 11 икон!

      Как добраться, где находится

      • 17:00 — Вечерня и Утреня
      • Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».

        Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

        Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

        Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2019 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.

        Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!

        Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

        Поделитесь в комментариях, а в каких храмах и монастырях вам доводилось бывать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

        Расписание богослужений

        1 июля понедельник

        Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула. Боголюбской иконы Божией Матери.

        9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час.

        Ап. Иуды, брата Господня. Свт. Иова, патриарха Московского и всея России.

        9-й час, Вечерня, Утреня (Вел. славословие), 1-й час.

        Обретение мощей прп. Максима Грека.

        Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского.

        3,6-й Часы, Божественная Литургия, молебен, лития.

        Владимирской иконы Божией Матери.

        3,6-й Часы, Божественная Литургия, водосвятный молебен, панихида.

        7 июля воскресенье

        Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

        9-й Час, Всенощное бдение, 1-й Час. Архиерейское богослужение. Сестринский хор.

        8 июля понедельник

        Блгвв. кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев

        Тихвинской иконы Божией Матери.

        9-й час, Вечерня, Утреня (полиелей), 1-час.

        Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского.

        11 июля четверг

        Прп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

        12 июля пятница

        Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

        9-й Час, Всенощное бдение, 1-й Час. Архиерейское богослужение. Архиерейский хор.

        13 июля суббота

        Собор славных и всехвальных 12-ти Апостолов.

        14 июля воскресенье

        Бессребреников Космы и Дамиана Римских

        9-й Час, Всенощное бдение, 1-й Час. Архиерейский хор.

        Молебен с акафистом иконе Б. М. «Феодоровская».

        3,6-й Часы, Божественная Литургия, лития.

        15 июля понедельник

        Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

        16 июля вторник

        Мч.Иакинфа. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России,чудотворца.

        9-й час, Вечерня, Утреня (Вел. славословие), 1-час.

        Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и врача Евгения

        В самом центре России расположен провинциальный городок Кострома с построенной в нём православной святыней, которая носит весьма поэтическое название: Богоявленско-Анастасиин монастырь. История этой женской обители очень интересна, а временами и трагична…

        В том же году русский царь, отличавшийся своим гневным характером, приказал убить своего брата. Что и было сделано. Для иноков монастыря эта встреча тоже не прошла даром — многих казнили по приказу царя, который везде и во всём видел врагов и предателей.

        Разорение и первое возрождение храма

        Были построены новые церкви, возведены помещения для ритуальных служб.

        Однако, в середине XIX века обитель закрыли. И только лишь спустя 20 лет, в 1863 году решили соединить воедино 2 обители: требующий восстановления Богоявленский монастырь и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастырь, который находился рядом. Обитель Анастасии была когда-то основана дочерью Дмитрия Донского, князя Московского.

        В начале 1864 года прошла служба в единственной уцелевшей на тот момент церкви Смоленской иконы Богородицы. С этого самого момента возрождённую обитель стали называть Богоявленско-Анастасииным монастырём, и уже женским.

        Лишь в 1991 году, перед проведением Собора Костромских святых, впервые после 1925 года в Богоявленско-Анастасиином соборе прошла церковная служба. А через несколько месяцев крестным ходом с участием большого числа людей в собор торжественно внесли Феодоровскую икону Божией Матери — выдающуюся костромскую святыню.

        Именно ей, этой исторически значимой, чудотворной иконой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — шестнадцатилетний Михаил.

        Святыни женского монастыря в Костроме

        В крипте, под клетью забора освящен храм во имя Преподобного Никиты Костромского, Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты.

        Также возрождены и открыты для верующих Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен.

        Весь путь, пройденный Костромой за прошедшие века, тесно связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Одна из известнейших российских святынь и главная святыня Костромы находится в Богоявленско-Анастасиином Соборе.

        В 1613 году призвали на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Это торжественное событие провели перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего икона Богородицы стала особо почитаться среди представителей дома Романовых.

        Уже стало традицией, что в день празднования Чудотворного образа 29 августа, жители Костромы ежегодно совершают крестный ход по улицам города. Многочисленные представители духовенства, православные костромчане, а также многочисленные паломники с молитвенным пением несут перед собой икону Феодоровской Божией Матери.

        Предание гласит, что чудотворный образ написан рукой святого апостола и евангелиста Луки. Считается, что Феодоровская икона Пресвятой Богоматери имеет чудотворные свойства. Ее еще можно назвать семейной, так как она покровительствует всему, что связано с семейным благополучием: помогает при рождении и воспитании детей.

        В местных храмах хранятся многие святыни православной веры: мощи преподобных Тимона и Никиты Костромского, основателя монастыря и Небесного покровителя Костромы.

        Свой монашеский путь Преподобный Никита начал в Троице-Сергиевой Лавре, под духовным наставничеством Преподобного Сергия Радонежского. По благословению своего наставника 19 лет он был игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря. Затем 7 лет управлял Боровским Высоцким монастырем, где духовно взрастил великого святого русской земли Пафнутия Боровского.

        В уникальном кресте-мощевике тщательно сохраняются мощи ещё 278 святых. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой.

        Также особо почитается раритетный складень-мощевик с частицами Ризы Господней, Ризы Богородицы и Её пояса.

        Именно этой иконе суждено было стать первой мироточивой в стенах Богоявленско-Анастасииной обители. Это случилось 17 июля 2000 года в канун дня памяти Святого. Миро истекало из благословляющих пальцев Преподобного Сергия Радонежского. С тех пор мироточение этой иконы повторяется и по сей день.

        Большинство икон, находящихся в Соборе, относятся к XVII веку. Многие возвращены церкви из богатых музейных фондов Костромы или привезены со святых мест в дар и утешение костромскому народу. В их числе древняя чудотворная Иверская икона Божьей Матери и образ Великомученика Пантелеймона, известного способностью исцелять людей от недугов. Обе святыни ранее пребывали на Афоне.

        Тесная связь с историей России

        Хотите почувствовать аромат веков? Побывайте здесь! Это историческое место, где хочется просто постоять, послушать тишину и открыть себя в себе.

      • 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
      • Координаты: 57.77295, 40.92429.

        Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь

        Официальный приходской сайт

        Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

        Святыни монастыря:
        — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
        — чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
        — святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
        — святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
        — крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
        — складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

        Храмы монастыря:
        1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
        2. Собор Богоявления Господня
        3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
        4. Колокольня

        Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

        История:
        Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским — по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

        В 1764 г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывшем Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского.

        Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны — в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250. В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский мужской монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским.

        В ходе возрождения бывшего Богоявленского монастыря большая часть инокинь была переведена в него, а бывший Анастасиин монастырь, который после объединения стали называть «старый монастырь», игуменья Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. Дух.Училища оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

        К 1917 г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы.
        В начале 1919 г. обитель закрыли, на территории старого монастыря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница — игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.

        Смотрите так же:  Часы приема в покровском монастыре