Меню

2 исаакиевский собор в санкт-петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Досье

Исаакиевский собор в Санкт?Петербурге: история и легенда. Справка

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ? его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ? отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели «божье знамение», и храм был заброшен.

Смотрите так же:  Пожар в свято-троицком соборе

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ? Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ? Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ? многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ? каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ? в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ? светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Смотрите так же:  Собор кордовы

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Самой роскошной постройкой николаевской эпохи был и остается Исаакиевский собор, одна из главнейших достопримечательностей России. Выбор названия собора не случаен. День 30 мая в православном календаре отведен святому Исаакию Далматскому, в этот же день родился Петр I Великий.

На сегодняшний день официальное название достопримечательности — музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор был заложен при Екатерине II, в сокращенных размерах достроен из кирпича при Павле I. Александр I признал постройку недотягивающей до статуса первого по великолепию в столице храма, и, придерживаясь первоначального плана, решил перестроить храм заново из мрамора.

Архитектором будущей достопримечательности Санкт-Петербурга император выбрал французского художника Монферране. В 1819 году начались работы, однако из-за нехватки средств, продвигались они очень медленно. Постройка собора затянулась почти на 40 лет. Строительные работы продолжались в течение всего царствования Николая I, и закончились только в год его смерти.

Хотя Исаакиевский собор был достроен при Николае I, однако внутри не был ещё вполне отделан, поэтому его освящение состоялось только в 1858 году. Однако и после этого, внутри продолжались работы.

Николай I очень любил величавые творения архитектуры и инженерного искусства. Все постройки периода его царствования отличаются тщательностью, широтой замысла, дорогой отделкой. Казна не жалела средств на достижение царственной красоты и вековечной прочности в памятниках зодчества.

Отделка и внутреннее убранство

Собор имеет форму четырехугольника, с гранитными террасами с каждой из четырех сторон и громадными портиками. Портики представляют собой колонны цельного гранита, каждая 45 метров высоты. Обработка и полировка колонн стоила огромного труда. Всего в соборе 112 наружных колонн. Снаружи и изнутри стены облицованы олонецким и итальянским мрамором, при этом, на одну внутреннюю отделку ушло 8 тысяч тонн мрамора.

Верх здания увенчан куполом с 4 платформами, а по углам выстроены четыре колокольни. Высота собора с куполом внутри составляет более 88 метров. В купол помещаются 12 вызолоченных фигур ангелов, 40 фигур ангелов, пророков и патриархов. На внутреннюю позолоту ушло 208 кг золота. Живопись храма принадлежит кисти таких великих художников 40-х и 50-х годов, как Карл Брюллов, Нефф, Басин, Штейбен, Шамшин. Главный иконостас выполнен из белого мрамора, опирается он на колонны из ляпис-лазури и малахита. Они единственные во всем мире.

Адрес: Исаакиевская пл., 4, Санкт-Петербург.

Часы работы музейного комплекса “Исаакиевский собор”: с 10:30 до 18:00 (ежедневно, кроме среды).

Увлекшись живописью в Храме, не стоит забывать о посещении Эрмитажа, который состоит из 6 зданий, построенных лучшими архитекторами своего времени.

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину от коллектива СПБ ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Коллектив Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» глубоко озабочен ситуацией, сложившейся в связи с готовящейся передачей Исаакиевского собора РПЦ и, как следствие, фактической ликвидацией всего музейного комплекса.

Обеспечение сохранности такого сложного объекта, каким является Исаакиевский собор, возможно только при системном подходе с участием большого числа специалистов разного профиля.

Музей успешно осуществляет функции уже более 80-ти лет. Первоочередным предметом нашей постоянной заботы является сохранение сложнейших инженерно-архитектурных конструкций и уникального декора интерьера с монументальной живописью, мозаикой и декоративной скульптурой.

Наиболее уязвимой (в случае передачи здания РПЦ) окажется монументальная живопись центрального свода и подкупольного пространства. Это шедевры русской живописной школы академиков Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и других. Из-за сложности климатических условий Санкт-Петербурга работы по наблюдению, консервации и реставрации объекта не прекращаются ни на один день. Ежегодно только на реставрацию живописи Музей тратит от 80 до 100 млн. рублей из средств, полученных от уставной деятельности. На протяжении последних двух десятилетий СПБ ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» не получает дотаций из государственного бюджета и полностью обеспечивает содержание и реставрацию памятников, находящихся в управлении Музея.

В случае передачи здания собора РПЦ и ликвидации государственного музея средства на содержание и реставрацию памятника необходимо изыскивать в бюджете Санкт-Петербурга.

Профессионально организованная работа музея позволяет не только принимать в Исаакиевском соборе свыше 2,5 миллионов туристов в год, но и безвозмездно на протяжении 20 лет обеспечивать проведение ежедневных утренних, вечерних церковных служб, а также всех праздничных служб с участием Патриарха и митрополитов.

Смотрите так же:  Расписание богослужений в покровском соборе

В 2019 году в соборе прошло 640 богослужений, которые посетили 18 тысяч человек (0,1 % общего числа посетителей музея).

После завершения строительства собора в 1858 году, Священный синод просил императора Александра II передать Исаакиевский собор в его ведение. На запрос Синода Александр II наложил следующую резолюцию: «Собор является крупным памятником государственного достояния, на который истрачено казною свыше 23 миллиона народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства». Для сравнения: Аляска в 1867 году была продана в два раза дешевле, за 11 миллионов рублей.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.09.2012 за № 1646 Исаакиевский собор в числе других объектов федерального значения был передан в собственность Санкт-Петербурга. Сегодня Администрация города в лице Комитета имущественных отношений принимает решения, которые создают угрозу состоянию уникального памятника архитектуры, являющегося объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Руководству музея отдаются устные распряжения, противоречащие друг другу и законам Российской Федерации.

Культурное сообщество понимает серьезность происходящих событий и активно поддерживает Музей. Положение, в котором сегодня находятся Музей и сам Исаакиевский собор, вызывает непонимание и озабоченность не только у петербуржцев, но и у многих россиян.

Прежде всего потому, что существующий и сберегаемый сегодня за счет самостоятельно заработанных Музеем средств уникальный памятник Российской Истории и Культуры передается в безвозмездное пользование некоммерческой организации (РПЦ), существующей на пожертвования, т.е. не имеющей известного бюджета. В этих условиях расходы на сохранение и реставрацию Собора возлагаются на плечи налогоплательщиков (бюджет Санкт-Петербурга), т.к. город остается его собственником. При этом механизм взаимодействия «безвозмездного пользователя» и «собственника» законом № 327 ФЗ от 2010 г. не определен и в сложившийся ситуации трактуется по простой формуле: «пользуемся мы – платите вы».

Из средств массовой информации нам известно, что Правительство Санкт-Петербурга, без согласования с Вами, готовит «праздничную» передачу Собора РПЦ в ускоренном порядке к 16 апреля 2019 года. Формально оно вправе самостоятельно принимать такое решение, но в данном случае вопрос стоит не о городском, а общенародном достоянии! Все эти действия производятся с грубейшими нарушениями норм действующего законодательства!

Обращаемся к Вам не только как к Гаранту Закона, но и как к коренному ленинградцу, знающему наш общий город изнутри!

В сложившейся ситуации с Исаакиевским собором, связанной с неоднозначностью трактований закона № 327-ФЗ от 2010 г., просим Вас приостановить его действие до рассмотрения, обсуждения и принятия решения об особенностях его применения в отношении объектов, используемых государственными учреждениями в культурных целях, в том числе относящихся к категории объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Обращение принято на общем собрании коллектива Музея единогласно.

Присутствовало: 322 работника.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

2 исаакиевский собор в санкт-петербурге

Созданный архитектором Огюстом Монферраном храм Преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра.

Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости, Медный всадник и золотой кораблик Адмиралтейства.

Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с украшенными портиками фасадами.

Само здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком.

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером.

Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А.Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.

Исаакиевский собор – высокий образец единства монументального и декоративного искусства.

© ГМП «Исаакиевский собор» 2009-2019