Меню

Александро-невская лавра храм

Cобор во имя Святой Троицы в Александро-Невской лавре

Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта Александро-Невской лавры.

Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753 — 1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента.

Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776 — 1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора.

Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков «Русские монастыри в 1913 году»). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик. Как отмечает С.В. Булгаков в книге «Русские монастыри в 1913 году», на северо-западной колокольне находился замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный в лавру из Иверского монастыря в 1724 году. На другой, юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. «Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста «с их признаками». Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны — святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой — святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа. В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых». С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Планировка храма сочетает базиликальную и центрально-купольную, в результате чего в плане храм имеет форму латинского (четырёхконечного) креста. Скульптурные украшения собора были созданы скульптором Ф.И. Шубиным. Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Световой барабан купола имеет шестнадцать окон.

Иконостас по плану И.Е. Старова выполнен из белого итальянского мрамора в форме полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Иконы Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после Успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.

Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного.

Как упоминает С.В. Булгаков, «Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке — серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч» (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева.

В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.

Из былого великолепия теперь осталось очень мало. После революции все ценности и произведения искусства изъяли, многие из них были вывезены в музеи, но затерялись где-то в многочисленных хранилищах. Здание с 1923 по 1926 год передали обновленческой церкви.

16 августа 1933 года решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х годах часть здания собора занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры.

В 1957 году храм, как приходской, был возвращен Православной церкви и после двухлетнего ремонта заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 года в нем совершаются регулярные богослужения.

Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986 — 1988 годах. В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры.

Адрес собора: 197163 Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1

Телефон: (812) 277-58-54

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры с западной стороны. Главный вход.
Перед собором — заросшая деревьями Коммунистическая площадка.
Апрель 2009.

Виднеющиеся сквозь деревья две колокольни и шестиколонный портик собора.

Южная колокольня собора.

Свято-Троицкий собор с юго-западной стороны.

Часть южного фасада собора и юго-западная колокольня.

Барельеф над южными дверями собора. Явление Пресвятой Троицы.

Барельеф над северными дверями собора. Возвращение блудного сына (?).

Северо-западная колокольня собора, в которой располагается звонница.

Алтарная часть собора.

Северо-восточный фасад (фрагмент).

Купол и северный фасад (фрагмент).

Фрагмент северного фасада Свято-Троицкого собора сквозь решетку ворот.

Ворота с северной стороны собора.

Свято-Троицкий собор со стороны Никольского кладбища. Восточный фасад храма.

Свято-Троицкий собор со стороны Никольского кладбища.

Свято-Троицкий собор со стороны Никольского кладбища. Апрель 2009.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры

По первоначальным работам каменного строения монастыря строительство соборного храма было начато в 1720 году, и к 1730 году вчерне закончено, однако из-за серьезных повреждений в стенах храма, его пришлось разобрать.

В 1776 году Императрица Екатерина Вторая повелела строить новый соборный храм Александро-Невского монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы, который был торжественно заложен 30 августа 1776 года в Высочайшем присутствии. В основание храма, под алтарем, были положены частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, вложенные во мраморный ковчежец, а также серебряная доска с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка.

Храм строился по проекту талантливого русского зодчего Ивана Егоровича Старова, который заведывал и производством работ. Надзор за строительством вел Архиепископ (впоследствии Митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров).

30 августа 1790 года собор был торжественно освящен. На церемонии присутствовала Императрица Екатерина Вторая в костюме гроссмейстера ордена св. князя Александра Невского и в малой короне. Вместе со всею семьею она была встречена духовенством у Святых Врат монастыря, и, следуя за кавалерами ордена св. князя Александра Невского, вошла в Благовещенскую церковь, откуда при пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены мощи святого благоверного князя в новый Свято-Троицкий собор. Освящение храма и Божественная литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными.

Постройкой и освящением соборного храма был закончен целый ряд построек монастырских зданий, и вскоре указом Императора Павла Первого Александро-Невский монастырь стал Лаврой.

Свято-Троицкий собор поражал своим величием, красотой и строгостью форм. Выдающиеся мастера принимали участие в отделке храма. Великолепный белого итальянского мрамора иконостас — работа братьев Пинкетти. Образа для иконостаса и всего собора выполняли ведущие мастера живописи, профессора Императорской Академии Художеств И, А. Акимов, П. С. Дрожжин, Г. И. Угрюмов, А. И. Вельский, Я. Меттенлейтер и другие. Образа для иконостаса — Спасителя и Божией Матери, а также писанные на липовых досках иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила на северные и южные двери храма, были написаны Иваном Акимовым.

Шесть круглых образов на медных досках для царских врат, изображения четырех Евангелистов В парусах купола, образа св. Жен-Мироносиц и св. князя Александра Невского с воинством, над боковыми дверями храма, написаны Меттенлейтером. Запрестольный образ Благовещения Пресвятой Богородицы был писан Рафаэлем Менгсом, кроме того, в храм были написаны иконы, изображающие события из жития св. князя Александра Невского: «Вход св. Князя во Псков», «Невская победа» и «Видение Пелгусия». Под сводами собора были помещены двадцать скульптур святых работы Федота Шубина.

После освящения Свято-Троицкий собор более не перестраивался и вплоть до 1934 года оставался главным храмом Лавры и одним из самых почитаемых храмов города.

В январе 1918 года, после декрета об отделении Церкви от государства, по указанию А. Коллонтай была предпринята попытка захвата и закрытия Свято-Троицкого собора и всей Лавры. Вооруженные солдаты ворвались в Лавру, пытавшийся образумить их священник отец Петр Скипетров был убит на паперти собора. Однако тогда попытка закрыть храм и Александро-Невскую Лавру не имела успеха.

Монастырь был закрыт в 1920-е годы, собор же продолжал действовать до 1934 года. Православные святыни были изъяты из храма.

В 1948 году православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче храма Русской Православной Церкви, который был ей возвращен в 1956 году. Здание храма находилось в плачевном состоянии. Митрополит Елевферий принял все меры к быстрейшему проведению реставрационных работ. Настоятелем собора был назначен викарный Епископ Алексий, на которого были возложены заботы по восстановлению храма.

12 сентября 1957 года, в день перенесения мощей св. князя Александра Невского в Петербург, храм был торжественно освящен Митрополитом Елевферием в сослужении с Епископом Алексием и многочисленным духовенством. На следующий день был освящен боковой придел собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Реставрационные работы во храме велись в 1957—60 годах под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым.

В этом году храм отметил свое 200-летие. 11 сентября вечером Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе в сослужении с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном, Архиепископом Никоном, Архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом, Епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Новгородским и Старорусским Львом, Епископом Истринским Арсением; а 12 сентября — Божественную литургию в соборе. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром торжеств, посвященных 750-летию Невской битвы.

Свято-Троицкий собор — одна из старейших святынь нашего города, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского.

На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты.

Главная святыня соборного храма и всей Лавры— мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи почивают в кипарисовом ларце, в раке, устроенной под сенью за правым клиросом.

В июне 1724 года святые мощи были по указанию Императора Петра Великого подъяты из Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме и препровождены сухим путем до Новгорода и далее водою до С.-Петербурга. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 года св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в С.-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) — в Свято-Троицком соборе.

Положены св. мощи в новосозданный Александро-Невский монастырь были с мыслью, что «угодник Божий, бывший постоянным хранителем здешнего края от внешних врагов при своей жизни, пребудет самым надежным защитником и покровителем его и по смерти, кака сильный пред Богом».

В 1750 году повелением Императрицы Елизаветы Петровны, из первого серебра, добытого на колыванских рудниках, над святыми мощами была устроена пышная рака, украшенная чеканными барельефами, представляющими важные подвиги из жизни святого князя и его праведную кончину.

Гробницу осенял серебряный балдахин, на верху которого была положена подушка с царскими регалиями. Позади раки была установлена серебряная пирамида, на стенах которой были вырезаны посвящения св. князю Александру Невскому, составленные М. В. Ломоносовым. Ныне серебряная рака находится в Государственном Эрмитаже, и возвращение ее в Свято-Троицкий собор было бы актом справедливости.

Мощи св. князя были возвращены во храм из Казанского собора 3 июня 1989 года. В десятом часу утра св. мощи в сопровождении митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия были доставлены к Святым Вратам Лавры, где был отслужен благодарственный молебен, после чего св. мощи были торжественно внесены в Свято-Троицкий собор. После Божественной литургии кипарисовый ларец с мощами был обнесен вокруг собора, затем мощи св. князя Александра Невского были установлены на свое прежнее место во храме.

Смотрите так же:  Храм поселок ильинский

Помимо мощей святого благоверного князя в храме есть также другие святыни, близкие сердцу православного христианина. Таковыми являются: чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Отрада и утешение», «Казанская», «Иверская» и «Тихвинская», а также икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, явленная в селе Ильеши Ямбургского уезда, очень почитаемая в народе.

Временно, пока не освящены храмы знаменитого Соловецкого монастыря, в Свято-Троицком соборе покоятся св. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Чудотворцев, основателей монастыря.

Храмовыми праздниками в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры являются:

в мае—июне — праздник Святой Животворящей Троицы (на пятидесятый день после Св. Пасхи); 30 августа (12 сентября н. ст.) —день перенесения мощей св. блг. князя Александра Невского из Владимира в С.-Петербург (1724); 1 (14) октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Отмечаются также дни: 23 ноября (6 декабря) — день преставления св. блг. князя Александра Невского; 21 мая (3 июня н. ст.) —день перенесения мощей св. князя Александра Невского из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (1989).

За собором, на кладбище, стоит выстроенная в XIX веке Никольская церковь, которая используется для ранних обеден.

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Феодора Новгородского.

Более десяти лет ведется сложная реставрационная работа в Николо-Федоровской церкви на территории Александро-Невской Лавры в Петербурге. В 2002 году здесь были обнаружены плиты надгробий грузинской царской фамилии и епископов. Ученые, историки и пресса побывали на встрече с помощником наместника лавры по реставрации и реконструкции Алексеем Одинцовым в Федоровской усыпальнице.

Двухэтажная церковь, которую чаще всего называют Федоровской, была построена по проекту Пьетро Трезинни и освящена в конце 18 века во имя святого князя Феодора, брата Александра Невского. Позже название нижнего и верхнего храмов менялось. Сегодня это Николо-Федоровская церковь, где по окончании её восстановления будут проводиться ежедневные богослужения. В советское время здесь располагался столярный цех, архив и конструкторское бюро. А в 1996 году Федоровская церковь и юго-восточный корпус были, наконец, возвращены епархии и началась реставрация, которая длится уже более десяти лет. В её ходе под деревянным и бетонным слоями пола нижнего храма были обнаружены каменные плиты.

Алексей Михайлович Одинцов, помощник наместника Александро-Невской Лавры по реставрации и реконструкции: «Они были изъедены коррозией, все исцарапаны, и совершенно не походили на обыкновенный известковый камень, которым мостят пол. Определенная бережная расчистка, показала, что это надгробные камни, и их износ вызван тем, что использовался более мягкий материал. Таким образом, первый же шурф, который мы здесь сделали, нам показал, что мы имеем дело не просто с заброшенным и поруганным храмом, а именно с местом упокоения».

Ровно сто лет назад, в 1913 году по настоянию князя Николая Михайловича, была издана книга «Петербургский некрополь» (4:51 – крупно книга, но дрожит и 29:19 – крупно) , которая в этом году была переведена в электронный вид и при помощи сортировки выбраны имена тех, кто захоронен в Александро-Невской Лавре. По этим данным, в Федоровской усыпальнице покоится 130 человек.

Александр Николаевич Николаев, руководитель информационно-аналитического центра: «Вообще промыслительно, что спустя столько лет Александро-Невская Лавра начинает открывать свои тайны. Благодарим епископа Назария за понимание и предоставленную нам возможность одними из первых увидеть забытый некрополь Федоровской церкви».

Здесь захоронены в основном представители грузинских княжеских родов Санкт-Петербурга. После объединения России с Грузией, Федоровский храм стал придворным, но исключительно для грузинской диаспоры. Сейчас надгробные плиты открыты и ведется их восстановление, а по окончании этих работ они будут покрыты прочным стеклом, чтобы уберечь их от повреждений, когда в храме начнутся службы. Таким образом, удастся в целости сохранить камень, но в то же время, исполнить волю упокоенных – ведь для христианина большая честь быть захороненным в полу храма, где ступают ноги священнослужителей и братии во Христе, совершаются таинства и возносятся молитвы. В верхнем храме сейчас ведется реставрация росписи стен. Открытие храма по приблизительным прогнозам состоится не ранее, чем через два года.

Церковь святого благоверного князя Феодора Ярославича (Новгородского)

Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Федоровского корпуса было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини. Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Федоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата святого Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году в первом ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского, в остальных помещениях Федоровского корпуса располагались в конце XVIII в. Санкт-Петербургская духовная консистория (до 1801 года), Главная семинария, больница. В начале XIX века два флигеля корпуса заняли студенты, преподаватели и Правление духовной академии, а также Русская школа.

В 1840-1842 гг. оба храма были переделаны и освящены: верхний — во имя Святителя Николая Чудотворца, нижний — во имя святого князя Феодора.С 1806 года до начала XX века в Федоровском храме производились захоронения.

В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло и в здании разместили рабочее общежитие.
Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов. В 1996 году Федоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Федоровского корпуса поселились послушники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские. Предстоит капитальный ремонт храма и воссоздание его интерьеров и убранства. На первом этаже расположится баптистерий (крестильня), а на втором — храм во имя святого князя Феодора, где будут проводиться ежедневные богослужения.

Корпус по южной линии начали строить в еще в 1725 по проекту арх. Т.Швертфегера, с 1742 г. строительство продолжил П. А. Трезини, а после его отъезда из России , закнчил Иван Росси. Двухэтажную церковь, симметричную Благовещенской заложили 9 августа 1745 г. В 1755-1761 гг. по проекту арх. М. Д. Расторгуева к ней пристроили лестницу.

В июне 1766 г. архиепископ Гавриил обратился к Екатерине II с ходатайством о разрешении монастырской братии переселиться в новопостроенные каменные келии, освятить церкви в флигеле в симметрию с теми в которых совершается служба (Благовещенская и Александро-Невская), а для этого поставить в них иконостасы — в верхнюю Феодоровскую, имеющийся при Священном Синоде Кенигсбергский иконостас, а в нижнюю Злотоустовскую поставить готовый, а если такового нет, изготовить новый. Это было сделано и в феврале 1767 г. церкви были готовы к освящению. Иконостас Златоустовской церкви был написан в 1766 г. «находящемся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алекеем Антроповым, он же и раскрашивал иконостас. Было написано 18 образов. Кроме того Антроповым были написаны в нижнюю церковь местный образ св. Иоанна Златоуста, а в алтарь — Господа Савоафа. В верхнюю церковь Антропов написал местный образ св. благоверного князя Феодора Новгородского. Обе церкви были освящены в 1770 г. Федоровский корпус в первом флигеле имел в верхнем этаже 13 покоев, во втором флигеле – 14, в третьем в нижнем этаже – 2. Рефетория сквозная в два аппартамента. Во всех трех линиях галерея.

В 1840 г. был переделан иконостас и сделана роспись храма в Феодоровской церкви. Работы были завершены в 1842 г. 17 сентября церковь была вновь освящена во имя св. Николая Мирликийского. На горнем месте было изображено сказание 4-й главы Апокалипсиса,, на потолке храма – всевидящее око, окруженное четырьмя рядами херувимос. По стенам храма была сделана роспись из евангельских событий и изображения святых. В этом храме были размещены иконы, написанные академиком Антонелли в 1820-1821 гг. для Духовской церкви.

С 1840 г. стали переделывать и иконостас в Златоустовской церкви. Церковь вновь была освящена в 1842 г. уже во имя св. Феодора Новгородского. В алтарь была помещена икона Уверение Фомы, написанная Антонелли в 1821 г. для Духовской церкви.

В 1867 г. было произведено обновление Феодоровской церкви: были переделаны Царские врата и иконостас.

Еще с 1806 г. в нижнем храме начали проводить захоронения. Здесь были погребены грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге, а так же граф С. Г. Строганов. Эти захоронения не сохранились.

5 октября 1889 г. по представлению Духовного Собора, митрополитом была разрешена постройка усыпальницы-палатки для погребений при Феодоровской церкви по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Ее размер 14 на 10 сажень (1 сажень — 2,1336 м), на 167 двухъярусных могильных мест. Ввиду обширности сооружения было решено палатку устроить церковью. Храм освятили во имя прп. Исидора Палусиота, чин освящения совершил 6 октября 1891 г. митрополит Исидор. В этой церкви было произведено более 150 захоронений, в большинстве архиереев и и церковных деятелей. Здесь же были похоронены математик И. А. Вышеградский, писатель князь В. П. Мещерский.

С октября 1930 г. Феодоровская церковь не действовала, но окончательно была закрыта постановлением Президиума Ленсовета от 2 сентября 1931 г., спустя три месяца закрыли и Исидоровскую церковь. В здании устроили гараж. Прах митрополитов Исидора и Палладия перенесли на Никольское кладбище, остальные захоронения уничтожили.

Литература: С.Г. Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713-1913. Историческое исследование. – СПб, 1913. В. В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. – СПб., Лики России, Спас, 2010. 3-е издание.

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Троицкий собор является соборным храмом Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербург. В 1776 году Екатерина II утвердила проект храма, созданный архитектором И.Е. Старовым, и назначила его руководителем строительства. Торжественную закладку собора произвел в 1778 году митрополит Гавриил (Петров). В 1782 году на одной из 2-ух двухъярусных башен-колоколен были установлены куранты. На другую башню был повешен колокол весом 13 тонн. В 1786 году собор был завершён вчерне.

В 1790 году, в день святого князя Александра Невского, митрополитом Гавриилом Троицкий собор был освящен. В этот же день из Благовещенского храма в собор под пушечные выстрелы перенесли мощи благоверного князя Александра Невского. В 1847 году здесь было установлено калориферное отопление, и в соборе стали служить зимой.

В 1922 году собор потерял большое количество украшений и утвари. В 1933 году храм был закрыт и приспособлен под Дом чудес и технических достижений. В 1940-е годы здесь располагалось жилищное управление, Музей городской скульптуры и склад. Лишь в 1956 году собор был возвращён верующим. В 1957-1960 и 1986-1988 годах собор реставрировали. На сегодняшний день Троицкий собор находится в отличном состоянии, охраняется государством.

Троицкий собор представляет собой однокупольный храм с 2-умя двухъярусными башнями-колокольнями. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Внутреннее соборное пространство – крестообразное в плане. Массивные пилоны, поддерживающие своды, разделяют его на 3 нефа. Собор венчает купол на высоком барабане. Общую композицию дополняют 2 монументальные колокольни. Они возвышаются по сторонам лоджии центрального входа, которая оформлена портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны неглубокими филёнками и пилястрами.

Над северным и южным входами находятся барельефные панно, на которых изображены события из Ветхого и Нового заветов. Скульптор – Ф.И. Шубин. Над главным входом – «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», ниже можно увидеть скульптурный ансамбль, изображающий ангелов с орденским знаком святого князя Александра Невского.

Внутри здание сочетает две формы: базиликальную и крестово-купольную. В плане – латинский крест. Приставные коринфские колонны с золочёными капителями украшают главный неф. В барабане, поддерживающем купол, находится 16 окон, через которые происходит основное освещение храма.

Иконостас представляет собой полукруглую нишу с царскими вратами в глубине. Изготовлен из итальянского мрамора белого цвета А. Пинкетти. Детали из бронзы выполнены П.П. Ажи, образа в царских вратах написаны И.А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. В создании остальных образов иконостаса принимал участие Г.И. Угрюмов. В парусах видны изображения 4-ех евангелистов, выполненные Я. Меттенлейтером.

Первоначальная роспись интерьера была исполнена Ф.Д. Даниловым. Но вскоре она была частично утрачена по причине долгого отсутствия отопления в соборе, и поэтому в 1806 году роспись была заменена другой. Ее создал А. делла Джакомо по эскизам Д. Кваренги. В 1862 году своды собора были вновь расписаны. Это сделал П.С. Титов, используя эскизы Ф.Г. Солнцева. Лепкой занимались Д. Фонтана и Ф. Ламони, статуи святых и 20 барельефов выполнил скульптор Ф.И. Шубин. В западной зоне собора был установлен мраморный барельеф митрополита Гавриила (сейчас – в Русском музее).

В алтаре, за престолом, был помещен образ Благовещения Богородицы, выполненный Р. Менгсом. На восточной стене – картина «Воскресение Христово», созданная П.П. Рубенсом, над южными вратами – «Спаситель Благословляющий» А. ван Дейка. Портрет Екатерины II, выполненный Д.Г. Левицким, висел над царским местом, напротив находился портрет Петра Великого. У гробницы располагался серебряный аналой с киотом, где были помещены «ковчежцы» с частицами мощей и иконы. Его в 1806 году подарил император Александр I. С левой стороны от раки – образ Владимирской Божией Матери, с правой – Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в Троицкий собор из Таврического дворца была доставлена малахитовая сень для плащаницы, которую изготовили в 1827-1828 годах в Париже в мастерской П.-Ф. Томира (сейчас – в Эрмитаже). Большое паникадило из серебра, весившее примерно 210 килограммов, пожертвовала Екатерина II.

С начала XX столетия в соборе установился обычай: каждый год, 25 октября (7 ноября), в день смерти Петра Ильича Чайковского, исполнять литургию Иоанна Златоуста, созданную им для смешанного хора.

Смотрите так же:  Православные храмы узбекистана

Александро-невская лавра храм

Вид Александро-Невской Лавры
фото В.Мельников,В.Савик.

13 сентября 1920 г.
В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.

Духовник Александро-Невской Лавры

иеросхимонах Серафим (Муравьев В.Н.) 1927год.

Иконостас храма Сошествия Святого Духа , где был пострижен в монашество
Василий Николаевич Муравьев с наречением имени Варнава.

Свершилось! Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева. Цель, к которой настойчиво и терпеливо он шел почти сорок пять лет, была достигнута.

Храм святителя Николая Чудотворца
— место служения иеродиакона Варнавы (Муравьева)

Феодоровский корпус Лавры.
В левом крыле,примыкающем к Троицкому собору, за вторым и третьим окном второго этажа — келия отца Серафима.

Келия иеросхимонаха Серафима в Лавре.
(http://www.fotopalomnik.ru/im/lv/photo.htm)

Перед тем как начать свое старческое служение, о. Варнава выразил желание облечься в великую схиму. Точная дата принятия о. Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 гг. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни.

Часть братии Лавры. Второй справа в нижнем ряду- духовник Лавры старец иеросхимонах Серафим.

Молва о благодатном старце о. Серафиме широко разнеслась по северной столице и за ее пределами. С раннего утра до глубокой ночи стекалось к келлии батюшки все больше людей, ищущих благословения, совета в трудных обстоятельствах, молитвенной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье о. Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время о. Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Лицо же старца было всегда озарено такой светлой радостью, что никто из братии подумать не мог, что батюшка в то же время терпит настоящую муку. Порою лишь голос его становился едва слышным. Настал день, когда о. Серафим просто не смог подняться с постели.
Новое испытание — болезнь — принял батюшка с удивительным спокойствием и благодушным терпением, словно очередное послушание от Бога. Не было в нем ни малодушия, ни недовольства.
Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону.Врачи утверждали, что только пребывание в подобном климате может укрепить силы о. Серафима. Старец ехать наотрез отказался — так тяжело было расстаться ему со своим служением и со многочисленными духовными чадами. Предвидя скорое начало новой волны гонений и полное разорение Лавры, батюшка искренне желал разделить эти страдания со всей братией.
Однако, воля Божия о нем была иной. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это за послушание. К лету 1930 г. о. Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним, по благословению владыки, в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру- Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в Лавру, навещая о. Серафима. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.

В Келии прп.Серафима Вырицкого в лавре.

В Александро-Невской лавре появился новый храм. Сегодня в церкви «Во имя преподобного Серафима Вырицкого» впервые отслужили Божественную литургию. Там, на втором этаже Фёдоровского корпуса лавры, в начале 20 века была келья отца Серафима — в миру Василия Муравьева. До того, как принять сан, он был крупным петербургским предпринимателем. Неожиданно для современников, фабрикант постригся в монахи, а через несколько лет стал духовным руководителем Лавры. Отец Серафим пользовался огромным авторитетом — люди ехали к нему за советом из самых дальних уголков Российской Империи. Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован. И вот, его келью отреставрировали, и создали небольшую домовую церковь. В храме недавно установили резные «Царские Врата», но ещё предстоят длительные работы по восстановлению обители. Церковь планируют освятить после того, как будет закончено создание иконостаса.

Храм в строительстве.2006г.
Церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого Александро-Невской лавры. Проект иконостаса
( для увеличения в отдельном окне — нажмите на изображение )

2010 год для Петербурга — Год преподобного Серафима Вырицкого

Накануне Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа 2009г., под председательством епископа Выборгского Назария, в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга прошло первое заседание оргкомитета по программе 60-летия преставления и 10-летия прославления преподобного Серафима Вырицкого.

Эти две даты, 60-летие , которое мы будем вспоминать в этом году и 10-летие , которое празднуется в будущем году, как-то невольно подсказали идею проведения года Серафима Вырицкого.

В связи с этим и был создан оргкомитет, который возглавил владыка Назарий . В его состав вошли благочинный Гатчинского округа протоиерей Владимир Фейер, духовенство Вырицы, протоиерей Геннадий Беловолов, представители общественных и государственных организаций.

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру

6 марта 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. ( http://www.patriarchia.ru/db/print/1107108.html )

Патриаршее поздравление епископу Выборгскому Назарию с 25-летием служения в священном сане

Награждение Вл.Назария — 06.03.2010

3 марта 2010 г . 10:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Выборгского Назария, викария Санкт-Петербургской епархии, наместника Александро-Невской лавры, с 25-летием служения в священном сане.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Назарию, епископу Выборгскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 25-летием служения в священном сане.

Ныне Вы имеете возможность воздать молитвенное благодарение Подателю всех благ — Богу за Его милости, обильно ниспосылаемые Вам на протяжении всех лет Вашей жизни.

Путь Вашего церковного становления был нелегок, однако Сердцеведец Господь, видя искренность Ваших устремлений, даровал Вам возможность получить богословское образование в Ленинградских духовных школах, дабы впоследствии совершать служение в Санкт-Петербургской епархии: здесь четверть века тому назад Вы дали монашеские обеты, здесь обрели опыт пастырского, а с прошлого года и архипастырского служения.

Решением Священного Синода на Вас возложено весьма ответственное послушание — с 1997 года Вы являетесь наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. За минувшие годы Вы отдали немало сил делу возрождения монашеской, приходской и епархиальной жизни, восстановлению Коневского монастыря и Лавры, воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.

Во внимание к усердным трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию.

Надеюсь, что Господь и в дальнейшем будет подавать Вам Свою помощь, дабы Вы, совершая служение Святой Церкви, могли являть достойный пример следования своему призванию и верности архипастырскому долгу.

Да хранит Вас Бог в добром здравии на многая и благая лета!

С любовью во Христе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

28 мая 2009г, в праздник Вознесения Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Назария (Лавриненко), наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к новохиротонисанному владыке Выборгскому с Первосвятительским словом и вручил епископу Назарию архипастырский жезл.

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка и возлюбленный о Христе наш сослужитель!

Ныне, когда Православная Церковь торжественно воспоминает одно из основополагающих событий домостроительства таин Божиих — Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа на небо и введение человеческой природы в недра Божественной жизни — ты воспринял за Литургией через возложение рук архипастырей благое бремя епископского служения.

Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, стал преемником апостолов, продолжателем их миссии и, по слову учителя языков, домостроителем таин Божиих (1 Кор. 4, 1).

Свое служение тебе предстоит нести в должности наместника одного из известнейших монастырей Русской Церкви — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, которой ты долго управлял, внутренняя жизнь которой стала неотъемлемой частью твоей собственной жизни и в главном храме которой совершилась, в восстановление древнего обычая, архиерейская твоя хиротония.

Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный Петром I как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения. И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности божественного обетования и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития.

В чем же состоит служение Богу иноческим житием в наше непростое время, когда человек измучен борьбой за возможность жить по совести в искаженном грехом мире?

Прежде всего, иночество должно дать современному человеку пример внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец (Ин 10, 11).

Монастырям необходимо быть очагами миссионерского свидетельствования о Христе, о красоте и истине Православия, о радости жизни в единстве с Богом.

Это значит, что монастырские стены должны быть не средостением между братией и народом, между монастырской общиной и обществом, но прибежищем для ищущих утешения и отрады, местом духовного успокоения и богообщения для тех, кто живет и трудится рядом с нами, кто нуждается в помощи и поддержке. Монашествующие ныне призваны к тому, чтобы служить людям, каждый тем даром, какой кто получил от Бога (1 Пет. 4. 10). Поэтому так важно, чтобы к традиционным монашеским заботам было добавлено ныне и попечение о духовных нуждах и нравственном состоянии наших сограждан, осуетившихся и, нередко, обезверившихся. А применительно к Санкт-Петербургу — огромная ответственность лежит на всей обители: быть действительно подлинным средоточием духовной жизни. Именно на это должны быть направлены твои усилия, именно к этой цели ты должен обращать внимание и усилия всей братии.

Монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни — монастырские стены даются для того, чтобы суета мира сего не разрушила внутренней жизни монашествующих; для того, чтобы дать им возможность, сосредоточившись, отдавать великий благодатный дар людям.

Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных программ. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между Православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть, пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью.

Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания.

Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения.

Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

Прими в руки свои жезл сей, и да будет он для тебя жезлом спасения, достигаемого единством дерзновения личного подвига и послушания Церкви.
Аминь.

«Радуйся, преподобне Серафиме, Вырицкий чудотворче!»

Наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) рассказал о праздновании дня памяти Преподобного Серафима Вырицкого( 3 апреля 2008г.)…

«Сегодня в Александро-Невской лавре прошли торжества, посвященные дню памяти Преподобного Серафима Вырицкого», – рассказал в интервью «Русской линии» наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

По словам отца Назария, сегодня в домовом храме во имя преподобного, который находится в его бывшей келье, состоялся первый престольный праздник. Напомним, что на месторасположение кельи преподобного Серафима Вырицкого указало сразу несколько человек, бывавших на исповеди у преподобного еще во времена его пребывания в Лавре. Сейчас это место представляет собой две сдвоенные большие комнаты в Феодоровском братском корпусе. Размеры комнат позволяют устроить в них полноценный небольшой храм, в котором можно будет совершать службы даже архиерейским чином. Ремонтные работы начались год назад и сейчас уже практически завершены. Освящение храма планируется совершить после того, как будет закончен иконостас, который выполняют сотрудники иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры.

Отец Назарий отметил, что сегодня Божественную Литургию в храме служил игумен Никита (Марков) с братией Александро-Невской лавры. «В следующем году мы будем отмечать 60-летие со дня преставления преподобного Серафима. Пока что в храме еще до конца не закончен иконостас, но мы рассчитываем закончить его как раз к этой памятной дате. Престол храма освящен не архиерейским, а иерейским чином, и мы служим на антиминсе, но сама церковная служба проходит традиционно, как и во всех православных храмах. Преподобный был при жизни очень скромным человеком, и поэтому мы отмечаем его память сугубо церковно, хотя, конечно, в следующем году, по случаю знаменательного юбилея мы намерены провести торжества более широко», – заключил архимандрит Назарий.

СВЯТО — ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО — НЕВСКАЯ ЛАВРА
( http://www.lavra.spb.ru/r_ind.html )

ФОТОГАЛЕРЕЯ — ЛАВРА
( http://www.lavra.spb.ru/r_foto.html )

СВЯТО — ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО — НЕВСКАЯ ЛАВРА



ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ
СВЯТОЙ АПОСТОЛЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ,
МОЛИ БОГА О НАС !

Наши предприниматели должны брать пример с преподобного Серафима Вырицкого»

В Петербурге прошла конференция «Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса»


3 апреля 2009г, в День памяти покровителя русских предпринимателей – преподобного Серафима Вырицкого , на базе Святодуховского центра Александро-Невской Лавры прошла Международная научно-практическая конференция «Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса». Мероприятие провели Санкт-Петербургская общественная организация Собор православной интеллигенции, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Деловое сообщество «ДелоРус», при содействии Санкт-Петербургской духовной академии, Государственного университета технологии и дизайна и института машиностроения, НИИ комплексных социальных исследований, Межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению, журнала «Родная Ладога».

Конференция открылась молебном, который отслужил известный священник, руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», член Союза писателей России, заместитель председателя Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз. После молитвы отец Алексий поприветствовал участников конференции от имени Русской Православной Церкви, Собора православной интеллигенции и Союза писателей России. Затем он зачитал приветственное послание сопредседателя Собора православной интеллигенции архиепископа Курганского и Шадринского Константина.

«Сердечно приветствую всех вас собравшихся в день памяти покровителя предпринимателей преподобного Серафима Вырицкого на международной конференции, чтобы совместно в духе братского взаимопонимания обсудить острую тему нынешнего кризиса и путей его преодоления. Мы вступили в непростой 2009 год, разразившийся финансово-экономический кризис принес новые испытания каждому человеку не только в нашей стране, но и во всем мире. Рухнула глобальная финансово-экономическая башня, как когда-то на заре городской цивилизации – Вавилонская башня. Строители этой башни высотой до небес тоже рассматривали ее как горделивый вызов Богу: сделаем себе имя. Любой кризис – это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты находишься, куда ты устремлен. Бог ставит людей в этот тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации», – отмечается в архипастырском послании.

Когда-то, в так называемые лихие 1990-е, мы уже пережили политический, экономический, социальный и нравственный кризис, вызванный распадом страны. Эти годы стали испытанием не только на физическую выживаемость, но и на нравственную прочность людей. Для многих они определили мировоззрение: либо жить во лжи и насилии, любо во Христе в свете Истины. Сегодняшний кризис не столь страшен для нашей страны как предыдущий, ибо он навязан нашей стране извне, но он снова станет испытанием на прочность духа. Однако я уверен, что мы сумеем преодолеть этот кризис с достоинством. Очень отрадно, что ваша конференция созвана на столь высоком и представительном уровне, призвана совместно с представителями предпринимательства, науки, Церкви обсудить острые проблемы, стоящие перед сегодняшним мировым сообществом. Призываю Божие благословение на организаторов, участников и гостей конференции», – говорится в послании архиепископа Константина.

Далее отец Алексий рассказал о смысле православного предпринимательства. «Православное предпринимательство – это служение Богу и людям в этом мире. Великий представитель православного предпринимательства преподобный Серафим Вырицкий, память которого мы сегодня совершаем, был миллионером, одним из самых богатых людей России, и одновременно он занимался благотворительностью, строил богадельни и храмы. Благодаря его трудовой деятельности, а он был занят трудами буквально день и ночь, благоденствовало много людей. Поэтому всякий человек, занимающийся предпринимательством, должен думать, прежде всего, о том, чтобы его труд и его дело принесло обществу и людям пользу. Таков должен быть критерий деятельности предпринимателя. По сути, это золотое правило Христианства: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, а наоборот, делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе. Предприниматель, который ориентируется на это правило, будет работать на благо общества», – отметил священник.

«Есть еще один важный момент, который мне хотелось бы отметить. На сегодняшний день в головах многих предпринимателей сложилось хищническое отношение, характерное для дикого капитализма, к предпринимательству и прибыли. Прибыль любой ценой – вот их девиз. Такие предприниматели уповают на удачу. Они действуют, как пропагандируют американские вестерны: был голый, нашел доллар, вложил его в бизнес и стал миллионером. Ориентировка на удачу и желание извлекать прибыль любым путем создают крайне тяжелую атмосферу в области бизнеса, приводят, к крушению многих предприятий, к разорению многих людей, и к их моральному и даже физическому уничтожению. Такие установки зародились в 90-х годах из-за того, что русский человек потерял свою культурно-историческую преемственность, были потеряны духовно-этические основы бизнеса, а православное предпринимательство вообще оказалось под запретом как нечто противное и нехорошее. Когда пала советская власть и у людей появилась возможность заниматься православным предпринимательством, то они просто не знали, как вести дело по-православному. Поэтому люди стали копировать опыт американского общества, причем взяли от него все самое худшее, что только могло быть. К сожалению, до сегодняшнего дня идея легкой и быстрой наживы любым путем, а также безумная идея сверхпотребления свойственны многим предпринимателям. Многие разоряются потому, что живут не по средствам, ездят на Канары, покупают яхты, дорогущие машины, роскошные квартиры, берут огромные кредиты, и даже не думают, как будут их отдавать. Во всех своих делах они надеются на удачу. Надежда на удачу приводит к разорению, из-за чего многие даже кончают жизнь самоубийством. Но если бы у таких предпринимателей была правильная духовная установка на бизнес как на делание с пользой для людей и общества, этого бы не случилось. Важно также правильно понимать, что такое добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это то, что вкладывает человек в продукт, который он продает другому человеку. Он должен вложить свои интеллектуальные усилия по улучшению этого продукта. То есть добавленная стоимость – это результат интеллектуальных, организационных усилий, вложенных в продукт. За это человек может получить деньги. Когда же добавленная стоимость не создается, а человек просто перепродает дороже то, что купил дешевле, это называется спекуляцией, которая гибельная по самой своей сути и своему назначению. Это также ведет к разорению. Недержание слова, обман клиентов, обман своих конкурентов – это тоже безумие. Согласно православной этике, обман вообще недопустим. Русские купцы, давая слово, готовы были скорее умереть, чем его нарушить. Такая установка должна возвратиться в наш бизнес. Разруху в головах предпринимателей, которая возникла в результате потери культурно-исторического наследия, в результате привития нам дикого капитализма, надо преодолевать, и тогда было исправляться и общество, и люди. Тогда пройдет и кризис, который был порожден, в том числе, и таким отношением к предпринимательству. Я вижу множество людей, которые разорились потому, что жили не по средствам, из-за безумного потребления, из-за желания схватить и нажиться, из-за упования на удачу. Для большинства людей такое поведение, продиктованное американскими вестернами, послужило одной из безусловных причин кризиса. Те же, которые трудились честно, выживают и развиваются дальше. Безусловно, во многом кризис спровоцирован разрухой в головах людей, который, естественно, неизбежно приводит и к внешнему кризису, в том числе, и к экономическому и финансовому. Я думаю, что пришло уже время для усвоения принципов православного предпринимательства потому, что та безысходность и темнота, в которую завело такое ведение бизнеса, заставляют многих людей задуматься и обернуться к Православию. Крайне важно, что человек не просто называл себя православным, а чтобы он вел и свой бизнес по-православному, руководствуясь духовными и этическими принципами Православия», – считает священник.

В свою очередь, ведущий конференции, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института машиностроения, доктор экономических наук, профессор, член Исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Валерий Андреев считает, что «характерной чертой православного предпринимателя является четкое признание того, что не он является собственником своего предприятия, а лишь распорядителем чужого имущества. Его задача распоряжаться этим имуществом так, как ждет от него Господь. Такое понимание собственности характерно только для Православия, даже в католичестве его нет. Из такого понимания собственности следует восприятия предпринимательства как служения, наподобие служения монашеского, священнического, врачебного, воинского. Православный предприниматель свое дело воспринимает как служение. Ту часть прибыли, которую он не пускает в дело, он тратит на дела любви, на благотворительность, а не на свое личное потребление. Православный предприниматель ограничивает свое личное потребление, он строит не яхты, а храмы». «Понятие «бизнес» – это не просто иностранное слово. Это понятие чуждо русскому человеку. Бизнес направлен только на извлечение прибыли, он основан на корысти. На Руси материальный стимул никогда не был силен. Желание быть богатым не может быть стимулом для русского человека. Русского человека стимулирует интересная работа, возможность делать добро, возможность порадеть за Родину. Православный русский человек проникнут идеей служения. Если дело интересное и хорошее, но маловыгодное, человек будет охотно им заниматься, напротив, выгодное, но сомнительное с нравственной точки зрения дело может и не привлечь русского человека. Принципы православного предпринимательства близки нашему человеку своей системой мотивацией. Эти принципы заложены в русском человеке даже вне общения, на подсознательном уровне», – уверяет ученый.

С приветственным словом к участникам конференции выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Евгений Марченко. «Время проведения конференции выбрано очень правильно. Сегодня день памяти покровителя предпринимательства преподобного Серафима Вырицкого, который был одним из крупнейших предпринимателей России. Несомненно, все наши предприниматели должны брать пример с преподобного Серафима Вырицкого. Конференция проходит в период кризиса, притом глобального кризиса, который коснулся не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Скажу откровенно, что православных людей в российском крупном бизнесе я не встречал, а среди олигархов вообще нет православных людей. Но много православных людей в сфере малого и среднего бизнеса. В развитых странах, в том числе и в США, 90% ВВП производит малый и средний бизнес, и только 10% – транснациональные корпорации и крупные компании. В России, к сожалению, все наоборот: 90% ВВП дает нефтегазовый комплекс и 10% или, может быть, еще меньше малый и средний бизнес. Поэтому если мы хотим благополучно и быстро выйти из этого кризиса, все силы должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Правительство сейчас всеми возможными способами пытается стимулировать предпринимательскую инициативу у населения, конечно, этим надо было заниматься еще вчера, а не сегодня и завтра. Наша конференция должна разработать идеологию, которая поспособствовала бы власти в развитии этого направления. Мы прекрасно понимает, что любое дело без идеологии ни к чему хорошему не приводит», – заключил петербургский депутат Евгений Марченко.

Заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Сергей Шаров объяснил корреспонденту РЛ, почему конференция посвящена преподобному Серафиму Вырицкому. «Апостол Павел пишет: подражайте мне, как я Христу. Человек нуждается в образе для подражания, человек учится на примере подражания кому-то. Даже взрослый человек, а не только молодежь нуждается в примере для подражания. Разумеется, молодежь вообще хорошо воспитывается на примере. Правительство тоже озабочено созданием таких символов. Александр Невский недавно стал символом России и образцом для подражания молодежи. Необходимо в связи с этим думать об образце для подражания предпринимателей. Если рассматривать какие-то образцы, которые можно было бы предложить на конкурс «Имя предпринимателя», то, несомненно, имя преподобного Серафима Вырицкого вышло бы на первое место в этом конкурсе. Серафим Вырицкий был успешный предпринимателем, который не получил состояния по наследству, а что называется «сделал себя сам». Но мы то понимаем, что на самом деле с помощью Божией. Он развил свое дело с нуля, в последствие он имел крупную торговую сеть в различных регионах России, и в странах Европы. Он заботился о своей семье, о родителях. Для него важна была эта забота. Он показал пример того, как надо развивать свое дело. Кроме того, он является образцом духовного совершенствования, он прошел монашеский путь, свои таланты посвятил на благо Церкви. Он достиг в своем духовном развитии вершин, став духовником Александро-Невской лавры. Поэтому он является еще и образцом для подражания духовного развития. Он является сильным святым покровителем. Он показал своей жизнью, что человек может быть и успешным предпринимателем и избранником Божиим одновременно. Именно поэтому такой образец для подражания востребован нашими современными предпринимателями», – полагает Сергей Шаров.

После приветствий началась рабочая часть конференции. Ученые, предприниматели, общественные деятели выступили с докладами, которые будут опубликованы .

Перед конференцией была отслужена Литургия в храме Серафима Вырицкого Александро-Невской Лавры

Смотрите так же:  Храм спаса-преображения тверь