От носорога до корабля: представляем самые интересные образцы «живописи», найденные в разных уголках Земли
Отпечатки ладоней из «Пещеры Замка», или Куэва-де-Эль-Кастильо (Испания), 40 тыс. лет до н.э.
Так называемая Пещера Замка, или Куэва-де-Эль-Кастильо, в Испании была открыта испанским археологом Эрмилио Алькальдом дель Рио в 1903 году. Позднее ее изображения были изучены французским археологом Анри Брейлем. Отпечатки человеческих ладоней сделаны прижатыми к стене руками с распыленной охрой. Здесь встречаются и изображения простых геометрических фигур, и более поздние изображения необычных животных. Есть предположения, что эти росписи принадлежат неандертальцам. Даже если не относить эти образы к наскальной живописи, их вполне можно считать, по их художественной выразительности, ее предшественниками.
Черные носороги из пещеры Шове (Франция), 35 тыс. лет до н.э.
Фото: Delmarty / Alpaca / DIOMEDIA
Пещера Шове расположена на юге Франции. Она была открыта в 1994 году командой спелеологов и получила название по имени одного из них. Считалось, что это самый древний в мире пример наскальной живописи. Кроме того, это место интересно и своеобразием самих образов: такое количество хищников — львов, медведей, а также носорогов — трудно найти в дошедших до нас рисунках древних людей. По большей части изображения касаются охоты и тех животных, которых древний человек употреблял в пищу. До сих пор общепризнанным остается мнение, что пещеры с большим количеством наскальных рисунков имели ритуальное назначение. Там совершались — или лишь однажды совершились — обряды инициации. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся детские следы в таких местах.
Красные быки из пещеры Альтамира (Испания), ок. 25-35 тыс. лет до н.э.
Фото: Universal History Archive / UIG via Getty images
Еще одно собрание шедевров наскальной живописи в Испании — пещера Альтамира. Именно ее открытие в 1879 году впервые обнаружило для мира еще неизвестное тогда чудо живописи древних людей. На ее первооткрывателя, археолога-любителя Марселино-Санс де Саутола, обрушился поток клеветы и обвинений в фальсификации, когда вместе со своим другом из Мадридского университета они опубликовали результаты раскопок и заявили о принадлежности этих рисунков к эпохе палеолита. Только после его смерти удалось установить, что изображениям действительно более 25-35 тысяч лет. В пещере сохранилась полихромная каменная живопись эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура), ее главный образ — быки. Похожие изображения находятся в Скандинавии и Северной Италии.
Изображения людей, национальный парк «Какаду» (Австралия), ок. 18-20 тыс. лет до н.э.
Фото: DeAgostini / DIOMEDIA
Австралийские наскальные рисунки были обнаружены еще в середине XVIII века, однако пристально изучаться стали лишь через столетие. Только в 50-х годах XX века удалось определить, что наскальные рисунки в Национальном парке «Какаду» относятся к 18-20 тыс. лет до н.э. Такая ранняя датировка тем более интересна, если принять во внимание, что в наскальной живописи достаточно поздно появляются изображения людей. Считается даже, что условность первых изображений человека связана с определенного рода табу. Рисунки аборигенов Австралии, как правило, делятся исследователями по двум стилям: так называемые Мими, выполненные тонкими линиями охры, как будто составлены из тонких тростинок, и «рентгеновский» стиль, выдающий тонкое знание анатомии древних людей.
Пятиметровый бык из пещеры Ласко (Франция), ок. 17 тыс. лет до н.э.
Фото: ARCHIVES / AFP
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции. 12 сентября 1940 года она была случайно обнаружена во время прогулки четырьмя школьниками, которые рассказали о ней своему учителю Леону Лавалю. Он, в свою очередь, пригласил для ее изучения археолога и специалиста по истории первобытного искусства Анри Брейля, который позже писал об этом месте: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — ее Версаль». Сейчас там обнаружено более 2 тысяч фигур. Среди них и этот пятиметровый бык — самое большое изображение, известное до сих пор среди наскальных фигур. Интересны и другие образы: голова лошади анфас, фигура наподобие человеческой с птичьей головой, а также различные геометрические фигуры. Существует предположение, что эти образы не только имеют обрядовое значение, но и являются визуальной передачей мифологических героев и сюжетов.
Коровы с ритуальными символами, пещерный комплекс Лаас-Гааль (Сомали), самые древние изображения, 9-8 тыс. лет до н.э.
Фото: Robert Harding Premium / AFP
Лаас-Гааль обнаружила французская экспедиция в конце 2002 года. Это 10 неглубоких пещер (альковов), составляющих комплекс с прекрасно сохранившимися изображениями. Этот комплекс — самые древние росписи полуострова Сомали — известен странными образами коров, украшенных ритуальными символами. Какое участие эти изображения принимали в ритуалах и о каком культе свидетельствуют «наряды» этих коров — неизвестно. Очевидно, однако, что искусством в том смысле, в каком оно представляется нам сейчас, эти изображения точно не были. Стоит только принять во внимание тот факт, что пещеры с наскальной живописью не освещались. Среди искусствоведов существует мнение, что последними, кто видел эти рисунки до нас, могли быть сами авторы в момент творения.
Корабли в пещере Лаха Альта (Испания), ок. 6 тыс. лет до н.э.
Фото: Juanlu Gonzalez / wikimedia.org
В испанской наскальной живописи, в частности в пещере Лаха Альта, сохранились любопытные примеры пересечения древней общинной культуры с развивающейся рядом цивилизацией. Эти образы поздней наскальной живописи относятся к 6-му тысячелетию до н.э. и представляют корабли финикийских мореплавателей глазами испанских аборигенов.
Скала «Газета» Сан-Хуан (США), 2 тыс. лет до н.э.
Фото: John Warburton Lee Photography / DIOMEDIA
Так называемая скала «Газета» (Newspaper Rock) находится в округе Сан-Хуан штата Юта. Датировка всех изображений на ней охватывает почти 2 тысячи лет древней человеческой культуры в этом регионе. Эта стена, площадью всего лишь 19 квадратных метров, полностью покрыта сотнями древних индейских наскальных рисунков — петроглифами. Характер изображений, который сказался на условном названии этого места, действительно подчеркивает сходство этой площади с самыми древними средствами массовой информации, известными по более поздним античным памятникам. По содержанию эта древняя «газета» содержит образы людей, животных, различных орудий и фигур, которые, вероятно, имеют отношение к культуре индейцев фремонт, анасази, навахо и англо.
6 пещера в горах испании с палеолитической живописью
Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)
Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, «задним числом» и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.
1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.
Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:
В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них («Черный салон» Нио официально «открыт» наукой только в сентябре 1906 года).
Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее — в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.
История с открытием «Сикстинской капеллы» доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.
После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.
Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения («Происхождение видов. » Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.
Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:
Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова «Дело Альтамиры» (журнал «Вокруг света», 1972, № 9).
Вот ещё несколько ссылок по теме:
Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:
Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д. Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:
С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:
«Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рёв и воинствующие крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому» мастерству мог бы позавидовать современный художник-анималист» (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: «Искусство», 1985).
Есть, разумеется, и другие изображения, не менее впечатляющие:
В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.
Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом в другой раз.
Источники фото — donsmaps.com, coursecontent.westhillscollege.com, Flickr.com.
Posts from This Journal by “первобытное искусство” Tag
«Ладушки»: первобытные отпечатки рук в пещерах и то, что было после
Что общего между отпечатками ладоней на стенах древних пещер, игрой «в ладушки», изображениями Богоматери на средневековых иконах и присягой на…
Искусство палеолита. Пещера Ласко
Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция). 18-15 тыс. л. н. Местонахождение: Франция, департамент Дордонь. Возраст изображений:…
Пещера Альтамира — «картинная галерея» доисторического человека
Адрес: Испания, регион Кантабрия, в 30 км города Сантандера
Год открытия: 1879 год
Длина: 270 м
Открыл: археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола с дочерью
Координаты: 43°22’57.0″N 4°07’13.0″W
«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.
Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.
До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.
Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты.
Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.
Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства
Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые. Художники увековечили движения зверей во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны.
Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей. Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
По примитивным рисункам, оставленным на стенах жилищ древними людьми тысячелетия назад, можно узнать не только, сколько мамонтов убили охотники, но и как менялось человечество
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско. Мексика
Изображения сделаны в период с 100 года до н. э. по 1300 год н. э. Размеры некоторых достигают двух метров. Возможно, поэтому позднейшие предания повествуют об обитании здесь расы гигантов.
Культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана. Азербайджан
Более 6000 изображений, люди и животные. Некоторые практически в натуральную величину. Датируются ранним неолитом (8-е тысячелетие до н. э.). Важное место отведено тщательно прорисованным женским фигурам — главой рода была мать.
Плато Тассилин-Аджер. Алжир
Один из древнейших центров обитания человека в Сахаре. По сюжетам 15 000 рисунков можно проследить, как изменялся климат с 6-го тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.
Археологический парк Сан-Агустин. Колумбия
Основная масса изображений I–VIII веков. Изначально они были цветными. У изваяний расширенные зрачки (возможно, отображена традиция племен использовать во время ритуалов галлюциногены).
Стоянки древнего человека в пещерах Ягуль и Митла в центре долины Оахака. Мексика
Рисунки в пещере Ягуль появились 3000 лет до н. э.
Росписи пещеры Грот-Шове-Пон-д’Арк, район Ардеш. Франция
Копия рисунков из пещеры Шове. Оригинальные созданы 30 000–32 000 лет назад (сейчас вход в Шове разрешен только археологам, копию пещеры откроют в этом году).
Скальные жилища Бхимбетка. Индия
Росписи периода от мезолита до конца доисторического времени. Сюжеты наскальных изображений отражают некоторые сохранившиеся до сих пор традиции местных жителей.
Наскальные изображения в Кондоа. Танзания
Рисунки наносились по крайней мере в течение двух тысячелетий. Некоторые до сих пор имеют сакральное значение для людей из близлежащих деревень.
Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство на севере Испании. Испания
Копии рисунков полутора- и двухметровых животных эпохи позднего палеолита (15 000–11 000 лет до н. э.). Оригиналы находятся в соседней пещере. Побывав здесь, Пикассо сказал: «После работ в Альтамире все искусство пошло на спад».
Наскальная живопись в районе Цодило. Ботсвана
4500 рисунков. Большинство находится на так называемом «женском холме». По поверьям местных племен, отсюда боги управляют миром.
Комплексы петроглифов Монгольского Алтая. Монголия
Ранние изображения относятся к периоду, когда здесь были леса с дичью (11 000–6000 лет до н. э.).
Наскальная живопись в Валь-Камонике. Италия
Самые старые рисунки созданы 8000 лет назад.
Наскальные рисунки в Альте. Норвегия
Подлинные изображения (4200–500 лет до н. э.) бесцветны. Некоторые покрасили для туристов.
Петроглифы Твифелфонтейна. Намибия
Первые петроглифы появились здесь 5000 лет назад.
Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер. Франция
Рисункам в пещере Ласко более 17 000 лет. В пещеру доступа нет, ее копия находится рядом.
Национальный парк Серра-да-Капивара. Бразилия
Возраст росписей — более 25 000 лет, что доказывает существование одной из самых древних человеческих общин на территории Южной Америки.
Доисторическая наскальная живопись в Сьега-Верде. Испания
Среди нескольких сотен изображений (22 000–8000 лет до н. э.) человек встречается лишь однажды.
Наскальная живопись в горах Тадрарт-Акакус. Ливия
Рисунки сделаны от 12 000 лет до н. э. до 100 года н. э. Свидетельствуют об изменениях климата. Когда-то в Сахаре были леса и озера.
Неолитический объект Чаталхёйюк. Турция
Изображения украшали стены жилищ людей в 8–6-м тысячелетии до н. э.
Наскальные рельефы в Тануме. Швеция
Рисунки выбиты не позже 1500 г. до н. э. Некоторые окрашены для туристов.
Археологический объект Аль-Хиджр. Саудовская Аравия
Первые изображения созданы около 15 000 лет назад.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Казахстан
Самые старые петроглифы датированы второй половиной 2-го тысячелетия до н. э.
Фото: Павел Балабанов / РИА Новости, Alamy / Legion-media (x4), Karolynaroca (cc-by-sa), Diomedia, AFP / East News, AGE / Legion-media, Alamy / Legion-media (x2), Shutterstock (x2), Luca Giarelli (CC-BY-SA 3.0), Thomas Schoch (CC-BY-SA 3.0), AFP / East News (x2), Shutterstock (x2), Alamy / Legion-media (x2), Diomedia
Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.
15.1. Открытие Саутуолы
Изображения на стенах пещер южной Франции известны давно. Первым упоминанием об искусстве палеолита считается описание грота Руффиньяк (тогда известного под названием Кро дю Клузо), сделанное одним из любимцев Маргариты Наваррской. В 1575 г. Франсуа де Бельфлорес писал: «. в Перигоре есть пещера: вошедших в нее встречают великие чудеса — здесь под землей. красивые залы и комнаты. В них алтари и росписи во многих местах изображают контуры или следы крупных и мелких зверей разных видов. «
История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г. в узкую трещину на склоне холма Альтамира (Испания) попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г. его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. «Торос, Торос»,- закричала она. Дон Марселино поднял голову и замер в изумлении: огромное стадо быков беспорядочно сгрудившейся массой заполняло все пространство потолка, сплетаясь в единый клубок. Открытие Саутуолы было подтверждено специалистом по древним культурам X. Виланова и даже «освещено» посещением короля Испании, Альфонса XII, который оставил копотью свечи свой автограф на стене пещеры. Но затем последовали более печальные события.
Выдающийся археолог Мортилье не признал подлинности находок Саутуолы, а участники Международного археологического конгресса (Лиссабон, 1880) даже отказались осмотреть пещеру Альтамира. Слабым утешением была лишь весть о том, что в пещерную живопись поверил И. С. Тургенев, упомянувший о находках Саутуолы 18 мая 1880 г. в Москве, на открытии памятника А. С. Пушкину. В 1888 г., осмеянный и забытый, Саутуола скончался.
Рис. 76. Рисунок бизона из пещеры Альтамира, Испания. |   | |||||||
Дальнейшая судьба пещеры Альтамира в чем-то напоминает судьбу ее первооткрывателя. В 1902 г. Э. Картальяк обнародовал знаменитое в мире археологов «Покаяние скептика»: «Я впал в заблуждение, начало которому положено 20 лет назад, и вот его надо выкорчевать и устранить. » Он публично попросил извинения у дочери Саутуолы Марии за то, что поставил под сомнение доброе имя ее отца. В этом же году Каргальяк и де-Брейль тщательно исследовали рисунки Альтамиры, насчитав в ней более 150 изображений. Свежесть красок, впечатляющие позы, жизненность рисунков произвели на них громадное впечатление. Позже оказалось, что здесь изображены не только быки, но и бизоны (рис. 76), лошади, кабаны, олени, а также — колдуны получеловеческого, полуживотного облика. Был доказан и позднепалеолитический (мадленский) возраст рисунков, написаны десятки статей и монографий. Пещера Альтамира была оборудована для посещения и стала модным объектом туризма. Только в 1935 г. через нее прошло 45 тысяч человек. Это вызвало опасные изменения температуры и влажности воздуха, появление бактерий и водорослей на освещенных натеках. Начали разрушаться и рисунки: изменился их цвет, «расплылись» контуры. В 1976г. пещера была закрыта для посещений. Через год восстановился естественный микроклимат, но не живопись. Тогда было решено создать «Альтамиру-2». На стене Научного музея в Мюнхене с применением новейших методов (тысячи фотограмметрических снимков, отливки из силиконового каучука, роспись с использованием природных красок и пр.) в натуральную величину (длина — 18 м, ширина — 6-10 м!) был воссоздан потолок пещеры со всеми рисунками. А сама пещера, названная Сикстинской капеллой палеолитического искусства, объявлена заповедной. Альтамира вызвала «цепную реакцию открытий». В 1901 г. была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей); в 1912 г.- в пещере «Трех братьев» (сыновей фрацузского археолога Бегуэна) — рисунки оленей и человека в маске; в 1940 г.- непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном. Впервые примененные методы радиоуглеродного датирования дали возраст 15 тысяч лет до н. э.- среднемадленское время позднего палеолита. И опять история повторилась. Ласко, оборудованная для туризма, «заболевает», ее тщетно пытаются «лечить» (использовано более 25 различных антибиотиков и даже химические яды), закрывают для посетителей. Сейчас близ настоящей Ласко сооружена и открыта для экскурсий ее точная копия — «Ласко-2». Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны ) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г. в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. «Школа живописи» находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела «филиалы» в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе. Можно уверенно утверждать, что эпоха «великих открытий» в пещерной живописи еще не миновала. В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал (рис. 77). В 1990-1991 гг. на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей.
|