Меню

Батарейная бухта как доехать

Вечер воскресенья я с другом решили посвятить осмотру одного интересного, заброшенного, военного объекта — базы заправки подводных лодок проекта 615 (про лодки в википедии). Сама 615 серия подлодок оказалась не очень удачной, они были очень пожароопасными. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «Зажигалка».
Лодки выпускались с 1953 по 1959 года. В это же время была построена база для их заправки на берегу Финского залива, в бухте Батарейная. Скорее всего с завершением эксплуатации лодок проекта 615 ее закрыли. Сейчас она представляет собой достаточно жалкое зрелище. Оборудование демонтировано и разворовано, строения потихоньку приходят в запустение.

Выехав из города мы поехали по шоссе в сторону Соснового бора. Некоторое волнение присутствовало по поводу КПП в Лебяжьем. Оно ограждает Сосновый бор, со стоящей там ЛАЭС от ненужных гостей. Когда мы доехали до КПП оказалось, что проблем с проездом там нет, поток машин следовал через него не останавливаясь. В самом Лебяжьем мы свернули с основной трассы и поехали по дороге вдоль Финского залива. Ее дорожное покрытие оставляло желать лучшего, но зато можно было увидеть красивые и интересные места. В одном из мест дорога выходила вплотную к заливу на высоте 20 метров над уровнем воды. Виды там отличные.

Через какое-то время дорога вывела нас к какому-то действующему военному объекту. Как говорит интернет это склад боеприпасов ВМФ. Он огорожен двумя рядами колючей проволоки, возможно оснащенными датчиками движения. Дорогу отделяет от колючки 15-20 метровая песчаная полоса.

Далее мы свернули с дороги и поехали по песчаной полосе. Вскоре показалась заброшенная станция Краснофлотск. Раньше тут ходили электрички, но с 2011 года их отменили. Ветка потихоньку разваливается и зарастает.

Немного проигнорировав знаки «Проезд запрещен» мы поехали по песчаной полосе до ближайшего леса, откуда шла лесная дорога до поселка «Черная Лахта». Там мы вернулись на нормальное шоссе, чтобы быстрее попасть к нашей цели.

Вскоре мы были около базы. Чтобы долго не идти мы заехали в лес максимально далеко, рискуя завязнуть в песках. Перед нами предстал разрушенный забор, который раньше ограждал заправку для подлодок.

Проникнув на территорию мы отправились на побережье залива, там находится пирс, к которому должны были подплывать подлодки. После 5 минут лесной прогулки мы увидали просвет между деревьев, и вскоре вышли на берег.

Разумеется, мы направились изучать пирс. Когда мы дошли до него, стало ясно, что он находится в плачевном состоянии. По разрушенной каменной кладке мы добрались до металлического пролета и проползли по нему. Следующие за ним железные конструкции мы решили не покорять, так как они выглядели очень ненадежно.

Побродив по пирсу мы вернулись к его основанию, там стояло какое-то строение.

С виду двухэтажное строение оказалось трехэтажным. С задней стороны мы нашли лестницу, которая вела в подземный коридор и комнату. К сожалению, там была кромешная тьма, и мы там практически ничего не увидели.

После блужданий в темноте, мы отправились в сторону, противоположную от берега, и вскоре наткнулись на подземное хранилище топлива.

Войдя в одну из входных дверей, мы обнаружили еще одну дверь, расположенную посередине. Она вела в двухэтажное помещение, из которого можно было попасть в один из четырех залов, где стояли цистерны с топливом. Похожее сооружение находилось в 50 метрах отсюда и, как говорят, они оба соединены тоннелем. Разумеется, там очень темно, и фотографии не получаются.

Выйдя из подземелья мы направились в сторону машины, и по пути наткнулись на здание вокзала. Железнодорожные пути к слову все демонтированы и увезены в неизвестном направлении.

Пошатавшись по вокзалу и не найдя ничего интересного мы пришли к машине. Оказалось в 20 метрах от нее, находится действующий военный объект — центр связи. Там стоит дом, вышка с антеннами и грузовик, который из-за маскировки мы не сразу заметили.

Когда мы начали выезжать, случилась проблемка. Машина завязла в песке, пришлось поработать лопатой.

Перед поездкой домой была мысль залезть на заброшенную вышку около метеостанции на берегу залива, но туда было неудобно добираться пешком, и это дело мы отложили.

Напоследок, заехали посмотреть на расположенное рядом Горавалдайское озеро. Оно достаточно большое и красивое.

Пляжи южного побережья Финского залива

Ю жное побережье Финского залива уникально по многим причинам. Практически полностью оно входит в состав различных особо охраняемых природных территорий. Местами глубоко вдаваясь в сушу, залив образует многочисленные бухты, спрятанные от путешественников лесными массивами. Вокруг – масса действующих и заброшенных военных объектов вперемешку с остатками усадебных построек. Вдоль всего побережья тянется знаменитый литориновый уступ.

Но помимо всего этого южное побережье предоставляет отличные возможности для любителей водных и солнечных ванн. Будучи менее раскрученным и более труднодоступным (еще недавно в некоторые места можно было попасть, только предъявив соответствующий пропуск), многие пляжи южного побережья отличаются меньшей посещаемостью и большим природным разнообразием: далеко не везде нужно лежать бок о бок с соседом и идти сотни метров, чтобы ноги перестали чувствовать дно.

Сразу стоит отметить, что для поиска места для комфортного пляжного отдыха стоит ориентироваться на побережье залива, лежащее за пределами дамбы. Вода там, как правило, чище, а побережье становится более натуральным, не адаптированным к городской черте.

Итак, двигаясь по береговой дороге из Петербурга, мы проезжаем автомобильную развязку КАД с Краснофлотским шоссе и практически сразу же попадаем на территорию Государственного природного заказника «Лебяжий». В целом этот участок побережья вплоть до Лебяжьего больше подходит для любителей пикников, нежели для взыскательных купальщиков: залив на этом участке достаточно мелок, берега местами заросли травой.

Первым крупным населенным пунктом, встретившимся на нашем пути, станет Большая Ижора, где примерно в середине поселка дорожка к жилым домам выведет вас к местному пляжу. Место достаточно цивильное, с оборудованными раздевалками, площадками для любителей пляжных видов спорта. Пляж используется в основном местными жителями и жителями близлежащих населенных пунктов.

Пляж у Большой Ижоры

Далее вплоть до Лебяжьего дорога идет практически вдоль побережья и в хорошие дни сплошь уставлена автомашинами, однако для купания этот участок не слишком подходит ввиду большого количества приезжих, да и берег здесь почти везде зарос травой, не говоря уже о мелководье. Первый по настоящему большой пляж располагается вдоль поселения Лебяжье, захватывая отчасти и соседнюю Красную Горку. Литориновый уступ здесь поднимается высоко, достигая своего максимума у форта Красная Горка. Пляж достаточно широк; спуски к нему оформлены в виде небольших дорожек между частными домами. Здесь же располагается Парк Поляна Бианки, созданн ый местными жителями в память о замечательном писателе.

Пляж в Лебяжьем

Вообще же Лебяжье – место историческое благодаря Лоцманскому селению и многочисленным военным объектам, разбросанным по округе. Здесь же до сих пор находится действующая воинская часть. По соседству располагается знаменитый форт «Красная Горка». В общем, поездку на пляж можно совместить с осмотром легендарных фортификационных объектов.

Береговой обрыв у Краснофлотска имеет самую большую высоту на южном побережье – более 20 метров

После Лебяжьего береговая дорога несколько отходит от берега, лишенного комфортных пляжей. Лишь несколько небольших турбаз гнездятся вдоль побережья, практически полностью отгороженного от дороги густым лесом. Любителям военной истории настоятельно рекомендуется посетить мыс Серая Лошадь, где до сих пор сохранились остатки береговой батареи, берущей свои корни еще со времен организации «морской крепости императора Петра Великого» в ходе Первой Мировой войны.

Береговая полоса у мыса Серая лошадь вряд ли вдохновит купальщиков, но будет весьма интересна любителям военной истории

Ну а любители пляжного отдыха едут чуть дальше, в деревню Шепелево. В самой деревне есть небольшая пляжная полоса, однако настоящая жемчужина побережья прячется чуть дальше. В конце деревни сразу за Братской могилой моряков и летчиков-балтийцев грунтовая дорога справа уводит нас в лес, который отделяет береговую дорогу от оконечности полуострова Горавалдай. Желающие могут практически вплотную осмотреть Шепелевский маяк на самой оконечности полуострова и полюбоваться видом на бухту Графская Лахта.

Шепелевский маяк на полуострове Горавалдай

Вид на бухту Графская Лахта с запада на восток

Другая же грунтовка, отклоняющаяся влево, приводит нас к небольшой бухте известной далеко за пределами близлежащих мест. Это – знаменитая бухта Батарейная, известная своими изумительными белыми песками, защищенностью от ветров и хорошей глубиной. Последнее обстоятельство давно было подмечено в ходе многочисленных военных рекогносцировок, что и предопределило размещение здесь военных объектов. Напоминанием тому служат выдвинутый в море пирс, служивший для заправки экспериментальных подводных лодок , а также остатки военных сооружений на берегу и насыпь от разобранной железной дороги. Сама же бухта скорее производит впечатление берега южного моря нежели бухты северного залива. Место пользуется популярностью как у рыбаков, так и любителей пляжного отдыха.

Белые пески пляжа Батарейной бухты

Вид на западную часть Батарейной бухты

Остатки военного пирса в Батарейной бухте

Границей бухты с запада служит мыс Каменный, за которым расположился пляж деревни Кандикюля. Глубины здесь помельче, чем в соседней Батарейной бухте, но зато чище и меньше посетителей.

Мыс Каменный разделяет кандикюльский пляж от Батарейной бухты

Проехав деревню Кандикюля, дорога вновь начинает идти практически вдоль самого берега залива, параллельно которой на несколько километров тянется Липовский пляж – пожалуй, самое известно место пляжного отдыха на южном побережье Финского залива. В хорошую погоду здесь можно наблюдать вереницы припаркованных машин, но за счет большой протяженности пляжа ощущения скученности, обычно, не возникает. Вода здесь чистая и прозрачная, и имеет обыкновение хорошо прогреваться. Въезд на автомобилях на пляж запрещен, да это и не нужно: от дороги до пляжа нужно пройти всего сотню метров. Липовский пляж пользуется заслуженной популярностью как у жителей близлежащих населенных пунктов, так и петербуржцев. Практически сразу же Липовский пляж соединяется с небольшим пляжем близ деревни Ручьи, отличающимся несколько большей глубиной и обладающий достоинствами своего соседа.

Смотрите так же:  Отзывы об отдыхе в голубой бухте

Вода залива на Липовском пляже отличается чистотой

Раскинувшийся на несколько километров Липовский пляж пользуется заслуженной популярностью далеко за пределами Соснового Бора

Следующий протяженный пляж ожидает путешественников уже в Сосновом Бору. Это городской пляж с хорошим чистым песком, а в качестве дополнительного бонуса для посетителей открывается великолепный вид на местную АЭС. Сосновоборский пляж подводит промежуточную черту под вереницей красивых и удобных мест для отдыха, начавшихся с Лебяжьего.

С городского пляжа в Сосновом Бору открываются необычные виды

Далее берег залива принимает несколько иные черты, отличаясь меньшей доступностью, густыми лесными массивами, мелководьем, большим скоплением валунов и отсутствием протяженных песчаных полос. Небольшие локальные пляжи, носящие «диковатый характер», можно увидеть в Перново, Систа-Палкино, в восточной части бухты Пейпия на мысе Дубовском, в Старом Гарколово у мыса Неннисари. В целом можно сказать, что эти места пользуются куда большей популярностью у любителей пикников и рыбной ловли, нежели морских и солнечных ванн.

Обильная растительность на мысе Дубовском не мешает лицезреть сооружения Сосновоборской атомной станции

Каменистый берег залива вполне пригоден для рыбаков, но не для пляжников…

Вид на береговую линию восточнее мыса Липуниэми

Побережье Финского залива западнее мыса Неннисари

Большая часть прибрежных вод западнее Соснового Бора с избытком насыщена валунами

Небольшой песчаный пляж в районе деревни Старое Гарколово

Относительно протяженный песчаный пляж можно найти напротив урочища Криворучье, где путешественников встречает теплая вода, чистый песок и… мусор в близлежащем лесу. Криворучье известно тем, что здесь в 1708 году русские войска под командованием Апраксина учинили разгром шведским войскам генерала Либекера, причем битва шла прямо на побережье и в примыкающем лесу. К сожалению, никаких памятных знаком на месте сражения сегодня нет, хотя побродив по примыкающему к пляжу лесному массиву можно поискать остатки фундаментов построек бывшей финской деревни Криворучье, попавшей в 30-е г.г. в зону расселения и окончательно исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны.

Миновав мыс Колгампя, дорога начинает двигаться вдоль восточного берега Лужской губы. Несмотря на целый ряд населенных пунктов и большие глубины (не случайно издавна эти места были признаны лучшими на заливе для портостроения), больших пляжей здесь нет, зато масса исторических мест для посещения: остатки ВМБ «Ручьи», Сойкинская святыня, Музей ижорской культуры в Вистино. Эти места вызовут неподдельный интерес для любителей истории, но не отличаются разнообразием для пляжного отдыха.

Вся юго-восточная и южная часть Лужской губы отведена под Федеральный морской порт Усть-Луга, однако желающим искупаться в Лужской губе не стоит отчаиваться – такая возможность есть. Для этого нужно пересечь реку Лугу по автомобильному мосту и попасть на территорию Кургальского полуострова. Этот удивительный уголок природы хранит немало интересных тайн: его посещение, несомненно, станет запоминающимся событием. Практически сразу же после съезда с моста слева остается старинная финская деревня Выбье, далее следует переезд еще один по одному мосту – на этот раз через речку Выбья, после чего уходящая вправо грунтовая дорога довольно быстро выводит нас на пляж. Место пользуется большой популярностью среди жителей Кингисеппского района и дачников, поэтому уединенным его назвать нельзя. В то же время в дополнении к великолепной природе отдыхающие могут полюбоваться панорамой усть-лужского морского порта и наблюдать за бороздящими воды Лужской губы кораблями.

Юго-Восточная часть Лужской губы находится во власти усть-лужского морского порта

Пляж на Кургальском полуострове близ устья реки Выбья

Как известно, Кургальский полуостров разделяет воды Лужской губы и Нарвского залива. Именно берега последнего можно признать прекрасным местом для пляжного отдыха. Вначале, проехав по знаменитой «ворошиловской брусчатке», составлявшей некогда комплекс военных дорог «Кургальское кольцо», можно сделать остановку в деревне Тисколово и посетить известный далеко за пределами здешних мест пляж из белых песков. Несмотря на удаленность от других населенных пунктов, в хорошую погоду здесь трудно припарковать автомобиль вдоль береговой линии. Попутно отметим, что небольшой пляж поскромнее есть и в соседней деревне – Конново.

Белые пески Тисколовского пляжа известны далеко за пределами Кургальского полуострова

Пляж в Тисколово

Пляж в деревне Конново

Ну а тех, кого не смущает расстояние, и кто запасся пропуском в пограничную зону, ждет настоящая награда – расположенный на территории Кургальского заказника, многокилометровый пляж с изумительным белым песком, протянувшийся вдоль Нарвского залива от деревни Струпово до самого устья реки Наровы. Огромная территория, чистая вода, сказочный сосновый бор и небольшое количество посетителей – все это делает отдых на местном побережье настоящим удовольствием.

Выезд на пляж Нарвского залива неподалеку от деревни Саркюля

Полное ощущение моря…

Белые пески раскинулись на несколько километров в заповедной зоне

… и никого вокруг

Воды Нарвского залива манят к себе любителей отдыха

По соседству находится и немало интересных объектов – множество ДОТов и ЛОТов, входивших в Усть-Лужскую укреппозицию, а позднее – в состав Кингисеппского укрепрайона. В ближайшем крупном населенном пункте – деревни Большое Куземкино – можно также осмотреть сохранившуюся лютеранскую кирху, построенную еще в 19 веке. Словом, уникальная природа и большое количество водных объектов позволяют здесь каждому найти занятие на свой вкус, начиная от пляжного отдыха и заканчивая велосипедным, водным и пешеходным туризмом или изучением военной фортификации. Настоящий райский уголок природы!

Устье Наровы. Совсем рядом – эстонский берег

Этот материал не претендует на абсолютную полноту. Его задача – показать еще одну сторону южного берега Финского залива, и те возможности для отдыха, которое оно предоставляет. Мы надеемся, что это будет стимулировать у читателей более глубокое знакомство с указанными местами, и поможет понять, сколь богата и разнообразна в природном и историческом плане небольшая полоса, протянувшаяся вдоль южного побережья Финского залива.

nord_ursus

Записки северного медведя

Погуляв по городу Сосновый Бор, я отправился посетить ещё два интересных места недалеко от него — деревни Шепелёво и Гора-Валдай, а также полуостров Каравалдай со стоящим на нём Шепелёвским маяком — это довольно известная достопримечательность. С этой целью я на улице Ленинградской в Сосновом Бору сел на автобус, идущий в Питер. И по довольно извилистой дороге доехал 14 километров до Шепелёво.

Собственно, маяк на Каравалдайском полуострове и был моей первой целью. И если ехать со стороны Соснового Бора, то поворот к нему находится раньше Шепелёво, но автобусной остановки там нет, поэтому пришлось проехать на автобусе лишние семьсот метров и идти обратно.

2. Шепелёво запомнилось мне примерно таким. Главная улица Ветеранов — часть шоссе Петербург — Сосновый Бор.

3. В общем-то, внешне довольно обычная деревня. Дома вдоль дороги, многие из которых явно принадлежат петербургским и сосновоборским дачникам. О близости водоёмов здесь так просто не догадаешься, хотя Шепелёво находится на узком перешейке между Финским заливом и озером Горовалдайским.

Когда-то Шепелёво было частью деревни Гора-Валдай (или Каравалдай, как она раньше называлась), что в четырёх километрах к востоку. Название Шепелёво появилось в 18 веке, когда деревня была пожалована в имение генерал-майору Степану Шепелёву. До революции деревню населяли в основном ингерманландские финны и ижора. Возможно, люди с ижорскими корнями тут ещё есть. В советское время в Шепелёво был рыбокомбинат, но сейчас он не действует.

5. Клубничная автобусная остановка:

6. К западу от деревни стот мемориал погибшим в этих местах морякам Краснознамённого Балтийского флота.

7. И именно рядом с ним находится поворот на Каравалдайский полуостров. В лес ныряет неприметная дорожка. И по ней надо пройти километр с небольшим до берега Финского залива.

8. Дойдя дотуда, я обнаружил популярность этого места. День был выходной, поэтому и подъезды к берегу были обильно заставлены машинами, и народу на пляже было много.

9. Выхожу на пляж. Как и в Сосновом Бору, здесь мелководно, и берега заросшие. Это восточный берег полуострова, и бухта Графская Лахта.

10. Местами мелькают рыбацкие лодки. Это неотъемлемая часть пейзажа этих мест.

11. У воды всё время пахнет водорослями.

12. Вид на Финский залив. Вдалеке виден противоположный берег, до которого около двадцати километров.

13. Можно понаблюдать за довольно активным судоходством по заливу. Вот, например, какой-то порожний сухогруз идёт.

14. С помощью зума на фотоаппарате можно увидеть и больше. Вот и контейнеровоз какой-то виден. Часть судов идёт из Петербурга, а часть из Бронки, что недалеко от Ломоносова.

16. И главная местная достопримечательность — это Шепелёвский маяк на оконечности полуострова. Он построен в 1910 году, и основная часть его деталей изготовлена во Франции. Во время войны от него начиналась ледовая дорога на остров Сескар.

17. По верхушке видно, что маяк дореволюционной постройки.

18. А рядом есть ещё вот такая вышка. Это наблюдательный пункт, принадлежавший, вроде как, пограничникам. Но сейчас вышка заброшена, и на неё можно залезть ради интересных видов. Но делать это нужно аккуратно, особенно с учётом того, что дощатые настилы там сохранились не везде.

19. Вот я и залез на самый верх. Здесь довольно сильно дует ветер, что в жаркий день было весьма кстати.

20. Снова видим маяк, который примерно одной высоты с этой вышкой (правда, он стоит ниже, так что высота самой конструкции побольше).

21. Рядом с маяком стоит и более высокое сооружение. Это башня радиолокатора, служащая судоходству по Финскому заливу.

22. А вдали расстилается балтийская синева. Противоположный берег сливается с морем и небом. Кстати, до Советско-финской войны тот берег был в составе Финляндии.

23. Снимаю ультразумом другой берег. Предполагаю, что в кадре виден посёлок Пески, что по пути из Зеленогорска в Приморск. Можно даже различить сами пески, то есть пляж.

Смотрите так же:  Бухта лукина в приморском крае

24. А так с вышки выглядит западная сторона полуострова. Там находится бухта Батарейная.

25. В ней видны остатки заброшенного пирса:

26. Взглянем теперь в материковую сторону, то есть откуда я пришёл. Тут лес, какие-то болота. Я надеялся, что с вышки будет видно Горовалдайское озеро, но нет — его скрывают деревья.

27. Посмотрев в сторону Соснового Бора, видим вдали градирни ЛАЭС-2, до которых 17 километров по прямой. Кстати, внимательные люди могли увидеть их двумя кадрами выше.

28. А на востоке видна Троицкая церковь в посёлке Гора-Валдай (4 с половиной километра), куда мне теперь предстоит направиться.

29. Поэтому — спускаюсь с вышки и, немного отдохнув у берега, уже знакомой дорогой возвращаюсь в Шепелёво.

30. Никто домик в Шепелёво не хочет купить?

31. Миновав Шепелёво, выхожу к берегу Горовалдайского озера, которое огибает дорога.

32. Озеро очень живописное и, вроде как, рыбное и довольно глубокое. Сколько-то миллионов лет назад оно было бухтой Финского залива, но постепенно отделилось от него. Но по-прежнему имеет сток в залив в виде ручья, протекающего через Шепелёво (но он весьма неприметный, и я его даже не заснял).

33. Такой почти что уголок Карельского перешейка на юго-западе Ленобласти.

34. Идём дальше. Озеро скрывается из вида, и дорога идёт среди леса. Уже наступает вечер.

35. Ну а вскоре начинается посёлок Гора-Валдай (официально — деревня, но фактически гораздо логичнее назвать его посёлком). Официально это название пишется через дефис, но на въездном знаке раздельно.

Странноватое название посёлка навевает ассоциации с городом Валдай в Новгородской области. Но на деле он к нему не имеет отношения, хотя оба названия происходят от одного и того же финно-угорского слова. Гора-Валдай или, в прошлом, Каравалдай — это видоизменённое финское название Harjavalta, обозначающее «волость на возвышенности». Интересно, что слово Harja — «возвышенность», перешло в «гора», но это лишь совпадение. Ещё интереснее, что и в русском, и в финском «волость» и «власть» — по сути, одно и то же слово (на современном финском Valtio — «государство»). Кстати, у названия этой деревни были и другие варианты. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины вообще как Варьевалда. А в шведских источниках 17 века она фигурирует как Hariuvala. Как и в Шепелёво, основную часть жителей деревни составляли ижорцы и ингерманландцы.

36. Дорога идёт не сквозь посёлок, а по его краю. При этом посёлок отделён от дороги забором. Чуть ниже мы узнаем почему.

37. Водонапорка напротив:

38. Наконец, поворачиваем в посёлок (это вид спиной к нему, лицом к шоссе). На въезде в него стоит заброшенная будка бывшего КПП. Дело в том, что в советские времена Гора-Валдай был военным городком при располагавшейся здесь авиабазе. Поэтому и забор до сих пор стоит. Но в 90-е годы авиабазу расформировали, и теперь посёлок открыт для всех.

Авиабаза в Гора-Валдае появилась в начале 1930-х, и во время войны, оставаясь на территории, не захваченной врагом, сыграла значительную роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма, включая поддержку Балтийского флота с воздуха. В наше время база сохранилась в заброшенном виде к юго-западу от посёлка, и её можно посетить, но я уже успел сильно устать за день, и не пошёл туда.

39. Заходим в посёлок. Есть деревянные двухэтажки.

40. И есть характерные пятиэтажки серии 4570, по которым безошибочно опознаётся военный городок.

41. Встречаются и такие ракурсы:

42. Но есть тут напоминания о более давней истории Гора-Валдая. Вот это Свято-Троицкая церковь, вид на которую издалека я уже показывал. Построена в 1899 году по проекту архитектора Василия Косякова (который построил Морской собор в Кронштадте и ещё ряд храмов Петербурга).

А чуть дальше находится усадьба Алютино, построенная в 1820-е годы. Владел ей действительный статский советник Дмитрий Добржанский. Но, к сожалению, до наших дней усадьба дошла в виде руин и зарослей.

45. Единственное нормально сохранившееся усадебное здание. Впрочем, как знать. Может быть, и до всего комплекса построек когда-нибудь дойдёт реставрация.

46. А ещё среди густых древесных крон здесь есть довольно неожиданный памятник Ленину. Между прочим, недавно его отремонтировали, а до этого у него был отбит нос, а сам монумент был выкрашен в какую-то совершенно дикую цветовую гамму. Увидеть это можно, например, в конце вот этого поста. Даже жаль, что я не застал этот памятник в таком виде.

На этом моя поездка одного дня подходила к концу. От руин усадьбы я повернул назад к шоссе, чтобы сесть там на автобус до Питера. По пути зашёл в поселковый магазин купить воды.

47. Вплотную к Гора-Валдаю примыкает живописный сосновый лес.

48. И если в Шепелёво остановка клубничная, то здесь. мухоморная. Интересно, что бы это значило?

49. А рядом с остановкой даже сделали стенд на тему истории посёлка, со старой картой. Очень хорошая идея.

Ну и вскоре подъехал уже знакомый мне 401-й автобус Сосновый Бор — метро «Автово», на котором я и поехал назад в Питер. По пути сгустились тучи, и после Петергофа с неба обрушился прямо-таки тропический ливень, который к моменту приезда в город не закончился. Под ним я успел неплохо намокнуть даже за 30 секунд перебежки от автобуса до метро. А на моей Чёрной речке по приезду всё было сухо. Так и завершилась эта однодневная поездка в область.

Шепелевский маяк и Форт Красная горка.

Кто не любит маяки? Думаю, таких можно по пальцам сосчитать, если вообще найдутся. Я очень люблю! Маяки – это романтично! В воображении сразу возникают море, волны, ветер, парусник, возможно, красивый остров, приключения… Продолжите список сами ??

В Ленинградской области есть несколько маяков, и хоть они не находятся в потрясающих по красоте местах, типа отвесной скалы на берегу океана, о которую разбиваются высоченные волны, вводя в ступор восхищения тех, кто это видит, наши маяки все же заслуживают нашего внимания. Постепенно в блоге я поделюсь информацией о всех маяках, около которых я была, а начну, пожалуй, с моего любимого – Шепелевского.

Шепелевский маяк находится в Ленинградской области на южном берегу Финского залива. Недалеко Сосновый Бор. Находится он на Шепелевском мысу полуострова Каравалдай неподалеку от деревни Шепелево.

При подъезде нас встречает табличка, оповещающая о том, что мы на территории заказника Лебяжий.

Это государственный природный заказник и он является охраняемой зоной. Здесь водятся редкие растения, птицы и рыбы, некоторые из которых даже занесены в Красную книгу России. Свой название он, видимо, получил за счет большого количества лебедей, которые прилетают и живут здесь весной. Их можно увидеть в этих краях с конца марта до середины мая, но вполне возможно, погодные условия диктуют свои рамки. Помню я снег в прошлом мае) Осенью, кстати, здесь тоже можно увидеть лебедей, просто не так много, как весной.

Здесь у таблички есть места, чтобы оставить машину и пойти гулять. Немного пройдя по берегу, вы увидите вожделенный маяк. Вооот он, красавчик! ??

Маяку уже более 100 лет — его сделали во Франции в 1910 году. Он действует до сих пор. Но, конечно, как и в любой маяк Ленинградской области, в него нельзя попасть. А побывать в маяке — это голубая мечта всех, влюбленных в романтику маяков, в том числе и моя, конечно же! К маяку даже нельзя подойти, так как он находится на огороженной территории, на которой помимо самого маяка находятся современная радиолокационная башня (она даже выше самого маяка) и какие-то сопутствующие строения. Но и сам вид на маяк со всех сторон прекрасен!

Отсюда очень красивый вид. Его вы увидите прежде всего, когда окажетесь у воды и увидите маяк.

Шепелевский маяк всего 38 метров в высоту, но он очень симпатичный. Почему же он мой любимый, как я заявила в начале статьи? Наверное, всему виной окружающая местность. Здесь побережье изгибается, и можно пройти мимо маяка дальше, посмотреть на него с разных сторон. Прогуляться вдоль залива всегда приятно. Мне это даже зимой нравится.

Прогулка по льду. Иногда можно было провалиться, так как лед был еще не устоявшийся.

В этот раз залив был не конца замерзший, но у берега образовались симпатичные льдины. Люблю их рассматривать. Природа все-таки удивительна!

А вот те самые камни, которые причудливо скрываются за льдинами, но здесь они открыты.

Камни постепенно затягиваются льдом.

Интересные узоры замерзающей воды.

Также есть здесь одна интересная неформальная достопримечательность для любителей экстрима и красивых видов. Вот эта старая вышка. Она находится неподалеку от маячного городка. Вы ее сразу увидите, обогнув мыс. На самом верху (на просторах интернета встречались фото) находятся приспособления для какого-то оборудования. Вполне возможно, вышка служила для гидрографических нужд, для измерения погоды и т.п.

Ну как? Наверх хотите?)

На нее можно забраться – оттуда потрясающий вид на маяк и побережье залива. Мы однажды тоже полезли, но осилили только половину. Долезли где-то до середины, как вдруг поднялся ветер, а вдали стали сгущаться тучи и запахло дождем. Ветер и правда был сильный, а там еще полы прогнившие, в общем на самый верх мы забираться не рискнули. Но и с нашей точки уже был крутой вид. Приложу парочку летних фото, чтоб было понятно, о чем я.

Вид на побережье и маяк с вышки.

В перчаточках удобнее держаться при подъеме за холодное и грязное железо лестницы. Возьмите на заметку!

Безусловно, туда лучше лезть не в то время, когда железная лестница заиндевевшая от мороза, и когда потеплее, но смельчаки нашлись и зимой. При нас было несколько человек, которые добрались до той самой площадки, до которой и мы в тот раз. Выше тоже не полезли. Мой вывод – это довольно безопасно при наличии головы. Наверх можно забраться посмотреть красоту, но аккуратнее, пожалуйста!

Смотрите так же:  Бухта ла

А вот вид на все три достопримечательности этого берега: маяк, современную радиобашню и старую вышку.

В общем-то фото показывает, что тут выше всего ??

Красавец маяк (этот пейзаж можно увидеть, пройдя по дорожке далее маяка и заброшенной вышки).

Пройдя по тропинке немного дальше вышки, мы увидим странное сооружение, похожее на какой-то бункер или ДОТ. Но вроде бы это старая прожекторная станция.

Остатки прожекторной станции.

Если пройти еще дальше, то можно увидеть бухту Батарейную, что начинается с другой стороны полуострова Каравалдай. Летом эти места очень популярны у отдыхающих, так как вдоль всей бухты песчаный пляж, и он довольно большой. Также там находится заброшенная заправочная станция подлодок и старый пирс.

Ну а зимой мы видим все те же белые просторы.

По тропинке вдоль залива здесь гулять одно удовольствие. Смотрите сами)

Здесь растут необычно искривленные деревья.

Большие грузовые корабли круглогодично можно увидеть на заливе.

Мечтает, наверное, о вечном ??

А еще на этом побережье растет мой любимый фотогеничный камыш.

Моя любимая дорожка среди высоченной травы!

Как добраться до маяка – смотрите в конце статьи.

А сейчас еще расскажу, с чем можно совместить поездку к маяку, особенно если вы на машине. Это Форт Красная Горка. Находится не доезжая маяка всего в 15 км.

Сворачивая с трассы, попадаешь словно на лесную дорожку. В этот день было очень красиво, по-зимнему.

Ехать по такой красивой дорожке — сплошное удовольствие!

Это место пронизано военной историей. Глубоко ее касаться здесь не стану, но кратко – это оборонительное сооружение на березу Финского залива. Красная Горка построена одновременно с Фортом Ино на противоположном берегу для защиты подступов врагов с воды к Кронштадту, и соответственно к Петербургу. Сейчас здесь находятся остатки батарей, музей, артиллерийские орудия. Будет особенно интересно мальчишкам всех возрастов и увлекающимся историей. В округе до сих пор проходят раскопки, находят напоминания прошлого. А мы можем увидеть все это в музее. В лесу то и дело встречаешь каменные глыбы, поросшие мхом. Все это дышит историей и делает эти места еще более интересными.

Но я еще люблю это место за красивую природу. Берег здесь с обрывом, с которого открывается залив. Гулять вдоль обрыва интересно. Здесь всегда есть люди, даже зимой, потому что они приезжают познакомиться именно с военной историей и приходят сюда погулять.

Кстати, именно этот обрыв стал последним, что видел мой старый объектив. Несколько лет назад я сидела на краю, любовалась красотой, а фотик не удосужилась повесить на шею и просто положила на колени. Что случилось дальше, думаю, вы догадались. ?? Слава Богу, что сам фотоаппарат остался жив!

Обрыв. Он довольно высокий, по фото не очень это понятно.

В этот раз мы застали красивущие льдины! Посмотрите, как здорово! Словно калейдоскоп.

Побережье здесь высокое. Вид сверху.

А еще мне очень нравится устраивать здесь пикники. Сдаю все явки-пароли. ?? Если пройдете дальше по обрыву, то начнете спускаться вниз, и в итоге окажетесь около залива среди красивых сосен, где очень здорово можно отдохнуть! Народу здесь мало, потому что парковок прямо рядом нет. Машину можно оставить около этих самых орудий, о которых я писала, а дальше – только пешком. И это прелесть данного места! Правда один раз мы обломались, так как летом здесь организуют выезды каких-то лагерей или кружков. Весь берег был оккупирован палатками. В другое время здесь всегда можно найти место и рядом никого не будет.

Вот несколько фото этого места. Прекрасный зимний день мы застали, конечно.

За деревьями — пляж, зимой пустынный и белоснежный.

Корабли на заливе.

Зимний Финский залив.

Здесь очень высокие и красивые сосны!

Лес — удивительное место, где я отдыхаю по-настоящему!

Лесные прогулки целительны.

Как добраться до Шепелевского маяка.

Проще всего на машине. Но можно и на маршрутках от станции-метро «Автово» — №401 и от станции-метро «Парнас» — №402.

GPS координаты маяка: 59°59’6?N 29°7’43?E

Если едете на маршрутке, то вам необходимо выйти сразу после поселка Шепелево у памятника морякам и летчикам-балтийцам, а дальше по дорожке дойти до самого маяка. Дорожка начинается почти сразу после памятника. Идти недалеко.

GPS координаты памятника: 59°58’39?N 29°8’31?E

И приложу карту для большей ясности.

выходите сразу после Шепелево и идете около километра до мыса с маяком.

Как добраться до Форта Красная Горка.

GPS координаты перекрестка, с которого начинается дорога до форта (поворачиваем направо): 59°57’44.7?N 29°18’29.2?E Дальше все интуитивно. Там же будет табличка, куда повернуть. У самих орудий есть парковка. Есть она также и у музея.

Прикладываю карту с основными точками.

Также я точно знаю, что в Петербурге существуют экскурсии по маякам — погуглите, найдете компанию молодых энтузиастов («Лайтхаустрип», в инстаграме они тоже есть). Возят не только на Шепелевский.

А у Красной горки мы встречали большие экскурсионные автобусы, то есть сюда тоже можно найти тур сюда без всяких проблем!

А в этой статье Мыс Флотский я рассказываю о другом очень красивом месте на заливе, практически напротив Красной Горки, и о другом маяке.

Батарейная бухта как доехать

Моё любимое озеро, людей практически нет, ляпота, тишина, много рыбы


Точка на карте есть, это скорей для любителей палаток и рыбалки, завсегдатаи там бошку свернут за мусор, после себя надо обязательно оставлять загажник дров, мангалы и коптильни есть на берегу. Подъехать можно только на джипе или volvo, после меня много машин пыталось, но разворачивались, оставались либо на скале у трассы, либо не доезжая, но так же возле трассы. Озеро в граните и с каменными островами, колышки забивать проблематично, камень, ила мало, заходы камень, песок. Рыба Лещ, Окунь, Плотва, Щука, Ёрш, Карась. С берега долбит Ёрш, если на тесто то мелкий с ладошку Подлещик но часто и много, блеснить с берега проблематично, мешает кругом растущая кубышка и камни. Ехать лучше на буднях, на выходных там город из палаток. Народ приезжает дружелюбный, общительный, всегда подскажут и где встать и на уху пригласят. Очень много ужей, гадюк видел всего пару, выбегают лисы и чёрная норка.

Широта 61°6?8?N (61.102259)
Долгота 29°57?20?E (29.955509)
1 ч 52 мин, 140 км от кольцевой

#Сосновый_Бор
В Липово — парковая зона

Наступает лето, и сотни сосновоборцев и гостей города отправляются отдыхать на природу. Однако, уже второй год подряд, на территории пляжа в Липово желающих отдохнуть «культурно» — с шашлыком и костерком, встречают представители органов правопорядка, которые указывают на запрет подобного отдыха.

Для многих сосновоборцев это вызывает удивление, ведь многие годы здесь и распивали напитки, и жарили шашлык, совмещая отдых «в лесу» с пляжным.
В социальных сетях города даже было высказано предположение — мол, не «Командор» ли это балуется, пытаясь заманить за шашлыком к себе на территорию.

На самом деле действия органов правопорядка абсолютно законны и корректны.
Прибрежная зона Липово, это красивейшая сохраненная полоска естественной природы на побережье Финского залива, которая из года в год подвергалась постепенному разрушению. Каждый костер в сосновом лесу губительно сказывается на экосистеме, и если один-два кострища природа «переработает» без последствий, то сотни ежедневно отдыхающих способны нанести невосполнимый ущерб природе.

С 1 января 2019 года, прибрежная зона Липово, получила статус парковой зоны, со всеми вытекающими из этого ограничениями.
Фактически попытки установить там мангал, сопоставимы с попыткой сделать это возле Самсона в Петергофе, или в парке «Монрепо» в Выборге. Кстати, штрафы за такое деяние также существуют.

Давайте бережно отнесемся к тем чудесным уголкам, которые подарены нам природой. Сосновый Бор окружен лесами, и найти место для проведения летних шашлыков у нас легко и просто.

Сохраним Липовский пляж вместе!

На территории городского природного парка «Липово» запрещается:
12.1. добыча полезных ископаемых;
12.2. производство взрывных работ;
12.3. формирование и предоставление земельных участков под разработку карьеров и строительство, ведение огородничества, дачного и жилищного строительства;
12.4. обработка лесов городского природного парка ядохимикатами, кроме проведения лесозащитных мероприятий при обосновании их необходимости;
12.5. проведение всех видов рубок деревьев и кустарника, кроме выборочных, проводимых в зимнее время года по снегу в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений;
12.6. заготовка древесины и живицы;
12.7. устройство свалок, загрязнение территории парка бытовым и промышленным мусором;
12.8. проезд и стоянка автомототранспорта, кроме как для нужд парка, мойка автомашин и другой техники;
12.9. использования территории парка для перемещения автотранспортных средств, в том числе квадроциклов;
12.10. охота;
12.11. выпас скота;
12.12. устройство туристических и рекреационных стоянок, установка палаток, разведение костров, использование мангалов;
12.13. проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий без разрешения администрации Сосновоборского городского округа;
12.14. распитие спиртных напитков, в том числе пива;
12.15. уничтожение или повреждение шлагбаумов, аншлагов, стендов и других информационных знаков и указателей, разблокирование ограждений, препятствующих заезду автотранспортных средств на территорию парка, а также уничтожение или повреждение объектов благоустройства;
12.16. разорение птичьих гнезд, муравейников;
12.17. беспривязное содержание собак с высотой в холке свыше 30 сантиметров.

13. На территории городского природного парка «Липово» разрешается:
13.1. отдых граждан с учетом соблюдения ограничений, установленных пунктом 12 настоящего Положения;
13.2. проведение выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубок ухода и очистки леса от захламленности, проводимых в зимнее время года по снегу;
13.3. проведение противопожарных и лесозащитных мероприятий;
13.4 благоустройство территории природного парка;
13.5 сбор грибов и ягод.