Артиллерийский музей техника молодежи

Артиллерийский музей техника молодежи

«Парижская» пушка. Артиллерийский музей


Германская 380-мм дальнобойная пушка системы Круппа, обстреливающая французские позиции под Верденом, 1916 год. (Масса снаряда — 760 кг, дальность стрельбы — 47,5-55 км, масса ствола морской пушки — 83,8 т, масса станка — 154 т).

В. Г. Маликов,
доктор технических наук, профессор

Ночь на 23 марта 1917 года прошла без воя сирен, возвещавших об очередном воздушном налете. Однако. «в 7 часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на Кэ Бурбон, — вспоминал генерал-лейтенант А. А. Игнатьев, в то время — военный атташе России во Франции. — Сирены молчали, и мы еще более были удивлены, когда ровно в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут — третий, несколько более отдаленный. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся и никому не понятных сильных разрывов каких-то неведомых бомб». То были снаряды, выпущенные из сверхдальнобойных германских орудий.
Замысел подвергнуть Париж артиллерийскому обстрелу, продемонстрировав тем самым свою военную мощь, и морально воздействовать на французов возник в кайзеровской ставке весной 1916 года. По инициативе генерала Э. Людендорфа было решено изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая тогда была в 90 км от столицы Франции.
Разработку орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, стрелявшее на 56 км.
Для того чтобы поразить Париж, требовалось значительно увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит напрямую от длины ствола. Расчет показал, суперпушке понадобится ствол длиной не менее 34 м! Отлить такой ствол оказалось невозможно. Поэтому его решили сделать составным. За пятиметровой зарядной камерой шла состоящая из нескольких частей внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. От казенника ствол прикрывался 17-метровым кожухом.
Чрезмерно удлиненный, но относительно тонкий ствол. весом 138 т прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб даже приходилось снимать его с помощью козловых кранов и выпрямлять.
Под воздействием раскаленных газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 кг диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления калибр суперпушки был 210 мм, то после стрельб увеличивался до 214 мм, поэтому последующие снаряды приходилось делать все толще.
К огневой позиции дальнобойный монстр вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 256 т, установленной на 18 парах колес. Они же воспринимали и энергию отдачи. С горизонтальной наводкой особых технических проблем не было. А с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы скрытно забетонировали площадку. И на этой «подушке» сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтированного на ней орудия. Его обслуживало 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.
Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва тщательно обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учетом данных метеосводок (направление, сила ветра). Вылетев из ствола, поднятого на 52 градуса 30′ относительно горизонта, снаряд через 20 с достигал высоты 20 км, а спустя 90 с выходил на вершину траектории — 40 км. Затем снаряд вновь входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 м/с. Весь полет на расстояние 150 км он проделывал за 176 с.
Первый снаряд упал на площади Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибло 256 парижан, 620 человек были ранены, но цели, поставленной Людендорфом, кайзеровское командование так и не достигло. Наоборот, в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступательные операции, поставившие Германию на грань поражения.
Правда, из Парижа уехало несколько сот горожан. Поползли слухи о таинственной суперпушке «Большая Берта», названной так якобы в честь жены А. Круппа. Внесем ясность — «Большой (или «Толстой») Бертой» именовали короткоствольную, 420-мм осадную мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж (см. «ТМ» №2 за 1987 год). А по французской столице вели огонь три сверхдальнобойные 210-мм пушки «Колоссаль». После подписания перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы.


Германская сверхдальнобойная пушка «Колоссаль». Калибр — 210 мм, длина ствола — 160 калибров, масса снаряда — 103-118 кг, масса разрывного заряда — 7 кг, масса порохового заряда — 250 кг, начальная скорость снаряда — 1578 м/с, наибольшая дальность стрельбы — 120 км, масса платформы-лафета — 256 т, общая масса артустановки — 750 т.
198 — Траектория полета снаряда, выпущенного из пушки «Колоссаль».

Заметим, что во вторую мировую войну командование вермахта воспользовалось методом «психологического воздействия» на противника, подвергнув в 1941-1945 годах Лондон бомбардировкам самолетами-снарядами Фау-1 и баллистическими ракетами Фау-2. Жертвами обстрелов становились, как и в первую мировую войну, мирные жители.
В первую мировую войну сверхдальнобойные орудия разрабатывали и в других странах. До конца войны французские специалисты успели изготовить тяжелое 210-мм орудие, установленное на многоосном железнодорожном транспорте. Дальность его огня должна была составить не менее 100 км. Однако эта сверхпушка так и не попала на передовую — она оказалась настолько массивной, что при перевозке ее не выдержал бы ни один мост.
Английские инженеры предпочли калибр 203 мм. Длина ствола английской пушки составляла 122 калибра. Этого было достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 м/с пролетали 110-120 км.
В России, еще в 1911 году, военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжелого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции более 100 км. Однако проект отклонили. Позже, узнав об обстреле Парижа пушками «Колоссаль», В. Трофимов первым объяснил сущность сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных еще до войны.
Разработками проблем стрельбы на большие дистанции В. Трофимов вместе с ученым-артиллеристом Н. Дроздовым успешно занимался и в советское время.
. В 30-40-е годы в связи с появлением самолетов-бомбардировщиков дальнего действия, а позже ракет надобность в сложнейших артсистемах, способных поражать цели на расстоянии 100-150 км, отпала.

Смотрите так же:  Музей корабль витязь

Французская 370-мм морти ра образца 1913 года. Масса снаряда — 409 кг, угол горизонтальной наводки — 12 градусов, углы вертикальной наводки — от — 6 градусов до + 60 градусов, дальность стрельбы — 10,5 км, масса орудия — 30 т.

Французская дальнобойная 320-мм пушка. Масса снаряда — 619 кг, начальная скорость снаряда — 808 м/с, горизонтальная наводка круговая, углы вертикальной наводки — от — 1 градуса до +50 градусов, масса орудия — 160 т, дальность стрельбы — 36 км.

Коллективный консультант: Центральный музей Вооруженных сил СССР.
Художник В. И. Барышев

«Журнал «Техника — молодежи» № 08»

Тираж: 1700000 экз.

ОБЛОЖКА ХУДОЖНИКОВ: 1-я стр. — Р. Авотина, 2-я стр. — Г.Гордеевой (монтаж), 3-я стр. — В.Валуйских, 4-я стр. — Н.Вечканова.

    ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ, стр.
    ТЕХНИКА ПЯТИЛЕТКИ, стр.
  1. П. Новиков — Теплоход для малых рек, стр.
    НАВСТРЕЧУ XXVII СЪЕЗДУ ПАРТИИ, стр.
  2. В. Саюшев. Зеркало научно-технического прогресса, стр.
  3. Ю. Максимов, Н. Михеев — Большая вода Ставрополья, стр.
    К 50-ЛЕТИЮ СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ, стр.
  4. К. Борин. Взять высоту, стр.
    ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА, стр.
  5. М. Слепак, С. Тихомиров. Города на вечной мерзлоте, стр.
    СЛАГАЕМЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, стр.
  6. Г. Меснянкина. Рожденные в лаборатории, стр.
    ЭХО «ТМ», стр.
  7. В. Колтун. Еще раз об электростимуляторе, стр.
  8. С. Романов. Стены вокруг «пены», стр.
    К ВЫСОТАМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, стр.
  9. В. Михневич. ТВ: алгебра гармонии, стр.
    ЧАСОВЫЕ ИСТОРИИ, стр.
  10. А. Дружинин. Поиск ведет «Аквилон», стр.
    НАШ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЕМИНАР, стр.
  11. А. Пятницкий. Газ вместо бензина, стр.
  12. Л. Лазарев. Как заполнить баллон, стр.
  13. Комментарий отдела техники, стр.
  14. Л. Осипов. Диагностика для всех, стр.
    ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕРИЯ «ТМ», стр.
  15. П. Колесников. Самолеты для. пехоты, стр.
    АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ, стр.
  16. И. Боечин. Сюрприз для адмирала, стр.
  17. В. Дукельский. Ловушка в Порт-Стенли, стр.
  18. В. Савелов. Радиовойна — первые залпы, стр.
    ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ, стр.
  19. А. Печерский. Обсерватории древних, стр.
    НАШ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ МУЗЕЙ, стр.
  20. В. Маликов. Флот против берега, стр.
    КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР, стр.
  21. Михаил Пухов. Путь к Земле («Кон–Тики») (начало повести), стр.
  22. Мягкой посадки!, стр.
    ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА, стр.
    КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ, стр.
  23. Майкл Коуни. Погонщики айсбергов (рассказ, перевод А. Корженевского, иллюстрации Е. Катышева), стр. 52-56
  24. Георгий Гуревич. Ниша для Трансплутонов (статья), стр. 56-57 и 4-я стр. обложки
    КЛУБ «ТМ», стр.
    НЕОБЫКНОВЕННОЕ — РЯДОМ, стр.
  25. С. Гребенщиков. Прорыли и. забыли?, стр.
  26. К 3-й СТР. ОБЛОЖКИ: Г. Миронов — Арсенал дровосека, стр.
  27. КНИЖНАЯ ОРБИТА, стр.
  28. О. Щербакова. Крылья над вершиной планеты, стр.

Информация об издании предоставлена: тессилуч

Артиллерийский музей

Адрес: СПб, Александровский парк, д. 7
Телефон: +7 (812) 610-3301, +7 (812) 232-0296
Стоимость: входной билет 50–100 руб., фотосъемка – 50 руб.

Как добраться от метро: от станции метро пешком через Александровский парк в сторону Петропавловской крепости до Кронверкской наб., далее повернуть направо и идти по набережной до музея, 10-15 минут

Выходные: понедельник, вторник, последний четверг месяца
Часы работы: 11:00–18.00

Артиллерийский музей – один из самых зрелищных музеев города. В его коллекции более 850 тысяч экспонатов, знакомящих с эволюцией военного дела, техники и всех смежных с ними тем. Сама военная тематика для России является предметом особой национальной гордости и неослабевающего интереса. Между первыми каспийскими походами русов, шведскими войнами, победами Нахимова и Суворова и мировыми войнами в военном деле произошли кардинальные изменения и целые революции. Подробный рассказ о них – в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Артиллерийский музей расположен в историческом центре города, в Кронверке Петропавловской крепости. Он сразу обращает на себя внимание выставкой крупногабаритной военной техники, на внешней площадке перед главным входом. Собрание пушек, гаубиц, ракетного вооружения и других тяжелых военных агрегатов под открытым небом, притягивает взгляд и внимание лучше всякого зазывалы.

История Артиллерийского музея берет свое начало со времени основания Северной столицы. 29 августа 1703 года в бастионах Петропавловской крепости, по указу Петра I было построено специальное здание для хранения старинных артиллерийских орудий – так называемый Цейхгауз . Первым экспонатом Цейхгауза стала мортира, отлитая в 1605 году мастерами-оружейникам Андреем Чоховым и Проней Федоровым. «Великий государь по имянному своему указу сего мортира переливать не указал 1703 году» — эта надпись говорит о том, что Петр I лично приложил руку к созданию одной из самых богатых коллекций военной истории в мире.

Смотрите так же:  Музеи блиндаж в калининграде

С самого своего основания Артиллерийский музей непрестанно пополнялся новыми экспонатами и в настоящий момент содержит оружие разных эпох – от древнерусских мечей и пищалей до самых современных видов вооружения: самоходных, буксируемых и зенитных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами. Наряду с оружием, среди экспонатов музея Артиллерии имеются коллекции военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивных документов, повествующих об истории развития артиллерии русской армии.

Экспозиция Артиллерийского музея размещена в 13 залах, на площади более 17 000 квадратных метров. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция холодного и стрелкового оружия, в том числе, образцов оружия М.Т. Калашникова , многие из которых подарены музею лично выдающимся русским конструктором. В коллекции музея имеются такие раритеты, как военные награды императоров России, личное оружие Александра I и Николая II, Наполеона Бонапарта, русских и советских полковников и военачальников. История развития артиллерии представлена в нескольких залах, разграниченных по различным эпохам – с середины XIX века и до окончания Великой Отечественной войны. Есть отдельные экспозиции, посвященные Кутузову и Калашникову, особняком стоит зал с оружием западной Европы XV-XVII веков.

В Большом и Малом выставочных залах Артиллерийского музея, а также на его экспозициях регулярно организуются выставки, проводятся обзорные и тематические экскурсии. Также случаются костюмированные фехтовально-тренировочные занятия, представляющие собой яркие и красочные зрелища и привлекающие большое число посетителей. Расписание занятий можно посмотреть на официальном сайте музея.

Бытует мнение, что история цивилизаций – это непрерывная череда войн, а нескончаемая гонка вооружений – неизменная расплата за прогресс. В самом деле, современные виды оружия обладают пугающе разрушительной силой. Но здесь, в музее Артиллерии, военная мощь предстает обычными экспонатами, уже не способными кому-нибудь навредить. Вид некогда смертоносных орудий, мирно покоящихся за стеклом и во дворе музея для развлечения и изучения, вселяет надежду, что история научит человечество мирному сосуществованию и что когда-нибудь всё оружие в мире разбредется по коллекциям музеев мира.

Дисковые снаряды, дисковые орудия…

Некоторое время тому назад на ВО появилась статья о новых видах пуль для пистолетов-пулеметов, имеющих форму диска с острым краем. Раскручиваясь в профилированном стволе, такая пуля могла бы в принципе наносить очень сильное поражение на близкой дистанции, а большего от пистолета-пулемета и не требуется. Конечно, это всего лишь предположение и не более того. Интересно, однако, что было время, когда снаряды в форме диска всерьез рассматривались артиллеристами разных стран мира, включая и Россию, в качестве реальной замены шарообразным и даже цилиндроконическим снарядам.

А было так, что опыт Крымской войны показал всему миру, что дальность стрельбы полевой артиллерии слишком мала, и что огонь из нарезных ружей позволяет поражать артиллеристов, находившихся на артиллерийских позициях даже позади боевых порядков своей пехоты. Все это потребовало разработки не только новых видов нарезного стрелкового оружия, но и артиллерийских систем повышенной дальнобойности.

Канал ствола дульнозарядного бронзового орудия.

Еще одним неприятным открытием оказалась броня, которой начали обшивать деревянные боевые корабли. Шаровые бомбы орудий Пексана от этой брони отскакивали, но даже если и взрывались от удара об нее, пробить все равно не могли. Повысить ударную силу орудий пытались увеличением калибра до 508-мм, однако такие пушки для кораблей оказались чрезмерно тяжелыми.

Проще всего казалось модернизировать (то есть переделать в нарезные) старые бронзовые пушки, поскольку чугунные не годились для этой цели. То есть принцип изготовления ствола оставался старым, заряжение тоже, но наличие нарезов позволяло увеличить дальность стрельбы и разрушительную силу новых снарядов к этим орудиям. В России, например, уже в 1858 году была спроектирована четырехфунтовая (86,8 мм) пушка, с традиционным бронзовым стволом, имевшим, однако, внутри шесть нарезов. Для этого орудия профессор Н.В. Маиевский разработал оригинальную чугунную гранату весом 4,6 кг, на корпусе которой были сделаны выступы из цинка, входившие во время заряжания в нарезы внутри ствола. В головной части снаряда находилась медная ударная трубка, мгновенно воспламенявшая разрывной заряд в снаряде при попадании его в цель. Ну, а сам снаряд, двигаясь в стволе и при этом вращаясь, продолжал вращаться и после вылета из ствола. Этим достигалась большая точность стрельбы. Дальность ее была вдвое выше, чем у гладкоствольного орудия такого же калибра, выше была и масса снаряда, и количество заключенного в нем взрывчатого вещества.

Снаряды к 86,8 -мм пушке Н.В. Маиевского

Недостатком орудия стала понизившаяся скорострельность, поскольку снаряд нужно было продвигать в ствол по нарезам, то есть вращать на протяжении всей длины ствола. Часть пороховых газов при выстреле все равно прорывалась в зазоры между цинковыми выступами и стенками канала ствола, что заставляло снаряд колебаться и отражалось на меткости. Но вскоре Маиевский сконструировал казнозарядные нарезные полевые орудия с бронзовыми стволами и клиновыми затворами 9-фунтового (107 мм) и 4-фунтового калибров, чугунные снаряды к которым имели множество мелких нарезов и внешнюю (поверх чугунной!) оболочку из свинца. Прорыв газов таким образом удалось исключить.

Смотрите так же:  Музей метроном

107-мм пушка Н.В. Маиевского

Однако профессора Маиевского интересовали и другие способы увеличения пробивной силы и дальности стрельбы артиллерийских орудий. Например, речь могла идти о снарядах дисковидной формы, выстреливавшихся из орудий со специальным каналом ствола. К этому времени ими занимались и в той же Англии, Бельгии, у нас в России, и в Италии. Например, в своем специальном исследовании о дисковидных снарядах, выпущенном в 1857 году, итальянский артиллерист Сен-Робер предложил несколько способов заставить дисковые снаряды вращаться: так, дисковой снаряд со свинцовым пояском по окружности мог бы врезаться в вырез в верхней части канала ствола, снабженный поперечными зубцами (наподобие зубчатой рейки), и при движении по такому каналу, и встречая сверху большее сопротивление, чем внизу, получал бы требуемое вращение; 2) плоские части поверхности снаряда имеют по выступу на общей оси, а на боковых стенках эллиптического канала — два выреза под эти выступы, двигаясь по которым снаряд катился бы по каналу ствола, и 3) ну и, наконец, самым оригинальным предложением был ствол с гладким эллиптическим каналом, изогнутым в виде дуги! При выстреле из такого «дугового ствола» центробежная сила прижимала бы снаряд к его верхней части, и он катится бы по ней, и получал в итоге желаемое вращение.

Канал ствола 107-мм пушки Н.В. Маиевского

Отдельные опыты были вроде бы весьма утешительного свойства. Например, снаряд бельгийского артиллериста Пюйта при весе около восьми фунтов позволял получить дальность до 1.250 саженей (1 сажень – 2.13 м), тогда как обычным ядром этого же калибра и веса не удавалось стрелять дальше 250 саженей. На расстоянии 100 саженей такой снаряд пробивал сруб из двойного ряда брусьев толщиной в десять дюймов.

Пушки-дискометы из Артиллерийского музея в С. Петербурге. Слева – Н.В. Маиевского, в центре – А.И. Плесцова и справа – А.А. Андрианова.

Очевидно желая проверить все это на практике, профессор Маиевский в 1868 году предложил орудие с каналом ствола выгнутым вверх, в котором снаряд-диск приобретал бы вращение за счет центробежной силы. Проведенные в 1871—1873 годах стрельбы подтвердили, что расчеты верны: дисковый снаряд весом 3,5 кг, при скорости 480 м/с, смог пролететь 2500 м, тогда как как обычное ядро аналогичного веса всего 500 м.

Дульный срез пушки Плесцова.

А.И. Плесцов и И.В. Мясоедов предлагали закручивать дисковой снаряд при помощи зубчатой рейки в верхней части канала ствола. На самом снаряде для этого на торце был предусмотрен свинцовых поясок. Им-то снаряд и «катился» по этой рейке и от этого-то и вращался.

Дульный срез пушки Андрианова.

Пушка А.А. Андрианова рейки не имела. У нее были прямые нарезы: более узкий в верхней части канала ствола, но более широкий — в его нижней части, из-за чего в верхней он тормозился и начинал проворачиваться. Интересно, что все эти орудия, предлагавшиеся нашими конструкторами, были казнозарядными, имели современные клиновые затворы, но отливались по-прежнему из бронзы. Стальные стволы в то время делать еще не получалось.

Дульный срез пушки Маиевского.

То есть существовало сразу несколько систем орудий, стрелявших дисковидными снарядами. Что, как выяснилось, было в них хорошо и что плохо? Во-первых, хорошей была дальность, во-вторых, выяснилось, что при определенных углах дисковидный снаряд на конечном отрезке траектории может двигаться как бумеранг — «немного назад», то есть это позволяет обстреливать войска, находящиеся позади стен и на обратных склонах оврагов! Но были и серьезные минусы, главным из которых являлся разброс траекторий полета дисков-снарядов. Тут сказывалось множество факторов, изменить которые конструкторы были не в состоянии. Например, ветер, атмосферное давление, да и однообразия в производстве боеприпасов в то время добиться было очень трудно. Но то, что естественным образом компенсировалось в нарезных орудиях под цилиндроконические снаряды, в «дискометах» компенсировать никак не удавалось. Или, например, такой вопрос и вопрос очень важный, как размещение в диске-снаряде разрывного заряда и взрывателя. В любом случае из-за своей формы в таких снарядах разрывной заряд был даже меньше, чем в шарообразном. И где в нем можно было поставить ударный взрыватель? То есть это было невозможно в принципе, не говоря уже о том, что такие орудие не смогли бы стрелять ни картечью, ни шрапнелью, а эти для вида снарядов имели в то время в артиллерии самое широкое распространение.

Снаряды к дисковым орудиям.

Последняя попытка создать метатель для дисковидных снарядов в России была предпринята в 1910 году, но и она провалилась из-за невозможности получить сколько-нибудь удовлетворительную меткость стрельбы на больших расстояниях.

П.С. Автор и администрация сайта выражают благодарность Н. Михайлову за предоставленные фотографии из Артиллерийского музея С. Петербурга.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Related Post

Музей военной техники в санкт-петербурге адрес

Военно-исторический музей артиллерии Прогуливаясь по Александровскому парку Санкт-Петербурга, нельзя обойти стороной Артиллерийский музей. Уже подходя к воротам Арсенала, прохожие могут наблюдать прямо на улице выставленную экспозицию из числа экспонатов учреждения.

Музеи жешува

Жешув: история и современность Уже более 650 лет стоит на польской земле прекрасный город Жешув(Rzeszow). История его началась в 1354 году, когда местечко Резовия получило городской статус. Город стал местом,

Музей баклуши и библиотека варенья

Музей баклуши, библиотека варенья и другие чудеса деревни Семибратово Туристическое импортозамещение: Sobesednik.ru рассказывает, что посмотреть в удивительном поселке Семибратово. Три года назад поселок Семибратово был совершенно непримечательным местом на пути